КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТТЬТИ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Конкурс методических разработок
Номинация
Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса
Сценарий внеаудиторного мероприятия:
Литературная гостиная
«Святому братству верен я»,
210-й годовщине со дня открытия Царскосельского Лицея посвящается
Цыбульник Л.М.,
преподаватель русского языка и литературы
2021-2022 уч. год
Цель заседания:
образовательная: расширить знания о культурной традиции Царскосельского Лицея, о лицейском периоде жизни и творчества великого русского поэта А. С. Пушкина;
развивающая: развивать и совершенствовать навыки работы с литературными источниками, аналитико-синтетическую деятельность обучающихся при подборе материала для выступления, умение сравнивать, обобщать, классифицировать материал по теме, развивать навык выразительного чтения художественных текстов;
воспитательная: способствовать в процессе подготовки к заседанию литературной гостиной привитию интереса к культурным и эстетическим ценностям и традициям России, творчеству поэта, бережному отношению к русскому языку и литературе, к слову, повышению речевой культуры обучающихся, желанию совершенствовать свою речь.
Тип занятия: комбинированное.
Методы обучения:
проблемного, развивающего обучения;
Приемы обучения:
словесные: рассказ преподавателя, беседа-сообщение, историческая справка, работа с текстом, выразительное чтение наизусть, новая лексика;
иллюстративные: словесные иллюстрации к художественным произведениям, портретной галерее окружения поэта в лицейский период, иллюстрациям к художественным произведениям;
демонстрационные: презентация к литературной гостиной; учебный кинофильм «Царскосельский лицей», «Курьезные истории Царскосельского Лицея»;
групповые: воспроизведение новых сведений о первом наборе методом переклички;
эстетические: бальные традиции первой половины 19 века с использованием костюмов;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме «Святому братству верен я», музыкальное сопровождение: вальс А. Хачатуряна к драме М. Лермонтова «Маскарад», импровизированная выставка книг о Царскосельском Лицее, иллюстративный материал
Святому братству верен я
Слайд 1.19 октября 1811года
Видеофильм «Царскосельский лицей»
Итак, сегодня мы поговорим об истории одного класса. Класс как класс – 30 человек; мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет и больше никогда о том не забывавшие.
Так о каком классе мы сегодня поведем речь?
Да, сегодня мы будем вспоминать тех, кто прожил вместе безвыездно целых 6 лет, кто усердно учился и весело проказил, кто страстно спорил и также страстно влюблялся, кто с надеждой ожидал будущего и сожалел о прошедшем. Сегодня мы будем говорить о всегдашнем и в 20, и в 40 и в 80 лет «а помнишь», и традиционные встречи в некий определенный день. Да, были встречи, но полного состава после ни разу не было. Но это будет потом.
Обратите внимание на нашу импровизированную выставку, на которой представлены портреты, книги, альбомы, журналы, отражающие тематику сегодняшней литературной гостиной. Поможет нам воссоздать атмосферу времени в литературной гостиной музыка А. Хачатуряна, а студенты познакомят всех участников с бальным традициями первой половины XIX века.
Сейчас мы перенесемся с вами на 210 лет назад. В августе 1810 года был выпущен царский указ при содействии государственного деятеля, главного советника императора М.М. Сперанского. План особого учебного заведения М. М. Сперанский составлял вместе с В. Ф. Малиновским, который и должен был стать его директором. Новое училище должно было носить название античного ликея – загородного афинского портика, где Аристотель учил и воспитывал своих учеников. Новая порода людей должна была возникнуть в полной разлуке с домашними. Молодые люди брались из дворянских семей с различным достатком. Они составляли одно общество, без всякого различия в столе и одежде, преподавание должно было вестись на русском языке; в образе жизни и взаимном обращении следовало добиваться полного равенства. Однажды Василий Федорович осторожно спросил Сперанского:
- А будут ли телесные наказания?
- Нет, Василий Федорович. Таков был короткий ответ Сперанского.
- И не ради вольностей дворянских, а потому что это унизительно, обидно и на всю жизнь запоминается.
А уже через год проводились вступительные экзамены. Подобного учебного заведения в России не было. Предполагалось, закрытое учебное заведение, где небольшое число дворянских детей должно получить наилучшее образование, чтобы потом наилучшим образом участвовать в управлении России.
Царь Александр I поддерживал и поощрял прогрессивные идеи. Об этом времени Пушкин позднее скажет: «дней Александровых прекрасное начало».
