Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы. Практ.: уст. и письм. упр. | 7 мин | Мы с вами прочитали уже немало произведений, познакомились с творчеством многих писателей. Давайте вспомним некоторых из них. – Кто это? (На слайде портреты писателей) Назовите фамилии писателей. (Сладков, Бианки, Чарушин) – Что объединяет этих писателей? (Писали о природе и животных) Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством еще одного писателя -это М. М. Пришвин 1.Викторина. Давайте вспомним какие произведения М.М. Пришвина мы уже знаем. 1) - Откуда же в лесу взялся хлеб? А что тут удивительного? Ведь есть же там капуста заячья . А хлеб - лисичкин. «Лисичкин хлеб» 2) Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась перевести своих утят из леса в озеро . «Ребята и утята» 3) Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков... «Золотой луг» – Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Мы прочитаем новое произведение, попытаемся определить замысел автора и основную идею этого произведения) – Сделайте свои предположения, почему мы поставили этого писателя в один ряд с В. Бианки, Н. Сладковым, Е. Чарушиным? – Да, он тоже писал свои произведения о родной природе, о красоте родного края. | Отвечать на вопросы. Разгадывать кроссворд. Определять тему и цель урока. | Личностные - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; Регулятивные - адекватно воспринимать оценку учителя; постановка учебной задачи. Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание Практ.: уст. и письм. упр. Словесный: чтение и повторение правил | 12 мин | 1 Биография писателя ( презентация). М.М. Пришвин родился в селе Хрущево-Левшино Орловской губернии в купеческой семье. Первое образование получил в сельской школе. Потом обучался в Елецкой гимназии, затем в Рижском политехническом институте. В начале 20 века проходил обучение в Германии и получил специальность ученого агронома. Приехав на Родину, работал на научной станции сельскохозяйственной станции. Написал несколько книг по агрономии. Но его все время тянуло к другому делу. И в 1906 году он навсегда оставляет науку и устремляется в поиски своего настоящего дела. Он стал много путешествовать и собирать фольклор. Первое путешествие его было на север, он так и назвал свою первую книгу «В краю непуганых птиц». За что получил медаль и был избран в члены Российского географического общества. Собирая фольклор, М.М. Пришвин приделал свой конец к известной сказке «Колобок», будто он сам идет за этим колобком. Вторая его книга- « За волшебным колобком». М.М. Пришвин писал только о том, что сам видел и сам пережил. Его произведения: «Лесная капель», « Календарь природы»... Последние годы писатель жил под Москвой. В деревне Дудино. Писателя нет с нами много лет, а его живое слово живет до сих пор. – Сегодня мы познакомимся с одним из его произведений, которое открывает новый раздел в нашем учебнике. Прочитайте его название. («Люби живое»). – Как вы понимаете это выражение? Чтение рассказа «Моя Родина». Проверка первичного восприятия текста: – О чем это произведение? – Согласны ли вы, что это произведение о Родине? – О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? – Важны ли они для писателя? – Почему они важны? Повторное чтение по цепочке | Слушать учителя. Усваивать новую информацию, участвовать в беседе, актуализировать знания. Строить речевое высказывание. Читать произведение. | Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. Познавательные – высказывать предположения; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание Практ.: уст. и письм. упр. | 11 мин | Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил.1) Работа в печатной тетради. 2 ) Выборочное чтение. - Прочитаем следующий вопрос. -Что писатель называет «кладовой солнца» и какие сокровища жизни надо охранять? -Прочитаем следующий абзац. Найдите важные слова. Как вы их понимаете? – Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе? – Какие строки этой статьи самые главные? – Согласны ли вы с призывом автора? – Прочитайте еще раз выразительно эти строки. – Как мы можем беречь наш город, а следовательно и свою Родину? – Как вы понимаете значение слова Родина? – Кто из вас где родился? – Значит Крым– наша с вами Родина. – Наш Крым входит в состав России. Значит Россия – тоже наша Родина, а мы все – россияне. – За что же мы любим нашу Родину? – А какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина? (Ответы детей: род – рождение – родители – родство – родимый – родной – родинка – родительский – родовитый – безродный) Работа в парах. Сложить пословицу из разрезанных слов, объяснить. «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей» «Родная сторона – мать, а чужая – мачеха» «Человек без Родины, что птица без крыльев» «На чужой сторонушке рад своей воронушке» «Своя земля в горсти мила» Работа в группах. Но, к сожалению, на нашей планете раздаются тревожные сигналы, мы получили некоторые из них. Прочитайте задание. Составьте экологический знак и правило поведения в природе. №1. На лугу исчезли бабочки. Помогите! (Не ловите насекомых) №2. В роще плачут деревья. Они поломаны. Помогите! (Не ломайте ветки деревьев) №3. Нас на лугу осталось совсем мало. Помогите! (Не срывайте полевые цветы) №4.Трудно дышать в городе. Помогите! ( Не загрязняйте воздух) №5. Кругом мусор. Помогите! (Не сорите) Давайте будем друзьями природы! Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь и птица, И доверяли повсюду нам , Как самым верным своим друзьям | Отвечая на вопросы, анализируем текст. Объяснять лексическое значение слов. Актуализировать знания. Искать однокоренные слова. | Личностные- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; Регулятивные - удерживать цель учебной деятельности; планировать и осуществлять решение учебной задачи; Познавательные - учить воспринимать, анализировать, проверять, высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства. |
Итог урока. Рефлексия. Словесный: отвечают на вопросы | 3 мин | – С творчеством какого писателя знакомились? – Что нового узнали на уроке? – Чему учились? | Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность | Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |