«Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной»
Задание 1. Спишите, расставьте знаки препинания. Сопоставьте схемы предложений с самими предложениями.
Предложения
Смею спросить сказал он вы в каком полку изволили служить
Помилуй батюшка Пётр Андреич сказал Савельич Зачем ему твой заячий тулуп
Батюшка Пётр Андреич произнёс он дрожащим голосом не умори меня с печали
Что же ты стоишь закричал я сердито
Я отвернулся и сказал ему Поди вон Савельич я чаю не хочу
Схемы
«П?!» – а.
«П, – а. – П?»
«П, – а, – п».
«П, – а, – п?»
А: «П».
Задание 2. Распределите предложения по двум группам: предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью. Расставьте знаки препинания
Хочешь, я расскажу тебе песню? соглашается Рагим.
Рагим сказал что рожденный ползать летать не может
Уж подумал что больше речи птиц его не обманут.
Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет подумал Уж.
Уж подумал зачем такие как Сокол смущают душу.
И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы О, если б в небо хоть раз подняться
Я знаю счастье!.. Я видел небо ответил Сокол.
Дрожало небо от грозной песни Безумство храбрых – вот мудрость жизни
Задание 3. Замените косвенную речь прямой.
Спрашивает её старик громко Ты откуда пришла что тебе здесь нужно?
Девочка показала ему свою пустую корзину и говорит Нужно мне набрать в эту корзину подснежников.
3асмеялся старик Это в январе-то подснежники? Вон что выдумала!
Подарить Вам шарики обратился к старухе Чебурашка.
Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал Слушай Цветик научи меня писать стихи.
Отец вчера говорил На заре хорошо клюёт.
Задание 4. Исправьте ошибки в употреблении предложений с прямой и косвенной речью. Запишите их в исправленном виде.
Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
Меня спросили, где я раньше работал?
Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда он заехал.
Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
Задание 5. Запишите, расставляя недостающие знаки препинания.
Как-то я спросил ребят на одной заставе, можно ли определить, сколько времени прошло с тех пор, как оставлены следы. И сразу кто-то из мальчишек засмеялся: здесь нужен самый точный пограничный прибор! Какой спросил я. Собака! почти хором крикнули мальчишки. Ни один прибор не может так провести по следу, как собака! сказал мне и лейтенант Виталий Гуров.
Задание 6. Запишите предложения так, чтобы слова автора разрывали прямую речь. Для слов автора используйте слова для справок.
Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Любу.
Извините за беспокойство. Не могли бы вы сказать, как проехать к Белорусскому вокзалу?
Добрый вечер! Давайте знакомиться. Меня зовут Иван Фёдорович.
Слова для справок: 1. Произнёс незнакомый голос. 2. Обратился ко мне прохожий. 3. Сказал, улыбаясь, мой сосед по купе
Упражнение 7. Найдите прямую и авторскую речь. Спишите, расставьте знаки препинания
Господин прапорщик сказал я как можно строже Разве вы не видите что я к вам пришел?
Лошади измучились мы продрогли; метель гудела сильнее и сильнее точно наша родимая северная только ее дикие напевы были печальнее заунывнее.
И ты изгнанница думал я плачешь о своих широких раздольных степях! Там есть где развернуть холодные крылья а здесь тебе душно и тесно как орлу, который с криком бьется о решетку железной своей клетки.
Мы взяли человек пять солдат и уехали рано утром. До десяти часов шныряли по камышам и по лесу нет зверя. Эй не воротиться ли говорил я К чему упрямиться Уж видно какой задался несчастный день.
Максимыч! сказала ему капитанша Отведи господину офицеру квартиру, да почище.
Упражнение 7. Найдите прямую и авторскую речь. Спишите, расставьте знаки препинания
Господин прапорщик сказал я как можно строже Разве вы не видите что я к вам пришел?
Лошади измучились мы продрогли; метель гудела сильнее и сильнее точно наша родимая северная только ее дикие напевы были печальнее заунывнее.
И ты изгнанница думал я плачешь о своих широких раздольных степях! Там есть где развернуть холодные крылья а здесь тебе душно и тесно как орлу, который с криком бьется о решетку железной своей клетки.