Слайд 2, 3 Портреты Александра I и М. М. Сперанского
Следует заметить, что в будущий Лицей принимали далеко не всех: прежде всего, честь стать лицеистом принадлежала только мальчикам, к тому же имевшим дворянское происхождение. Перед тем, как держать экзамен, нужно было получить рекомендацию от влиятельных лиц, пройти собеседование с самим министром просвещения Разумовским. Первоначально планировалось, что в Лицее будут обучаться два младших брата императора – Николай и Михаил – потому, в частности, и зданием для размещения учебного заведения был выбран флигель Екатерининского дворца, перестроенный архитектором В.П. Стасовым. Члены царской семьи в конце концов не попали в лицей.
Слайд 4,5,6. Лицей . Скульптура Пушкина в лицейском саду
Еще не сидит на скамейке небольшого садика юный бронзовый отрок, который в наши дни встречает гостей, подперев рукою курчавую голову. Пока он еще едет туда, в Царское Село. Город Пушкин. А в пушкинские времена острили: «Город Лицей на 59 градусе широты».
Слайд 7. Портрет Пушкина в лицейские годы
Воспитанники росли и обучались в непосредственной близости к высшим лицам государства – несмотря на то, что планы относительно великих князей все же поменялись.
Пушкинский выпуск. Пушкинский лицей. В историю России они войдут как «»люди 19 октября». Вот о каком классе будет идти наш рассказ, вот кто наши герои. Их дела, их дружба, их радость , их печаль, их мысли, может быть , станут нашими.
Студент группы ИБ-111
Здравствуй, племя,
Младое, незнакомое! Не я
Увижу твой могучий поздний возраст.
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Вспомним и мы тех, кто
Стали в 1811 году первыми воспитанниками Лицея:
Перекличка воспитанников набора Лицея
Группа ИБ-111
Бакунин, Александр Павлович (1797—1862)
Броглио, Сильверий Францевич (1799—1829)
Вольховский, Владимир Дмитриевич (1798—1841)
Горчаков, Александр Михайлович (1798—1883)
Гревениц, Павел Фёдорович (1798—1847)
Гурьев, Константин Васильевич (1800—1833)
Данзас, Константин Карлович (1801—1870)
Дельвиг, Антон Антонович (1798—1831)
Есаков, Семён Семёнович (1798—1831)
Илличевский, Алексей Демьянович (1798—1837)
Комовский, Сергей Дмитриевич (1798—1880)
Корнилов, Александр Алексеевич (1801—1856)
Корсаков, Николай Александрович (1800—1820)
Корф, Модест Андреевич (1800—1876)
Костенский, Константин Дмитриевич (1797—1830)
Кюхельбекер, Вильгельм Карлович (1797—1846)
Ломоносов, Сергей Григорьевич (1799—1857)
Малиновский, Иван Васильевич (1796—1873)
Мартынов, Аркадий Иванович (1801—1850)
Маслов, Дмитрий Николаевич (1799—1856)
Матюшкин, Фёдор Фёдорович (1799—1872)
Мясоедов, Павел Николаевич (1799—1868)
Пушкин, Александр Сергеевич (1799—1837)
Пущин, Иван Иванович (1798—1859)
Ржевский, Николай Григорьевич (1800—1817)
Саврасов, Пётр Фёдорович (1799—1830)
Стевен, Фёдор Христианович (1797—1851)
Тырков, Александр Дмитриевич (1799—1843)
Юдин, Павел Михайлович (1798—1852)
Яковлев, Михаил Лукьянович (1798—1868)
19 октября 1911 года тридцать мальчишек сели за парты и стали одноклассниками.
Их величали «первый курс Царскосельского лицея», так что они могли считать себя и школьниками (им было в среднем по двенадцати лет), и студентами, потому что после окончания Лицея им не надо было учиться ни в каком другом учебном заведении.
Но это будет потом. А пока осень, мальчишки собрались в Лицее. Праздничность их настроения передана в стихотворении «Осень», о которой как нельзя лучше сказал А. С. Пушкин.
Октябрь уж наступил - Студент группы ИБ-111
Дни поздней осени бранят обыкновенно –Студент ИБ-111
Слайд 8 Осень
Коллективное чтение отрывка Группа ИБ-121
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы!
Итак, 19 октября настало – день открытия Лицея! Этот день памятный первокурсным, как потом вспоминал лицеист Иван Пущин, будет не раз потом воспет Александром Пушкиным в незабвенных для лицеистов стихах. Всякое начинание в России открывалось молитвой. Торжество и началось с молитвы в придворной церкви, духовенство окропило святою водой заведение и первых его слушателей.
