СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвомарафон . внеурочное занятие. неделя русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщение. повторение по разделам в 506 классах

Просмотр содержимого документа
«Лингвомарафон . внеурочное занятие. неделя русского языка»

Задания

Путешествие, маршрут, велосипед, корабль, пассажиры, билет, касса, орфограмма, морфема.



Пут….шествие, м….ршрут, в….л….с….пед, к….рабль, п….сс….ж….ры, б….лет, ка….а, …ор….гра….а, м…рфема.



Пут….шествие, м….ршрут, в….л….с….пед, к….рабль, п….сс….ж….ры, б….лет, ка….а, …ор….гра….а, м…рфема.



Пут….шествие, м….ршрут, в….л….с….пед, к….рабль, п….сс….ж….ры, б….лет, ка….а, …ор….гра….а, м…рфема.





Уважаемые пассажиры!

Вы находитесь на борту скоростного авиалайнера. Просим всех соблюдать спокойствие во время полета.

Счастливого пути и мягкой посадки!



Уважаемые п….ссаж….ры!

Вы находитесь (на) б…рту ск…рос…ного авиалайнера. Просим всех соблюдать спокойствие во время (по)лета.

Сч…с..ливого пути и мя…кой п…са…ки!



Уважаемые п….ссаж….ры!

Вы находитесь (на) б…рту ск…рос…ного авиалайнера. Просим всех соблюдать спокойствие во время (по)лета.

Сч…с..ливого пути и мя…кой п…са…ки!





Уважаемые п….ссаж….ры!

Вы находитесь (на) б…рту ск…рос…ного авиалайнера. Просим всех соблюдать спокойствие во время (по)лета.

Сч…с..ливого пути и мя…кой п…са…ки!



Подъем, подъезд, объем, объявление, соловьи, вьюга, лью, сильный, пьете, съедобный, съем, отъезд.

Под…ем, под…езд, об….ем, об…явление, солов…и, в…юга, л…ю, сил…ный, п…ете, с…едобный, с…ем, от…езд.



Под…ем, под…езд, об….ем, об…явление, солов…и, в…юга, л…ю, сил…ный, п…ете, с…едобный, с…ем, от…езд.

Под…ем, под…езд, об….ем, об…явление, солов…и, в…юга, л…ю, сил…ный, п…ете, с…едобный, с…ем, от…езд.



Приехал на машине, отдыхает у речки, идет по дороге, решает в тетради, стоит около кровати, вышли к поляне, о темной ночи.



Приехал на машин…, отдыхает у речк…, идет по дорог…, решает в тетрад…, стоит около кроват…, вышли к полян…, о темной ноч….

Приехал на машин…, отдыхает у речк…, идет по дорог…, решает в тетрад…, стоит около кроват…, вышли к полян…, о темной ноч….



Приехал на машин…, отдыхает у речк…, идет по дорог…, решает в тетрад…, стоит около кроват…, вышли к полян…, о темной ноч….





«Игра собери слово»

1.Найти прилагательное,взять у него приставку.Это был беспокойный малыш.

2.Из глагола взять корень.Матросы не страшаться шторма.

3.Добавить суффикс прилагательного отважный.

4.Добавить окончание прилагательного.Смелый моряк отправился в путь.

(Получилось слово «бесстрашный»)





Вопросы

1.Ребята,кто живет в области Морфологии?(Чсти речи)

2.Как определить часть речи?(По вопросу и значению)

3.Определите часть речи по слудующим признакам:

А)относится к одному из трех родов,изменяется по числам и падежам;

Б)изменяется по числам и падежам;

В)спрягается.

4.Вопросы на сообразительность.

-Какие два местоимения мешают транспорту?(Я-МЫ)

-Какие три местоимения самые чистые?(ВЫ-МЫ-ТЫ)





1.Два братца друг на друга глядят(?)ся, а вместе (не)сойдут(?)ся.(Пол и потолок)

2.На лыжне встречают(?)ся,спортом увлекают(?)ся(Лыжи)

3.Свернешь-клин,развернешь-блин.(зонт)





МОРФОЛОГИЯ

1.Перечислить все части речи(с примерами).

2.Назвать существительные мужского рода:корова-…,курица-…,утка-…,овца…

3.Определить спряжение глаголов:рисовать,держать,стелить,читать видеть.



ЛЕКСИКА

1.Подберите синонимы:горе-…,холод-…,бежать-…,веселый-…,рынок-…,жара-….

2.Объясни значение фразеологизмов:вешать лапшу на уши;висеть на телефоне;работать спустя рукава.

3.Найти антонимы

У щенка на черной спинке

Тают белые снежинки.

Они сошлись:вода и камень,

Стихи и проза,лед и пламень…

4.Угадайте загадку: что это- омонимы или многозначные слова?

Я-жилище для зверька,

Для сверчка и поучка.

