СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал «Цена Великой Победы…»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал «Цена Великой Победы…»»

Устный журнал «Цена Великой Победы…»

Цель: воспитание гражданско-патриотических качеств.

Задачи:

  • помочь по-настоящему постичь подвиг и увидеть внутреннюю красоту человека на войне (на материале стихотворений и прозы, документальной хроники);

  • создать благоприятные условия для сопереживания, пробуждения чувства памяти, благодарности ветеранам;

  • способствовать воспитанию причастности к истории своей страны, чувство ответственности за мирный завтрашний день.


(Раздаются удары метронома).

Библиотекарь. «Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, твёрже характером и сильнее разумом... Патриотизм – страстное до ярости чувство своей огромной Родины, за ко­торую человек готов драться и отдать жизнь», – эти слова замечательного русского писателя В.Пикуля мы взяли эпиграфом к нашему устному журналу «Цена Великой Победы...».

Библиотекарь. «Война в моей семье» – так называется первая страница нашего устного журнала. Низкий поклон тем, кто вернулся с фронта, и вечная память погибшим.

(Ребята рассказывают о своих родных – участниках Великой Отечественной войны, читают их воспоминания).

Чтец.

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

Библиотекарь. На крайнем западе бывшего Советского Союза стоит Брестская крепость. Здесь и теперь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком многое помнят эти камни. Наша следующая страница – «Брестская крепость».

Сдержанные экскурсоводы сопровождают группы по местам боёв, показывают личные вещи защитников крепости и рассказывают о том, как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям и пулемётам.

Крепость не пала. Крепость истекла кровью. Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. Почти год сражался этот человек. Год боёв в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и писем из дома. Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат.

(Один из учащихся читает по памяти отрывок из повести Б. Васильева «В списках не значился»).

Чтец. «У входа в подвал стоял невероятно худой, не имевший возраста человек. Длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вски­нув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами, из которых те­кли слёзы. Молчали солдаты и офицеры,молчал генерал, молчали бросившие работу женщины.

Назовите ваше звание и фамилию.

Я русский солдат. Что, генерал, те­перь вы знаете, сколько шагов в русской версте?

Это были последние его слова. Он молча пошёл к машине. Он шёл строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шёл один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги.

И вдруг немецкий лейтенант звонко и на­пряжённо, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щёлкнув каблуками, чётко вскинули оружие «на караул». И немецкий лейтенант, чуть помедлив, поднёс руку к фуражке.

А он, качаясь, медленно шёл сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас выс­шие воинские почести. Он был выше всех мыслимых почестей...

Страшно закричали бабы. Одна за другой они падали на колени в холодную ап­рельскую грязь. Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защит­нику так и не покорившейся крепости.

А он шёл, гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошёл. Возле машины.

Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертью смерть поправ».

Библиотекарь. Откуда это мужество, поразившее даже врагов? Где его истоки? Есть в наших людях черта: в трудные минуты жизни, в тяжёлую годину легко отрешаться от всего привычного, чем жил изо дня в день. Был просто человек, а потребовалось от него быть героем – он им становился

Меняются времена, но сердце народное не меняется, оно остаётся таким же мужественным в испытаниях. «Хатынская повесть» – так называется следующая страница нашего журнала.

(Раздаётся звон колокола).

Библиотекарь. Торжественно-траурный перезвон хатынских колоколов днём и ночью разносится по Белоруссии. Каждый народ гордится победами, одержанными в борьбе за свободу и независимость Родины, и свято помнит об утратах, понесённых во имя этих побед. Символ безмерных испытаний белорусов – Хатынь, представляющая 136 белорусских деревень, уничтоженных в годы войны вместе с их жителями. За три года немецкой оккупации погиб каждый четвёртый житель Белоруссии.

Ведущий 1. Страшная участь Хатыни была предначертана задолго до гибели. По планам Гитлера три четверти белорусов предусматривалось выселить с занимаемых территорий, а остальных превратить в рабов. Но белорусский народ поднялся на борьбу с фашистами. «Сегодня партизанская война охватывает всю Белоруссию, почти все леса наполнены партизанами. Партизанская война грозит превратиться в тыловой фронт немецкой армии» (из доне­сений немецкого командования). Немцы поняли, что этот небольшой и миролюбивый народ покорить не удастся, и взяли чудовищный курс на его ликвидацию.

Ведущий 2. Сознавая ежеминутную опасность, грозившую фашистам из лесов и деревень, они в своём страхе дошли до исступления и готовы были убивать каждого. Но чтобы убить всех, прежде надо было их победить. А это оказалось сверх возможностей гитлеровцев, и они убивали, мстя за свои неудачи на фронте и в боях с партизанами, убивали тех, кто помогал или только мог помочь партизанам. 2 миллиона 230 тысяч человеческих жизней – тяжкая плата народа за свою независимость.