В лицейском зале, между колоннами, поставлен большой стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой. На столе высочайшая грамота, дарованная Лицею.
Слайд 9. Лицейский зал
Ребят переполняли чувства: они впервые стояли перед высочайшей публикой: директор, инспектор, гувернеры. А среди гостей сановники и педагоги из Петербурга. Был и император Александр I.Были высокие речи. Но особенно запомнилась речь профессора политических наук Александра Петровича Куницына, который ни разу за выступление не упомянул имени императора Александра I, за что тот тотчас прислал молодому профессору Владимирский крест.
Слайд 10. Портрет А. Куницына
Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли, и встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…
Пушкин потом воздаст достойную похвалу этому преподавателю:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…
Преподаватели были с лицеистами не только на уроках, но и участвовали в жизни воспитанников. Стремились сделать всякую минуту их пребывания в стенах заведения полезной и интересной. В «Постановлении о Лицее» значилось: « Главное состоит в том, чтобы воспитанники никогда не были праздны».
Слайд 11 . Классы
Никогда не приветствовалась механическая зубрежка и бездумное пустословие. В том же «Постановлении…» было записано: «никогда не терпеть, чтобы они употребляли слова безо всяких идей».
Итак, лампада возжена…Начались долгие дни учебы, как поэт Пушкин назовет эти шесть лет, безвыездно проведенных «годами заточенья». Зато потом день открытия Лицея в каждом из них отзовется великой гордостью, верной дружбой, желанием прибыть сюда, где бы ты ни находился. Особую роль в этом сыграл первый директор Царскосельского лицея В. Ф. Малиновский
Слайд 12. Портрет В. Ф. Малиновского
А распорядок в Лицее был почти армейский.
Слайд 13. Распорядок дня в Лицее
В 6 часов утра подъём, за ним обязательная утренняя молитва. Следом повтор заданий на день.
Каждый будний день с 1 августа по 1 июля
7 до 9 часов - уроки в классах,
9 –чай, прогулка – до 10. С 10 до 12 – класс.
С 12 до часу – прогулка.
В час – обед.
От 2 до 3 - чистописанье или рисованье.
С 3 до 5 – класс.
В 5 – чай. Прогулка до 6. Потом повторение уроков или вспомогательный класс. По средам и субботам – танцеванье или фехтованье.
Каждую субботу – баня.
В половине 9 часа – звонок к ужину.
После ужина до 10 часов – рекреация.
В 10 – вечерняя молитва. Сон.
Слайд 14. Урок фехтования
Как выглядели лицеисты в лицейской форме?
Слайд 15. Форма лицеистов
Времени для праздного шатания у лицеистов не было, за эти шесть лет они должны были усвоить не только школьную программу, но и полный университетский курс.
Здесь все было направлено на развитие умственных интересов. Поощрялось всякое стремление к знаниям. Так, например, Алексей Илличевский собирал материалы к биографиям великих людей России, а Вильгельм Кюхельбекер составлял словарь, содержащий выписки из произведений близких ему по духу писателей-философов. Воспитанники много читали. Модест Корф вспоминал: «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов».
А Алексей Илличевский в письме к Фуссу писал: «Чтение питает душу, образует ум, развивает способности».
Одним из любимых занятий лицеистов были собрания, на которых каждый должен был что-то рассказать – выдуманное или прочитанное.
Лицеисты играли в анаграммы, омонимы, логогрифы.
Служенье муз не терпит суеты – коллективное чтение группы ИСП-111
В классе профессора российской и латинской словесности Николая Федоровича Кошанского считалось основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относиться к стихотворным опытам своих воспитанников. Часто писали стихи на заданную тему. Постепенно увечился запас стихов, рассказов, эпиграмм. Создавались рукописные журналы. Пушкин, Дельвиг и Корсаков издавали «Неопытное перо».
Илличевский, Вольховский, Кюхельбекер и Яковлев – журнал «Для удовольствия и пользы».
В 1813 году обе группы слились и под общей редакцией выпустили журнал «Пловцы». Самым долговечным был журнал «Лицейский мудрец».
Слайд 16 . Герб Лицея.
Что вы видите на этом гербе?
Принадлежности наук: сова – символ мудрости, лира, свиток и венки – лавровый и дубовый. Автор герба – Егор Антонович Энгельгардт, директор Лицея.
Слайд 17. Портрет Е. А. Энгельгардта
О том, каким было время лицея, А. С. Пушкин писал….