Мы взяли человек пять солдат и уехали рано утром. До десяти часов шныряли по камышам и по лесу нет зверя. Эй не воротиться ли говорил я К чему упрямиться Уж видно какой задался несчастный день.
Максимыч! сказала ему капитанша Отведи господину офицеру квартиру, да почище.
Упражнение 7. Найдите прямую и авторскую речь. Спишите, расставьте знаки препинания
Господин прапорщик сказал я как можно строже Разве вы не видите что я к вам пришел?
Лошади измучились мы продрогли; метель гудела сильнее и сильнее точно наша родимая северная только ее дикие напевы были печальнее заунывнее.
И ты изгнанница думал я плачешь о своих широких раздольных степях! Там есть где развернуть холодные крылья а здесь тебе душно и тесно как орлу, который с криком бьется о решетку железной своей клетки.
Мы взяли человек пять солдат и уехали рано утром. До десяти часов шныряли по камышам и по лесу нет зверя. Эй не воротиться ли говорил я К чему упрямиться Уж видно какой задался несчастный день.
Максимыч! сказала ему капитанша Отведи господину офицеру квартиру, да почище.
Упражнение 7. Найдите прямую и авторскую речь. Спишите, расставьте знаки препинания
Господин прапорщик сказал я как можно строже Разве вы не видите что я к вам пришел?
Лошади измучились мы продрогли; метель гудела сильнее и сильнее точно наша родимая северная только ее дикие напевы были печальнее заунывнее.
И ты изгнанница думал я плачешь о своих широких раздольных степях! Там есть где развернуть холодные крылья а здесь тебе душно и тесно как орлу, который с криком бьется о решетку железной своей клетки.
Мы взяли человек пять солдат и уехали рано утром. До десяти часов шныряли по камышам и по лесу нет зверя. Эй не воротиться ли говорил я К чему упрямиться Уж видно какой задался несчастный день.
Максимыч! сказала ему капитанша Отведи господину офицеру квартиру, да почище.
«Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной» (часть 2)
Упражнение 8. Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью, запишите их.
ОБРАЗЕЦ: Учитель спросил ученика: «Ты готов к ответу?» -
Учитель спросил ученика, готов ли он к ответу.
Лесничий сказал: «Перед охотой нужно хорошо отдохнуть».
Мы встретили друзей и спросили: «Куда вы идёте?»
Учитель попросил дежурного: «Принеси, пожалуйста, мел».
Я спросила подругу: «Ты пойдёшь сегодня на дискотеку?»
Бабушка попросила внучку: «Прочитай мне это письмо».
Упражнение 9. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, постройте к ним схемы.
Уложив котомку, старик снял с левой руки деревянный браслет и сказал Возьми капитан береги он принесёт тебе счастье
Погоди, капитан сказал Дерсу.
Что будем делать спросил я Дерсу.
Не надо капитан говорил он испуганно и торопливо.
Теперь подумал я тропинка куда-нибудь приведёт
Упражнение 10. Спишите, расставляя знаки препинания.
А как ваше здоровье Славу богу не пожалуюсь сказал Собакевич И точно, не на что было жаловаться, скорее железо могло простудиться и кашлять, чем этот на диво сформированный помещик Да вы всегда славились здоровьем – сказал председатель и покойный ваш батюшка был тоже крепкий человек Да на медведя один хаживал отвечал Собакевич Мне кажется сказал председатель вы бы тоже повалили медведя, если бы захотели выйти против него Нет, не повалю отвечал Собакевич покойник был меня покрепче.
Упражнение 11. Запишите данный текст в виде диалога.
Ну, а теперь расскажи мне, что ты сейчас пишешь. Я пишу книгу. Повесть? Не совсем. Роман? Нет. Её совершенно нельзя назвать романом. А, я знаю, ты пише…шь очерки. Вряд ли. Так видно это будет нечто (авто)б…ографическое. Чтобы её написать, нужно рассказать о людях, с которыми пришлось повстречаться в течение жизни. Так что же ты пишешь в конце концов? Книгу.
Упражнение 12. Расставьте знаки препинания, постройте схемы.
Каникулы! радостно кричали дети.
