Тип урока: изучение нового материала |
Педагогические задачи: познакомить со стихотворением А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»; создать условия для развития наблюдательности, умения видеть красоту в обыденной жизни; содействовать развитию речи, мышления, интереса к чтению, формированию выразительного, осознанного чтения, умения работать над техникой чтения; создавать условия для развития творческих способностей, воспитания сочувствия, сопереживания всему живому, формирования умения находить рифму и рифмовать |
Планируемые результаты |
Предметные: выразительно читают и рассказывают стихотворения современных поэтов; работают с текстом; находят рифмы | Метапредметные: познавательные: строят речевые высказывания; структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; строят рассуждения; осуществляют анализ; регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; коммуникативные: описывают объект (передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка) | Личностные: имеют представление о ценности и уникальности природного мира, охране природы; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать |
Образовательные ресурсы: модели обложек |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Я желаю вам, ребята: На уроке не скучать, Не лениться, не зевать… Быть активными и дружными, Любознательными и послушными. Ждет в конце урока всех Его Величество Успех! | Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Дети настроились на работу | Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе |
II. Проверка домашнего задания | – Прочитайте наизусть стихотворение «Песня матери» А. Плещеева или придуманную вами колыбельную | Читают выразительно стихотворение или колыбельные, сочиненные дома | Осуществляют контроль и оценку |
III. Постановка учебной задачи | – Поэты видят красоту окружающего мира – так рождаются стихи. У каждого поэта свой особый стиль. Сегодня на уроке мы узнаем, как Анна Андреевна Ахматова воспевала в своих лирических произведениях красоту родной природы | Внимательно слушают | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний |
IV. Работа по теме урока. 1. Рассказ учи-теля об А. Ахматовой | Рассказывает о творчестве А. Ахматовой. (См. ресурсный материал.) | Внимательно слушают | Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. |
2. Первичное чтение стихо-творения | Читает стихотворение | Читают вполголоса |
3. Беседа | – Вам понравилось это стихотворение? – Какие чувства вы испытываете после прослуши- вания? – Стихотворение А. Ахматовой состоит из восьми строчек. Лирический герой радуется наступлению весны, видит ее особые приметы. В начале стихотворения изображаются конец февраля и начало марта, луг, отдыхающий под плотным снегом | Отвечают на вопросы |
Физкультминутка | Мы дружно потрудились, Немного устали. Быстро все встали. Руки подняли. И дружно начнем, Все грудью вздохнем | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
4. Работа по со-держанию стихотворения | – Подтвердите строчками из текста, что весна еще не наступила. – Какие первые признаки весны уже ощущаются? – Вы чувствовали такую же легкость с приходом весны? – Какие признаки наступления весны замечает героиня? Что изменилось в ее восприятии мира? – То состояние и настроение, которыми делится героиня, возможны только с наступлением весны? | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Осуществляют структурирование знаний |
V. Закрепление темы | Творческая мастерская. – А сейчас мы с вами отправимся в творческую мас- терскую. – Попробуйте написать, используя рифмы, стихи о весне, приходе весны. Передайте свои чувства, настроение, связанные с приходом весны. Весна ото сна шумок говорок цветет хоровод | тепло кругом хотели улетели знакомо из дома | | Сочиняют стихотворения, используя рифмы | Устанавливают причинно-следственные связи. Осуществляют структурирование знаний |
VI. Итог урока. Рефлексия | – Что вам особенно понравилось на уроке? – Что нового узнали? – О чем расскажете родителям? – Продолжите предложения: • Было интересно … • Мне захотелось … • Мое настроение в конце урока … | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одно-классников | Умеют проводить самооценку. Адекватно реагируют на трудности |
Домашнее задание | Подготовить выразительное чтение стихотворения А. Ахматовой | Записывают задание на дом, задают вопросы | Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Анна Андреевна свое счастье видела в творчестве. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек. Ведь недаром говорят, что на рубеже веков рождаются и творят гении. Одним из таких является Анна Андреевна.
В автобиографии «Коротко о себе» А. Ахматова пишет:
«Назвали меня Анной в честь бабушки; моя мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я «не сообразив», что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным псевдонимом». Настоящая фамилия у Анны Андреевны – Горенко.
Все главные вехи Анна Ахматова связывает со своими стихами. Стихотворения носили характер дневниковых записей, были проникнуты мотивами грусти и одиночества. Поэт говорил о человеческих чувствах без прикрас, совеем просто и ясно.
Каждое лето вплоть до 1917 года Ахматова проводила в имении своей свекрови Слепнёво (Тверская губерния), которое сыграло а ее творчестве значительную роль.
Земля этого края дала ей возможность прочувствовать и познать потаённую красоту русского национального пейзажа. Здесь она написала стихотворение «Перед весной…». Это стихотворение написано в самой сжатой – предельно лаконичной форме восьмистишия.