В те дни, когда в садах Лицея – Студент группы – ИБ-111
В этом первоначальном тексте мы услышали исповедь поэта о времени, проведенном в Лицее: проказы, запретные темы, прозвища. Все было соответственно возрасту.
Вы получили задание найти:
Какие прозвища были у лицеистов? (Студенты рассказывают, какие прозвища были у лицеистов)
Пушкин Александр (Француз, Егоза, Обезьяна),
Корф Модест (Модинька, Дьячок Мордан),
Пущин Иван (Большой Жанно, Иван Великий),
Дельвиг Антон (Тося)
Данзас Константин – медведь, кабуд
Корнилов Александр – мосье
Маслов Дмитрий – Карамзин
Саврасов Петр – Рыжий, Рыжак
Гревенц Павел - Безгребниц
Кюхельбекер Вильгельм (Кюхля, Кюхель),
Вольховский Владимир (Суворочка),
Горчаков Александр (Франт),
Матюшкин Фёдор Ф (Плыть хочется),
Данзас Константин (Медведь)
Сергей Комовский ,(лиса ябеда, фискал)
Павел Мясоедов (Мясожоров)
Алексей Илличевский – Олосенька
Сергей Ломоносов – крот
Ржевский Николай – дитя, кис
Павел Гревениц - Бегребниц
Иван Малиновский - казак
Михаил Яковлев – паяс-комик
Стевен Федор – швед. фрицка
Тырков Александр – кирпичный брус
А как проказничали лицеисты? Вспомните несколько таких курьезных случаев.
Студентки группы ИБ-111 (Трико- гувернер, Кюхельбекер, гогель-могель , поцелуй)
Эпизод фильма «Курьезные истории Царскосельского Лицея»
Итак, в годы учения юноши не только писали стихи, издавали журналы. Он прекрасно рисовали. До сих пор в классе рисования остались их работы . Сохранились и рисункиАлександра Пушкина. Слайд18, 19,20
Это было время, когда в душе молодых людей зарождались первые чувства. Благородные порывы рождали яркие стихи.
Многие из лицеистов были влюблены в Катю Бакунину, сестру их однокурсника Александра Бакунина.
Слайд 21. Портрет Екатерины Бакуниной
Бакуниной - Студент группы ИБ-111
Слеза – студенты группы МП-220
Приближался выпуск. Впереди была свобода, но сердца были наполнены грустью расставания с теми, с кем 6 лет делили радость и грусть и стали друзьями на всю жизнь.
Разлука – Студент группы ИБ-121
Друзьям – Студент группы ИСП-111
Товарищам - Студент группы ИСП-111
Друзьям – Студент группы ИБ-111
Друзья, товарищи, с которыми было прожито целых 6 лет, оставили глубокий след в душе самого известного из лицеистов – А. С. Пушкина. И много стихотворений у поэта на эту тему. И с каждым годом все сильнее эта тема с грустью отзывалась в душе поэта, и появлялись новые стихи. Сейчас они и прозвучат:
19 октября 1827 года – Студент группы ИСП-111
19 октября 1828 – Студент группы ИСП-111
В последние дни каждый хотел уединиться, словно прощаясь с теми уголками Царского Села, которые стали родными. И расставаясь, они могли бы прочитать вместе строки о Царском Селе.
Царское Село – Студент группы - МП-220
Слайд 22 Друзья поэта
Среди лицеистов была группа, которая именовала себя «скотоборцами». Может, вы слышали, что это за группа и почему она себя так называла? (Рассказы студентов)
Долгих 6 лет пролетели. Час расставания настал. Егор Антонович Энгельгардт ввел еще одну традицию, после которой выпускников стали называть чугунниками.
С чем связана эта традиция? (Рассказ студентов)
Первым поэтом был признан Пушкин, но гимн был написан все же А. Дельвигом. Сейчас мы услышим знаменитые стихи.
Шесть лет промчались, как мечтанье – Студенты группы АТ-220
Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября. В те годы, когда Пушкин был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он присылал собравшимся свое приветствие. Так было и 19 октября 1825 года. Он с особой теплотой обращается к друзьям, вспоминая и дни, проведенные вместе, и своих однокурсников.
Чем чаще празднует лицей свою святую годовщину - Студент ИСП-111
В начале жизни школу помню я –Студент группы ИБ-111
Отрывки из стихотворения «19 октября 1825
- Из края в край – Студент группы ИСП-111
- И ныне здесь – Студент группы ИБ-121
- Ты, Горчаков - Студент группы – Иб-121
- Когда постиг меня – Студент группы ИБ-121
- Пора и мне – Студент группы – ИБ-111
Элегия – Студенти группы – МП-220
После Пушкина Царскосельский лицей окончили еще 11 курсов лицеистов; 286 человек получили свидетельства об окончании этого учебного заведения.
