Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Березинская средняя образовательная школа» Атнинского муниципального района Республики Татарстан
Разработка урока по литературе
в 5 классе
на тему:
«Мастерство М.Ю. Лермонтова в изображении героического подвига народа в войне 1812 года»
Составила: учитель
русского языка и литературы
Ибрагимова Алсу Махмудовна
2013-2014 учебный год
Урок литературы в 5 классе.
Тема урока: «Мастерство М.Ю. Лермонтова в изображении героического подвига народа в войне 1812 года».
Цели урока: определить художественную идею стихотворения, обучение навыкам анализа художественного текста, формировать навыки выразительного чтения, работы с учебником и иллюстрациями, воспитывать патриотические чувства, уважение к прошлому поколению.
Оборудование: учебник, портрет Лермонтова М.Ю., проектор, интерактивная доска, презентация, иллюстрации к стихотворению «Бородино», строки из стихотворения, кроссворд.
Структура урока:
Повторение, введение в урок
Анализ сцены бородинского сражения
Работа над иллюстрациями
Работа над текстом
Физкультминутка
Работа над образами
Работа над языком произведения
Обобщение
Ход урока
Повторение, введение в урок.
На прошлом уроке мы познакомились с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова. (слайд 3)
Сейчас я предлагаю вам решить кроссворд, чтобы вспомнить и повторить жизнь и творчество поэта. Если правильно ответим на вопросы, у нас должно выйти название произведения, с которым мы познакомились на прошлом уроке. (слайд 4)
(Решают кроссворд)
Вопросы кроссворда:
Кем приходится Лермонтову Елизавета Алексеевна Арсеньева? (бабушка)
Где родился Лермонтов? Назовите город. (Москва)
Назовите месяц рождения поэта. (октябрь)
Фамилия русского писателя, который написал роман о бородинском сражении? (Толстой)
Причина смерти поэта. (дуэль)
Как звали отца поэта? (Юрий)
Усадьба, где проходило детство писателя. (Тарханы)
Где умер М.Ю. Лермонтов? (Пятигорск)
Какое историческое событие лежит в основе этого стихотворения? (Это стихотворение о бородинской битве, которая произошла в 1812г. между французами и русскими) (слайд 5)
Правильно, а кто командовал русской армией? ( генерал Кутузов) (слайд 6)
А кто был во главе французской армии? (император Наполеон Бонапарт). (слайд 7)
Сегодня мы с вами проанализируем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Когда и по какому поводу написано стихотворение «Бородино»? (1837году, к 25-летию Бородинской битвы).
В чем особенность построения стихотворения? (в форме диалога и монолога).
Кто участвует в разговоре? (молодой и старый солдаты)
От чьего лица ведётся рассказ? Что этим достигается?
Сколько строф в стихотворении? (13 строф, 2строфа и последняя повторяются)
Что собой представляет остальная часть? (Рассказ солдата, участника войны о сражении).
Послушаем отрывок из стихотворения (1ученик рассказывает наизусть начало стихотворения). (слайд 8)
Анализ сцены бородинского сражения.
Ребята, давайте остановимся на рассказе солдата о сражении.
Работа над иллюстрациями.
Вам нужно по порядку расположить иллюстрации эпизодов Бородинского боя и правильно к ним подобрать строки из стихотворения. (слайд 9)
Строки из стихотворения:
«Мы долго молча отступали»
«И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!»
«Забил заряд я в пушку туго»
«Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито»
«И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! Не Москва ль за нами?»»
«Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый»
«Вот затрещали барабаны –
И отступили басурманы»
Работа над текстом.
Ребята, с чего начинается рассказ о сражении? (рассказ начинается об отступлении русских войск)
Куда они отступили? (русские войска отступали до Бородинского поля)
Почему русские остановились именно на этом поле? (Бородинское поле было выгодным для русских солдат).
Давайте вспомним эти строки (ученик наизусть рассказывает отрывок). (слайд 10)
Почему русские ждали третий день? (В третий день должен был произойти решающий бой).
Ребята, найдите строфу, где поэт описывает два лагеря перед главным сражением. (слайд 11)
(«Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус»).
Давайте сравним поведение русских и французских войск. Как ведут себя французы? (Французы ликуют, так как они привыкли к легким победам и уже считают себя победителями).
А что делают русские? (У русских царит тишина. Солдаты сосредоточены, заняты подготовкой к предстоящему сражению).
Почему солдат-рассказчик так тепло вспоминает своего боевого командира? Что объединяло их?
(Полковник наш рожден был хватом.
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.)
Послушаем как передана ожесточенность боя в стихотворении (ученик рассказывает наизусть отрывок описания боя).(слайд 12)
Физкультминутка. (слайд 13)
Ребята, давайте немного отдохнем. Давайте представим, что мы солдаты.
Работа над образами. (слайд 14)
Постарайтесь узнать героев и продолжите их характеристики.
Улыбчивый, внимательный, простодушный, …
(молодой солдат, он любопытный, искренний)
Скромный, задумчивый, отважный, …
(солдат-рассказчик, он добрый, смелый, спокойный, верный, удалой)
Смелый, верен присяге, добр к солдатам…
(полковник, он бесстрашный, сильный, сердечный)
Почему в своем рассказе солдат-артиллерист употребляет слова «мы», «наш», «наше», «все»? Чем это можно объяснить? (Он выражает мысли и чувства всей армии. Он говорит обо всех сражавшихся).
Как оценивает солдат-рассказчик людей своего поколения? Что, с его точки зрения, их отличало от потомков?
(- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!).
Найдите и прочитайте строки, где можно увидеть героизм, мужество и смелость русских солдат.
(И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
…Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…)
Работа над языком произведения.
Для создания художественной картины жизни М.Ю. Лермонтов использует различные средства художественной выразительности. Особую роль в описании Бородинского боя сыграли сравнения. Найдите из текста стихотворения сравнения. (слайд 15)
(Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди) Найдите эпитеты, помогающие представить особенности боя.
(Дым летучий, бой удалый, протяжный вой, гора кровавых тел) Для чего использует поэт в своем стихотворении эпитеты и сравнения?
(Использование в стихотворении эпитетов, сравнений помогает ярче, образнее передать картину боя). - Обобщение. (слайд 16)
Какие чувства рождает у вас рассказ старого солдата?
(Гордость за тех, кто погиб в сражении за Родину, уважение к их подвигу, желание походить на них) Ребята, как вы думаете, с какой целью написал М.Ю. Лермонтов стихотворение «Бородино»? (
ответы учеников)
Заключительное слово учителя:
Нас и сегодня волнует стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно. Автор сравнивает нынешнее поколение со старым и поклоняется перед ними. Лермонтов подчеркивает в русских солдатах героизм, смелость, верность к клятве, Родине, неустрашимость, мудрость. Они смогли отстоять Родину от врага.
М.Ю. Лермонтов смог раскрыть перед нами, читателями, всю глубину души русского народа-победителя, в этом и заключается мастерство поэта.
Домашнее задание. Нарисовать свои иллюстрации к произведению. Сделать к ним подписи из текста. (слайд 17)