Роль методической работы в обеспечении возможностей для получения качественного образования в условиях модернизации образования приобретает всё большее значение. Главная задача методической работы – создание таких условий, в которых бы учитель и педагогический коллектив в целом просто не мог бы работать некачественно.
Анализ методической работы является итоговым документом, отражающим реализацию задач, качество образования, уровень выполнения рабочих программ, ведение документации.
Цель анализа методической работы:
– оценка деятельности педагогических работников школы;
– выявление проблемы, поиск путей решения проблем,
– разработка целей и задач для годового плана работы;
– определение путей совершенствования работы школы.
Источники анализа методической работы:
– данные внутришкольного контроля, таблицы, диаграммы, графики, качественные характеристики;
– школьная документация;
– анализ результатов административных контрольных работ, диагностики, итоговой аттестации обучающихся;
– работа с педагогическими кадрами (повышение профессиональной компетенции, самообразование, открытые уроки);
– итоги аттестации педагогических работников;
– работа методических объединений;
– результаты участия учителей и обучающихся в мероприятиях разного уровня.
Методический инструментарий анализа
1. Оценить полноту и глубину итогов работы за предыдущий учебный год.
полнота | глубина |
1) Анализ основных направлений в работе: – качество образования; – выполнение рабочих программ; – работа по интеллектуальному развитию обучающихся – аттестация педагогических работников – повышение профессиональной компетентности педагогических работников | 1) Оценка достигнутых результатов. 2) Выявление причинно – следственных связей в ходе анализа; – общая характеристика итогов работы; – определение факторов, оказавших положительное или отрицательное влияние на методическую работу. |
2) Всесторонность анализа: – оценка состояния методической работы; – результативность мероприятий по повышению качества образования, профессиональной компетентности педагогов и интеллектуальному развитию обучающихся; – возможные недостатки в организации методической работы. | – Выявление причин возникновения факторов, положительно или отрицательно влияющих на осуществление различных направлений в методической работе. |
2 .Определить степень обоснованности постановки задач методической работы на год:
– вытекают ли задачи из анализа результатов работы;
– конкретны ли они, реально ли их решение в течение одного учебного года, возможно ли проконтролировать и оценить их выполнение;
– соблюдается ли преемственность в постановке задач.
3. Оценить качество и содержание работы.
4. Составление аналитической справки.
Анализ методической работы осуществляется по направлениям деятельности.
Примерная схема анализа методической работы.
Выполнение задач, поставленных перед школой на учебный год, и степень их выполнения, анализ причин невыполнения.
Сведения о кадровом составе
Работа педагогического коллектива школы над единой методической темой.
Внутришкольный контроль: анализ качества преподавания и качества знаний учащихся. Оценка уровня их воспитанности
по итогам проверок,
по итогам экзаменов,
по итогам контрольных, срезовых работ,
по итогам посещения уроков;
овладение нестандартными, активными формами и методами обучения;
определение причин недостатков.
Анализ работы МО (по предметам, классное руководство) с указанием самого существенного, ценного опыта (основные задачи, стоящие перед М/О, степень их выполнения), какие формы и методы оказались самыми эффективными. Кто из педагогических работников и в каких видах работ принимал активное участие, какова результативность.
Освоение современных педагогических технологий.
Оценка результативности всех форм повышения квалификации педагогических кадров, методического уровня (опираясь на результаты обучения учащихся, на уровень сформированности ЗУН/УУД у учащихся по предмету):
Определить основные положительные и отрицательные качества, показать динамику в уровне сформированности ЗУН, выявить причины недостатков, выделить учителей, требующих методической помощи.
Аттестация педагогических работников.
Передовой педагогический опыт
Работа педагогического коллектива по развитию интеллектуальных способностей обучающихся и выявление одаренных детей.
11. Анализ основных недостатков в организации и проведении методической работы в школе (по всем направлениям): перечень недостатков, недоработок; причины их появления; какие меры по их ликвидации планируются.
12.Задачи методической работы на новый учебный год.
Методическая тема на новый учебный год
Все эти вопросы вытекают один из другого, тесно связаны между собой причинно-следственными связями и должны рассматриваться в единстве и взаимодействии.
