Математический практикум
по решению задач
для учащихся 7 класса
на 2018 - 2019 учебный год
Программа рассчитана на 35 учебных часов, 1 час в неделю.
составитель: Лаврова И.В.,
учитель математики I КК
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности)
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
5) умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
7) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
8) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Вводное занятие
Техника безопасности при работе в кабинете математики. Правила работы с различными чертежными инструментами и инструментами ручного труда. Правила поведения в коллективе. Опрос на тему «Зачем человеку нужна математика?» Беседа об этике общения в коллективе, о взаимовыручке.
Практика. Тестирование на определение уровня математических способностей. Знакомство с математической библиотекой, электронными ресурсами.
Раздел 2. Задача как объект изучения
Задача как предмет изучения в процессе обучения. Разбор задачи на части: отделение условия (то, что дано) от заключения, вопроса задачи (того, что надо найти). Нахождение взаимосвязи между тем, что дано, и тем, что надо найти. Важность умения ставить вопросы. Различные способы записи краткого условия: таблицы, схемы, рисунки, краткие записи.
Практика. Постановка вопросов к условию задачи, подбор ассоциаций, умение находить аналогии и различия в изучаемом объекте. Оперирование вопросами при решении задач разного вида. Оформление краткого условия задач различными способами.
Раздел 3. Элементы теории множеств.
Вводная характеристика теории множеств. Множество точек на прямой. Принадлежность точки графику функции (принадлежность элемента множеству). Пустое множество. Теория множеств как объединяющее основание многих направлений математики.
Практика. Решения неравенств (промежутки и операции над ними).
Раздел 4. Задачи практико-ориентированного содержания.
Воссоздание общей системы всех видов задач. Систематизация задач по видам. Взаимосвязь некоторых видов задач, их взаимопроникновение и различие.
Практика. Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов задач повышенной трудности:
- решение задач на составление систем линейных уравнений;
- практикум-исследование решения задач на составление систем линейных уравнений (индивидуальные задания);
- приведение к единице, решение задач на прямую пропорциональность;
- на переливание;
- на площади и объемы;
- практикум – исследование решения задач (индивидуальные задания);
- задачи на встречное движение двух тел;
- задачи на движение в одном направлении;
- задачи на движение тел по течению и против течения;
- практикум-исследование решения задач на движение (индивидуальные задания);
- задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби;
- задачи на нахождение процентов от числа;
- задачи на нахождение числа по его процентам;
- задачи на составление буквенного выражения;
- практикум-исследование задач на дроби и проценты (индивидуальные задания);
- решение задач на совместную работу;
- задачи на обратно пропорциональные величины;
- практикум-исследование задач на совместную работу (индивидуальные задания).Раздел 5. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур.
Введение элементов геометрии. Геометрия вокруг нас. Существующие способы овладения чертежными инструментами. Красота геометрических построений. Разнообразие видов геометрических фигур. Симметрия, ее виды. Симметрия и асимметрия в нашей жизни. Золотое Сечение: история открытия; сферы использования. Геометрические головоломки.
Практика. Исследование задач геометрического характера:
- Практическая работа с чертежными инструментами;
- Задачи на построение фигур линейкой и циркулем;
- Задачи на построение некоторых геометрических фигур с помощью подручных средств (веревка, бутылка с водой, груз и др.);
- Задачи на вычисление площадей;
- Задачи на перекраивание и разрезания;
- Исследование объектов культурного наследия, в которых применяется Золотое Сечение (по репродукциям);
- Паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов.
-Практическое занятие с выходом в Интернет с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрию (асимметрию) и Золотое Сечение (с созданием фотогазеты);
Раздел 6. Математический фольклор.
Особенности развития математики на Древнем Востоке. Математики Древнего Востока. Япония-родина оригами. Шахматные задачи. Развитие математики в России. Задачи Магницкого. Отражение народных традиций в математических задачах.
Практика. Решение задачи аль-Хорезми на взвешивание. Восточная задача о наследстве. Правила складывания базовых фигур оригами. Выполнение моделей оригами простого и среднего уровня сложности. Задачи на старинные меры измерений.
Раздел 7. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики.
Что такое логика. Великие личности о логике. Значение логики для некоторых профессий. Элементы теории вероятностей (Т.В.). Знакомство с элементами логики, теории вероятности, комбинаторики. В чем вред азартных игр.
Понятие графов. Софизмы. Парадоксы. Задачи по теории вероятности, логике и комбинаторике и их роль в решении нестандартных задач, задач олимпиадного типа, конкурсных задач.
