СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В стране невыученных уроков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В стране невыученных уроков»


Тема урока: «Звонкие и глухие согласные, их изменение в потоке речи»

Цели урока:

Образовательные: формировать представление об особенностях образования глухих и звонких согласных (участие голоса и шума), о парных согласных по глухости-звонкости, а также непарных согласных; о смыслоразличительной роли согласных звуков; отработать умения различать согласные по глухости-звонкости; различать в словах звонкие и глухие согласные; позиционные чередования согласных в словах.

Развивающие: развивать логическое и образное мышление учащихся, наблюдательность, внимание, память;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к родному языку; воспитывать высокую культуру общения;

Тип урока: урок изучение нового материала.

Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, ИКТ, исследовательская деятельность, работа с таблицами, игровые задания, презентация, здоровьесбережение; дифференцированная работа: индивидуальная, групповая, фронтальная работа на уроке.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, видео-мультфильм

Наглядно-демонстраци-онный материал: мультимедийная презентация по теме урока, учебник, учебные тексты, таблица, карточки-задания.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые члены жюри и коллеги! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Буркова Елена Николаевна, и сегодня урок русского языка у Вас проведу я. Сегодня предлагаю Вам поработать в группах. А для этого необходимо выбрать руководителя группы. Обратите внимание, на столах у вас лежат оценочные листы, а также листы с заданиями и выводами, которые вы будите заполнять в ходе урока. Удачи!

  1. Мотивация учебной деятельности

А теперь давайте на мгновение отправимся в страну невыученных уроков. ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА. Фрагмент какого советского мультфильма вы увидели? А кто является автором рассказа, по сюжету которого был создан мультфильм? (Лия Гераскина) Ребята, а вам известно имя главного героя?

Сегодня на уроке предлагаю помочь Вите Перестукину осознать, что учиться очень важно, а для этого нам нужно многое знать и уметь.

  1. Актуализация опорных знаний

Задание 1. Что вы видите на экране? (буквы и звуки) Давайте вспомним как они произносятся, повторяйте за мной!

Задание 2. Что означают картинки? Назовите их!

Коза - коса; Плот – плод; Шар – Жар.

Ребята, скажите, что изменяется в данных словах? (буквы) А какие это буквы? (звонкие и глухие согласные)

Конечно, совершенно верно. Ребята, как Вы думаете, какая же сегодня тема нашего урока?

Тема урока «Звонкие и глухие согласные.

Их обозначение на письме».

  1. Целеполагание

А какую же цель нужно перед собой поставить, чтобы изучить данную тему? Верно, а еще нужно учиться работать в группах, помогая и поддерживая друг друга.

  1. Изучить особенности образования глухих и звонких согласных (участие голоса и шума), парных согласных по глухости-звонкости, а также непарных согласных;

  2. рассмотреть смыслоразличительную роль согласных звуков;

  3. познакомиться с позиционными чередованиями звонких и глухих согласных (оглушение и озвончение);

  4. отработать умения различать согласные по глухости-звонкости; различать в словах звонкие и глухие согласные; позиционные чередования согласных в словах.

Итак, цели поставлены, чтобы помочь Вите, я предлагаю вам сделать шпаргалку, чтобы он с легкостью смог изучить правила сегодняшнего урока и применить их на практике. Согласны?!

  1. Построение проекта учебной деятельности

Ребят, а можно ли пользоваться шпаргалкой на уроке? А вы пользуетесь шпаргалками? А что может помочь нам узнать лексическое значение этого слова?

Для того чтобы узнать лексическое значение слова шпаргалка, воспользуемся словарной статьей из толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова.

Шпаргалка – 1. у учащихся, неуверенных в своих знаниях: бумажка с записями для подглядывания во время экзамена; 2. Бумажка, записка с текстом, заранее приготовленным для выступающего. (Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова). Клею на шпаргалку (звонкие и глухие)

  1. Эксперимент

Чтобы убедиться, что звонкие и глухие имеют различия, давайте проведем эксперимент. Закройте уши руками и повторяйте за мной(произносим звонкие согласные).

Б, В, Г, Д, Р, Л – что слышим

П, Ф,Т, Ш, С, Щ

Что изменяется в потоке речи, при произношении звонких и глухих согласных? Какой вывод можем сделать? Оформите выводы, первая группа оформляет шпаргалку для Вити.

Вывод: звонкие звуки состоят из шума и голоса,

а глухие – только из шума.

  1. Заполнение таблицы.

Ребята, а теперь давайте вспомним звонкие и глухие согласные и заполним таблицу. Я заполняю на доске, а вы помогаете мне, проговаривая звуки и заполняете таблицу в карточках с выводами.

Звонкие

[б]

[в]

[г]

[д]

[ж]

[з]

[л]

[м]

[н]

[р]

[й]





Глухие

[п]

[ф]

[к]

[т]

[ш]

[с]






[х]

[ц]

[ч]

[щ]

Вторая группа оформите шпаргалку!

  1. Первичное закрепление

Ребята, а сейчас работаем вместе со мной.

Ястреб [п] – ястребы - Какой звук слышим на конце слова, а как доказать, что нужно писать букву «Б»? Нужно подобрать однокоренное слово, либо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

А теперь мне нужно по одному человеку от каждой группы. Вы будите выполнять задание у доски, а группа это же задание с места. А потом группы проверят своих товарищей.

