Урок в 3 классе по предмету « Окружающий мир» на тему:
Признаки зимы.
Цель:
систематизировать знания обучающихся о признаках зимы, о зимних явлениях, о влиянии похолодания на жизнь людей.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей отличать признаки зимы;
- развивать связную речь;
- уточнять и расширять словарь;
- активизация мыслительной и познавательной деятельности;
- расширять кругозор обучающихся;
- учить делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Коррекционно-развивающие:
- развивать память, внимание, наблюдательность;
- развивать моторику;
- развивать процессы анализа и синтеза;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать самостоятельность;
-коррекция личностных качеств.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к природе, чувства переживания, желание помочь животным в трудные времена;
- воспитывать положительную мотивацию к обучению, старательность.
Формирование УУД:
Познавательные:
- анализ, синтез, сравнение, классификация;
- получать информацию, понимать текст, изображение.
Регулятивные:
- умение организовывать свою учебную деятельность;
- активная деятельность;
- принимать поставленные задачи и следовать им;
- контроль, самоанализ, саморегуляция;
Коммуникативные:
- работать в коллективе, сотрудничать;
- умение строить высказывания, ответы на вопросы, умозаключения.
Личностные:
- заинтересованность в занятиях, обучении;
- положительное отношение к окружающей действительности.
Оборудование:
Компьютер, картинки о зиме, раздаточный материал для обучающихся (снеговики), фонограмма, смайлики, индивидуальные карточки, карточки со словарными словами, загадки, дидактические игры.
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений, навыков.
Основные дидактические методы:
- проблемные методы обучения;
- частично-поисковый;
- объяснительно-иллюстративный;
- словесные методы, наглядные методы, практические методы.
Форма организации обучающихся:
Парная, фронтальная, индивидуальная.
Ожидаемый результат:
- устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой;
- отличать признаки зимы.
1. Подготовительная часть урока.
Оргмомент.
Психологический настрой на урок.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
А у нас сегодня гости,
Поприветствуем их.
Мы рады приветствовать
Вас в классе нашем.
Возможно, есть классы
И лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе
Вам будет светло,
Пусть будет уютно
И очень легко.
Учитель:
- Дети!
Я очень хочу, чтобы урок был действительно добрым и теплым, принес много нового и интересного. А вы хотите?
- Да!
- Тогда начинаем.
- Перед вами лежат смайлики. У каждого из них свое настроение. Покажите того смайлика, у которого такое же настроение как у вас.
(Дети показывают).
Учитель:
- Девиз нашего урока:
Не просто смотреть, а видеть.
Не просто слушать, а слышать.
Не просто думать, а творчески работать.
Минута здоровья.
Проверим, как мы сидим.
- Руки? (На месте).
- Ноги? (На месте).
- Локти? (У края).
- Спинка? (Прямая).
Учитель:
- Скажите, а почему очень важно сидеть на уроке правильно?
- Чтобы была правильная осанка, хорошее зрение.
Артикуляционная гимнастика.
Каждый день - всегда, везде
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Учитель:
- Ребята! А теперь давайте хором повторим чистоговорку6
Ма-ма-ма-наступила уже зима.
Мы-мы-мы-не боимся мы зимы.
Ме-ме-ме-рады мы зиме.
Учитель:
- А теперь я проверю, какие вы внимательные.
Загадки:
. Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам…( мороз).
. На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий…(лед).
. Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться.
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а…(снежинки).
Зимние каникулы,
Веселые деньки!
Нужны ребятам санки,
Лыжи и…(коньки).
Наступили холода
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(зимой).
Учитель:
- Кто из вас, ребята, догадался о том, какая у нас сегодня тема урока?
- Мы будем сегодня говорить о зиме.
- Правильно, ребята.
(На доске вывешивается слово «Зима».)
2. Основная часть урока.
Сообщение темы и задач урока.
Сегодня мы поговорим о зимних явлениях, научимся отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений, животных.
(Вывешивается тема урока: « Признаки зимы» ).
Учитель:
- Ребята! Скажите, сколько месяцев длится зима?
- Зима длится три месяца.
- Какой первый месяц зимы.
- Какой второй месяц зимы.
- Какой третий месяц зимы.
На доске вывешиваются названия зимних месяцев.
Учитель:
- Ребята, какие признаки зимы вы знаете?
(Стало холодно, деревья потеряли свой наряд, идет снег. Небо чаще покрыто тучами, дни стали короче, а ночи длиннее.)
Учитель:
- Сейчас мы проведем игру «Не ошибись!»
Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы:
Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилет перелетных птиц, гололед, изморозь, оттепель, иней, сосулька, лед, ромашка.
- Дети, у вас на столах лежат полоски бумаги, на полосках бумаги написаны признаки времен года. Вам необходимо внимательно почитать их и выбрать только признаки зимы.
(На доске дети под словом «Зима» вывешивают признаки зимы на полосочках бумаги.)
Физминутка.
Солнце греет землю слабо (Руки вверх и вниз).
По ночам трещит мороз(Руки на пояс, наклоны вправо, влево).
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя).
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда. (Прыжки на месте).
Вьюга злиться,
Снег кружится, (Дети кружатся)
Заметает все кругом,
Белоснежным серебром. (Иллюстрируют движения руками).
Учитель:
- Посмотрите еще раз на картинку.
Что лежит на земле,
На ветках деревьев и кустарников? (Снег).
- Из чего состоит снег? (Из снежинок).