Ведущий 1. Кровавая трагедия Хатыни, этого лесного села в 26 дворов, произошла 22 марта 1943 года, когда отряд немецких карателей внезапно окружил деревню.

Ведущий 2. Цепь карателей медленно и неумолимо приближается к деревне. Они заглядывают в каждую дверь, в каждую яму, щель.

(Учащийся рассказывает от первого лица отрывок из «Хатынской повести» А.Адамовича.)

Чтец. «Нас вытолкали на улицу, по которой уже гнали людей с криком, ударами прикладов, палок. В стороне от амбара толпятся немцы в офицерских фуражках, стоят машины. И два пулемёта, нацеленные на амбар. У распахнутых ворот нас поджидает коридор из овчарок и карателей.

Когда людей позатолкали, позашвыривали в амбар и нас поглотила воющая темнота, дверь закрыли и теперь заколачивали глухими кладбищенскими ударами.

И уже детские крики во всех концах амбара:

Мамочка, дым!

Ой, запалили!

Мама, это будет больно?

...А где-то есть поле, тишина, звенящая кузнечиками, полевая дорога, спокойно идущий куда-то человек.

Слышу голос:

Сынок мой, зачем ты в эту резину обулся? Твои ножки будут очень долго гореть.

В отверстие в амбаре выбросили мальчика. Офицер поморщился. Мальчик вырывался, а его перебрасывали назад, к окошку. Женщина, наверно, его мать, торопится вы­браться наружу, ищет глазами мальчика: где он, что с ним?

А мальчик уже исчез в чёрной дыре. Женщина побежала к ней, тёмная от ужаса и муки. Её застрелили и швырнули к стенке, на солому.

Офицер с гримасой неудовольствия направился к легковой машине. Это был знак – кончать. Взметнулось от соломы по стене пламя. Я всё смотрела, как из окошек выбрасывают детей, и они падают прямо в горящую солому».

Ведущий 1. Фашисты согнали хатынцев в сарай и подожгли его, а тех, кто пытался спастись, расстреляли из пулемётов. 149 человек, из них 76 детей, навечно остались в этой адской могиле.

Ведущий 2. Только один житель деревни кузнец Иосиф Иосифович Каминский чудом спасся из огня. Теперь он в бронзе встал с мёртвым сыном Адамом на вытянутых руках. В этих его руках всё – и скорбь, и трагизм, и воля к жизни, давшая белорусам возможность выстоять и победить.

Чтец. «Люди добрые, помните: мы любили и жизнь, и Родину, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть боль и печаль станут силой и мужеством, чтоб смогли вы мир и покой на земле увековечить, чтобы нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала».

Ведущий 1. А теперь послушайте «отчёт» фашистов. Отчётом они называли уничтожение ни в чём не повинных людей.

«Уничтожение деревни Хатынь... Казнь была произведена планомерно и без особых происшествий. Большинство жителей деревни сохраняло самообладание, и шло навстречу вполне заслуженной судьбе, которая вследствие их нечистой совести не являлась для них неожиданностью».

Чтец.

... Места нет пощаде.

И не у нас её проси,

Мы будем мёртвых глуше.

Проси у тех, чьи на Руси

Сгубил безвинно души.

Проси у тех, кого ты сжёг,

Зарыл в земле живыми –

Не шевельнётся ли песок,

Притоптанный над ними?

Проси у тех, кому велел

Самим копать могилу,

Проси у тех, кого раздел

В предсмертный час постылый.

Проси у девочки у той,

Что в дула ружей глядя,

Спросила с детской простотой:

– Чулочки тоже, дядя? –

У той, худое тельце чьё

У края рва поставил.

Проси пощады у неё,

А мы щадить не вправе.

Библиотекарь. Слово «война» женского рода. Но «У войны не женское лицо». Так мы назвали следующую страницу нашего устного журнала.

С восторгом нас, девчонок, не встречали,

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом.

А медали

И прочие регалии – потом.

Чтец.

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней,

Шагаем и мы – девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты –

То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Ю. Друнина

Чтец.

Смотрю назад, в продымленные дали

– Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.

Ведущий 1. В основу повести Б.Васильева «А зори здесь тихие...» положен маленький, совсем незначительный в масштабах Великой Отечественной войны эпизод. Герои повести – девушки, вынужденные зани­маться суровым ремеслом войны.

(учащиеся-девушки читают по ролям отрывок из повести).

– На дверях нашего домика висела мед­ная дощечка: «Доктор медицины Соломон Аронович Гурвич». У нас была очень дружная и очень большая семья. А ещё в университете я донашивала платья, перешитые из платьев сестёр. А потом надела форму. И сапоги на два номера больше.

