муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №15 с.Бада» |
Организация взаимодействия учителя иностранного языка с родителями обучающихся начальной школы. |
|
|
Патрина Светлана Сергеевна, учитель английского языка |
|
Организация взаимодействия учителя иностранного языка с родителями обучающихся начальной школы.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. От того, как учитель построит свою работу с родителями, зависит дальнейшая успешность ребенка при изучении иностранного языка.
Востребованность иностранного языка в жизни современного общества растет с каждым днем. Родители понимают, что иностранный язык – не только свидетельство образованности, но и основа будущего материального и социального благополучия детей. Но далеко не все учащиеся успешно осваивают программный материал по этому предмету. Этому препятствуют многие причины: отсутствие потенциальной языковой среды; отсутствие осознанной внутренней мотивации; ограниченный объем учебного времени; психолого-возрастные особенности детей начальной школы и прочее. На мой взгляд, возникающие проблемы можно устранить при эффективном взаимодействии учителя иностранных языков с родителями младших школьников. Инициатором и организатором взаимодействия должен быть учитель иностранного языка, но активность должна быть с обеих сторон.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышенный уровень педагогических знаний, умений и навыков. Правильная организация взаимодействия учителя иностранного языка с родителями младших школьников позволяет успешно разрешить трудности, возникающие в процессе раннего иноязычного образования, и повысить его эффективность.
Об успехах учащихся в изучении иностранного языка педагог может сообщать родителям посредством записей в дневник и тетрадь, а также регулярно посещать классные родительские собраниями и консультировать родителей по вопросам, как родители могут помочь детям дома при выполнении домашнего задания, особенно на начальном этапе изучения данного предмета. Кроме этого, взаимодействие с родителями обучающихся дает положительные результаты через приглашение их на открытые уроки, индивидуальные консультации, переписку по электронной почте, совместное заполнение портфолио, совместные праздники, проекты, экскурсии.
После выхода нового перечня учебников 2023-2024 года в нашей школе учащиеся 2 классов начали обучаться по УМК «Spotlight» («Английский в фокусе»).
Когда мы начали работать с новым УМК «Английский в фокусе» 2 класс, ко мне стали обращаться родители учащихся с вопросами по новым учебникам. Все дело в том, что посмотрев учебник, родители и я, как учитель, увидели, что вместо обычного постепенного изучения букв алфавита, за три урока изучается чтение всех букв и нет привычных упражнений на изучение правил чтения. Родители звонили, писали, приходили лично, боялись, что дети не справятся с новыми требованиями, не научатся читать. Многие родители не изучали английский язык, поэтому считали, что не смогут помочь своим детям при выполнении домашних заданий. Возникла проблема, как построить работу с родителями, как развеять их опасения и переживания.
Обучение чтению на начальном этапе изучения английского языка в школе является основополагающим, потому что чтение является одним из основных видов коммуникативно-познавательной деятельности младших школьников, которая направлена на извлечение информации из письменно-фиксированного текста. Чтение развивает познавательные и речевые способности, а также формирует готовность к общению на английском языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению у младших школьников.
Целью обучения предмету «иностранный язык» является формирование и развитие коммуникативных навыков в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушание), говорении, чтении и письме. Процесс формирования этих видов деятельности начинается с первого года обучения, постепенно усложняясь.
Работая по УМК «Английский в фокусе» с учащимися вторых классов, мы сталкиваемся с проблемой обучения чтению младших школьников.
Во-первых, согласно методике обучения чтению младших школьников во втором классе учащиеся знакомятся с алфавитом не традиционным способом, не от буквы к звуку, а от звука к букве.
Во-вторых, в данном УМК обучение чтению происходит по методу «глобального чтения» (whole - word reading), основанному на принципе запоминания учащимися зрительного образа слов в целом. Суть метода состоит в том, чтобы на протяжении длительного времени регулярно воспринимать зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения и в результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.
Очень важно, на начальном этапе, рассказать родителям об особенностях обучения чтению по учебникам «Английский в фокусе». Для этого в начале учебного года я посетила родительские собрания, на которых рассказала об учебном комплекте. Ответила на вопросы родителей учащихся, дала советы о том, как помочь ребенку при выполнении домашних заданий.
Также, на родительском собрании, я сообщила о том, что необходимо учащимся для работы на уроках и дома. Кроме учебника я использую в своей работе рабочую тетрадь на печатной основе, тонкую тетрадь для письменных работ и словарик для записи слов. Во втором классе вначале я распечатываю слова по модулям, дети приклеивают список слов в словари, позже сами учатся записывать слова. При необходимости на уроке или дома можно открыть словарь, найти и повторить необходимое слово.
