СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии в 8 классе на тему: «История развития земной коры»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии в 8 классе на тему: «История развития земной коры»»



Открытый урок

по географиив 8 классе на тему:

«История развития земной коры»



Цель урока: создать условие для формирования у учащихся мировоззрения о постоянном развитии и изменении природы при рассмотрении геологического летоисчисления; научить работать с геологическими, тектоническими картами, геохронологической таблицей.

Задачи урока:

Образовательные:

- сформироватьу учащихся мировоззрение о постоянном развитии и изменении природы при рассмотрении геологического летоисчисления;

- научить работать с геологическими, тектоническими картами, геохронологической таблицей.

Развивающие:

- развивать навыки формировать умения и навыки при работе с тематическими картами (тектонической, геологической, физической) и геохронологической таблицей;

- научиться выявлять закономерности строения земной коры и форм рельефа.

Воспитательные:

- расширить мировоззрение учащихся, прививать интерес к изучаемому предмету;

- формировать умение работать в группе


Планируемые результаты:

Предметные: сформированы представления об этапах развития земной коры, геологическом летосчислении, эпохах складчатости

Метапредметные: 

Регулятивные УУД:

- сформировано умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

- учащиеся могут самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность.

- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное,осмысливать и применять полученную информацию.

Коммуникативные УУД:

- у учащихся сформировано умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;

- учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логичноизлагать свою точку зрения и аргументировать её;

- сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Познавательные УУД:

- сформированы навыки при работе с тематическими картами (тектонической, геологической, физической) и геохронологической таблицей;

- учащиеся умеют выявлять закономерности строения земной коры и форм рельефа.


Личностные: сформировано понимание значимости геохронологической таблицы и геологической карты как способов изучения развития земной коры.


Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения


Оборудование: Карты России – физическая, тектоническая, геологическая, геохронологическая таблица, набор открыток “Живое прошлое Земли”, атласы, оборудование для мультимедийного сопровождения.

Тип урока: комбинированный

Количество часов на изучение темы: 45 мин.

Формы и методы работы: создание проблемной ситуации, работа в группах, работа в парах.


Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

2. Актуализация знаний учащихся (3 мин)

  1. Рассказать и показать на карте размещение крупных форм рельефа на территории России (1 вариант – равнины, 2 вариант – горы).

  2. Чем объясняется разнообразие рельефа страны?

  3. Почему горы расположены на востоке и юге страны?

  4. Почему большинство рек России несут свои воды в Северный Ледовитый океан?

  5. Назовите и покажите высшую и низшую точку России.

  6. Проверка контурных карт.

3. Изучение нового материала (24 мин)

На доске записываются вопросы:

- Что необходимо знать о земной коре?

- Как изучают историю развития земной коры?

- Что показывают геологические карты?

1. Объяснение учителя. Для понимания различия современного рельефа надо знать геологическую историю его формирования.

Строение и историю развития Земли изучает геология. Земная кора и слагающие её горные породы развивались и изменялись постоянно, на всех этапах геологической истории Земли.

Вспомните из курса географии 7 класса, каков возраст Земли?

Возраст Земли – 5-6 млрд. лет, земной коры – 4-4,5 млрд. лет.

Движущей силой этих изменений являются энергия Солнца и внутренняя энергия Земли. От хода геологической истории Земли зависят геологическое строение, рельеф, состав горных пород и полезных ископаемых.

Чередование спокойных и активных периодов в развитии земной коры под влиянием внешних и внутренних сил Земли определяет современное строение территории и богатство недр.

Геология (греч. “гео” - земля, “логос” - учение) – одна из важнейших наук о Земле. Она занимается изучением состава, строения, истории развития Земли и процессов, протекающих в её недрах и на поверхности.

Методы исследования геологов:

- палеонтологические;

- радиологические;

- стратиграфические.

- Как изучают историю развития земной коры?

2. Сообщение ученика на тему “Геологическое время”.

Для изучения геологического времени существует наука геохронология. Она изучает возраст, продолжительность и последовательность формирования горных пород.

Различают абсолютную (изотопную) и относительную геохронологию.

Абсолютная геохронология устанавливает так называемый абсолютный возраст горных пород, то есть возраст, выраженный в единицах времени, обычно в миллионах лет. Его определение основано на скорости распада изотопов радиоактивных элементов. Эта скорость есть величина постоянная – она не зависит от интенсивности физических и химических процессов. Известно, что период полураспада урана равен 75 миллионам лет. Если в породе 50% урана и 50% свинца, то возраст пласта равен 75 млн. лет. Также используется для абсолютной датировки гелиевый метод, аргоновый, рубидий – стронциевый, углеродный.

