Открытый урок
по географиив 8 классе на тему:
«История развития земной коры»
Цель урока: создать условие для формирования у учащихся мировоззрения о постоянном развитии и изменении природы при рассмотрении геологического летоисчисления; научить работать с геологическими, тектоническими картами, геохронологической таблицей.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформироватьу учащихся мировоззрение о постоянном развитии и изменении природы при рассмотрении геологического летоисчисления;
- научить работать с геологическими, тектоническими картами, геохронологической таблицей.
Развивающие:
- развивать навыки формировать умения и навыки при работе с тематическими картами (тектонической, геологической, физической) и геохронологической таблицей;
- научиться выявлять закономерности строения земной коры и форм рельефа.
Воспитательные:
- расширить мировоззрение учащихся, прививать интерес к изучаемому предмету;
- формировать умение работать в группе
Планируемые результаты:
Предметные: сформированы представления об этапах развития земной коры, геологическом летосчислении, эпохах складчатости
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- сформировано умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
- учащиеся могут самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность.
- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное,осмысливать и применять полученную информацию.
Коммуникативные УУД:
- у учащихся сформировано умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
- учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логичноизлагать свою точку зрения и аргументировать её;
- сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.
Познавательные УУД:
- сформированы навыки при работе с тематическими картами (тектонической, геологической, физической) и геохронологической таблицей;
- учащиеся умеют выявлять закономерности строения земной коры и форм рельефа.
Личностные: сформировано понимание значимости геохронологической таблицы и геологической карты как способов изучения развития земной коры.
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения
Оборудование: Карты России – физическая, тектоническая, геологическая, геохронологическая таблица, набор открыток “Живое прошлое Земли”, атласы, оборудование для мультимедийного сопровождения.
Тип урока: комбинированный
Количество часов на изучение темы: 45 мин.
Формы и методы работы: создание проблемной ситуации, работа в группах, работа в парах.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин)
2. Актуализация знаний учащихся (3 мин)
Рассказать и показать на карте размещение крупных форм рельефа на территории России (1 вариант – равнины, 2 вариант – горы).
Чем объясняется разнообразие рельефа страны?
Почему горы расположены на востоке и юге страны?
Почему большинство рек России несут свои воды в Северный Ледовитый океан?
Назовите и покажите высшую и низшую точку России.
Проверка контурных карт.
3. Изучение нового материала (24 мин)
На доске записываются вопросы:
- Что необходимо знать о земной коре?
- Как изучают историю развития земной коры?
- Что показывают геологические карты?
1. Объяснение учителя. Для понимания различия современного рельефа надо знать геологическую историю его формирования.
Строение и историю развития Земли изучает геология. Земная кора и слагающие её горные породы развивались и изменялись постоянно, на всех этапах геологической истории Земли.
Вспомните из курса географии 7 класса, каков возраст Земли?
Возраст Земли – 5-6 млрд. лет, земной коры – 4-4,5 млрд. лет.
Движущей силой этих изменений являются энергия Солнца и внутренняя энергия Земли. От хода геологической истории Земли зависят геологическое строение, рельеф, состав горных пород и полезных ископаемых.
Чередование спокойных и активных периодов в развитии земной коры под влиянием внешних и внутренних сил Земли определяет современное строение территории и богатство недр.
Геология (греч. “гео” - земля, “логос” - учение) – одна из важнейших наук о Земле. Она занимается изучением состава, строения, истории развития Земли и процессов, протекающих в её недрах и на поверхности.
Методы исследования геологов:
- палеонтологические;
- радиологические;
- стратиграфические.
- Как изучают историю развития земной коры?
2. Сообщение ученика на тему “Геологическое время”.
Для изучения геологического времени существует наука геохронология. Она изучает возраст, продолжительность и последовательность формирования горных пород.
Различают абсолютную (изотопную) и относительную геохронологию.
Абсолютная геохронология устанавливает так называемый абсолютный возраст горных пород, то есть возраст, выраженный в единицах времени, обычно в миллионах лет. Его определение основано на скорости распада изотопов радиоактивных элементов. Эта скорость есть величина постоянная – она не зависит от интенсивности физических и химических процессов. Известно, что период полураспада урана равен 75 миллионам лет. Если в породе 50% урана и 50% свинца, то возраст пласта равен 75 млн. лет. Также используется для абсолютной датировки гелиевый метод, аргоновый, рубидий – стронциевый, углеродный.
Относительная геохронология заключается в определении относительного возраста горных пород, который даёт представление о том, какие отложения в земной коре являются более молодыми и какие более древними. Она оперирует понятиями “раньше” - “позже” в смысле временной последовательности, а потому геохронологические подразделения следуют друг за другом как “ранний” - средний – поздний”.
