СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 1 классе по теме группы слов "Сказочная история"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В представленном материале в занимательной форме учащиеся 1 класса знакомятся с группами слов: именами существительными, именами прилагательными, глаголами. Урок сопровождается яркими иллюстрациями.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 1 классе по теме группы слов "Сказочная история"»

















































Здравствуйте, ребята!

Сегодня я расскажу вам одну сказочную историю. Родилась она в моей голове совсем недавно, и я решила поделиться ею с вами. А вы знаете, что если я о чем-то рассказываю вам, то это непременно будет связано с какой-нибудь наукой. Даже если это история сказочная… .

Поэтому слушайте внимательно, чтобы не пропустить самого главного.

Итак, на одной сказочной вот такой сказочной поляне, возле такого сказочного леса в одно прекрасное утро вырос цветок.































































Вот такой! Цветок расправил свои листочки, стебелёк и лепестки, потянулся к солнышку и воскликнул: «Ура! Я родился! Я существую!»































































И в тот же момент к нему подлетел Лиловый Мотылёк! Он сел на его цветок,































































… потом на листок, внимательно рассмотрел стебелёк,

































































… а потом снова рассмотрел серединку цветка.

- У этого Цветка есть всё: СТЕБЕЛЁК, ЛЕПЕСТКИ, ЛИСТОЧКИ и даже ПЕСТИКИ с ТЫЧИНКАМИ есть, - воскликнул Лиловый Мотылёк. Какая прелесть!































































На голос Лилового Мотылька прилетел ещё один Мотылёк Золотистый.

-Ой, какой красивый цветок! – воскликнул Золотистый Мотылёк. – Какой ты яркий, стройный, душистый, весёлый!































































На эти восторженные звуки прилетел ещё один мотылёк – голубой!

-Ах, он вырос, радует нас, пахнет, украшает полянку, - радовался Голубой Мотылёк.

- Ах, сколько много слов, приятных и удивительных сказали Вы мне, - обратился к мотылькам Цветок. От этого я стану ещё лучше.

- Мы знаем очень много слов, - отвечали мотыльки. – Каждый из нас имеет в запасе много слов-названий. И каждый из нас дружит с ними.


































































— Вот я, например, - начал свой рассказ Лиловый Мотылёк, дружу со словами, называющие предметы, которые существуют. Помнишь, ты воскликнул: Я существую!» — Вот я и прилетел к тебе и произнёс слова – имена существительные: ЦВЕТОК, СТЕБЕЛЬ, ЛИСТОЧКИ, СЕРЕДИНКА, ПЕСТИКИ, ТЫЧИНКИ… Эти слова любят отвечать на вопросы: КТО? или ЧТО?



























































-А я, - воскликнул Золотистый Мотылёк, люблю описывать эти предметы. Ведь у меня друзья – слова-названия для описания этих предметов. Они называются именами прилагательными. Они как бы прилагаются к существительному, чтобы рассказать о них своим описанием. Имена прилагательные любят отвечать на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ?

Помнишь, когда я тебя увидел, то воскликнул: ЯРКИЙ, СТРОЙНЫЙ, ДУШИСТЫЙ ВЕСЁЛЫЙ. Это, чтобы описать твою красоту, рассказать, КАКОЙ ты!































































- Ну а я, - деловито произнёс Голубой Мотылёк, - очень дружен со словами, которые никогда не находятся без дела. Это слова-названия действий предметов. Поэтому увидев, как ты действуешь, я и прилетел к тебе.

- А что я сделал, - тихо спросил Цветок?

- Ну, как ЧТО? Ты РАСТЁШЬ, ПАХНЕШЬ, РАДУЕШЬ, УКРАШАЕШЬ!

-А-а, я понял, - обрадовался Цветок. Твои слова-друзья называются имена делательные?

- Нет-нет, - рассмеялся Голубой Мотылёк. Слова-названия действий называются ГЛАГОЛЫ. Они отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? А глагол – от старинного слова ГЛАГОЛИТЬ, то есть ГОВОРИТЬ. Глаголы говорят о предметах, в том числе и об их действиях.




















- Ну а я, - деловито произнёс Голубой Мотылёк, - очень дружен со словами, которые никогда не находятся без дела. Это слова-названия действий предметов. Поэтому увидев, как ты действуешь, я и прилетел к тебе.

- А что я сделал, - спросил Цветок?

- Ну, как ЧТО? Ты РАСТЁШЬ, ПАХНЕШЬ, РАДУЕШЬ, УКРАШАЕШЬ!

-А-а, я понял, - обрадовался Цветок. Твои слова-друзья называются имена делательные?

- Нет-нет, - рассмеялся Голубой Мотылёк. Слова-названия действий называются ГЛАГОЛЫ. Они отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? А глагол – от старинного слова ГЛАГОЛИТЬ, то есть ГОВОРИТЬ. Глаголы говорят о предметах, в том числе и об их действиях.
















































Тут вдруг на поляну выполз недовольный Жук.

- А почему про меня никаких слов не сказали? – сердито произнёс Жук.

- А потому что тебя на поляне не было, засмеялось Солнышко, которое наблюдало сверху за всем происходящим. – Ведь если нет предмета, то нельзя сказать КАКОЙ он и ЧТО ДЕЛАЕТ?

- Правильно, ответил Лиловый Мотылёк. – Если, конечно, этот предмет сохранился в памяти, то про него можно что-то рассказать. А если его просто не существует, то про него ничего нельзя рассказать.

- Понял, - ответил Жук. – Пусть тогда ребята посмотрят на меня расскажут, КАКОЙ я и ЧТО МОГУ ДЕЛАТЬ?


































































-Хорошо, - сказал Цветок. – А я буду стараться, чтобы про меня тоже как можно больше написали ребята имён прилагательных и глаголов.


- А мы полетим знакомиться с другими словами, сказали мотыльки. Ведь в русском языке так много имён существительных, имён прилагательных и глаголов.


Вот такая сказка, ребята.

А в каждой сказке обязательно скрывается какая-нибудь важная истина.

А вы эту истину поняли? Тогда подведём итог.





























Слова-названия предметов

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

называют предметы, отвечают на вопросы

КТО? ЧТО?


цветок

мотылёк

жук

солнышко

полянка

лес

стебелёк

листок



В нашей сказке про Цветок мы познакомились с тремя группами слов русского языка. Это первая группа.

Далее следует вторая группа слов: они называют признаки предметов.





















































Слова-названия предметов

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

называют предметы, отвечают на вопросы

КТО? ЧТО?


цветок

мотылёк

жук

солнышко

полянка

лес

стебелёк

листок













Слова-названия признаков предметов

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

называют

признаки предметов, отвечают на вопросы

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ?


красивый

душистый

стройный

яркий






































А за третьей группой – тут как тут и третья – слова-названия действий предметов.

























Слова-названия предметов

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

называют предметы, отвечают на вопросы

КТО? ЧТО?


цветок

мотылёк

жук

солнышко

полянка

лес

стебелёк

листок



Слова-названия признаков предметов

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

называют

признаки предметов, отвечают на вопросы

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ?


красивый

душистый

стройный

яркий


Слова-названия действий

предметов

ГЛАГОЛЫ

называют

действия предметов, отвечают на вопросы

ЧТО ДЕЛАТЬ?

ЧТО СДЕЛАТЬ?




вырасти

цвести

пахнуть

радовать