СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление педагога-психолога на организационном собрании родителей первоклассников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолог акцентирует внимание родителей на основных аспектах психологической готовности детей к школе доступным для обывателя языком  и знакомит их с памяткой, в которой подробно объясняется, как облегчить  процесс адаптации к обучению. Обычно памятки предварительно распечатываю и раздаю  родителям. Надеюсь, что моя авторская разработка будет полезна, уважаемые коллеги.

Просмотр содержимого документа
«Выступление педагога-психолога на организационном собрании родителей первоклассников»

Выступление педагога - психолога на первом организационном собрании

«Рекомендации родителям первоклассников»



Здравствуйте, уважаемые родители, родители наших будущих первоклассников! Это первое организационное собрание, и не последнее и мы будем теперь часто с вами встречаться. На сегодняшнем собрании мне очень хочется донести до вашего внимания очень важные моменты, касающиеся психологической готовности детей, идущих в 1 класс. Итак, что необходимо знать?

Очень часто бывает так, что ребенок педагогически готов к школе, то есть родители его научили до школы писать, считать, читать, и абсолютно уверены в том, что ребенок полностью готов к школе, о чем уверенно говорят на моих консультациях, но потом выясняется, что ребенок не умеет общаться со сверстниками и взрослыми, не умеет играть, постоянно конфликтует, или через какое-то время ребенок отказывается идти в школу, говоря, что ему там не нравится, скучно , он капризничает, а капризы - это следствие сильных эмоциональных переживаний … А это все как раз и есть психологическая готовность к школе. Точнее, такой ребенок не готов психологически к школе и будет испытывать трудности в учебе, которая может для него стать адом, если вовремя ему не помочь.



Итак, поговорим подробнее об основных моментах психологической готовности ребенка.

Обычно она определяется школьными педагогами-психологами в сентябре при поступлении ребенка в первый класс и обязательно осуществляется по заявлению родителей. В нашей школе мной проводилось обследование детей, посещающих группу предшкольной подготовки.

Выявлены типичные проблемы: около 40 % детей с логопедическими проблемами (не выговаривают звуки, буквы), им рекомендуется посетить логопеда.

25% детей – непоседы, активные дети, которые не привыкли сидеть на месте, не умеют соблюдать правила, нарушают их.

В каждом конкретном случае назначается консультация для родителей и индивидуально обсуждаются проблемы. Запишите мой телефон, и мы позже обговорим время консультаций.

Общие рекомендации следующие:

1. Очень важно пройти полный медицинский осмотр и конечно, логопеда, поскольку основой психологической готовности является физическая (антропометрическая и физиологическая ) готовность. Это важно понимать не только родителям первоклассников, но и старшеклассников. Если есть проблемы неврологические или они были при рождении малыша и вы некоторое время наблюдали ребенка у невролога, а потом прекратили по каким-то причинам (например, побоялись давать лекарства, думали , что перерастет и т.д.), то обязательно и необходимо показать ребенка узкому специалисту, так как практика показывает , что причиной не усвоения ребенком школьной программы в том числе старших классах являются чаще всего неврологические заболевания (Обычно в таких ситуациях родители объясняют проблемы с учебой ребенка в таком возрасте одной фразой «ему лень, он не хочет», а ребенок не может в силу медицинских проблем).

2. Волевая готовность (то есть способность усилием воли заставить себя делать не то, что хочется, а что необходимо), то есть произвольность поведения.