В развитии народной жизни видел Чернышевский причину развития языка.
Пугачёв сказал Гринёву Ты передо мной виноват.
Какая у вас температура? спросил врач.
Почему мне не ехать вправо? спросил ямщик Где ты видишь дорогу?
Упражнение 13. Переделайте предложения из прямой речи в косвенную и наоборот
Врач спросил: «Что вас беспокоит?»
Очевидцы рассказали: «Мужчина сам бросился под поезд».
«Красота требует жертв», - отвечают парикмахеры.
Врачи говорят о том, что курение вредно для лёгких.
Автор написал, что книга – лучший подарок.
Ученики знают, что быстрое и внимательное чтение – полезный навык.
Учитель спросил, кто из ребят дежурный.
Учитель сказал, что за мелом сходит Сергей.
Коля сказал, что его брат – сварщик.
Упражнение 14. Придумайте авторскую речь и присоедините к ней данную прямую речь. Постарайтесь составить предложения так, чтобы авторская речь стояла в начале, середине и в конце предложений.
«За рулем надо быть предельно внимательным: в ущелье дорога вьется по самому краю обрыва».
«Это не голубой туман, это с горной высоты открылся вид на море».
«Зимой мы вывешиваем кормушку для птиц».
«Радуют глаз первоцветами лесные опушки».
«Через два часа начнется пурга».
Упражнение 15. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Преобразуйте прямую речь в косвенную, а косвенную - в прямую
Образец: "Ты сделал уроки?" - спросил меня папа. - Папа спросил меня, сделал ли я уроки.
Друзья отметили, что в моей новой квартире очень уютно.
Остановитесь пожалуйста попросил я таксиста у этого дома на две минуты.
Тренер спросил Нину за сколько секунд она сможет пробежать стометровку.
Идите за мной сказала она взяв меня за руку.
Аркадий сказал что этот дом построил его дед.
Я попросил сестру передать книгу в библиотеку.
Как долго ты планируешь гостить в Никольском? спросил меня Пётр.
И тут Евгения подумала что наверное ей не стоило возвращаться на вокзал.
Очень красивая улица! воскликнули экскурсанты. Как она называлась до революции?
Упражнение 15. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Преобразуйте прямую речь в косвенную, а косвенную - в прямую
Образец: "Ты сделал уроки?" - спросил меня папа. - Папа спросил меня, сделал ли я уроки.
Друзья отметили, что в моей новой квартире очень уютно.
Остановитесь пожалуйста попросил я таксиста у этого дома на две минуты.
Тренер спросил Нину за сколько секунд она сможет пробежать стометровку.
Идите за мной сказала она взяв меня за руку.
Аркадий сказал что этот дом построил его дед.
Я попросил сестру передать книгу в библиотеку.
Как долго ты планируешь гостить в Никольском? спросил меня Пётр.
И тут Евгения подумала что наверное ей не стоило возвращаться на вокзал.
Очень красивая улица! воскликнули экскурсанты. Как она называлась до революции?
Упражнение 15. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Преобразуйте прямую речь в косвенную, а косвенную - в прямую
Образец: "Ты сделал уроки?" - спросил меня папа. - Папа спросил меня, сделал ли я уроки.
Друзья отметили, что в моей новой квартире очень уютно.
Остановитесь пожалуйста попросил я таксиста у этого дома на две минуты.
Тренер спросил Нину за сколько секунд она сможет пробежать стометровку.
Идите за мной сказала она взяв меня за руку.
Аркадий сказал что этот дом построил его дед.
Я попросил сестру передать книгу в библиотеку.
Как долго ты планируешь гостить в Никольском? спросил меня Пётр.
И тут Евгения подумала что наверное ей не стоило возвращаться на вокзал.
Очень красивая улица! воскликнули экскурсанты. Как она называлась до революции?
Упражнение 15. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Преобразуйте прямую речь в косвенную, а косвенную - в прямую
Образец: "Ты сделал уроки?" - спросил меня папа. - Папа спросил меня, сделал ли я уроки.
Друзья отметили, что в моей новой квартире очень уютно.
Остановитесь пожалуйста попросил я таксиста у этого дома на две минуты.
