Мастер-класс
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках родного языка и литературы в условиях реализации обновлённых ФГОС »
Слайд 1— Здравствуйте, уважаемые коллеги . Сегодня мы с вами проведем мастер- класс. Перед вами лежат карточки с цитатой . Давайте обратимся к цитатам. Прочитайте их и подумайте, какова будет тема нашего мастер-класса?
Приложение №1 Цитаты для карточек:
«Не мыслям надо учить, а мыслить» И.Кант
«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» К. Д.Ушинский
«Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться». Сенека Луций Анней (Младший)
«Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни». Сенека Луций Анней (Младший)
«В учении нельзя останавливаться» Сюнь-цзы
«Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!» Сюнь-цзы
«Для жизни, а не для школы мы учимся» Ян Амос Каменский
-Действительно, все цитаты говорят о том, что учиться нужно на протяжении всей жизни, а для этого необходимо развивать на уроках ФГ.(слайд 1)
-Сегодня Вы подробнее познакомитесь с различными приемами развития функциональной грамотности на уроке родного языка и литературы. Надеемся, этот опыт будет полезен вам в работе.
Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.
Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
— «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –с гордостью сказал первый ученик.
— «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –добавил второй.
— «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –
подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
— Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
— Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
-Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./
Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что
— самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
— «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
— умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» — о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».
Ни для кого не секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если учитель на уроке применяет интерактивные методы и игровые технологии обучения. Вот, например, современные учёные-педагоги, проведя множество экспериментов, выявили, что, если материал был только звуковым, то ученик запоминал бы около 25% объема, если информация была представлена зрительно — около 33%. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до 50%, а если вовлечь интерактивные методы обучения в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75%.
В ходе сегодняшнего мастер-класса я попробую показать несколько приемов работы на уроках родного языка, которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.
Что же такое функциональная грамотность?
Слайд 2
-Функциональная грамотность (по определению А.А.Леонтьева) – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Слайд 3
-Для развития ФГ на уроке можно использовать различные приемы. Перед вами таблица. Поставьте знак «+» напротив тех приёмов, о которых вы знаете и используете на уроках, с которыми знакомы. (распечатка)
Приём | Знаю | Узнал |
Отсроченная отгадка | | |
Проблемная ситуация | | |
Кластер | | |
Корзины идей | | |
Лови ошибку | | |
Своя опора | | |
Шаг за шагом | | |
Денотатный граф | | |
Яркое пятно | | |
Удивляй | | |
- Какие приёмы вы используете? С какими знакомы?
- Замечательно, что вы знакомы с этими приемами. Но есть приёмы, которые вы используете реже или не знакомы с ними. Их мы рассмотрим подробнее.
Презентация (каждый прием на отдельном слайде)
слайд 4
1)Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно» Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.
Например, дети уже знают, что Ъ не обозначает никакого звука, что нет слов которые начинаются с Ъ … И вдруг, начиная урок, учитель говорит:
- А верите ли вы, что в мордовском языке существуют слова, которые начинаются с Ъ? (Ърдаз, Ърьвя,)
Представим, что попали на урок, который начался с музыкальной заставки киножурнала «Ералаш», или с веселой мордовской песни (прием «Яркое пятно»). Какой может быть тема этого урока? Вариантов много. Так можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний, «наведение порядка» в голове учащихся.
2) Еще один способ «вхождения» в урок - прием "Отсроченная отгадка".
До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.
В технологии проблемного обучения "Отсроченная отгадка" рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.
При изучении темы «Текст. Признаки текста» в 5 классе урок начинаю с вопроса «Что общего между предметами, изображенными на слайде?» Мы видим разную ткань, оформленную в рулоны, и книгу с напечатанным текстом
В тексте все слова и предложения, как нити ткани, связаны в единое целое. Если из куска ткани вынуть хоть одну ниточку, то ткань испортится. Так и любой текст. Потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.
— Предположите, что станет на уроке предметом нашего разговора? — текст
Слово ТЕКСТ произошло от латинского слова, означает «ткань, единство» (т.е. словесное единство). — Что можно исследовать и анализировать в тексте? Законы построения текста, как связан текст, признаки текста
3) Прием «Проблемная ситуация»
Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.
Проблемную ситуацию можно создать, используя провокационный вопрос.
Например, работая в группах на уроке по теме «Разделительный ъ знак», дети получают задание: выписать из «Орфографического словаря школьника» в течение минуты как можно больше слов с твердым знаком.
Время истекло – слов мало. Так на каких же буквах нужно было открыть словарь?..
4) Поиск выхода из проблемной ситуации можно осуществлять, например, с помощью приемов «Мозговой штурм», когда выдвигаются любые, даже самые невероятные, идеи, или «Корзины идей», в которую складываются гипотезы, а затем ищем им подтверждение или опровергаем.
Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока и даже в домашней работе. Например, при реализации практической цели – создание дидактического материала по теме урока.
4.Приём «Цветные поля» Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет своё значение, но каждый раз это обращение к учителю.
Красные поля — «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», зелёные поля – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить»
синие поля – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю».
жёлтые, которые обозначают «Я уверен(а), что у меня в работе всё правильно».
5) Прием «Лови ошибку»
Универсальный прием, который формирует умение анализировать и критически оценивать информацию; применять знания в нестандартной ситуации. Можно использовать и для создания проблемной ситуации, и на этапе первичного закрепления материала.
Пример использования приема «лови ошибку» при изучении темы «Провописание имен собственных»: дети выполняют задание:
Течет река мокша. Народ Мокша очень трудолюбивый.
6. Прием «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») . Лепесток-вопрос.
Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. (Шишов С. Е., Кальней В.А., 1999, с. 93). «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок». Получившийся «цветок» назвали «Ромашкой Блума».
Ромашка Блума» («Ромашка вопросов») на уроках родного языка и литературы.
«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков — шести типов вопросов:
1.Простой, отвечая на который, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию; «Причастие – это самостоятельная часть речи?»
2. Уточняющий, целью которого является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал; «Если я правильно понял, то причастие сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного?»
3.Интерпретационный (объясняющий), направленный на установление причинно — следственных связей; «Почему причастия не имеют формы будущего времени?»
4.Творческий, содержащий частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза; «Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?»
5.Оценочный, направленный на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов «Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?»
6.Практический, позволяющий установить взаимосвязь между теорией и практикой «Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?»
— Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе. Выполняя мои несложные задания, мы составим пазл – компоненты функциональной грамотности. Т.е., мы получим продукт нашей совместной деятельности.
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественно-научная грамотность
Компьютерная грамотность
Юридическая грамотность
Экономическая грамотность
Экологическая грамотность
Грамотность в вопросах здоровья
Грамотность в вопросах семейной жизни
Свое выступление позвольте закончить словами Булгакова: Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.
М. Булгаков
Закончить хочу притчей. Жил мудрец, который знал все. Один человек хотел проверить это и, зажав в ладони бабочку, спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках мертвая или живая. А сам думает. Если он скажет живая - я ее умертвлю, если мертвая - выпущу. Все в твоих руках. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным.
У вас на столах две бабочки: зеленая и желтая. Если вам понравился мой мастер- класс, это было актуально, полезно, интересно и вы будете использовать в своей работе-возьмите зеленую бабочку. Ну, а сели это вас совсем не тронуло - желтую бабочку.
Пожелание.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!