СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика. Сложение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Математика. Сложение»

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике

ПП.03 Организация занятия по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Софрыгиной Ангелины Геннадьевны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «А»)


Дата 02.11.2021

Группа: Подготовительная к школе группа (6-7лет)

Руководитель практики: Темерева Людмила Петровна

Методист: Коковина Оксана Васильевна Оценка за конструкт – «4»

Тема: «Составление и решение арифметической задачи на сложение»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Вид НОД: формирование элементарных математических представлений

Форма НОД: занятие-игра

Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная

Формы организации: коллективная, индивидуальная

Планируемый результат:

  • Дети проявляют осторожное отношение друг к другу

  • Дети умеют составлять арифметические задачи

  • Дети проявляют мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.

  • Дети умеют отражать решение арифметической задачи на числовом луче.

  • Дети умеют составлять арифметические задачи по сюжетной картине

  • У детей проявляются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.

  • Дети проявляют навыки вычислительной деятельности

Цель: формирование у детей умения составлять и решать прямые арифметические задачи на сложение в процессе совместной образовательной деятельности.


Задачи непосредственно-образовательной деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательная:

  • Воспитывать осторожное отношение друг к другу в процессе совместной игры.

Развивающие:

  • развивать у детей умение составлять арифметические задачи

  • Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.

  • Развивать навыки работы с числовым лучом.

Обучающие:

  • учить детей решать арифметические задачи по сюжетной картине.

  • Закрепить у детей навыки вычислительной деятельности.

  • Закреплять умение детей записывать решение задачи с помощью цифр и знаков

Побуждать Дашу отвечать полным предложением


Список использованных источников

  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 321 с.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и воспитателем, создание положительного эмоционального фонами атмосферы эмоционального подъема

Принципы обучения: принцип систематичности и последовательности, принцип доступности, принцип прочности знаний

Методы воспитания: Словесный (диалог, художественное слово), практический (игра), наглядный (демонстрация), метод контроля, поощрения, проблемно-поисковый формирование и осмысление детьми своего социального опыта

Методы обучения: метод эмоционального стимулирования, метод организации деятельности и формирования общественного поведения, коммуникативный метод. беседа, объяснения, поощрение, использование игровых форм

Оборудование: сюжетная картина, мольберт, числа и знаки из бумаги, книжечку с заданиями в картинках.

Предварительная работа: Игра «Задача – незадача»

Задача:

Учить детей отличать задачи и не задачи

Ход

-Ребята как вы думаете все ли тексты являются задачами?

Ответы детей

-Давайте мы это с вами проверим. Я буду читать вам тексты, а вы мне говорить задача это или нет.

-На ветки сидело 4 синицы, 2 улетело. Сколько синиц осталось на ветке?
-Как вы думаете это задача?

Ответы детей

-Это задача, так как в ней есть условие и вопрос

-Сколько цветов в корзине?

-А это является задачей?

Ответы детей

-Это не задача, так как нет условия.

-У мамы было 4конфетки, 2 она отдала детям. Сколько груш в корзине?

-Это задача?

Ответы детей

-Посмотрите тут есть и условие, и вопрос, но они не согласованы, значит это незадача.

Индивидуальная работа

Игра «Запиши с помощью цифр и знаков»

Задача закрепить с Настей и Сашей запись арифметических задач с помощью цифр и знаков

Ход

Девочки перед вами лежат карточки с изображение цифр и знаков

Я предлагаю вам поиграть

-Я буду читать текст задачи, а вы с помощью эти счетных палочек

-На дереве сидело 4 птицы, 2 улетело. Сколько птиц осталось на дереве?

-Маша назови, пожалуйста, условие задачи
Ответ ребенка На дереве сидело 4 птицы, 2 улетело.

-Правильно, молодец!

-Сколько сидело птиц?

Ответ ребенка 4

- Положите перед собой 4 счётные палочки.

-Сколько птиц улетело?
Ответ ребенка

-Так как птицы улетели, что нужно сделать с палочками? Убрать? Сколько убрать? Две. Уберите!

-Правильно потому что птиц стало меньше.

-Катя назови, пожалуйста, вопрос.

Ответ ребенка сколько птиц осталось на дереве?

-Сколько осталось птиц?

- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос задачи? Правильно, нужно сосчитать оставшиеся палочки. Сколько их?

Ответ ребенка

-Да, правильно, две.

-А теперь мы с вами запишем эту задачу с помощью цифр и знаков

-Сколько сидело птиц?

Ответ ребенка 4

-Найдите цифру 4 и положите перед собой.

-А сколько птиц улетело?
Ответ ребенка 2

-Да две, положите это число чуть дальше от числа 4, справа.

-Какой знак мы поставим между ними?

Ответ ребенка

-Почему минус?

Ответ ребенка

-Потому что птицы улетели, значит их стало меньше.

