Тема урока: «Звонкие и глухие согласные, их изменение в потоке речи»
Цели урока:
Образовательные: формировать представление об особенностях образования глухих и звонких согласных (участие голоса и шума), о парных согласных по глухости-звонкости, а также непарных согласных; о смыслоразличительной роли согласных звуков; отработать умения различать согласные по глухости-звонкости; различать в словах звонкие и глухие согласные; позиционные чередования согласных в словах.
Развивающие: развивать логическое и образное мышление учащихся, наблюдательность, внимание, память;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к родному языку; воспитывать высокую культуру общения;
Тип урока: урок изучение нового материала.
Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, ИКТ, исследовательская деятельность, работа с таблицами, игровые задания, презентация, здоровьесбережение; дифференцированная работа: индивидуальная, групповая, фронтальная работа на уроке.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, видео-мультфильм
Наглядно-демонстраци-онный материал: мультимедийная презентация по теме урока, учебник, учебные тексты, таблица, карточки-задания.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые члены жюри и коллеги! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Буркова Елена Николаевна, и сегодня урок русского языка у Вас проведу я. Сегодня предлагаю Вам поработать в группах. А для этого необходимо выбрать руководителя группы. Обратите внимание, на столах у вас лежат оценочные листы, а также листы с заданиями и выводами, которые вы будите заполнять в ходе урока. Удачи!
Мотивация учебной деятельности
А теперь давайте на мгновение отправимся в страну невыученных уроков. ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА. Фрагмент какого советского мультфильма вы увидели? А кто является автором рассказа, по сюжету которого был создан мультфильм? (Лия Гераскина) Ребята, а вам известно имя главного героя?
Сегодня на уроке предлагаю помочь Вите Перестукину осознать, что учиться очень важно, а для этого нам нужно многое знать и уметь.
Актуализация опорных знаний
Задание 1. Что вы видите на экране? (буквы и звуки) Давайте вспомним как они произносятся, повторяйте за мной!
Задание 2. Что означают картинки? Назовите их!
Коза - коса; Плот – плод; Шар – Жар.
Ребята, скажите, что изменяется в данных словах? (буквы) А какие это буквы? (звонкие и глухие согласные)
Конечно, совершенно верно. Ребята, как Вы думаете, какая же сегодня тема нашего урока?
Тема урока «Звонкие и глухие согласные.
Их обозначение на письме».
Целеполагание
А какую же цель нужно перед собой поставить, чтобы изучить данную тему? Верно, а еще нужно учиться работать в группах, помогая и поддерживая друг друга.
Изучить особенности образования глухих и звонких согласных (участие голоса и шума), парных согласных по глухости-звонкости, а также непарных согласных;
рассмотреть смыслоразличительную роль согласных звуков;
познакомиться с позиционными чередованиями звонких и глухих согласных (оглушение и озвончение);
отработать умения различать согласные по глухости-звонкости; различать в словах звонкие и глухие согласные; позиционные чередования согласных в словах.
Итак, цели поставлены, чтобы помочь Вите, я предлагаю вам сделать шпаргалку, чтобы он с легкостью смог изучить правила сегодняшнего урока и применить их на практике. Согласны?!
Построение проекта учебной деятельности
Ребят, а можно ли пользоваться шпаргалкой на уроке? А вы пользуетесь шпаргалками? А что может помочь нам узнать лексическое значение этого слова?
Для того чтобы узнать лексическое значение слова шпаргалка, воспользуемся словарной статьей из толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова.
Шпаргалка – 1. у учащихся, неуверенных в своих знаниях: бумажка с записями для подглядывания во время экзамена; 2. Бумажка, записка с текстом, заранее приготовленным для выступающего. (Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова). Клею на шпаргалку (звонкие и глухие)
Эксперимент
Чтобы убедиться, что звонкие и глухие имеют различия, давайте проведем эксперимент. Закройте уши руками и повторяйте за мной(произносим звонкие согласные).
Б, В, Г, Д, Р, Л – что слышим
П, Ф,Т, Ш, С, Щ
Что изменяется в потоке речи, при произношении звонких и глухих согласных? Какой вывод можем сделать? Оформите выводы, первая группа оформляет шпаргалку для Вити.
Вывод: звонкие звуки состоят из шума и голоса,
а глухие – только из шума.
Заполнение таблицы.
Ребята, а теперь давайте вспомним звонкие и глухие согласные и заполним таблицу. Я заполняю на доске, а вы помогаете мне, проговаривая звуки и заполняете таблицу в карточках с выводами.
Звонкие | [б] | [в] | [г] | [д] | [ж] | [з] | [л] | [м] | [н] | [р] | [й] | | | | |
Глухие | [п] | [ф] | [к] | [т] | [ш] | [с] | | | | | | [х] | [ц] | [ч] | [щ] |
Вторая группа оформите шпаргалку!
Первичное закрепление
Ребята, а сейчас работаем вместе со мной.
Ястреб [п] – ястребы - Какой звук слышим на конце слова, а как доказать, что нужно писать букву «Б»? Нужно подобрать однокоренное слово, либо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.
А теперь мне нужно по одному человеку от каждой группы. Вы будите выполнять задание у доски, а группа это же задание с места. А потом группы проверят своих товарищей.
Группа1.