  • После споём с тобой, Лизавета. Вот выполним боевой приказ и споём, – сказал мне старшина.

  • А я из детдома. И фамилию мне такую дали Четвертак, потому что меньше всех ростом вышла...

  • Женька, совсем ты голову заморочила лейтенанту Сергейчуку... – ругал меня папа.

  • – Счастливое было время, весёлое...

  • А у меня к немцам свой счёт имеется...

(Те же девочки читают по ролям о гибели своих героинь.)

  • Соня Гурвич погибла от ножа немецкого диверсанта, когда побежала за кисетом старшины Баскова.

  • Галя Четвертак, не выдержав напряжения боя, бросилась бежать и была убита.

  • Лиза Бричкина утонула в болоте, когда торопилась выполнить приказ Васкова.

  • Женя Камелькова ценой собственной жизни пыталась спасти Риту.

  • Смертельно раненная Рита Осянина застрелилась, не желая попасть в плен к немцам.

Ведущий 2. Может быть, всем девушкам стоило затаиться, спрятаться? Ведь они были зенитчицы, в их обязанности входило – сбивать самолёты, и не по силам им было противостоять немецким диверсантам?

Ведущий 1. У войны не женское лицо. Не воевать, а жить, любить, рожать детей должна женщина. Но всё это отняла у неё война, оставив одно право – Родину защищать.

(Звучит песня из кинофильма «Белорусский вокзал», стихи Б.Окуджавы.)

Ведущий 2. 75 лет назад закончилась самая страшная в истории человечества война. Война – это погибшие молодые жизни, непрожитые великие биографии, несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несовершившиеся открытия, невесты, не ставшие жёнами.

Ведущий 1. Кто-то встретил Победу у стен рейхстага в Берлине, кто-то видел праздничные залпы на Красной площади в Москве.

Ведущий 2. А герои рассказа Е.Носова «Красное вино Победы» встретили 9 Мая в госпитале. И очень обидно, несправедливо, когда смерть настигала бойца в день Победы.

(Учащийся читает отрывок).

Чтец. «И это всё? – спрашивал я себя, покрываясь холодной испариной.

– Больше для него ничего не будет? Тогда зачем же он был? Для чего столь долго ожидал своей очереди родиться на земле? Эта его возмо­жность появления оберегалась тысячелетиями, предки пронесли её через всю историю – от первобытных пещер до современных небоскрёбов. Пришло время, сошлись, совпали какие-то шифры таинства, и он, наконец, родился... Но его срезало осколками, и он снова исчез в небытие...

В это самое время, в час сумерек, когда санитары укладывали Копёшкина в морге, в окнах его избы, должно быть, уже затеплился жидкий огонёк керосиновой лампы, завиднелись головёнки ребятишек, обступивших стол с вечерней похлёбкой. Топчется у стола жена Копёшкина, что-то подкладывает, подливает. Она теперь тоже знает о Победе, и все в доме – в молчаливом ожидании хозяина, который не убит, а только ранен, и, даст Бог, всё обойдётся.

Тишину нарушил Саенко.

  • Что ж... Давайте помянем. Не повезло парню... Как хоть его звали?

  • Иваном, кажется...

  • Ну... прости-прощай, брат Иван.

Саенко плеснул немного из стакана на изголовье, на котором ещё только что лежал Копёшкин. Вино густо окрасило белую накрахмаленную наволочку.

– Вечная тебе память.

Оставшееся в стакане вино он разнёс по койкам, и мы выпили по глотку. Теперь оно показалось таинственно-тёмным, как кровь.

В вечернем небе снова вспыхивали праздничные ракеты».

(Звучит мелодия песни «Журавли» (сти­хи Р. Гамзатова, музыка И. Френкеля).

Чтец.

Их теперь не обнять,

Не пожать им ладонь.

Но восстал из земли

Негасимый огонь –

Скорбный огонь,

Гордый огонь,

Светлый огонь.

Это павших сердца

Отдают до конца

Своё яркое пламя живущим.

Библиотекарь. Мы перевернули последнюю страницу нашего устного журнала «Цена Великой Победы». Но в истории Великой Отечественной войны есть ещё много интересных, познавательных, не до конца изученных страниц. Надеюсь, вы не остались равнодушными по отношению к тому, о чём мы рассказали. В преддверии Великой Победы, когда пытаются пересмотреть ход великой войны, когда пытаются оправдать нацистских преступников, объяснить массовые уничтожения людей, когда оскверняются могилы советских воинов в прибалтийских и европейских странах, а воинов-освободителей называют оккупантами, только знание правды о войне можно противопоставить всему этому. И ещё мы должны помнить, какой ценой досталась нам Победа!