Среди них лицеисты, прославившиеся в литературе, науке, культуре, выпускники, связавшие свою жизнь с революционно-демократическим движением.
Осенью 1843 года закончился царскосельский период существования Императорского Лицея, – 6 ноября последовал Указ императора Николая I о переименовании учебного заведения в Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей и переводе его в Петербург.
13, 14, 15, 16 курсам царскосельских лицеистов предстояло продолжить образование в столице.
Слайд 23 Здание Императорского Александровского Лицея
Слайд 24. Лицеисты в учебном классе. Начало XX века.
Известные люди - выпускники Лицея – Студент группы - ИСП-111
За 100 лет со дня первого выпуска (1817) , а 73-й выпуск –(1917) Царскосельский и Императорский Александровский Лицей прошли более 2-х тысяч воспитанников. Среди выпускников разных лет были
Яков Карлович Грот – выпуск 1832 г. окончил Лицей с золотой медалью. В 1853году вернулся в Лицей профессором русской словесности.
Князь Олег Константинович – правнук императора Николая I,выпуск 1913 г. окончил Лицей с серебряной медалью, удостоен Пушкинской медали за выпускное сочинение.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – писатель.
Анатолий Федорович Кони – известный юрист, преподававший в лицее.
1815 год. 8 января. А сейчас мы обратим наши взоры к картине И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене». Возможно, у вас возникнет вопрос: «Почему обращаемся к событию 1815 года именно в этот момент?»
А ответ прост: картина Репина была написана в 1911 году, в год столетия со дня открытия Царскосельского Лицея! Лицей гордился, что в его стенах воспитывался А. С. Пушкин. Поздравить Лицей готовились все учреждения. Подарок alma mater решило сделать Пушкинское лицейское общество, заказавшее художнику картину на одну из предложенных тем: акт открытия лицея 19 октября1811 года или переводной экзамен в Лицее 8 января 1815 года, на котором Пушкин перед Г. Р. Державиным читал свое стихотворение. Репин выбрал вторую тему. Известнейший художник много и упорно работал над образом Пушкина. Художнику нужны были исторические материалы столетней давности. Художник задумал поехать в Царское Сел, но после 1843 года здание внутри было перестроено: исчезли классы, дортуары, не стало и лицейского зала. Кто присутствовал на экзамене, как выглядел Пушкин-лицеист, какая форма была у воспитанников – все необходимо было знать в подробностях. Художнику представили план размещения мебели, гостей, сведения о костюмах эпохи … ему даже собрали портреты Державина. Но этого оказалась недостаточно. Художнику нужна была инсценировка экзамена, которую и устроили в Александровском Лицее. В назначенное время собрались лицеисты, пришел директор Лицея, члены Пушкинского лицейского общества. Поставили стол, покрытый скатертью, за который сели почетные гости, представлявшие экзаменаторов. На некотором расстоянии от стола поставили стулья, первый рад которых заняли дамы., лицеисты, представлявшие гостей. За ними встали 29 лицеистов. В инсценировке участвовал правнук А. С. Пушкина, лицеист 68 курса Павел Кондырев. Один из лицеистов – Лесков – встал у стола. И Репин приступил к работе. В момент инсценировки известный петербургский фотограф Карл Булла сделал фотографию, запечатлев один из важных моментов работы художника над картиной
А в этом году картине исполнилось 110 лет!
Вот такова история создания известного полотна.
Слайд 25 Картина «Пушкин на лицейском экзамене» И, Е. Репина
В 1917 году состоялся последний выпуск Лицея. Какова же судьба лицеистов, закончивших элитарное учебное заведение в непростое историческое время?
Судьбы выпускников 73 курса – Студент группы ИСП-111
После окончания Лицея судьба многих выпускников оказалась трагичной.
Через несколько месяцев после выпуска в Могилеве погибнет поэт 73-го курса Влас Данилов.
В декабре 1917 года под Таганрогом убьют Михаила Неклюдова, в 1918м под Ростовом - Бориса Климонтовича, там же в 1919м умрет от холеры граф Николай Граббе.
Сын известного армянского общественного деятеля Григорий Султан-шах Гирей убит в Армении в 1919 году на бронепоезде.
В 1920 году под Каховкой смерть нашла участника Белого движения Михаила Киселевского.
В ноябре-декабре того же года в Крыму расстрелян большевиками Сергей Хвостов...