Кроме того, для изучения последовательности горных пород существует наука стратиграфия (от лат. “stratum” - слой и греч. “grapo” - пишу) – раздел геологии, изучающий последовательность формирования геологических тел и их первоначальные пространственные взаимоотношения. Стратиграфия оперирует понятиями “ниже – выше” в смысле последовательности напластования слоёв, а потому стратиграфические подразделения следуют друг за другом как “нижний – средний – верхний”.
Учитель демонстрирует схему “Методы абсолютной датировки” на экране:
*Калиевоаргонный – измерение уровня радиоактивности. Используется для датировки скальных пород;
*Термолюминесцентный – измерение интенсивности светового излучения. Используется для датировки горных пород или обожжённых глиняных изделий.
*Радиоуглеродный – измерение уровня радиоактивности. Используется для датировки органических предметов – дерева или костей.
*Дендрохронология – подсчитывание колец роста на деревьях. Используется для датировки деревянных предметов.
*Письменные источники – применяются для датировки монет, папирусов, пергаментов, книг.
*Датировка по остаточной намагниченности – измерение уровня магнитного излучения предмета. Используется для датировки предметов из терракоты.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вновь у нас физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
( Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
( дети садятся за парты.)
Геологическая история Земли, последовательность и соотношение её основных этапов, отражается в геохронологической таблице (шкале).
Геохронологическую таблицу (см.с.68-69) читают снизу вверх, так, как шло развитие – от древнего геологического прошлого к настоящему.
В таблице указывают длительность эр и периодов и важнейшие геологические события, например, эпохи складчатости, и этапы развития органического мира.
3. Анализ геохронологической таблицы в учебнике (с.68–69). Учитель даёт задания по таблице:
А) назовите эры развития Земли;
Б) назовите периоды палеозойской, мезозойской и кайнозойской эр;
В) в какой период мы живём?
Г) какая эра была самой продолжительной? (протерозойская 2 000 млн. лет и архейская 1 800 млн. лет);
Д) какой период самый короткий? (Четвертичный). Опишите его по таблице.
Четвертичный период, или антропоген – геологический период, современный этап истории Земли, завершает кайнозой. Начался 2, 588 миллиона лет назад, продолжается по сей день. Это самый короткий геологический период, но именно в нём сформировалось большинство современных форм рельефа и произошло множество существенных (с точки зрения человека) событий истории Земли, важнейшие из которых – ледниковая эпоха и появление человека.
(Для экономии времени на уроке характеристику периода даёт ученик, заранее подготовивший его описание).
Е) Когда вымерли гигантские пресмыкающиеся – динозавры? (В меловом периоде)
Ученики записывают новое понятие урока палеонтология.
(Это наука о вымерших организмах. Палеонтологические методы основаны на изучении древних окаменелых останков животных, отпечатков листьев растений и раковин моллюсков.)
Прослушивание сообщения о вымерших пресмыкающихся по дополнительной литературе с показом картинок на экране.
Задание классу: Откроем карту геологического строения в атласе и карту тектонического строения в Приложении на с.268–269. Сравним эти карты с геохронологической таблицей. Какие цвета использованы в легендах карт и почему?
Вопрос.: В какое геологическое время образовались породы, сложившие верхние пласты осадочных пород на территории Республики Дагестан?
- Какую информацию ещё содержат геологическая и тектоническая карты?
Вывод. Геологические карты показывают геологическое строение местности: распространение и возраст осадочных пород, распространение, происхождение, состав и возраст магматических пород. Геологические карты отражают историю развития данного участка земной поверхности.
4. Закрепление (5 мин) Проведение устного словарного диктанта по терминам и понятиям урока.
5. Домашнее задание (5 мин) §16, выучить термины, ответить на вопросы учебника. Предлагается творческая работа “Геологическая история моего края” (для одарённых учащихся).
6. Подведение итогов урока (3 мин)
- Что нового узнали на уроке? Что вам показалось интересным? Какие возникли трудности?
Дать анализ работы класса, выделить самых активных учащихся, указать на успешность овладения знаниями и недостатки. Наметить пути их преодоления.
7. Рефлексия (3 мин)
- Ребята, выберите цвет, соответствующий вашему настроению и раскрасьте треугольник.
Красный – Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня. Я много с пользой и хорошо работал на уроке. Я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке.
Жёлтый – Урок был интересен, и я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал на вопросы учителя. Я сумел выполнить все задания, мне было достаточно комфортно на уроке.
Зелёный – Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно. Домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.