Группа1.

Просьба - просить

Город - города

Указка – указывать

Группа 2.

Пруд - пруды

Низкий - низок

Заряд – заряды

Группа 3.

Сказка - сказывать

Столб - столбы

Плод – плоды



Группа 4.

Сладкий - сладенький

Прут - прутик

Код – коды



Ребята, выставьте баллы в оценочные листы (одно верное слово 1балл); возвращаемся к нашим выводам, заполните последний вывод. Третья группа, продолжите шпаргалку.

  1. Вывод: чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными, надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить проверяемое слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.

  2. Орфоэпическая физминутка

Орфоэпия – (от греч. Правильная речь) раздел фонетики, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

Правильно произнесенное слово – хлопок в ладоши;

Неправильно - присесть на корточки.

алфавИт, докумЕнт, дефис, звонить, досуг, километр



  1. Cамостоятельная работа. Работа в группах

А теперь, ребята, работаем в группах. Читаете внимательно задание и выполняете на карточках



IХ. Подведение итогов. Рефлексия

Ребята, давайте подведем итог, что же мы сегодня изучили на уроке. Что узнает Витя из нашей шпаргалки (4 группа подводит итог). Возвращаемся к целям – а мы узнали, изучили….А вы хорошо работали в группах, Вам нужна такая шпаргалка? (ВИДЕО-ФРАГМЕНТ).

Сегодня Витя, работая вместе с нами, поднялся с первой ступеньки знаний на пятую. А на какую ступеньку вы можете поставить себя?

Я считаю, что вы очень хорошо поработали, и многие из вас достойно занимают шестую ступеньку.

Х. Объяснение домашнего задания



Домашнее задание

Камыши

Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чём они шепчут? О чём говорят?
Зачем огоньки между ними горят?

К.Д. Бальмонт

  1. Спишите отрывок из стихотворения К.Д. Бальмонта;

  2. Выпишите звонкие и глухие согласные;

  3. Ответьте на вопрос: «Какой звук повторяется чаще других? Почему?»

  4. Найдите выразительные средства языка

















Приложения

Группа 1.

Задание 1.

Сколько звуков [ш] в предложении:   Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.  

Задание 2.

Замените звонкие согласные парными глухими, а глухие – парными звонкими. Определите автора текста и название произведения.

Хосяйзгая точь Тина уфитела гуглу, босфала дадарог.

Шилин знял гуглу, ботаед им. Они змеюдзя, а не змеюд фсядь. Оздафил он гуглу, ужел в зарай и змодрид, чдо путед. Ботпешала Тина, оклянулазь, зхфадила гуглу и упешала.



Задание 3.

Игра «Превращение»

Запишите слова звуками, произнесите в обратном порядке.

  1. Парк – краб [парк]

  2. Кот – ток

  3. Сад – таз

  4. Шел – ложь

  5. Лоб – пол

  6. Порог – короб



Задание 4.

Уберите буквы, обозначающие глухие согласные и назовите получившееся слово.

ПФБКТЕХРШЁСЧЗЩАЦ



















Группа 2.

Задание 1.

Сколько звуков [ц] в предложении:  Наша ученица Куницына собирается отправиться в Братск. 

Задание 2.

Гдо депе пес меня кугол теладь путед? – И боклатил ее бо колофе. Гаг саблачед Тина, сагрыла ругами. Берегрездилзя Шилин, ботхфадил ругой самог на голотге, чдопы не пренчал, божел бо тороке, а зам фзе на сарефо боклятыфаед, кте мезяц фздает.

Задание 3.

Игра «Превращение»

Запишите слова звуками, произнесите в обратном порядке.

  1. Парк – краб [парк]

  2. Кот – ток

  3. Сад – таз

  4. Шел – ложь

  5. Лоб – пол

  6. Порог - короб

Задание 4.

  1. Уберите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и получите слово.

РЛПМНЕЗВТГДУЖХБ



ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ. ГРУППА 1.

Задания

Возможное кол-во баллов

Набронное кол-во баллов

Задание 1 (у доски)

3балла


Задание 2

1 балл


Задание 3

5 баллов


Задание 4

5 баллов


Задание 5

1 балл


Итого:


14-15 –«5»; 10-13 – «4»; 6-9 – «3»

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ. ГРУППА 1.

Задания

Возможное кол-во баллов

Набронное кол-во баллов

Задание 1 (у доски)

3балла


Задание 2

1 балл


Задание 3

5 баллов


Задание 4

5 баллов


Задание 5

1 балл


Итого:


14-15 –«5»; 10-13 – «4»; 6-9 – «3»



ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ. ГРУППА 1.

Задания

Возможное кол-во баллов

Набронное кол-во баллов

Задание 1 (у доски)

3балла


Задание 2

1 балл


Задание 3

5 баллов


Задание 4

5 баллов


Задание 5

1 балл


Итого:


14-15 –«5»; 10-13 – «4»; 6-9 – «3»

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ. ГРУППА 1.

Задания

Возможное кол-во баллов

Набронное кол-во баллов

Задание 1 (у доски)

3балла


Задание 2

1 балл


Задание 3

5 баллов


Задание 4

5 баллов


Задание 5

1 балл


Итого:


14-15 –«5»; 10-13 – «4»; 6-9 – «3»