С приходом в школу ребенок начинает играть первую социальную роль - роль ученика, роль имеет четкие правила, не предполагающие выбора и для того, а для того, чтобы ребенок смог на 100% включится в учебную деятельность, важно научить его соблюдать правила. Это вырабатывают всевозможные игры с правилами, например «Прятки», «Жмурки», «Догонялки», «Кошки-мышки», «Соблюдай инструкцию» и многие другие. (Ведь когда мы покупаем в магазине бытовую технику, к ней дается инструкция о том, как правильно ею пользоваться; на работе у каждого профессионала есть должностные инструкции и от этого зависит полноценная работа и успешность профессиональной деятельности человека ). Так же и у ребенка-первоклассника. Учите его соблюдать правила в играх. Возьмем игру «Да и нет не говорить и цвета не называть», в нашем детстве она называлась «Вы поедете на бал?» Мы говорим ребенку: «Сейчас мы с тобой поиграем в интересную игру. Я буду задавать тебе вопросы, а ты отвечай на них, только помни о правилах, ты не должен говорить слова «да», «нет» и различные названия цветов «красный, зеленый и т.д., а должен заменить их какими-то другими» Приготовились, начинаем. Вопросы, например «Небо какое?» Ребенок должен придумать пять слов-прилагательных, описывающих небо. Если затрудняется, вы можете помогать ему поначалу. Ответ ребенка: «Высокое, звездное, красивое, темное, ночное» и т.д. Следующие вопросы «Снег какой?», «Какие ты любишь яблоки?», «Крокодилы летают?» и так далее. Все зависит от Вашей фантазии. В эту игру вы можете играть и во время прогулки на свежем воздухе и во время поездки. Другая игра, например, «Соблюдай инструкцию». Игры с правилами научат его слышать Вас, выполнять Ваши команды и ему будет легче выполнять школьные задания, ведь от этого зависит его мотивация к учебе – желание учиться, конкурентноспособность и самооценка. Итак, упражнение. Мы говорим ребенку: «Сейчас мы с тобой поиграем в интересную игру. Ты меня внимательно слушай. Возьми карандаш, подойди к столу, напиши на листе бумаги свое имя, отдай этот листок бабушке (папе, маме, или брату) и вернись на свое место. Если ребенок шести лет, достаточно повторить один раз, но если с первого раза не может запомнить, то постепенно учим его выполнять инструкции (пошагово). Можно сказать «А теперь давай ты мне команды, придумай свою инструкцию», то есть готовим к школе, играя, и помним о том, что это ведущий вид деятельности для ребенка.

Следующий момент. Родители очень часто изматывают ребенка чистописанием, чтением, счетом до школы. Этого делать нельзя, так как до 7-ми лет структуры мозга, отвечающие за счет и письмо, а также мышцы кисти недостаточно сформировались, чтобы выдерживать часовые нагрузки (У ребенка внутри возникает вопрос «Если сейчас так сложно, что будет дальше?) Не делайте эту ошибку. Главная задача родителей: не научить ребенка чему-то, а сделать так, чтобы он получал удовольствие от процесса обучения.

3. Особо хочу выделить – мотивационную готовность, то есть желание идти в школу и оно зависит целиком и полностью от родителей. В первом классе учитель становится для ребенка таким же авторитетом, как и родители, и даже большим. Не стоит обесценивать в присутствии ребенка школу, говорить негативно об учителе! Если мы будем говорить унизительно, например, фразы «Ну как там твоя училка сегодня? Что она сегодня выдала?» тем самым будем формировать негативное отношение к школе. Ребенок должен быть настроен положительно, ни в коем случае нельзя пугать школой (фразами «Вот там тебя может научат. Там тебе покажут!») Лучше расскажите ребенку что -то хорошее из своего школьного детства, скажите ему, что школа – это не только новый портфель и новая форма , но и интересные знания и открытия, много новых друзей.



Родители по «Закону об Образовании» являются «участниками образовательного процесса» и это правильно, и я с этим абсолютно согласна. Что такое участник? Значит, он не смотрит на образовательный процесс со стороны, а принимает в нем активное участие.

Дети – дошкольники до шести лет физиологически имеют непроизвольную память, то есть их не нужно заставлять что-то запоминать, и вы в своей жизни и наши дети до шести лет получат такой огромный, колоссальный объем информации, который они не получат в течение всей последующей жизни и они его запомнят. Как вы поняли, я уже говорю об интеллектуальной готовности к школе. Вы знаете, иногда на консультации ко мне приводят деток, которые не могут назвать имена-отчества родителей, свой адрес… Не могут рассказать, где работают мама, папа… (не могут назвать элементарных вещей). Это дети с сохранным интеллектом.

Знаете ли вы, что ребенок в полтора года должен знать полторы тысячи слов и это средняя норма. Знал ли он эти полторы тысячи слов?

А мы с вами (я привожу статистические данные) - то есть средний взрослый человек должен оперировать в речи сорока тысячами слов, а на деле используем 25 тысяч в лучшем случае. Большой вопрос «Почему?» Вот если нет у ребенка такого словарного запаса, есть ли в этом виноватый?