Относительная геохронология заключается в определении относительного возраста горных пород, который даёт представление о том, какие отложения в земной коре являются более молодыми и какие более древними. Она оперирует понятиями “раньше” - “позже” в смысле временной последовательности, а потому геохронологические подразделения следуют друг за другом как “ранний” - средний – поздний”.

Кроме того, для изучения последовательности горных пород существует наука стратиграфия (от лат. “stratum” - слой и греч. “grapo” - пишу) – раздел геологии, изучающий последовательность формирования геологических тел и их первоначальные пространственные взаимоотношения. Стратиграфия оперирует понятиями “ниже – выше” в смысле последовательности напластования слоёв, а потому стратиграфические подразделения следуют друг за другом как “нижний – средний – верхний”.

Учитель демонстрирует схему “Методы абсолютной датировки” на экране:

*Калиевоаргонный – измерение уровня радиоактивности. Используется для датировки скальных пород;

*Термолюминесцентный – измерение интенсивности светового излучения. Используется для датировки горных пород или обожжённых глиняных изделий.

*Радиоуглеродный – измерение уровня радиоактивности. Используется для датировки органических предметов – дерева или костей.

*Дендрохронология – подсчитывание колец роста на деревьях. Используется для датировки деревянных предметов.

*Письменные источники – применяются для датировки монет, папирусов, пергаментов, книг.

*Датировка по остаточной намагниченности – измерение уровня магнитного излучения предмета. Используется для датировки предметов из терракоты.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вновь у нас физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

( Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

 (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

( дети садятся за парты.)



Геологическая история Земли, последовательность и соотношение её основных этапов, отражается в геохронологической таблице (шкале).

Геохронологическую таблицу (см.с.68-69) читают снизу вверх, так, как шло развитие – от древнего геологического прошлого к настоящему.

В таблице указывают длительность эр и периодов и важнейшие геологические события, например, эпохи складчатости, и этапы развития органического мира.

3. Анализ геохронологической таблицы в учебнике (с.68–69). Учитель даёт задания по таблице:

А) назовите эры развития Земли;

Б) назовите периоды палеозойской, мезозойской и кайнозойской эр;

В) в какой период мы живём?

Г) какая эра была самой продолжительной? (протерозойская 2 000 млн. лет и архейская 1 800 млн. лет);

Д) какой период самый короткий? (Четвертичный). Опишите его по таблице.

Четвертичный период, или антропоген – геологический период, современный этап истории Земли, завершает кайнозой. Начался 2, 588 миллиона лет назад, продолжается по сей день. Это самый короткий геологический период, но именно в нём сформировалось большинство современных форм рельефа и произошло множество существенных (с точки зрения человека) событий истории Земли, важнейшие из которых – ледниковая эпоха и появление человека.

(Для экономии времени на уроке характеристику периода даёт ученик, заранее подготовивший его описание).

Е) Когда вымерли гигантские пресмыкающиеся – динозавры? (В меловом периоде)

Ученики записывают новое понятие урока палеонтология.

(Это наука о вымерших организмах. Палеонтологические методы основаны на изучении древних окаменелых останков животных, отпечатков листьев растений и раковин моллюсков.)

Прослушивание сообщения о вымерших пресмыкающихся по дополнительной литературе с показом картинок на экране.

Задание классу: Откроем карту геологического строения в атласе и карту тектонического строения в Приложении на с.268–269. Сравним эти карты с геохронологической таблицей. Какие цвета использованы в легендах карт и почему?

Вопрос.: В какое геологическое время образовались породы, сложившие верхние пласты осадочных пород на территории Республики Дагестан?

- Какую информацию ещё содержат геологическая и тектоническая карты?

Вывод. Геологические карты показывают геологическое строение местности: распространение и возраст осадочных пород, распространение, происхождение, состав и возраст магматических пород. Геологические карты отражают историю развития данного участка земной поверхности.

4. Закрепление (5 мин)  Проведение устного словарного диктанта по терминам и понятиям урока.

5. Домашнее задание (5 мин) §16, выучить термины, ответить на вопросы учебника. Предлагается творческая работа “Геологическая история моего края” (для одарённых учащихся).

6. Подведение итогов урока (3 мин)

- Что нового узнали на уроке? Что вам показалось интересным? Какие возникли трудности?

Дать анализ работы класса, выделить самых активных учащихся, указать на успешность овладения знаниями и недостатки. Наметить пути их преодоления.

7. Рефлексия (3 мин)

- Ребята, выберите цвет, соответствующий вашему настроению и раскрасьте треугольник.

Красный – Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня. Я много с пользой и хорошо работал на уроке. Я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке.

Жёлтый – Урок был интересен, и я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал на вопросы учителя. Я сумел выполнить все задания, мне было достаточно комфортно на уроке.

Зелёный – Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно. Домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.