Технология проектного обучения на уроках химии
Проектные технологии – это одно из перспективных направлений современного образования, их называют ещё технологиями четвёртого поколения, реализующими личностно- ориентированный подход в обучении. Почему метод проектов сегодня так востребован и популярен? Потому что в современном обществе проектирование всё шире применяется в традиционных сферах человеческой деятельности: архитектуре, строительстве, машиностроении и др. Популярным становится проектирование экологическое, социальное, генетическое. Широкое распространение получили гуманитарные проекты: в журналистике, на телевидении, в шоу-бизнесе. Поэтому, используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.
При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи: развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; самостоятельно конструировать свои знания; интегрировать знания из различных областей наук; критически мыслить.
Элементы проектной деятельности формирую в рамках традиционных уроков вначале как, обще учебные, а затем как специальные, поэтапно. Для такой работы подходят практические, лабораторные работы, уроки с организацией группового взаимодействия с распределением работы в группе. Например, самостоятельное планирование выполнения лабораторной работы или опыта. Уже на первых этапах изучения химии возможно проведение практических работ проектного плана. В начале курса химии в 8 классе возможно изучение профессий связанных с химией.
Учебный проект позволяет вырабатывать и развивать специальные умения и навыки у школьников, а именно учить их:
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению конкретных подпроблем, формированию ведущей проблемы и постановки задач, вытекающих из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию содержательной деятельности;
-поиску и выбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
-практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и не типовых, ситуациях;
-выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
-презентации в различных формах результатов своей деятельности с использованием специально подготовленного продукта проектирования
(макета, плаката, компьютерной презентации, моделей и др.);
- самоанализу и рефлексии (самостоятельному определению результативности и успешности решения проблемы проекта)
Формируя проектирование, как универсальное умение, которым в той или иной степени должны владеть все учащиеся, проектные уроки нужно внедрять непосредственно в классно-урочную систему и предусматривать их проведение в тематическом планировании. Однако, проектное обучение не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение.
Ценность такого опыта применения проектно- исследовательского подхода в изучении учебной темы, на мой взгляд, состоит в том что, учитель имеет возможность организовать работу по формированию ключевых компетенций учащихся:
-предметные (усвоение темы);
-обще учебные (работа с научным текстом, подбор нужной информации);
-информационно-технологические (использование ПК);
-коммуникативные и др.
Учащиеся при этом получают опыт творческой, результативной созидательной работы.
Отчеты - презентации, составленные на таких уроках, используются в дальнейшем, как учебные пособия. Учащиеся видят, что результаты их труда находят применение и это является лучшим подтверждением значимости учебной деятельности.
На уроке- проекте, когда время ограничено, можно изучить только некоторые вопросы.
Проектные уроки-обобщения требуют большого количества времени на подготовку и сбор информации, их относят к проектам урочно – внеурочным. Таких проектов целесообразно планировать не более двух-трех в учебном году, обычно они завершают учебную тему.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока, до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний. Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, т. к.
• учитель помогает ученикам в поиске источников;
• сам является источником информации;
• координирует весь процесс;
• поддерживает и поощряет учеников;
• поддерживает непрерывную обратную связь учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.
Например, в 10 классе тему «Природные источники углеводородов» можно начать проектом «Нефть», «Природный газ», «Каменный уголь». По типу проект относится к информационно - исследовательскому, межпредметному. По времени - к среднесрочному. Учебная цель: расширить знания учащихся о природных источниках углеводородов, их применении и переработки. Немаловажно при этом уделить внимание формированию информационных, исследовательских и коммуникативных компетенций старшеклассников. В профильном социально – гуманитарном классе, учащиеся были заранее распределены по группам для изучения материала по предложенной теме, формированию выступления, экспериментальной поддержке рассматриваемого вопроса, подготовки презентации по материалам выступления.
Во внеурочное время проектная деятельность учащихся по химии организована в рамках научного общества учащихся (НОУ).
Работа над проектом для учащихся это возможность проявить себя, раскрыть свои творческие способности. Для учителя работа над проектом это возможность выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми пережить вдохновение и радость творчества.
Литература
1.Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения/Директор школы-.1995.-№6.-С.39-40
2.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для Учителей и студентов педагогических вузов.-М.АРКТИ,2003.
3.Химия: проектная деятельность учащихся./ Авт- сост. Н.В.Ширина. Волгоград: Учитель, 2007.
4.Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр «Педагогический поиск»,2001.