Просьба - просить
Город - города
Указка – указывать
Группа 2.
Пруд - пруды
Низкий - низок
Заряд – заряды
Группа 3.
Сказка - сказывать
Столб - столбы
Плод – плоды
Группа 4.
Сладкий - сладенький
Прут - прутик
Код – коды
Ребята, выставьте баллы в оценочные листы (одно верное слово 1балл); возвращаемся к нашим выводам, заполните последний вывод. Третья группа, продолжите шпаргалку.
Вывод: чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными, надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить проверяемое слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.
Орфоэпическая физминутка
Орфоэпия – (от греч. Правильная речь) раздел фонетики, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением.
Правильно произнесенное слово – хлопок в ладоши;
Неправильно - присесть на корточки.
алфавИт, докумЕнт, дефис, звонить, досуг, километр
Cамостоятельная работа. Работа в группах
А теперь, ребята, работаем в группах. Читаете внимательно задание и выполняете на карточках
IХ. Подведение итогов. Рефлексия
Ребята, давайте подведем итог, что же мы сегодня изучили на уроке. Что узнает Витя из нашей шпаргалки (4 группа подводит итог). Возвращаемся к целям – а мы узнали, изучили….А вы хорошо работали в группах, Вам нужна такая шпаргалка? (ВИДЕО-ФРАГМЕНТ).
Сегодня Витя, работая вместе с нами, поднялся с первой ступеньки знаний на пятую. А на какую ступеньку вы можете поставить себя?
Я считаю, что вы очень хорошо поработали, и многие из вас достойно занимают шестую ступеньку.
Х. Объяснение домашнего задания
Домашнее задание
Камыши
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чём они шепчут? О чём говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
К.Д. Бальмонт
Спишите отрывок из стихотворения К.Д. Бальмонта;
Выпишите звонкие и глухие согласные;
Ответьте на вопрос: «Какой звук повторяется чаще других? Почему?»
Найдите выразительные средства языка
Приложения
Группа 1.
Задание 1.
Сколько звуков [ш] в предложении: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Задание 2.
Замените звонкие согласные парными глухими, а глухие – парными звонкими. Определите автора текста и название произведения.
Хосяйзгая точь Тина уфитела гуглу, босфала дадарог.
Шилин знял гуглу, ботаед им. Они змеюдзя, а не змеюд фсядь. Оздафил он гуглу, ужел в зарай и змодрид, чдо путед. Ботпешала Тина, оклянулазь, зхфадила гуглу и упешала.
Задание 3.
Игра «Превращение»
Запишите слова звуками, произнесите в обратном порядке.
Парк – краб [парк]
Кот – ток
Сад – таз
Шел – ложь
Лоб – пол
Порог – короб
Задание 4.
Уберите буквы, обозначающие глухие согласные и назовите получившееся слово.
ПФБКТЕХРШЁСЧЗЩАЦ
Группа 2.
Задание 1.
Сколько звуков [ц] в предложении: Наша ученица Куницына собирается отправиться в Братск.
Задание 2.
Гдо депе пес меня кугол теладь путед? – И боклатил ее бо колофе. Гаг саблачед Тина, сагрыла ругами. Берегрездилзя Шилин, ботхфадил ругой самог на голотге, чдопы не пренчал, божел бо тороке, а зам фзе на сарефо боклятыфаед, кте мезяц фздает.
Задание 3.
Игра «Превращение»
Запишите слова звуками, произнесите в обратном порядке.
Парк – краб [парк]
Кот – ток
Сад – таз
Шел – ложь
Лоб – пол
Порог - короб
Задание 4.
Уберите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и получите слово.
РЛПМНЕЗВТГДУЖХБ
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ. ГРУППА 1.
Задания | Возможное кол-во баллов | Набронное кол-во баллов |
Задание 1 (у доски) | 3балла | |
Задание 2 | 1 балл | |
Задание 3 | 5 баллов | |
Задание 4 | 5 баллов | |
Задание 5 | 1 балл | |
Итого: | |
14-15 –«5»; 10-13 – «4»; 6-9 – «3» |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ. ГРУППА 1.
Задания | Возможное кол-во баллов | Набронное кол-во баллов |
Задание 1 (у доски) | 3балла | |
Задание 2 | 1 балл | |
Задание 3 | 5 баллов | |
Задание 4 | 5 баллов | |
Задание 5 | 1 балл | |
Итого: | |
14-15 –«5»; 10-13 – «4»; 6-9 – «3» |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ. ГРУППА 1.
Задания | Возможное кол-во баллов | Набронное кол-во баллов |
Задание 1 (у доски) | 3балла | |
Задание 2 | 1 балл | |
Задание 3 | 5 баллов | |
Задание 4 | 5 баллов | |
Задание 5 | 1 балл | |
Итого: | |
14-15 –«5»; 10-13 – «4»; 6-9 – «3» |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ. ГРУППА 1.
Задания | Возможное кол-во баллов | Набронное кол-во баллов |
Задание 1 (у доски) | 3балла | |
Задание 2 | 1 балл | |
Задание 3 | 5 баллов | |
Задание 4 | 5 баллов | |
Задание 5 | 1 балл | |
Итого: | |
14-15 –«5»; 10-13 – «4»; 6-9 – «3» |