Следующий вопрос: «Откуда ребенок возьмет эти слова, если он их не слышит?» Ребенок берет слова из окружения, а что такое окружение – это и музыка, она может быть классической, а может быть металлом или музыкой из игры в танчики … Ребенок может слышать сказки и речь собственных родителей полными предложениями, а может слышать мат и непроизвольно будет запоминать то, что его окружает и это уже образовательный процесс, и теперь становится понятно, почему родитель - «участник»…

И еще, галочка, которую мне хочется, чтобы вы у себя поставили, о том, что всех адаптационных проблем этих можно избежать, если активно помогать ребенку.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКА

С приходом в 1 класс жизнь ребенка кардинально меняется. Кто менял место работы, вспомните, что вы чувствовали. А ребенок словами не может передать всего, что у него на душе в момент стресса.

Поэтому чтобы облегчить процесс адаптации, который у кого-то длится два-три месяца, а у кого и то и пол-года, (у всех по-разному), родителям необходимо

  1. Заранее познакомить ребенка со школой, в которой будет учиться, познакомить с учителем (поэтому детям, которые посещали предшкольную подготовку в стенах нашей школы легче в разы)

  2. Соблюдать режим дня, если его нет, то обязательно ввести. Почему для первоклассника так важен режим? Потому что последовательность и предсказуемость событий дает ребенку (да и взрослому тоже) чувство защищенности и безопасности, успокаивает нервную систему. В 1 классе не задают домашних заданий, но если вы дома считаете необходимыми и выполняете какие-то задания, длительность их должна быть не более 30-ти минут и обязательно с перерывами! Ребенок должен ложиться спать не позднее 9-ти вечера, сон не менее восьми часов и днем после школы спать - это нормально для ребенка-первоклассника. Задания интеллектуальные желательно выполнять с 16 до 18 часов в вечернее время и с 8.00 до 10.00 в утренние часы.

  3. Формировать правильное отношение к оценкам и похвале. Конечно, ребенок в первом классе всегда хочет, чтобы его всегда хвалил учитель, чтобы радовались родители. И понятно, что любое новое дело сразу не получается и если в этот момент родители говорят «Ты не оправдал наших надежд», «Не получишь больше у меня ничего!», то это подрывает веру в себя, снижает самооценку. Очень важно оценивать не самого ребенка, а его конкретный поступок, то что он сделал. Лучше сказать: «Ты молодец, но вот здесь лучше, если ты сделаешь вот так, а не так»

  4. Очень важно, чтобы у ребенка было свое рабочее место, где его ничто не будет отвлекать (ни компьютер , ни работающий телевизор, ни громкая речь).

  5. Даже если вам кажется, что Ваш ребенок уже достаточно взрослый, чтобы все делать самостоятельно, необходимо, первые две недели сопровождать ребенка на всех этапах его собирания в школу, похода в школу, выполнения домашних заданий, так он быстрее привыкнет к требованиям школы. Ну например, перед первым сентября помогите ребенку, вместе с ним, а не за него, собрать рюкзак. Договоритесь с ним, какая вещь будет лежать в какой части этого рюкзачка. Пусть это будет важным правилом первого числа. Или например, вы договорились, что каждое утро он сам встает по будильнику, выберете какую-то приятную мелодию, чтобы ребенок вставал с удовольствием. Обязательно договоритесь, в котором часу ребенок будет выходить из дома, завтракать, выходить из школы, если вы встречаете его, чтобы он точно знал, что вы его ждете. После школы вы прогуляетесь вместе, сделаете это совсем недолго, но зато это будет ежедневно и он будет каждый раз ждать этого момента, потому что это будет еще одна возможность пообщаться вместе с вами. Конечно , выполнение домашних заданий требует определенных усилий от вас и от ребенка, помогите ему настроиться, присядьте с ним рядом, задайте ему вопрос: «А с чего ты думаешь начать, а чем обязательно закончим?» А что нужно обязательно сделать, когда все уроки выучены? ( Еще раз посмотреть в портфель и проверить, не забыли ли на завтра положить спорт форму, пластилин, ножницы или еще что-нибудь важное) Ваш ребенок почувствует, что вы вместе с ним, что для него очень важно.

Спокойно реагировать на неудачи, хвалить даже за небольшие достижения, обязательно уделять внимание, шутить и обнимать как можно чаще.

Я надеюсь, что эти советы помогут вам и вашим детям пройти адаптационный период с минимальными душевными эмоциональными потерями и с радостью встретить школьный год.

Педагог - психолог Ивахненко Ольга Владимировна







Выступление и памятка составлены на основе собственного опыта работы и материалов сайта:

https://www.youtube.com/watch?v=bxMn150AU2c