Для более точного диагностирования проблем планирование и организацию работы школьной методической службы мы осуществляем на основе SWOT-анализа. Аббревиатура английских слов, которая означает следующее: Strengths — сильные стороны, Weaknesses — слабые стороны, Opportunities — возможности, Threats — угрозы. Методика проведения SWOT-анализа достаточно проста и помогает сосредоточиться на конкретных фактах, полученных в ходе анализа внешней и внутренней среды. Основной целью SWOT-анализа методической работы является исследование сильных и слабых сторон в деятельности общеобразовательного учреждения с целью их преобразования и совершенствования к существующим возможностям и угрозам внешней среды. К сильным и слабым сторонам мы относим факторы, являющиеся внутренними для школы: организация системы управления, использование различных технологий обучения, подготовка педагогических кадров и др. Внешние факторы, возможности и угрозы анализируются как составляющие окружающей среды школы.
Данный вид анализа можно проводить по любым аспектам методической работы
Приведу несколько примеров.
SWOT – анализ качественного состава педагогических кадров
Цель анализа: анализ подбора и расстановки кадров, выявление результативности повышения квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров на результативность учебно-воспитательного процесса.
S Сильные стороны | W Слабые стороны |
1. Высокая образованность педагогического коллектива-55% учителей имеют высшее образование. 2.Увеличение количества учителей высшей квалификационной категории - 17% 3. Высокая работоспособность коллектива 4. Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, происходит обмен опытом. | 1. Невысокая категорийность педагогического коллектива- 56% |
O Возможности | T Угрозы |
1.Увеличение количества учителей высшей и первой квалификационной категории. | 1. Нет притока молодых кадров |
Выявленные проблемы:
Задачи:
SWOT – анализ повышения квалификации кадров.
S Сильные стороны | W Слабые стороны |
1. 11 педагогов (61%) за 2014-2015 учебный год прошли курсы повышения квалификации. 2. 100% учителей имеют курсы по ФГОС | 1. Самостоятельный поиск новых идей и знаний для решения своих профессиональных проблем; 2.Низкая активность учителей по повышению квалификации через дистанционные курсы, 3. Отсутствие курсов по работе с детьми с ОВЗ. |
O Возможности | T Угрозы |
1. Имеют достаточную возможность для обобщения своего опыта на муниципальном уровне 2. Повышение конкурентоспособности учителей. | |
Выявленные проблемы: повышение конкурентоспособности учителей. Самостоятельный поиск новых идей и знаний для решения собственных проблем, низкая активность учителей по повышению квалификации через дистанционные курсы, низкий процент прохождения курсов по работе с детьми с ОВЗ.
Задачи: мотивировать учителей на непрерывное повышение педагогического мастерства; в начале учебного года предоставить список сайтов в Интернете, где предлагают дистанционное обучение; обеспечить выполнение плана повышения квалификации через курсы в ИПКПР
SWOT-АНАЛИЗ методической недели
Цель анализа: определить эффективность методической недели как формы МР.
S Сильные стороны | W Слабые стороны |
1. Создание ситуации определения и осознания собственного уровня в сравнении с опытом коллег 2. Демонстрация профессиональных достижений педагогов 3. Высокий уровень проектирования и проведения открытых уроков. 4. Обозначение адресов ППО. 5. Можно увидеть на практике реализацию инновационных идей | 1. Недостаточный уровень аналитических умений учителей- предметников проведения анализа и самоанализа уроков. 2. Наличие педагогов категории «сидящих на заборе», стремление уйти от собственных проблемных зон. |
O Возможности | T Угрозы |
1. Совершенствовать технологию проведения МН. 2. Инициировать участие в подготовке публикаций и статей в педагогические издания по материалам МН и собственного опыта. | 1. Отсутствие активной профессиональной позиции отдельных педагогов. |
Педагогический мониторинг должен быть не только делом администрации, но и руководителей ШМО, а также и самих учителей. Учителя должны уметь проводить самодиагностику успешности своей педагогической деятельности, видеть уязвимые места в своей работе. Это поможет правильно и эффективно строит свою самообразовательную деятельность, образовательный процесс в целом. А руководителям ШМО необходимо грамотно анализировать результативность каждого педагога, показывая сильные и слабые его стороны; нацеливать методическую работу на рост мастерства учителя. Процедура анализа дается педагогам непросто, т.к. в сильных и слабых сторонах они обычно отмечают несущественные критерии, в препятствиях и возможностях обозначают внешние, не зависящие от них факторы.
Цель анализа работы (в том числе и методической) – сформировать аналитическое обоснование для планирования, цели и задачи на предстоящий год, для чего необходимо вычленить факторы и условия, положительно или отрицательно повлиявшие на результаты деятельности.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево"
МКОУ СОШ с. Лазарево
Технология анализа
методической работы в школе
Прусак Е.В..
замдиректора по УВР
МКОУ СОШ с. Лазарево