Здравствуйте, ребята!
Сегодня я расскажу вам одну сказочную историю. Родилась она в моей голове совсем недавно, и я решила поделиться ею с вами. А вы знаете, что если я о чем-то рассказываю вам, то это непременно будет связано с какой-нибудь наукой. Даже если это история сказочная… .
Поэтому слушайте внимательно, чтобы не пропустить самого главного.
Итак, на одной сказочной вот такой сказочной поляне, возле такого сказочного леса в одно прекрасное утро вырос цветок.
Вот такой! Цветок расправил свои листочки, стебелёк и лепестки, потянулся к солнышку и воскликнул: «Ура! Я родился! Я существую!»
И в тот же момент к нему подлетел Лиловый Мотылёк! Он сел на его цветок,
… потом на листок, внимательно рассмотрел стебелёк,
… а потом снова рассмотрел серединку цветка.
- У этого Цветка есть всё: СТЕБЕЛЁК, ЛЕПЕСТКИ, ЛИСТОЧКИ и даже ПЕСТИКИ с ТЫЧИНКАМИ есть, - воскликнул Лиловый Мотылёк. Какая прелесть!
На голос Лилового Мотылька прилетел ещё один Мотылёк Золотистый.
-Ой, какой красивый цветок! – воскликнул Золотистый Мотылёк. – Какой ты яркий, стройный, душистый, весёлый!
На эти восторженные звуки прилетел ещё один мотылёк – голубой!
-Ах, он вырос, радует нас, пахнет, украшает полянку, - радовался Голубой Мотылёк.
- Ах, сколько много слов, приятных и удивительных сказали Вы мне, - обратился к мотылькам Цветок. От этого я стану ещё лучше.
- Мы знаем очень много слов, - отвечали мотыльки. – Каждый из нас имеет в запасе много слов-названий. И каждый из нас дружит с ними.
— Вот я, например, - начал свой рассказ Лиловый Мотылёк, дружу со словами, называющие предметы, которые существуют. Помнишь, ты воскликнул: Я существую!» — Вот я и прилетел к тебе и произнёс слова – имена существительные: ЦВЕТОК, СТЕБЕЛЬ, ЛИСТОЧКИ, СЕРЕДИНКА, ПЕСТИКИ, ТЫЧИНКИ… Эти слова любят отвечать на вопросы: КТО? или ЧТО?
-А я, - воскликнул Золотистый Мотылёк, люблю описывать эти предметы. Ведь у меня друзья – слова-названия для описания этих предметов. Они называются именами прилагательными. Они как бы прилагаются к существительному, чтобы рассказать о них своим описанием. Имена прилагательные любят отвечать на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ?
Помнишь, когда я тебя увидел, то воскликнул: ЯРКИЙ, СТРОЙНЫЙ, ДУШИСТЫЙ ВЕСЁЛЫЙ. Это, чтобы описать твою красоту, рассказать, КАКОЙ ты!
- Ну а я, - деловито произнёс Голубой Мотылёк, - очень дружен со словами, которые никогда не находятся без дела. Это слова-названия действий предметов. Поэтому увидев, как ты действуешь, я и прилетел к тебе.
- А что я сделал, - тихо спросил Цветок?
- Ну, как ЧТО? Ты РАСТЁШЬ, ПАХНЕШЬ, РАДУЕШЬ, УКРАШАЕШЬ!
-А-а, я понял, - обрадовался Цветок. Твои слова-друзья называются имена делательные?
- Нет-нет, - рассмеялся Голубой Мотылёк. Слова-названия действий называются ГЛАГОЛЫ. Они отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? А глагол – от старинного слова ГЛАГОЛИТЬ, то есть ГОВОРИТЬ. Глаголы говорят о предметах, в том числе и об их действиях.
- Ну а я, - деловито произнёс Голубой Мотылёк, - очень дружен со словами, которые никогда не находятся без дела. Это слова-названия действий предметов. Поэтому увидев, как ты действуешь, я и прилетел к тебе.
- А что я сделал, - спросил Цветок?
- Ну, как ЧТО? Ты РАСТЁШЬ, ПАХНЕШЬ, РАДУЕШЬ, УКРАШАЕШЬ!
-А-а, я понял, - обрадовался Цветок. Твои слова-друзья называются имена делательные?
- Нет-нет, - рассмеялся Голубой Мотылёк. Слова-названия действий называются ГЛАГОЛЫ. Они отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? А глагол – от старинного слова ГЛАГОЛИТЬ, то есть ГОВОРИТЬ. Глаголы говорят о предметах, в том числе и об их действиях.
Тут вдруг на поляну выполз недовольный Жук.
- А почему про меня никаких слов не сказали? – сердито произнёс Жук.
- А потому что тебя на поляне не было, засмеялось Солнышко, которое наблюдало сверху за всем происходящим. – Ведь если нет предмета, то нельзя сказать КАКОЙ он и ЧТО ДЕЛАЕТ?
- Правильно, ответил Лиловый Мотылёк. – Если, конечно, этот предмет сохранился в памяти, то про него можно что-то рассказать. А если его просто не существует, то про него ничего нельзя рассказать.
- Понял, - ответил Жук. – Пусть тогда ребята посмотрят на меня расскажут, КАКОЙ я и ЧТО МОГУ ДЕЛАТЬ?
-Хорошо, - сказал Цветок. – А я буду стараться, чтобы про меня тоже как можно больше написали ребята имён прилагательных и глаголов.
- А мы полетим знакомиться с другими словами, сказали мотыльки. Ведь в русском языке так много имён существительных, имён прилагательных и глаголов.
Вот такая сказка, ребята.
А в каждой сказке обязательно скрывается какая-нибудь важная истина.
А вы эту истину поняли? Тогда подведём итог.
Слова-названия предметов
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
называют предметы, отвечают на вопросы
КТО? ЧТО?
цветок
мотылёк
жук
солнышко
полянка
лес
стебелёк
листок
…
В нашей сказке про Цветок мы познакомились с тремя группами слов русского языка. Это первая группа.
Далее следует вторая группа слов: они называют признаки предметов.
Слова-названия предметов
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
называют предметы, отвечают на вопросы
КТО? ЧТО?
цветок
мотылёк
жук
солнышко
полянка
лес
стебелёк
листок
…
Слова-названия признаков предметов
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
называют
признаки предметов, отвечают на вопросы
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ?
красивый
душистый
стройный
яркий
…
А за третьей группой – тут как тут и третья – слова-названия действий предметов.
Слова-названия предметов
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
называют предметы, отвечают на вопросы
КТО? ЧТО?
цветок
мотылёк
жук
солнышко
полянка
лес
стебелёк
листок
…
Слова-названия признаков предметов
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
называют
признаки предметов, отвечают на вопросы
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ?
красивый
душистый
стройный
яркий
…
Слова-названия действий
предметов
ГЛАГОЛЫ
называют
действия предметов, отвечают на вопросы
ЧТО ДЕЛАТЬ?
ЧТО СДЕЛАТЬ?
вырасти
цвести
пахнуть
радовать
…