- А почему снег хрустит под ногами?
(Он хрустит в мороз от того, что под тяжестью тела ломаются звездочки и лучи снежинки),
Учитель:
- Ребята! Нам с вами часто встречаются слова снег, мороз, снежинки. Обратите внимание, как пишется слово снег, какая буква стоит в конце слова? («г»).
- А слышится? («х»).
- Проверочное слово?- снега.
- Мороз, какая буква пишется в конце слова? («з»), а слышится («с»).
Проверочное слово – морозы.
Слово «морозы» пишется через два «о», буквосочетание «оро» в середине слова.
Написание этого слова необходимо запомнить.
В слове «снежинка», какая буква пишется после «ж»? «и».
- Почему?
- жи, ши пиши с буквой и.
Учитель:
- Ребята! А что можно слепить из снежинок? (Снеговика, снежку, горки, крепости.)
- Посмотрите на картинку. Что делают дети? (Дети лепят снеговика.)
- Красивый получился у детей снеговик? (Очень красивый.)
- Как вы думаете, почему снеговик получился красивый? (Потому что дети старались.)
- Правильно, везде и во всем необходимо старание.
Учитель:
- Ребята, когда вы называли признаки зимы, прозвучало слово «оттепель»: кто из вас скажет, что означает это слово? (Это, когда среди зимы вдруг теплеет, подтаивает снег, падает с крыш.)
- Обратите внимание, как пишется слово «оттепель»: в середине две буквы «тт», а какая буква в конце слова? «ь».
- А почему в конце слова пишется ь? (Звук «ш» произносится мягко.)
Учитель вывешивает на доску картину с изображением растаявшего снеговика.
- Дети, посмотрите, что случилось во время одной такой оттепели. Снеговик начал таять, разваливаться. Ему очень грустно. Давайте поможем ему, соберем его заново. У вас на партах клей, бумага, заготовки. Из этого будем собирать снеговика. Но сначала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Он на солнышке искрится,
Он похож на перья птицы,
Выпав, радует он всех –
Долгожданный первый снег.
Работа в парах.
Дети собирают снеговика (аппликация из заготовок.)
- Молодцы! Хорошо поработали. Все старались, слепили снеговика.
Он теперь уже не грустный, а стал вот такой веселый и красивый.
(Учитель вешает картину с изображением собранного снеговика.)
Учитель:
- Дети! А почему снеговик получился такой красивый?
(Потому что мы старались.)
-Правильно, без старания ничего не получится.
Физминутка.
Не боимся мы пороши-
Ловим снег,
Хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу.
Учитель:
- Дети, а куда мы пришли по сугробам?
(В лес. Вывешивается картинка.)
- Посмотрите на картинку. Какие стоят деревья?
(Все деревья стоят голые.)
- Все ли деревья стоят голые? (Нет, не все.)
- А какие деревья не сбрасывают листву? (Ель, сосна.)
- Правильно! У этих деревьев листья – хвоинки. Их иголки покрыты восковым налетом, поэтому им не страшен мороз.
- А почему на картинке не видно зверей? (Зима их спрятала.)
- А куда зима их спрятала? (В свои домики.)
- Что делает еж? Медведь? Барсук? Они спят.)
- А чьи следы можно увидеть на снегу? Все ли звери спят? (Можно увидеть следы зайца, волка, лисицы, оленя.)
- Что они делают зимой? ( Охотятся, ищут еду.)
- А почему не видно птиц? (Тоже спрятались.)
А еще почему? (Многие птицы улетели в теплые края.)
- Почему улетели птицы в теплые края? (Потому что им нечего кушать.)
- Какие птицы улетели в теплые края? (Ласточки, стрижи, жаворонки, гуси, утки, лебеди.)
- Какие птицы остались у нас зимовать? (Синицы, вороны, воробьи, сойки, дятлы.)
- Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные.)
- Как называются птицы, которые остаются на зиму? (Зимующие.)
- Что зимой самое страшное для птиц? ( Голод.)
- Чем мы можем помочь птицам, чтобы они не замерзали, перезимовали? (Сделать кормушки, подкармливать птиц.)
- Правильно, если птичка не ест 6 часов, она погибает.
Из десяти птиц в суровые зимы остаются только две.
Просмотр по компьютеру фильма о жизни животных и птиц зимой.
А теперь попробуем закончить предложение:
- Зимой солнце греет меньше, чем…(летом.)
- Летом идут дожди, а зимой…(снег.)
- Зимой береза, липа, стоят без…(листьев.)
- Снегири, воробьи, синицы – это птицы…(зимующие.)
- Кукушка, ласточки, соловьи – это птицы…( перелетные.- Чтобы птицы не погибли зимой от голода, нужно смастерить…(кормушки.)
3. Заключительный этап.
Ребята, мы должны подвести итог проделанной работы.
- Какую задачу мы ставили в начале урока?
(Поговорить о признаках зимы, зимних явлениях, узнать о том, как холода влияют на жизнь растений и животных.)
- Удалось ли нам ее решить? (Да.)
- Каким образом? Что мы для этого делали? (Дружно работали.)
Учитель:
- У вас на столе снежинки.
Белая снежинка символизирует, что на уроке было все понятно, а синяя – что были трудности.
Кому на уроке все было понятно, поднимаем белую снежинку, а кому было трудно – синюю.
Учитель:
- С каким настроением вы заканчиваете урок? Поднимаем смайлики.
- Молодцы, ребята, вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников и учителя. Всем спасибо за урок!