Литературная игра по теме: "Мы — читатели…".
Цели:
Подготовка к уроку:
Учащимся предлагается принести свою самую любимую книгу, которую они поставят на выставку.
Ход урока
Конкурс 1. “Волшебные краски” Задание: Вспомнить произведения, в названиях которых присутствует какой-нибудь цвет.
Конкурс 2 “Загадки о сказочных героях”
Мы из сказки - ты нас знаешь.
Если вспомнишь - отгадаешь!
А не вспомнишь - ну так что ж...
Сказку заново прочтешь!
В этой книжке - именины,
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил. (“Муха-Цокотуха")
Скок-поскок, скок-поскок –
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу-девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный... (Горбунок)
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется... (“Три поросенка”)
Унесла его лиса
За далекие леса.
Но придет на помощь кот,
Своего дружка спасет!
Открывай, лиса, мешок –
Ты свободен, петушок!
Петя, петя, петушок,
Золотой... (гребешок)
Она по полю пошла,
В поле денежку нашла,
Самовар себе купила
И гостей чайком поила.
Веселились все вокруг,
Но вмешался злой паук...
Пауков боится Муха,
Муха-... (Цокотуха)
Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает:
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот...
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка? (“Дюймовочка” Г.-Х. Андерсена)
Знают куколка Мальвина
И веселый Буратино:
Если враг со всех сторон,
Победит в бою неравном
Верный друг - надежный, славный,
Храбрый пудель... (Артемон)
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется... (“По щучьему велению”)
На ней жениться хочет
Слепой и жадный крот.
Мышь над ней хохочет,
А ласточка спасет!
Подскажи мне, Вовочка,
Кто это?.. (Дюймовочка).
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”)
Понедельник и Среда,
Вторник и Суббота...
Гномов этих имена,
Верю, помнит кто-то.
С этой сказкою, друзья,
Вы давно знакомы.
Называется она... (“Белоснежка и семь гномов”)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой книжки... (“Маша и медведь”)
Он всегда живет всех выше:
У него есть дом на крыше.
Если ляжешь быстро спать,
Ты с ним сможешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой веселый... (Карлсон)
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведем...
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно:
Этот дом сгорел дотла! (“Кошкин дом”)
Конкурс 3. “Составь пословицы и поговорки”
Учитель – Расположите слова пословиц и поговорок в правильном порядке
1. Один, семь, ответ, бед. (Семь бед – один ответ.)
2. Несчастье, бросай, не, в, друга. (Не бросай друга в несчастье.)
3. Глаза, души, зеркало. (Глаза – зеркало души.)
4. Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет.)
5. Голова, ног, ума, не, у, просит. (Голова у ног ума не просит.)
6. Начало, половина, доброе, дела. (Доброе начало – половина дела.)
7. Кошке, мышке, игрушки, слезки. (Кошке игрушки, мышке слезки.)
/После того как команды назовут свои пословицы, дается всем одна: кто быстрее “соберет”./
Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.)
Конкурс 4. Аукцион «Имена и прозвища». Кто вспомнит больше названий произведений, где встречаются имена, фамилии, прозвища и клички.
Конкурс 5. “Вам знаком зверёк такой?”
Учитель - Узнайте произведения, из которых я прочитаю отрывки (можно раздать командам карточки с напечатанным текстом), назовите автора.
1. “Сидит зверек – ветки обдирает, горькую кору гложет. Теплого лета ждет. Ведь летом раздолье – всякой еды вдоволь. Ешь не хочу! Хочешь – пожуй сладкий клевер, кашку, хочешь – траву тимофеевку, любой цветочек с медом откуси. Не лазай только к нам в огород, не грызи капусту, не порть нашу морковку!” (Е. Чарушин. Моя первая зоология.)
Загадка-подсказка
Косой бес поскакал в лес. (Заяц)
2. “И в жарких пустынях, и в лесах, и в холодной тундре живут эти звери…
Зимой они собираются в стаи. Вожак в стае – самый сильный и опытный зверь. Он выводит стаю на добычу.” (Г. Снегирев. Звери наших лесов)
Загадка-подсказка
Серовато, зубовато –
По полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
3. “Топ-топ-топ! – слышится в ночной тиши… Раздвигая носом росистые травы, бежит куда-то ночной топотун. Нагнать его совсем не трудно. Он тут же свернется шаром. Прикоснетесь к нему – вмиг уколетесь! Весь утыкан острыми иголками.” (И. Акимушкин. Жил-был Ежик)
Загадка-подсказка
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (Ежик)
4. Эти звери довольно часто встречаются в наших лесах.
“- Да какие они, звери-то?
- Хорошенькие.
- Ну какие же они хорошенькие! Огромные, а ножки тонкие, голова носатая, рога – как лопаты. Скорее безобразные.” (М. Пришвин. Лоси)
Загадка-подсказка
Трав копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
5. Эти звери живут на лесных речках.
“Писатели и зоологи называют этих грызунов инженерами. И не зря… Возводить сложные постройки в обычае у зверьков. Строят они норы, хатки из ветвей и ила, возводят каналы и плотины. Высота их плотины может быть больше четырех метров, а длина - метров шестьсот!..
Внешность у зверька внушительная. В шубе ходит! Дорогая шуба, теплая. Из-за нее-то, из-за шубы этой, и выпала грызунам тяжелая доля. Везде уничтожали их ради драгоценной шубы…” (И. Акимушкин Жил-был бобр)
Загадка-подсказка
Водяные мастера,
Строим дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину (Бобр)
6. “Это дикая свинья. Он бродит по лесам, похрюкивает. Дубовые желуди подбирает, своим длинным рылом в земле роется, своими кривыми клыками корни рвет, наверх выворачивает – ищет, чего бы съесть…” (Е. Чарушин. Моя первая зоология.) Кто это? (Кабан)
7. “Многие думают, будто пойти только в лес, где много этих зверей, и так они вот и бросятся и съедят тебя, и останутся от козлика ножки да рожки. Так это неправда. Они, как и всякий зверь, ходят по лесу с великой осторожностью и, зачуяв человека, так удирают от него, что не только всего зверя, а не увидишь даже и мелькнувшего хвостика.” (М. Пришвин. Медведь) Кто это? (Медведь)
Загадка-подсказка
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
Конкурс 6 “Сказочный”
Учитель - В него превращались или были заколдованы:
1. Великан-людоед из сказки Ш. Перро. (В льва, мышь. “Кот в сапогах)
2. Красивый мальчик Якоб, герой сказки В. Гауфа. (В карлика. “Карлик Нос”)
3. Одиннадцать братьев-принцев из сказки Г.Х. Андерсена. (В лебедей. “Дикие лебеди”)
4. Лягушонок из сказки братьев Гримм. (В королевича. “Король-лягушонок”)
5. Гадкий утенок. (В лебедя. Х.К. Андерсен. “Гадкий утенок”)
6. Айога. (В гусыню. Нанайская сказка “Айога”)
7. Нильс. (С. Лагерлеф. “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”)
Конкурс 7 “Поиграем в слова”
1) Разгадывание кроссвордов

2) Чтение скороговорок. (Каждой команде раздаются карточки.)
Шел Егорка по пригорку
И учил скороговорку.
Он учил скороговорку
Про Егорку и про горку.
За жужелицей уж бежал.
А жук от ужаса дрожал:
- Живу-живу, жужжу-жужжу,
Ужу на ужин угожу!
Подведение итогов