В связи с обучением письменной речи я обратила внимание родителей на важность систематического и своевременного выполнения домашних заданий в тетради на печатной основе. Рабочая тетрадь содержит разнообразные задания. Важно их аккуратное выполнение в полном объеме.
В связи с обучением лексической стороне речи рекомендую следующее:
Завести словарь для записи слов. Периодически проверять, как ребенок с ним работает, сколько новых слов появилось, учить слова.
Слова можно написать на карточках, развесить по дому периодически повторять.
У некоторых детей вызывает трудности произношение. Постановка произношения – это долгий процесс, требующий большого количества упражнений на развитие у ребенка слуха, умения различать звуки своего и иностранного языка. Слушая речь учителя и аудиозаписи диалогов, песенок, рифмовок, повторяя за ними, ребенок овладевает правильным произношением.
Грамматические правила во втором классе отдельно не изучаются. Дети запоминают речевые конструкции на слух. Правила будут изучаться более подробно в следующих классах.
В УМК «Английский в фокусе» входит книга для родителей, в которой даются рекомендации к урокам, которые проходят в классе, содержится грамматический и лексический материал по каждому уроку. Эта книга помогает родителям при выполнении с ребенком домашних заданий, восполнить пробелы, если урок был пропущен.
Также я рекомендую родителям и детям онлайн уроки, интернет ресурсы, которые помогут освоению предмет:
Например, я советую родителям полезный канал для занятий дома:
https://t.me/spotlight_2class
Ресурсы для повторения:
https://english-study-cafe.ru/index.php/anglijskij-detyam/uchimsya-chitat
Аудио приложение к учебнику от издательства «Просвещение»: https://prosv.ru/audio/spotlight/
Рекомендуемые материалы, ресурсы, советы я размещаю на странице своего сайта:
https://multiurok.ru/svesergeevna1978/blog .
Об успехах учащихся в изучении иностранного языка я могу сообщать родителям посредством записей в дневник и тетрадь, а также регулярно посещать классные родительские собраниями и консультировать родителей по вопросам, возникающим при изучении предмета. Кроме этого, взаимодействие с родителями обучающихся дает положительные результаты через приглашение их на индивидуальные консультации, переписку в чатах классов, общение по телефону, совместные проекты. В каждом разделе учебника учащиеся выполняют проектные и практические работы. Так при изучении лексики по теме «Мой дом» учащиеся выполняли практическую работу – аппликацию домика, при изучении темы «Мои животные» - изготавливали маску одного из героев учебника. Родители учащихся, по необходимости, оказывали помощь детям при изготовлении поделок.
Важную роль в работе с родителями учащихся играет взаимодействие с классным руководителем. При возникновении проблем обращаюсь к классному руководителю, который подскажет, как лучше поступить в той или иной ситуации, предоставит информацию о семьях учащихся, организует родительские собрания, пригласит родителей и детей на индивидуальные консультации.
В конце каждого тематического модуля учебника я провожу проверочные работы. Авторы УМК предлагают следующий мониторинг результатов итогового контроля. Результаты итогового контроля заносятся в таблицу , в которой учитель заполняет соответствующие графы:
- номер/название модуля, число, название учебника;
- список группы;
- результат.
(Например, в модуле 1: дополнить предложение, соотнести картинки и слова прочитать и раскрасить.)
Вместо оценок я использую цветовой код «хорошо» (зеленый цвет), «удовлетворительно» (желтый цвет), «неудовлетворительно» (красный цвет).
Для получения более полной информации о том, насколько успешно проходит процесс обучения детей, следует учитывать такие факторы, как усердие и прилежание (diligence) и активность (participation).
Для этого в таблице есть специальная графа Attitudes (отношение к учебе) со следующими условными знаками оценивания: V (Yes), X (No), I (Improving – есть улучшения).
Результаты мониторинга родители могут увидеть на родительском собрании.
В конце первого полугодия качество обученности составляет во 2 а классе 83%, во 2 б классе 50%.
Таким образом, организация взаимодействия учителя иностранного языка с родителями младших школьников позволяет успешно разрешить трудности, возникающие в процессе раннего иноязычного образования, и повысить его эффективность.
Используемая литература
Архангельская Н.Н. Организация взаимодействия учителя иностранного языка с родителями младших школьников. – Вестник ТГУ, выпуск 4 (44), 2006.