-А сколько птиц осталось?

Ответ ребенка 2

-Правильно 2, куда мы поставим это число?

Ответ ребенка

-Да справа от 2

-Какого знака не хватает

Ответ ребенка

-Знака равенства

-Что мы сегодня научились с вами делать?

Ответ ребенка
-
Молодцы!

Ход занятия

Этапы деятельности

Методы обучения

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация на

совместную деятельность

Задача:

  • смотивировать детей на совместную деятельность.

Беседа

Демонстрация

Воспитатель приглашает детей подойти к себе. Воспитатель показывает письмо

-Ребята, посмотрите, что я принесла, это письмо давайте прочитаем от кого?

-Пишет нам Незнайка он совсем скоро пойдет в школу, как и вы, но у него не получается решить задачу, которая подготовит его к школе. А вы умеете решать арифметические задачи? Как вы думаете, мы сможем ему помочь? Я предлагаю вам помочь Незнайки вы согласны? И что нужно сделать, чтобы помочь Незнайке?

Ответы детей

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети смотивированы на предстоящую совместную деятельность.

2.Основная часть.

2.1. Составление схемы задачи»

Задача:

  • Учить детей составлять арифметическую задачу по сюжетной картине

  • Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.


Беседа

Инструкция

Упражнение

Демонстрация
Поощрение

Воспитатель просит детей встать возле мольберта
- Ребята, что же такое арифметическая задача?

Ответы детей

- Правильно, это текст, в котором есть условие и вопрос.

-Ребята, а вы знаете, что не все тексты являются задачами.

Что обязательно должно быть в каждой задачи?
Ответы детей

-Правильно условие и вопрос. Я предлагаю вам поиграть.

Я буду читать тексты, а вы называть задача это или нет.

-На поляне играли 4белочки две прибежало. Сколько всего белочек стало на поляне?

-Как вы думаете это задача и почему?

Ответы детей

-Слушайте следующую

-В вазе стояло 5 роз и 2 ромашки.

-А это является задачей?

Ответы детей

-Почему нет?

Ответы детей

-Правильно нет вопроса.

-Слушайте еще одну.

-На столе лежало 3 груши и 3 яблока. Сколько всего птиц летело в небе?

Ответы детей

-Почему это не задача? Ведь есть и условие, и вопрос.

Ответы детей

-Правильно условие и вопрос не совпадают

Воспитатель приглашает детей подойти к мольберту

-Посмотрите, что здесь изображено?

Ответы детей

-Правильно цыплята, а что они делают?

Ответы детей

-А сколько цыплят?

Ответы детей

-Что делают цыплята справа?

Ответы детей

-Почему вам кажется, что они приходят, а не отходят от остальных?

Ответы детей

-Давайте подумаем и составим задачу по этой картинке

-Как вы думаете, она будет звучать?

Ответы детей

(На полянке 4 цыпленка клевали зерна, двое прибежали к ним. Сколько всего цыплят на поляне?)

-Где условие в этой задачи?

Ответы детей на полянке 4 цыпленка клевали зерна, двое прибежали к ним.

-А какой вопрос задачи?

Ответы детей сколько всего цыплят на поляне?

-Давайте составим схему нашей задачи.

-Сколько цыплят было на поляне? (рисуем круг с 4 точками)

-Сколько цыплят пришло? (рисуем круг с 2 точками)

-А сколько всего цыплят на полянке? (Рисуем круг вокруг двух предыдущих)

-Что неизвестно: целое или часть?

Ответы детей

Куда поставим знак вопроса?

Ответы детей

-Правильно, молодцы ребята!

Дети слушают, отвечают на вопросы воспитателя, составляют задачу

Дети умеют составлять арифметическую задачу по сюжетной картине

У детей проявляются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.


Физминутка

Задачи:

  • Способствовать снятию мышечного напряжения, переключению внимания


Показ воспитателя.

Чтение художественного слова


Я предлагаю вам пройти на ковер и немного поиграть. Сейчас мы с вами станем цыплятами.
Озорной цыпленок жил,
Головой весь день кружил:
Влево, вправо повернул, (дети потихоньку поворачивают голову влево и вправо)
Ножку левую согнул, (Дети сгибают левую ногу, опускают)
Потом правую поднял (дети поднимают правую ногу, опускают)
И на обе снова встал. Начал крыльями махать:
Поднимать и опускать
Вверх, вниз, вверх, вниз! (Дети поднимают руки вверх вниз)
Повернулся влево, вправо (дети поворачивают туловище влево вправо)
-Хорошо на свете, право!
А потом гулять пошел-
Червячка себе нашел! (Дети маршируют на месте)

-Ребята, мы с вами побыли цыплятами, а теперь опять стали ребятами

Дети выполняют движения

Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной деятельности

2.2 Запись задачи с помощью знаков и цифр

Задача

  • Закреплять умение детей записывать решение задачи с помощью цифр и знаков

  • Закрепить у детей навыки вычислительной деятельности.