За редким исключением все выпускники последнего лицейского курса оказались в эмиграции. Многие были непримиримыми противниками советской власти. Некоторых, как Михаила Семенова, ненависть к Советам настолько ослепила, что во время Второй мировой войны он занимался подготовкой добровольцев для заброски в советский тыл. Принял германское подданство, дослужился до полковника...
Но для большинства лицеистов на этой войне не было альтернативы. Дмитрий Александрович Голицын воевал с фашистами в составе французского кавалерийского полка, награжден орденом Почетного легиона.
Николай Максимилианович Гамильтон служил начальником разведки дивизии на Ленинградском фронте.
Редактор первой русской фронтовой газеты Андрей Кайсаров погиб в бою.
Николай Николаевич Давыдов, правнук Дениса Давыдова, в 1942 году вступил в партизанский отряд "За Родину".
А из тех, кто не воевал, но кого обязательно нужно вспомнить, религиозный философ, поэт, прозаик, литературный критик, мемуарист Николай Дмитриевич Татищев; и писатель, исследователь Африки Александр Гвидонович Больто фон Гогенбах; и киноактер Иван Васильевич Лебедев - благодаря благородной внешности и изысканным манерам он был очень востребован на роли русских аристократов и авантюристов, снялся во многих известных американских фильмах, в том числе в "Снегах Килиманджаро".
Лицеистов 73-го курса, оставшихся в России, - не более десяти. И судьбы большинства сложились трагически.
Константин Петрович Турцевич. Работал научным сотрудником ленинградского Института экономических исследований. Арестованный по Делу лицеистов, приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в Ленинграде 3 июля 1925 года.
Михаил Дмитриевич Бронников. Талантливый пианист, драматург, поэт и переводчик. Запись из дневника А. Э. Шольца от 13 марта 1917 года: "Поразил меня Бронников. После вечернего чая слышу, где-то играют на рояле. Пошел посмотреть и вижу: в Большом актовом зале жарит как ни в чем не бывало. Не думал, что в этом зале - таком страшном теперь - без портретов - кто-либо решится теперь музицировать. О юность - море вам по колено". Арестованный в 1932 году, дважды отбывал срок - сначала на Беломорканале, затем в Мурманской области, где погиб не позднее 1942 года.
Владимир Владимирович Егорьев, сын крупного российского военного начальника, перешедшего на сторону советской власти. Служил в Народном комиссариате иностранных дел. В ночь на 23 августа 1939 года был арестован как участник троцкистской террористической организации. Два года провел в одиночной камере в Лефортово, лишившись всех зубов. Скончался от голода в 1943 году в лагере Певзмог (Коми).
Александр Александрович Шумахер работал старшим экономистом завода "Красный химик". Как "социально опасный элемент" в марте 1936 года был выслан в Омск. Поступил на работу старшим экономистом обувной фабрики. Спустя полтора года был арестован и приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян.
Князь Сергей Петрович Волконский во время Гражданской войны служил прапорщиком в войсках Колчака. После Гражданской войны проживал в Красноярске. Был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и осужден на 5 лет ИТЛ. После освобождения жил в Сибири. Опубликовал там работу "Разведение кроликов в Сибири. Практическое руководство", а затем вернулся в Ленинград, где заведовал курсами по изучению иностранных языков. В 1939 году арестован по обвинению в шпионаже в пользу германской разведки и расстрелян.
Василий Петрович Рахманинов в 1921 году поселился в городе Козлове Тамбовской области, где преподавал музыку в местной музыкальной школе, заведовал учебной частью. В 1939 году был убит.
Неизвестна дальнейшая судьба Михаила Ивановича Саранчова, высланного из Ленинграда в 1935 году.
О выпускниках. Погибших в годы блокады Ленинграда – Студент группы ИСП-111
Каждый год 27 января мы отмечаем день окончательного снятия блокады Ленинграда, длившейся 872 дня. О тех, кто пал жертвой блокады, были и лицеисты.
Василий Александрович Балк (1876 год рождения), воспитанник 55 курса Александровского Лицея, окончивший курс в 1899 году. Родился в семье военного моряка, детство провел в Севастополе. Через после окончания Лицея поступает юнкером на флот. Служил на крейсере «Варяг» в ранге мичмана. Отличался необыкновенной смелостью, в бою с японским неприятелем был ранен, удостоен ордена Святого Георгия IV степени .В годы Первой мировой войны Василий Балк – капитан 2 ранга. Как сложилась судьба лицеиста в 20-30-е оды, неизвестно. В конце 30-х годов жил в Ленинграде. Здесь и застала его блокада. Умер в первую блокадную зиму 1941 года.