Тренер спросил Нину за сколько секунд она сможет пробежать стометровку.
Идите за мной сказала она взяв меня за руку.
Аркадий сказал что этот дом построил его дед.
Я попросил сестру передать книгу в библиотеку.
Как долго ты планируешь гостить в Никольском? спросил меня Пётр.
И тут Евгения подумала что наверное ей не стоило возвращаться на вокзал.
Очень красивая улица! воскликнули экскурсанты. Как она называлась до революции?
«Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной» (часть 3)
Упражнение 16. Дополните предложения, включив в них прямую речь и расставив недостающие знаки препинания.
1) ... ! — строго сказал учитель. — ... .
2) ... , — убеждённо говорил капитан нашей команды. — ....
3) ... ? — вежливо спросил прохожий. — ... ?
4) ….! – возмущенно произнесла мама. — …!
5) …., — сказал мой друг. — …..?
Упражнение 17. Расставьте недостающие знаки препинания.
Приятели называли его «тюфяком» за его медлительность, неповоротливость и неловкость. Внимание «тюфяка» привлекли крики которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.
Там он увидел Димку Ковалёва, который размахивал руками и кричал
Тонет Тонет
Кто тонет не спеша спросил «тюфяк».
Не видишь, что ли огрызнулся Димка. Пацан тонет. Под лёд провалился. Что стоишь
Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва Что же ты не поможешь ему Но он был «тюфяк» и не догадался этого сделать.
«Тюфяк» был толще и тяжелее Димки но он шагнул на лёд.
Упражнение 18. Расставьте недостающие знаки препинания.
Никита пошел далее во двор и пришел в сарай где в темноте стояла пустая бочка. В ней жил какой-нибудь маленький человек днём он спал а ночью выходил наружу ел хлеб пил воду и думал что-нибудь а наутро опять прятался в бочку и спал.
Я тебя знаю, ты там живешь сказал Никита сверху в темную гулкую бочку а потом постучал по ней кулаком. Вставай, не спи лодырь Что зимой есть будешь Иди просо полоть
В бочке было тихо. Помер он что ль подумал Никита.
Никита выбежал из сарая во двор. На небе светило доброе солнце... и Никита в испуге поглядел на солнце чтобы оно защитило его.
Там житель в бочке живет сказал Никита, смотря в небо.
«Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной» (часть 3)
Упражнение 16. Дополните предложения, включив в них прямую речь и расставив недостающие знаки препинания.
1) ... ! — строго сказал учитель. — ... .
2) ... , — убеждённо говорил капитан нашей команды. — ....
3) ... ? — вежливо спросил прохожий. — ... ?
4) ….! – возмущенно произнесла мама. — …!
5) …., — сказал мой друг. — …..?
Упражнение 17. Расставьте недостающие знаки препинания.
Приятели называли его «тюфяком» за его медлительность, неповоротливость и неловкость. Внимание «тюфяка» привлекли крики которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.
Там он увидел Димку Ковалёва, который размахивал руками и кричал
Тонет Тонет
Кто тонет не спеша спросил «тюфяк».
Не видишь, что ли огрызнулся Димка. Пацан тонет. Под лёд провалился. Что стоишь
Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва Что же ты не поможешь ему Но он был «тюфяк» и не догадался этого сделать.
«Тюфяк» был толще и тяжелее Димки но он шагнул на лёд.
Упражнение 18. Расставьте недостающие знаки препинания.
Никита пошел далее во двор и пришел в сарай где в темноте стояла пустая бочка. В ней жил какой-нибудь маленький человек днём он спал а ночью выходил наружу ел хлеб пил воду и думал что-нибудь а наутро опять прятался в бочку и спал.
Я тебя знаю, ты там живешь сказал Никита сверху в темную гулкую бочку а потом постучал по ней кулаком. Вставай, не спи лодырь Что зимой есть будешь Иди просо полоть
В бочке было тихо. Помер он что ль подумал Никита.
Никита выбежал из сарая во двор. На небе светило доброе солнце... и Никита в испуге поглядел на солнце чтобы оно защитило его.
Там житель в бочке живет сказал Никита, смотря в небо.