Есть еще и тезка мой,

Редкостный зверек пушной.(норка)

5.Исправьте ошибки.

А) У папы есть гоночная собака.

Б)Помещики жестоко угнетали своих крепостников.

В)У нас есть комплекс учебников.





СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

1)Сердцевиной слова является корень.От него слова растут,как ветви на дереве.Создайте такое дерево из слов с корнем «-мор-«

2.Сравнить однокоренные глаголы по составу.

О чем поют воробушки в последний день зимы?

Мы выжили,мы дожили,мы живы,живы мы!

3.Записать по одному слову,состоящему из:

-корня и окончания;

-корня,суффикса и окончания;

-приставки,корня,окончания;

-приставки,корня суффикса и окончания.

4.Определите лексическое значение слов:дом,лист,батарея.

5.Образовать прилагательные:

А)приставочным способом(«очень умный»-….)

Б)суффиксальным(«с большими глазами»-….)

В)способом сложения («светлый,с голубым оттенком»-…)





Вопросы

Определите,о чем идет речь.

1.Бить ключом(клокотать)

2.Воздавать за обиду(мстить)

3.Рыцарские игры(турнир)

4.Отдавать честь пальбой(солютовать)

5.Крайне усталый,утомленный(изнуренный)

6.Очень торопиться(спешить)

7.Постепенно терять блеск(меркнуть)

8.Светиться слабым светом(мерцать)

9.Кобура для стрел(колчан)

10.Здоровый,крепкий,сильный(дюжий)



Что называется предложением?

Какие бывают предложения по цели высказывания?

Что вы знаете о второстепенных членах предложения?

Что вы знаете о главных членах предложения?

Какие предложения называются сложными?



Расставьте знаки препинания, начертите схему:

Пришла весна, и весело зажурчали ручьи.

Солнце пригревает сильнее, но ветерок еще холодный.

Набежали тучки, а дождь так и не пошел.



Конкурс на смекалку. Отгадай загадку, назови главные и второстепенные члены предложения: Без рук, без ног, а ворота открывает.(ветер)

Летом вырастают, а осенью опадают.9листья)

Стоит Ивашка, из листьев сшита его рубашка.(книга)



Конкурс капитанов:

В каких ловах по сто согласных?(стог, стон, стол, стоп)



Чем кончается день и ночь? (мякгим знаком)

Что находится между утром и вечером? (союз «и»)

В каком слове сто отрицаний? (стонет)

В названии какого города три женских имени? (Триполи)

В названии какого города одно мужское имя и сто женских? (Севастополь)

Какой полуостров говорит сам за себя? (Ямал)





Исправь ошибку, дай ответ:

Что такое морфема?

Найдите орфографические ошибки, в каких морфемах они допущены7. заиши предложение верно.

И хищные звери жилеют своих дитенышей.( в корне слова)

Пагрузили вещи все и паехали к реке.9 в приставке)

А наблюдатильные птицы всегда вовремя замечают опасность.( в суффиксе)



Найди сорняк и вырви с корнем:

В каждой группе слов – «родственников» есть чужое. Найди его.

Карточка №1

Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот.

Морской, море, мореплаватель, уморился, заморский.

Заложить, ложка, положение, предложение, переложить.



Карточка №2

Умелый, умный. Умнейший. Умница,ум.

Ветер, безветрие, ответил, подветренный, обветриться.

Головной. Головка, уголок, изголовье, подголовник.





Карточка №3

Полный, пополнение, половина, располнел.

Кривой, окриветь, скривиться, креветка.

Помешал, мешать, помехи, помещение.



Докажите, что слово по составу разобрано верно:

Стекло

Стекло

осиной

осиной

допили

допили



Допиши сказку:

Жил – был корень Дом.



Шли по свету приставка ДО- и ЗА-.



Жили да были друзья- суффиксы -ЩИК-, -ИСТ-, -НИК-, и –ТЕЛЬ-.



Найди лишнее слово, объясни, почему оно лишнее:

Дружок, хорошо, грузчик, заход. (хорошо. Нет окончания)



Выдели суффиксы в словах:

Снежок, занесли, учитель, беловатый. Какое слово лишнее и почему?(заненсли. Суффикс –л- не словообразовательный)



Определи значение суффиксов. Найди лишнее слово:

Стульчик, летчик, шкафчик, барабанщик, каменщик, (стульчик, уменьшительно-ласкательный суффикс)



Выдели приставку, найди лишнее слово:

Подход, подосиновик, подсвечник, подушка. (подход)



Разобрать слова по составу:

Снеговик, весенний, задумка, низко, водопад, самолет.



Составь предложение. Объясни значение выражения:

Комар, подточит, нос, не.

Вор, на, горит, шапка.

Палки, в, вставлять, колеса.

Пустое, порожнее, в, из, переливать.

Уйти, хлебавши, солоно, не.