Сергей Евгеньевич Козакевич, сын генерал-майора русской армии, как и его отец, не покинул родины. Пережил арест, расстрел отца в 30-е годы, выслан из Ленинграда с матерью. Возвратился перед войной. Вместе с матерью и женой погиб в начале 1942 года, похоронен на Пискаревском кладбище.
Алексей Алексеевич Ильин – выпускник 34 курс (1875 год). Его отец – основатель первого в России картографического предприятия. После смерти отца стал хозяином большого научно-промышленного предприятия. Вел серьезную научную работу по картографии, занимал высокие посты. Увлекался нумизматикой. От любительского увлечения пришел в историческую науку, стал признанным знатоком русской нумизматики и медальерного искусства. После революции и национализации «Картографического заведения Ильина» стал картографом-консультантом и без содержания научным сотрудником Эрмитажа отдела нумизматики и глиптики. Затем стал и заведующим отделом. Его дело – открытие выставок монет и медалей в Эрмитаже. В годы репрессий был уволен из музея, потом восстановлен. Создал каталог русских монет и медалей, написал десятки статей и докладов. В начале Великой Отечественной войны остался в Ленинграде, жил при Эрмитаже, ему выделили комнатку, доставляли из особых запасов вязанку дров. Будучи картографом и знатоком Ладожского озера, консультировал проектирование трассы «Дорога жизни». От эвакуации отказался. Свое нумизматическое собрание постепенно передал Эрмитажу.
Умер 4 июля 1942 года за письменным столом, работая над своей коллекцией. Похоронен в Ленинграде на Шуваловском кладбище.
Максимович Сергей Олимпиевич – лицеист 49 курса (1898г) 1876 года рождения. Его имя, ученого и изобретателя, вписано в историю цветной фотографии и цветной кинематографии. После окончания Лицея, а затем электрохимического факультета Высшего технического училища в Дармштадте, понял, что фотография станет делом его жизни. В 1909 году запатентовал изобретенный им способ трехцветного кино, в 1912 году разработал способ изготовления цветных кинофильмов. Предполагают, что в годы Первой мировой войны занимался обучением авиаторов съемкам с аэроплана. В 20-30-е годы – профессор высшего института фотографии и фототехники.
Смерть застигла его в первый холодный и голодный декабрь 1941г.
Несмотря на то, что через лицей прошли многие известные дворяне, самым известным навсегда останется первый выпуск. Достаточно перечислить имена выпускников:
Кем стали выпускники I выпуска?
Годы учения пролетели. Но они были не зря. Многие из них прославили лицей и Россию:
Генерал-майор В. Вольховский – суворочка,
Контр-адмирал – Ф. Матюшкин
Полковник гвардии – Семен Есаков,
Декабристы – И. Пущин, В. Кюхельбекер
Полковники – Петр Саврасов, Александр Корнилов, Иван Малиновский.
Посланник - Сергей Ломоносов
Директор типографии – Михаил Яковлев
Управляющий Главного архива министерства иностранных дел – Павел Юдин
Представитель дипломатической миссии в Италии, умер от чахотки в 20 лет - Николай Корсаков
Директор Императорской публичной библиотеки, Председатель департамента законов Государственного Совета – граф Модест Корф
Выборгский гражданский губернатор – Федор Стевен
Помощник статс-секретаря Государственного совета – Сергей Комовский
Тайный советник и сенатор – Александр Бакунин.
Министр иностранных дел, государственный канцлер, гражданский чин 1 класса – А. М. Горчаков
Действительный тайный советник – Дмитрий Маслов
Коллежский асессор – Константин Костенский
Поэт - А. Дельвиг
Первый поэт России – А. С. Пушкин
Секундантом А. С. Пушкина – К. Данзас, этим он испортил себе военную карьеру и мог быть казнен.
Выпущенный в армию из лицея умер в 1817 году от нервической горячки Николай Ржевский .
Отставной штаб-ротмистр – Александр Тырков.
Лицей остался в сердце каждого из воспитанников первого выпуска. Сергей Комовский привел в восторг выпускников, когда в честь 25-летия лицея специально сшил себе лицейский мундир и пришел в нем на встречу. И 19 октября стало днем встречи с юностью и дорогими сердцу друзьями. А. С. Пушкин этой дате посвятил несколько поэтических жемчужин. Но. пожалуй, самым ярким стало стихотворение, написанное 19 октября 1825 года, когда поэт находился в ссылке и не смог быть на встрече, зато в стихотворении он поговорил с каждым из лицейских друзей. Глубок и полон смысла его риторический вопрос: «Кому ж из нас под старость день Лицея торжествовать придется одному?» Пройдут годы, и в 1882 на встречу первого выпуска придет только один – канцлер князь А. М. Горчаков Но это будет потом.
