Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22
города Новороссийска
Выступление на методическом объединении
учителей английского языка
на тему:
“Формирование и повышение мотивации
у школьников
при изучении английского языка”
учитель английского языка
Пикуль В.В.
Формирование и повышение мотивации у школьников
при изучении английского языка.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности. Занимаясь этой темой, стало понятно, что мотив у учащихся повышается в том случае, если соблюдаются следующие условия:
Информация. Чтобы привлечь внимание учащихся, необходимо обеспечить их увлекательным материалом страноведческого, литературного, игрового характера.
Доступность. Важно, чтобы темы были интересными, актуальными, соответствующими возрасту, отвечала бы культурным запросам учащихся. Языковой материал должен быть доступен учащимся и опираться на полученные ими знания по английскому языку.
Мотивация, движущая учениками, может быть внешней и внутренней. К внешней относится широкая социальная мотивация, которая в более конкретном выражении сводится к следующему: 1. каждый образованный человек должен знать иностранный язык, что позволит ему уверенно чувствовать себя при заграничных поездках, так как это самый популярный язык в мире; 2. это программный предмет и я хочу иметь хорошую оценку; 3. не хочу быть хуже других. 4. не хочу расстраивать родителей.
Внутренняя мотивация включает в себя мотивацию, связанную с перспективным развитием личности, т.е. пригодится в жизни, для получения престижной работы; коммуникативную мотивацию, когда учащимся нравится общении на языке на уроках, когда английский служит средством удовлетворения внеурочных интересов, например: компьютер, интернет, желание переписываться со сверстниками-иностранцами, современная музыка, видео, игры; мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью, когда учащиеся интересуются английским как предметом, нравится переводить тексты, узнавать новые слова, ощущать успех при обучении. Примером мотива на эмоциональном уровне может быть боязнь выглядеть смешным перед одноклассниками из-за незнания.
Таким образом, внешняя мотивация, как правило, нацеливает учащихся на достижение конечного результата учения. Внутренняя мотивация имеет сильное стимулирующее воздействие на процесс обучения. А для этого необходимо строить процесс учения таким образом, чтобы обучаемые на каждом его этапе ощущали продвижение к поставленной цели. Например, одним из самых сильных общих мотивов является необходимость речевого реагирования в стандартных ситуациях. Ситуации, применяемые на уроках, должны быть вариативны, и учитывать возрастные и индивидуальные особенности группы. 5 раздел учебника в 9 классе посвящен путешествиям, в нем предлагаются темы, связанные с бронированием номера в отеле, покупкой билетов, ориентированием в аэропорту. Данные темы воспринимались учащимися с интересом, даже среди неуспевающих, так как они понимали, где действительно они смогут применить полученные знания. В некоторых случаях позволяю себе отойти от темы и рассказать забавные случаи из жизни, связанные с незнанием английского, чтобы подчеркнуть необходимость знания иностранного, хотя бы для обслуживания себя в туристических поездках.
Большую мотивирующую роль играет чередование разнообразных видов деятельности, разнообразных уроков. В своей практике учителю нужно использовать уроки-общение, уроки-фантазии, уроки-драматизации, уроки поэзии, видеоуроки, уроки-игру, уроки-тесты. У каждого из этих видов уроков своя доминирующая мотивация.
Из своей практики, я делаю вывод, что с большим интересом учащиеся воспринимают страноведческий материал. Например, 4 раздел учебника 6 класса посвящен Великобритании. Учащиеся с большим интересом читали о достопримечательностях разных городов, участвовали в викторине на знание реалий английской культуры, готовили свои проекты. Все это сопровождалось большим количеством наглядного материала, красочностью, что позволяло без труда вовлекать в активную работу даже пассивных учащихся.
Немаловажна в нашем понимании и роль просмотра видеофильмов без перевода. К сожалению, не всегда это можно сделать на уроке.
Мотивирующее значение имеет и проведение различных мероприятий по предмету: вечера, посвящённые праздникам англоязычных стран, конкурсы песен на языке и другие. Здесь обычно раскрываются все таланты школьников. Хочется обратиться к своей практике, в частности, к разделу, посвященному Рождеству и Новому году в 6 классе. Весь месяц на уроках царила атмосфера ожидания праздника, такого любимого и близкого всем, пока мы знакомились с традициями зарубежных стран, учащиеся рассказывали о традициях своей семьи, мечтали о подарках, учили стихи, готовили поздравительные открытки, разучивали песни. В очередной раз убедилась, что подобные темы вызывают живой интерес даже у отстающих учащихся и желание поздравить маму на английском языке, подарив открытку сделанную собственными руками, не оставило никого равнодушным. Была удивлена поделками.
Проведение декады способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, развитию навыков устной речи, пополнению словарного запаса, расширению кругозора учащихся.
Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок, не только и не столько знания и владение учениками языковым и речевым материалом определяют эффективность формирования коммуникативных навыков школьников, сколько готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на английском языке. Это возможно, если основной формой учебной деятельности школьников будет не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое и активное общение с учителем и друг с другом. Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, необходимо организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Это разные формы работы – в парах, группах, по цепочке, когда выполняется задание на взаимо контроль – “игра в учителей”, дети сами поправляют друг друга, задания, носящие соревновательный характер, когда нужно выполнить по командам, на скорость. Как правило, в такие моменты появляется азарт и активность.
Основой успеха в достижении результата при обучении английскому языку является преемственность программ, методов и приёмов работы в классе по мере его взросления, а также адекватность программ уровню языкового развития учащихся.
7