СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему "Учение без принуждения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему "Учение без принуждения"»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Корсабашская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья »



Мастер-класс


«Учение без принуждения»












Учитель- дефектолог:

Акбирова Венера Файзьевна






2021г.


с. Корсабаш


Пояснительная записка:


Школа является важным этапом в процессе развития ребёнка. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

      Таким образом, современное состояние обучения школьников диктует необходимость синтеза новых и традиционных путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к творческому труду, а главное - средств и методов, в том числе – средств и методов обучения в рамках уроков русского языка.

        Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к  поколению. Через игру ребёнок постигает мир, законы взаимоотношений, приобретает новые знания в различных областях жизни и науки. Игра даёт возможность учащемуся оценить себя на фоне других ребят, выдвигая при этом иные критерии оценки. Игра способствует формированию и развитию ключевых компетенций ученика, развитию творческого мышления и активизации самостоятельной работы учеников.

Применение  игровых технологий  повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся.

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

     Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  •  В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  •  Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

  • В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • Как технологии внеклассной работы.

   Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются  учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.



Тема «Учение без принуждения»



Приветствие

Цель мастер-класса:   Познакомить участников с игровыми упражнениями, приёмами применяемыми на уроках для развития активизации познавательных процессов у учащихся.


Задачи мастер-класса:

  • передать  свой опыт на примере комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

  • показать практическую значимость занятий, исходя из собственного опыта и наработок;

  • убедить участников, что использование игр в процессе обучения является важнейшим фактором формирования и актуализации познавательного интереса.

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать такие методы, приёмы, формы и технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития и коррекции личности ребёнка. Ребенок с ограниченными возможностями интеллекта, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения наших детей в социум. Воспитание и обучение детей требует большого педагогического мастерства, особых методов. У них крайне слабо развиты психические функции: память, внимание, восприятие, а особенно мышление, оно у наших детей на очень низком уровне, что ведёт к плохому усвоению учебной программы.

Главная задача педагога:

  • облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного учебного процесса;

  • создать для каждого ребёнка на своём уровне обучения ситуацию успеха;

  • сделать процесс обучения занимательным, увлекательным и разносторонним.


Детей учу без « принуждения», я считаю, только игра способна плавно, не «насильственно» включить «особого» ребёнка в мир познания. Ни для кого не секрет, что дети учатся играя. Использование игр для меня стала палочкой-выручалочкой в учебно-воспитательном процессе. Только игра может поднять интерес к учёбе. И тем самым повысить эффективность обучения. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям, увидеть их применение на практике.

игра:

-помогает активизировать деятельность ребенка;

- развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление;

- поддерживает интерес к изучаемому предмету, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей.

Игра делает процесс обучения - развивающим, занимательным для ребенка.

Игра – это творчество, игра –это труд.

Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеурочное время, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, и систематизируют полученные знания.

Игровые технологии обучения, на мой взгляд, являются наиболее эффективными в плане развития познавательных интересов у учащихся и позволяют успешно решать следующие педагогические

Задачи:

  • Развитие интереса к учёбе;

  • Обеспечение психологического комфорта процесса обучения;

  • Развитие творческих способностей;

  • Облегчение процесса усвоения учебного материала.

Практика показывает, что уроки с использованием игровой деятельности, неожиданных моментов, ситуаций, делают увлекательным, развивающим, учебный процесс для наших детей.

Психологи доказали:

-в игре интенсивно развивается психика;

- в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие, воображение;

- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание;

- в условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.

Поэтому следует помнить слова В.А.Сухомлинского: “ Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”. Давайте выращивать “прекрасные цветы”, которые бы радовали нас своими знаниями.

Начало урока начинаю с психологического настроя:

это могут быть:

- игровые стихи;

-кричалки;

- рифмованное начало урока;

- элементы театрализации;

- загадки;

Игры, игровые приёмы, занимательные задания можно использовать в начале урока, в середине, и в конце урока; при закреплении пройденного материала, при изучении нового материала.

Они оживляют урок, повышают интерес детей к изучаемому предмету; развивают у учащихся внимание, память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность, дети сознательно усваивают учебный материал.

«Шифровальщики»

Данный вид упражнений предусматривает работу детям с символами, шифрами, кодами.

1)​ нужно назвать два слова, которые зашифрованы с помощью чисел. Каждому числу соответствует определённая буква

Первое слово: 5, 2,7, 1, 3, 2,

Второе слово: 8, 5, 4, 9, 4, 6, 1, 3, 2.

Каждому числу соответствует определённая буква:

1 2 3 4 5 6 7 8 9

и а н о м д л с р

1


2

3

4

5

6

7

8

9

и

а

н

о

м

д

л

с

р


Искомые слова: малина, смородина 

У детей формируется абстрактное мышление, внимание, орфографическая зоркость.

Думай, смекай, отгадывай»

Внимательно посмотри и назови два слова

*


*


*


*


*



п

у

е

ч

н

е

а

н

л

и

к


*


*


*


*


*

*

Искомые слова: пенал, ученик

Использование игрового приёма развивает внимание, логику, зрительную память, орфографическую зоркость, развивает связную речь.

В работе над словарными словами использую приём «Утонули буквы», развивает у детей сосредоточенность, внимание, логическое мышление, развивает фонематический слух, происходит развитие языкового анализа и синтеза.

Медведь корова молоко малина


«Зашифрованное слово»

Данный вид упражнений закрепляет умение учащихся делить слова на слоги и составлять из них новые слова. Из каждого слова нужно брать заданные слоги, например,

1) Из каждого слова взять только первые слоги составить новое слово:

а) берег, серебро, дама бе -се - да

б) богатство, лото, топор бо - ло - то

в) костюм, мостик, кос - мос

Дети развивают умения систематизировать слова по определённому признаку, развивается фонематический слух, расширяется словарный запас учащихся.

«Попади в цель»

«Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу»


мяч

мебель

тополь

цветок

тарелка

насекомые

шкаф

дерево

пальто

одежда

муравей

посуда

щука

игрушка

роза

рыба

Данная игра развивает внимание, сосредоточенность, мышление, орфографическую зоркость, активизирует познавательную активность учащихся.


Игра «Буквы»

Для запоминания названий букв даю ребятам блок без карточек перемешиваю карточки. Ребята должны подобрать картинки, начинающиеся с той буквы, которая находится на блоке 1,2,3,4. Эта игра знакомит с буквами русского алфавита, развивает память, внимание, речь, мелкую моторику рук. Обучающиеся научатся выделять первую букву в слове и сопоставлять изображение на картинке с нужной буквой.

Также есть игры с магнитными буквами. Обучающиеся составляют слова ,слоги, подбирают к картинкам буквы, делят на звуки .

В своей работе я использую веер звуков, наглядный материал в форме домиков звуков. Ученики очень любят мозаику , домино, с помощью которых развиваем мелкую моторику рук, речь, память. При изучении слов на вопросы кто и что использую паровозики. Всё познается и совершенствуется в игре, так как вся наша жизнь игра, а мы в ней актёры!

Каждый урок не обходится без презентаций и видеороликов. Самое любимое у ребят – это музыкальные физкультминутки, которые дают заряд бодрости.

После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте еще поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Использовать игровые технологии можно  на любой ступени обучения.

Я стараюсь, как можно чаще дарить детям такую радость.


Заключение:

Учитель и ученик растут вместе.

Игровые технологии на уроках успешно позволяют расти как ученикам, так и учителю. Конфуций.

Спасибо за внимание!