Практика. Знакомство со способами решения доступных задач из раздела Т.В. Разбор некоторых олимпиадных задач.
- Решение софизмов, парадоксов;
- Задачи на случайную вероятность;
- Решение задач на вероятность событий практико-ориентированного содержания: «Расчет возможности выигрыша в лотерею»; «В чем вред «одноруких бандитов»;
- Решение задач на графы;
- Решение логических задач с помощью составления таблиц;
- Решение логических задач из коллекции математических праздников;
Раздел 8. Исследовательская работа
Понятие исследовательской работы, ее основные приемы, методы. От исследования произвольно выбранного объекта к исследованию математического объекта. Исследование других математических объектов, их значение в окружающем мире.
Неразрывная связь математики с другими науками. Умение самостоятельно добывать знания из разных источников информации. Необходимость использования математических знаний в повседневной жизни, науке и других областях человеческой жизнедеятельности. Математика как аппарат для проведения вычислений и фактор, стимулирующий исследовательскую работу.
Методика составления задач по известным фактам.
Практика. Продуктивная работа с различными источниками информации. Составление авторских задач с использованием добытой информации;
Выполнение рефератов, презентаций, и т.д.;
Защита работ;
Раздел 9. Итоговое занятие
Подведение итогов года. Выявление самого активного участника. Поощрение победителей конкурсов и олимпиад. Рефлексия.
Практика. Фестиваль лучших исследовательских работ. Тестирование с целью диагностики изменения мотивации детей к изучению предмета. Обработка информации.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ |
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Обязательный минимум |
1. | Вводное занятие. | 1 | |
2 | Задача как объект изучения. | 1 | уметь находить закономерности в предложенных логических цепочках и рядах |
3 | Элементы теории множеств. | 1 |
Задачи практико-ориентированного содержания | 8ч | решать логические задачи различными рациональными способами |
4 | Задачи на совместную работу. | 1 | уметь проводить рассуждения, используя последовательно все условия и приходить к выводу |
5 | Площади. | 1 |
6 | Объёмы. | 1 |
7 | Движение. | 1 |
8 | Проценты. | 1 |
9 | Пропорции. | 1 |
10 | Задачи на переливания. | 1 |
11 | Задачи на взвешивания. | 1 |
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур | 3ч | |
12 | Задачи на разрезание и перекраивание. | 1 | уметь решать практико-ориентированные геометрические задачи |
13 | Укладка сложного паркета. Мозаика. | 1 |
14 | Геометрические построения без чертежных инструментов. | 1 |
Математический фольклор | 3ч | |
15 | Математика Востока | 1 | знакомство с историческим материалом |
16 | Решение математических софизмов | 1 | находить логические ошибки и уметь утверждать истинность ложных суждений |
17 | Задачи Магницкого | 1 | уметь решать исторические задачи по математике |
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики | 8ч | |
18 | Таблицы вариантов. | 1 | уметь решать задачи на классическую вероятность |
19 | Таблицы распределения. | 1 |
20 | Диаграммы. | 1 | уметь по графику, диаграммам. таблицам находить максимальные и минимальные значения, анализировать изменения в протекающих процессах |
21 | Полигоны частот. | 1 |
22 | Как узнать вероятность события. | 1 | уметь решать задачи на классическую вероятность |
23 | Факториал. | 1 |
24 | Решение логических задач. | 1 | уметь проводить рассуждения, используя последовательно все условия и приходить к выводу |
25 | Решение логических задач. | 1 |
Исследовательская работа | 6ч. | |
26 | Решение алгебраических задач исследовательского характера. | 1 | уметь проводить рассуждения, используя последовательно все условия и приходить к выводу |
27 | Решение геометрических задач исследовательского характера. | 1 |
28 | Выбор темы для исследования. Работа с научно-популярной литературой. | 1 | уметь собирать, сортировать, исследовать материал, обрабатывать и обобщать в виде проекта, составлять на основе данных бизнес план для реализации поставленной задачи |
29 | Исследование объектов. | 1 |
30 | Составление задач. | 1 |
31 | Составление задач. | 1 |
Выполнение и защита проектных работ | 3ч. | |
32 | Оформление проектов (стенд, электронная презентация). | 1 | уметь оформлять результаты в виде проекта с целью представления результатов своей работы |
33 | Оформление проектов | 1 |
34 | Защита проектов | 1 | уметь представить результаты своей исследовательской деятельности и защитить свою точку зрения |
35 | Итоговое занятие. | 1 | |
| Итого: | 35 | |