СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический классный час: " Блокадный хлеб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом году наша страна будет отмечать 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война.  Сегодня на классном часе мы познакомимся с одной такой  страницей. А посвящена она блокадномуЛенинграда.  

Просмотр содержимого документа
«Тематический классный час: " Блокадный хлеб"»


Тематический классный час « Блокадный хлеб» (2-а класс)

Дата: 27.01. 2020

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы классного часа.

- В этом году наша страна будет отмечать 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война.

- Война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Сегодня на классном часе мы с вами познакомимся с одной такой страницей. А посвящена она блокадномуЛенинграда.

3. Основная часть.


От гадайте загадку

Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место…
(Хлеб)

Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря, океаны. добывают нефть, газ в глубинах земли. А хлеб остаётся хлебом. Это слово означает – жизнь.

- Так что такое хлеб? Сделайте вывод из сказанного. (Хлеб - важнейший продукт, который даёт жизнь). * ЖИЗНЬ* - на доску

Обсудим пословицы.

1.Хлеб – наше богатство.

2.И обед нам не обед, если к супу хлеба нет.

3.Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.


- Оказывается, ребята, не всегда было так, как сейчас. Был и другой хлеб. Хлеб, которым делятся с тобой в трудную минуту. Такой хлеб не имеет равного по вкусу.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ « БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД»

- Город Ленинград, ныне это город Санкт-Петербург. Ещё этот город называют северной столицей нашей страны. 8 августа 1941 года этот город оказался со всех сторон окружённым врагом.


- Понятия дети и война несовместимы! Однако юным ленинградцам, детям блокадного города, пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ... Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.


- В это время в городе находилось более трёх миллионов человек, и среди них 400 тыс детей. Вместе со взрослыми дети и подростки Ленинграда встали на защиту любимого города. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах.


- К началу блокады продовольствия в городе осталось немного. К тому времени немцам удалось разбомбить склады с продуктами.

«С мякиной, с трухой, со жмыхом,

Он всё же казался желанней всего!

И матери тяжко и тайно вздыхали,

Когда на частицы делили его.

-

- Да, ребята, хлеба людям не хватало, а чтобы не умереть с голоду, как-то сохранить силы для борьбы с врагом, хлеб выпекали из специальной смеси:


- Такому хлебу люди были рады, берегли каждую крошечку.

(Показываю на слайде военную пайку хлеба и отрезанный кусочек чёрного хлеба)

-. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы – лебеды, древесных опилок.

- И все же блокадная пайка хлеба была той единственной ниточкой, которая соединяла ленинградцев с жизнью!


- Можно быть сытым то такого кусочка? Его делили на три части: утро, день и вечер, чтобы хоть немного себя поддержать.

- Что значила эта корочка хлеба для человека? (Она была бесценна, дороже золота)

- Чтобы получить такой кусочек хлеба, давались специальные карточки, без неё хлеба не давали. Многие умирали с голода.

Кто ел такой хлеб, тот знает его цену. И мы с вами должны помнить о том, что хлеб – это ….(все выводы, сделанные раннее)


- Первая блокадная зима 1941 года выдалась необычайно суровой: с трескучими морозами, жестокими метелями, сильными ветрами.

- В Ленинграде не было ни топлива, ни электричества, не ходил транспорт. В квартирах было очень холодно, не горел свет. Чтобы обогреться ленинградцы жгли мебель, книги.

Сотни тысяч ленинградцев погибло в ту зиму от холода и голода! Фашисты бомбили Ленинград с воздуха, обстреливали из пушек.


- В январе 1942 г. от голода и холода в Ленинграде умирало ежедневно от 3 до 4 тысяч человек. По занесенным снегом улицам ленинградцы везли на санках тела умерших родных и друзей, чтобы похоронить их в братских могилах.


- Блокада оставила страшную память о себе множеством таких братских могил, главной из которых в Ленинграде стало Пискаревское кладбище. Всего в первую блокадную зиму в Ленинграде погибло 650 тысяч жителей города.

- До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки — Тани Савичевой.

В нём всего девять страниц. Из них на шести — даты. И за каждой — смерть.

Шесть страниц — шесть смертей: «Сегодня умер дедушка». На следующей странице: «Сегодня умерла мама»... День за днем умирали Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено: «Умерли все. Осталась одна Таня».

- Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.

- Но город все же не сдавался! Работали заводы, школы и даже театры.

- Ребята! Слышали ли вы о Дороге жизни, которая соединяла ленинградцев с большой землей? Что это была за дорога?


- Зимой Ладожское озеро замерзло, и вот по льду шли грузовики. В Ленинград они везли продовольствие, медикаменты, боеприпасы для войск. А из Ленинграда вывозили обессиленных от голода и холода людей — женщин, детей, стариков.


Дорога жизни

Рвутся на Ладоге мины,

С треском рушится лед.

Все же идет машина,

Хлеб в Ленинград везет.

Хлеба кусочек малый

Ребенка от смерти спас.

Дорогою жизни стала

Эта дорога для нас!


- 900 дней блокадное кольцо сжимало Ленинград. 12 января 1943 г. Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Южнее Ладожского озера была построена железная дорога, и город стал снабжаться продуктами.

- Зимой 1943 г. Ленинград был полностью освобожден бойцами Красной Армии!

Минута молчания.


Хлеб святой.

Принесла бабушка хлеб из магазина.

А Катя не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:

- Фу, какой плохой хлеб!

Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

- Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если хлеб невкусный, говорят:

хлеб плохо выпечен …

- А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катруся. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Сергеем стали его футболить.

- Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка. – Ты так никогда не делай и Юрчику не позволяй. Не доела - в хлебницу положи, после доешь, а если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.

Катруся задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

- Я больше никогда не буду плохо говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня …

Бабушка погладила внучку по голове и ласково обняла её.


Вывод: Хлеб святой, даёт пищу, силу, относиться к нему надо уважительно, бережно, трепетно.

VI. Представьте, что мы с вами на сцене театра. С каким чувством вы передадите характер бабушки? (Поучительный, опытный взгляд на жизнь, строгая и ласковая, …)

4. Практическая работа.

- К сожалению, и в наше время есть такие места, где дети гибнут под бомбами. Умирают от голода и болезней. Не знают, что такое тёплый дом, мамина ласка, умная книга. Они протестуют, как умеют: рисуют плакаты и картины, пишут стихи.

- Я предлагаю и вам внести свой вклад в дело за мир, за победу. Все вместе мы можем создать плакат о мире, о победе.

- У вас на столах лежат голуби. Голубь – это символ мира. Придумайте и напишите на своих голубях синонимы к слову мир, пожелания о мире.

Дети пишут пожелания и вывешивают своих голубей на доску. На доске заголовок: «Мы за мир!»

5. Подведение итогов.

- Ребята, что вы чувствуете, глядя на нашу работу?

* Выслушиваются ответы детей.

- Я полностью присоединяюсь к вашим чувствам. Пусть над нашей планетой сияют мирные звёзды. И пусть дышится глубже, спокойней, вольней.

Мир – это главное слово на свете.

Мир очень нужен нашей планете!

Мир нужен детям!

Мир нужен взрослым!

Мир нужен всем!

Мир! Мир! Мир!

Дети исполняют Песню «Солнечный круг».

3