  • Развивать у детей умение составлять арифметические задачи


Упражнение

Демонстрация

Беседа

Объяснение

Воспитатель предлагает детям пройти к мольберту

-Что нам неизвестно целое или часть?

-А что нужно сделать чтобы найти целое?

Воспитатель показывает две половины круга. На слова «найти целое» воспитатель соединяет половины круга, образуя целый круг

Ответы детей («сложить»)

-Арифметическое действие, которое помогает найти неизвестное целое, так и называется «сложение».

-А как называется знак сложения?
Ответы детей

-Правильно плюс. Настя подойди, поставь знак сложения.

Воспитатель помещает на доску половины круга, а между ними знак «+».

-Представляете этот знак очень дружелюбен он увеличивает всех, с кем дружит. Он состоит из двух черточек и обозначает увеличение. Что же получится, когда мы сложим две половинки круга?

Ответы детей

-Целый круг!

-Куда мы его поместим? (Справа от 2, на небольшом расстоянии)

Ответы детей

-Какого знака не хватает?

Ответы детей

-Знак равно. Этот знак похож на сытую ровную рыбку, он говорит о том, что выражения справа и слева равны.

Ответы детей

-Правильно равно

-Предлагаю вам записать задачу с помощью цифр

-Сколько цыплят клевали зерна на полянке? (4)

Ответы детей

Воспитатель прикрепляет число 4 на мольберт рядом с картинкой

-Сколько цыплят пришло? (2)

-Саша куда мы прикрепим карточку с изображением числа два? Прикрепи, пожалуйста.

-Если цыплята приходят, значит, цыплят станет больше или меньше?

-А какой знак обозначает больше?

Ответы детей

-Правильно Даша, плюс, возьми и прикрепи, пожалуйста.

-Сколько всего цыплята на поляне стало? Чтобы ответить на этот вопрос, сосчитайте все точки на схеме. (6)

-Куда надо прикрепить карточку с изображением числа 6?

-Какого знака не хватает?

Ответы детей

-Правильно равно

-А что обозначает знак равенства?

-Он обозначает, что правая и левая часть равенства одинаковы – сумма частей составляет целое.

Дети выполняют задания и отвечают на вопросы

Дети умеют записывать задачу с помощью знаков и цифр

У детей проявляются навыки вычислительной деятельности.

У детей продолжает развиваться умение составлять арифметические задачи


2.3 Отражение задач на числовом луче

Задача:

  • Развивать навыки работы с числовым лучом.

Упражнение

Беседа

Показ

Демонстрация

Воспитатель просит детей сесть на стульчики
-
Присаживайтесь на стульчики. Пожалуйста

Давайте попробуем отразить нашу задачу на числовом луче.

-Сколько цыплят было на поляне? (4)

Ответы детей

-Давайте проведем дугу от 0 до 4.

Дети проводят дугу

-А сколько цыплят прибежали на полянку? (2)

Ответы детей

-А в какую сторону проводить дугу вправо или влево от 4?

Ответы детей

- Проведём стрелку от 4 на 2 шага вправо. В какое число пришла стрелка?

-Сколько стало всего цыплят на поляне? (6)

Ответы детей
-Дальше проведем стрелку от 0 до последнего названного нами числа.

- В какое число пришла дуга? Так сколько всего цыплят на поляне?

-Смотрите на числовом луче появилось три дуги: две из них обозначают части, а одна – целое. А что нам нужно было найти?

Ответы детей целое

-Куда нам нужно поставить знак вопроса?

Ответы детей

-Правильно в третью дугу.

Дети размещают знак вопроса

Дети слушают воспитателя, выполняют упражнение

У детей развиты навыки работы с числовым лучом


3.Подведение итогов ОД.

Задача:

  • Формировать у детей умение анализировать процесс и результат образовательной деятельности, формулировать вывод

Беседа


Воспитатель предлагает пройти детям на ковер

-Ребята, мы помогли Незнайке решить задачу?

Ответы детей

-Для с чем мы помогали Незнайке?

Ответы детей

-Что вам понравилось больше всего?

Ответы детей

-А что запомнилось больше всего?

Ответы детей

-Я отправлю решение задач Незнайки и он будет знать как ее решать.

Дети выполняют задание, отвечают на вопросы.

Дети осуществляют элементарный анализ процесса и результата образовательной деятельности, формулируют вывод

4.Открытость.

Задача:

  • Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах

Демонстрация

Вы сегодня были очень внимательными правильно решали задачу и я дарю вам книжечку с заданиями в картинках, когда вы захотите, сможете взять их посмотреть и попробовать их решить.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах



6