Классный час на тему: «Терроризм-угроза личности, обществу, государству.»
Подготовила учитель начальных классов Утинская Н.В.
Формы организации работы: рассказ учителя, беседа, выступление подготовленных учеников, групповая работа, просмотр слайдов.
Цель: сформировать у учащихся представление о терроризме; акцентировать внимание учащихся на необходимости проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов; содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости; ознакомить учащихся с основными правилами поведения в условиях теракта (памятка каждому учащемуся).
Подготовительная работа: подготовить ученика к выступлению «Что такое терроризм»; подобрать спокойную классическую музыку, разделить класс на две группы; подготовить для каждого учащегося памятки «Правила поведения в случае террористической угрозы».
Структура:
1. Организационный момент
2. Введение в тему классного часа
· Вступительное слово учителя
· Выступление ученика «Что такое терроризм»
3. Раскрытие темы классного часа
· Выступление учителя «Крупные теракты»
· Выступление ученика «Права и обязанности»
· Выступление ученика «Хорошие качества человека»
· Разбор ситуаций. Памятки
4. Подведение итогов классного часа. Рефлексия
Ход занятия:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя: Тема нашего классного часа (Слайд 1) «Терроризм – угроза личности, обществу, государству». Цель урока: разобраться, что такое терроризм, какие последствия и жертвы имеет террористический акт, каким нужно быть человеком, как вести себя в случае угрозы или во время теракта.
Выступление ученика:
(Слайд 2) Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти.
Терроризм:
· Является незаконным актом насилия.
· Запугивает правительство или общественность.
· Его задача-это добиться определенных целей.
Насилие направлено против гражданских лиц. Исполнители малочисленны, являются членами организованных групп. Их акции совершаются так, чтобы привлечь максимум внимания и оказать воздействие на власть или определённые группы населения причиняя физический ущерб.
Выступление учителя: С сожалением приходится признать: мы живем в век терроризма. И поэтому каждый человек – взрослый и ребенок – должен знать сущность терроризма и возможные способы защиты от него.
Крупные теракты 1990 —2000 гг. (Слайд 3, 4):
· газовую атаку нервно-паралитическим газом зарин в токийском метро в марте 1995 (погибло 12 человек, было отравлено 5 тыс. человек),
· взрыв в Оклахома-Сити 19 апреля 1995 (погибло 168 человек),
· взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске в сентябре 1999 (погибло 300 человек),
· атака захваченных террористами самолетов башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 (погибло более 3 тыс. человек),
· захват около 800 заложников во время демонстрации популярного мюзикла «Норд-Ост» в Москве в октябре 2002 (погибло 130 заложников),
· взрыв дискотеки курортного места на острове Балу в октябре 2002 (погибло 189 человек, ранено 300),
· взрывы в Грозном (декабрь 2002) (число жертв 60 человек), в Моздоке (август 2003) (погибло 49 человек),
· захват заложников в школе североосетинского города Беслан (1-3 сентября 2004) (погибло 335 человек, ранено более 1000, большинство пострадавших – дети),
· 24 января 2011 в зале международных прилетов аэропорта Домодедово прогремел взрыв. Его инициировал террорист-смертник, который смешался с толпой встречающих. По предварительным данным, мощность взрыва составляла 7 кг в тротиловом эквиваленте. Погибли 35 человек, пострадали 168 человек.
Три стороны конфликта террористической акции (Слайд 5):
· Те, кто совершает теракт (террористы).
· Непосредственные жертвы акции.
· Те, кого хотят запугать и заставить вести себя определённым образом.
Беседа. Попробуем охарактеризовать поведение первой и второй стороны. (Выслушиваются мнения учащихся, и делаем вывод).
Террористы – злые, безжалостные люди, никого им не жаль – ни мужчин, ни женщин, ни беззащитных детей.
Жертвы террористов – наоборот, люди сострадающие, готовые прийти на помощь незнакомым людям.
Выступление ученика. Теракт 24 января 2011 года: врачам, которые прибывали в аэропорт, помогали выжившие свидетели теракта; сотрудники аэропорта выводили пассажиров на улицу. И это не единственный террористический акт, в котором люди, которым удалось выжить или получили незначительные увечья, помогали тем, которые были в тяжелом состоянии.
У каждого человека, гражданина своего государства есть права и обязанности. Значит он должен не только что-то требовать, но и сам выполнять определенные требования. Например, гражданин обязан защищать свою родину; беречь государственное имущество; заботиться о родных и близких; никому не причинять боли, не моральной и тем более физической и так далее.
Учитель. Как вы думаете как надо вести себя, чтобы не стать террористом?
(высказывания учащихся)
Выступление ученика (Слайд 6):
· быть добрым и милосердным,
· быть вежливым человеком,
· уважать друг друга и окружающих,
· совестливым и порядочным,
· уметь откликаться на чувства других и стремиться всем прийти на помощь.
Учитель. Терроризм в России обусловлен общественными противоречиями. Они оказывают негативное влияние на все стороны общественной жизни страны. Важнейшей предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами спецслужб, является умение граждан противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасности.
· Ребята, как же не стать жертвой теракта? (Следует избегать посещение регионов, городов, мест и мероприятий, где возможно проведение теракта).
· Что такое гражданская бдительность? (Подозрительные люди, оставленные без присмотра предметы).
· Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов? (не трогать, не вскрывать, дождаться прибытия милиции).
· Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? (упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться помочь другим людям)
Теперь поработаем в группах. Попробуйте за 7 минут составить самые важные, самые главные правила поведения в различных ситуациях.
Задание 1 группы. Как не стать жертвой теракта?
Задание 2 группы. Как вести себя в заложниках?
Памятка 1. (Слайд 7)
Как не стать жертвой теракта?
· Будьте внимательны; обращайте внимание на посторонних людей; не стесняйтесь, если что-то вам покажется подозрительным, сообщить об этом старшим.
· Не дотрагивайтесь до бесхозных сумок, пакетов, свертков; не подбирайте никаких вещей, даже ценных: мина-ловушка может быть замаскирована под игрушку, ручку, мобильный телефон и т.д.
· О подозрительных предметах сообщайте в ближайшее отделение милиции или сотрудникам патрульно-постовой службы.
· Следите за бесхозными помещениями, чердаками, подвалами.
· По возможности избегайте больших скоплений людей, где увеличивается вероятность теракта.
Памятка 2. (Слайд 8)
Как вести себя в заложниках?
Помнить главное – цель остаться в живых.
· Как можно быстрее взять себя в руки, всеми силами подавить в себе панику и постараться успокоиться.
· Подготовиться к моральным, физическим и эмоциональным испытаниям.
· Говорить спокойным ровным голосом.
· Ни в коем случае не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.
· Переносить лишения, оскорбления и унижения без вызова и возражений.
· Экономьте и поддерживайте силы.
· Не совершайте любых действий, спрашивайте разрешения.
· Меньше двигайтесь.
· Помните, что для вашего освобождения делается всё необходимое и возможное.
Подведение итогов классного часа. Рефлексия
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Что понравилось, не понравилось на уроке?
Учитель. Толерантность – от латинского слова, ТЕРПИМОСТЬ, ВЕРА. Чтобы быть толерантным, нужно соблюдать правила общения. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от нас отличается. Надо помнить, что все мы люди, а также быть хорошим и толерантным человеком. Толерантный человек никогда не будет националистом, террористом или вандалом, не будет уничтожать всё вокруг себя, делить людей по национальному признаку.