Слайд 26 Канцлер А.М. Горчаков
О традиции отмечать День открытия Лицея прозвучит удивительное признание тем лицеистам первого выпуска Юлия Кима «Собирайтесь, лицеисты, в октябре багрянолистном 19 дня» Студент группы (под гитару) – ЭЛА-319
А сегодня нашу встречу мы закончим известными строками из этого стихотворения
Друзья мои, прекрасен наш союз – группа ИБ-111
Слайд 27 Лицей. Пушкин
Литература:
Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, 2006
Галушко Т. К. Пушкинский календарь: Рассказы /Вступ. слово Н. Слепаковой; уд. А. Данилов – Л.: Дет. лит., 1991. – 144 с.
Павлова С. В. Императорский музей. Очерки истории. – М.: Гелиос АРВ, 2021. – 192 с.
Павлова С. В. Лицей и лицеисты. – М.: Гелиос АРВ, 2015. – 320 с.
Пушкин А. С. – Юбилейный альбом. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004г.- 120с.
«Пушкинский выпуск Императорского Лицея: «Тесней наш верный круг составим…» – СПб.: Знакъ, 2-16. – 252 с., илл.
Пушкинский музеум: альманах. Вып.6 / под ред. С. М. Некрасова, Р. В. Иезуитовой. СПб.: Всероссийский музей А. С. Пушкина, 2014. – 388 с., ил.
Пущин И. И. Записки о Пушкине. Письма (сост., вступ. ст. и коммент. С. Д. Селивановой). – Красноярск: Кн. изд-во, 1981. – 160 с.
Викторина «Царскосельский Пушкинский Лицей»/сост. Романов А. С. //Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».1999. №4. С. 16
Рубинштейн Л. В. В садах лицея. – Москва: Изд-во «Детская литература», 1969.
Царскосельский лицей, Санкт-Петербург, 1991
Эйдельман Н. Я. Твой восемнадцатый век. Прекрасен наш союз… –М.: Мысль, 1991. – 397
Викторина
Назовите день открытия лицея
Сколько воспитанников было принято в лицей, а сколько окончило?
Что было изображено на гербе лицея?
Кто окончил лицей с золотой медалью?
За что Вильгельм Кюхельбекер вызвал на дуэль А . Пушкина?
Чем заряжались пистолеты для дуэли у лицеистов?
Какое стихотворение А. Пушкина было первым напечатано, в каком журнале и под каким псевдонимом?
За что могли лицеисты попасть в черную тетрадь?
Какое стихотворение читал на лицейском экзамене А. С. Пушкин и кто присутствовал на экзамене?
Какой художник изобразил этот эпизод из жизни лицея и А. С. Пушкина?
В какое время была написана картина?
Почему лицеистов первого выпуска называли «чугунниками»?
Назовите имя первого директора лицея
Назовите имя второго директора лицея
В кого был влюблен юный Пушкин в лицее?
Какие прозвища были у Пушкина в лицее ? Какое из них для поэта было самым обидным?
Кто написал гимн на выпуск из лицея?
Для презентации.
Слайд 1. 19 октября 1811г.
Слайд 2, 3 Портреты Александра I и М. М. Сперанского
Слайд 4,5,6. Лицей . Скульптура Пушкина в лицейском саду
Слайд 7. Портрет Пушкина в лицейские годы
Слайд 8 Осень (пейзаж)
Слайд 9. Лицейский зал
Слайд 10. Портрет А. Куницына
Слайд 11. Классы
Слайд 12. Портрет В. Ф. Малиновского
Слайд 13. Распорядок дня в Лицее
Слайд 14. Урок фехтования
Слайд 15. Форма лицеистов
Слайд 16 . Герб Лицея.
Слайд 17. Портрет Е. А. Энгельгардта
Слайд18, 19,20 Рисунки Александра Пушкина в лицейские годы
Слайд 21. Портрет Екатерины Бакуниной
Слайд 22. Друзья поэта
Слайд 23. Здание Императорского Александровского Лицея
Слайд 24. Лицеисты в учебном классе. Начало XX века.
Слайд 25. Картина «Пушкин на лицейском экзамене» И, Е. Репина
Слайд 26. Канцлер А.М. Горчаков
Слайд 27. Лицей. Пушкин