Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике
ПП.03 Организация занятия по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Софрыгиной Ангелины Геннадьевны
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «А»)
Дата 02.11.2021
Группа: Подготовительная к школе группа (6-7лет)
Руководитель практики: Темерева Людмила Петровна
Методист: Коковина Оксана Васильевна Оценка за конструкт – «4»
Тема: «Составление и решение арифметической задачи на сложение»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Вид НОД: формирование элементарных математических представлений
Форма НОД: занятие-игра
Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная
Формы организации: коллективная, индивидуальная
Планируемый результат:
Дети проявляют мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.
Дети умеют отражать решение арифметической задачи на числовом луче.
Дети умеют составлять арифметические задачи по сюжетной картине
У детей проявляются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.
Цель: формирование у детей умения составлять и решать прямые арифметические задачи на сложение в процессе совместной образовательной деятельности.
Задачи непосредственно-образовательной деятельности | Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитательная: Развивающие: Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение. Развивать навыки работы с числовым лучом. Обучающие: учить детей решать арифметические задачи по сюжетной картине. Закрепить у детей навыки вычислительной деятельности. | Побуждать Дашу отвечать полным предложением |
Список использованных источников
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 321 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и воспитателем, создание положительного эмоционального фонами атмосферы эмоционального подъема
Принципы обучения: принцип систематичности и последовательности, принцип доступности, принцип прочности знаний
Методы воспитания: Словесный (диалог, художественное слово), практический (игра), наглядный (демонстрация), метод контроля, поощрения, проблемно-поисковый формирование и осмысление детьми своего социального опыта
Методы обучения: метод эмоционального стимулирования, метод организации деятельности и формирования общественного поведения, коммуникативный метод. беседа, объяснения, поощрение, использование игровых форм
Оборудование: сюжетная картина, мольберт, числа и знаки из бумаги, книжечку с заданиями в картинках.
Предварительная работа: Игра «Задача – незадача»
Задача:
Учить детей отличать задачи и не задачи
Ход
-Ребята как вы думаете все ли тексты являются задачами?
Ответы детей
-Давайте мы это с вами проверим. Я буду читать вам тексты, а вы мне говорить задача это или нет.
-На ветки сидело 4 синицы, 2 улетело. Сколько синиц осталось на ветке?
-Как вы думаете это задача?
Ответы детей
-Это задача, так как в ней есть условие и вопрос
-Сколько цветов в корзине?
-А это является задачей?
Ответы детей
-Это не задача, так как нет условия.
-У мамы было 4конфетки, 2 она отдала детям. Сколько груш в корзине?
-Это задача?
Ответы детей
-Посмотрите тут есть и условие, и вопрос, но они не согласованы, значит это незадача.
Индивидуальная работа
Игра «Запиши с помощью цифр и знаков»
Задача закрепить с Настей и Сашей запись арифметических задач с помощью цифр и знаков
Ход
Девочки перед вами лежат карточки с изображение цифр и знаков
Я предлагаю вам поиграть
-Я буду читать текст задачи, а вы с помощью эти счетных палочек
-На дереве сидело 4 птицы, 2 улетело. Сколько птиц осталось на дереве?
-Маша назови, пожалуйста, условие задачи
Ответ ребенка На дереве сидело 4 птицы, 2 улетело.
-Правильно, молодец!
-Сколько сидело птиц?
Ответ ребенка 4
- Положите перед собой 4 счётные палочки.
-Сколько птиц улетело?
Ответ ребенка
-Так как птицы улетели, что нужно сделать с палочками? Убрать? Сколько убрать? Две. Уберите!
-Правильно потому что птиц стало меньше.
-Катя назови, пожалуйста, вопрос.
Ответ ребенка сколько птиц осталось на дереве?
-Сколько осталось птиц?
- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос задачи? Правильно, нужно сосчитать оставшиеся палочки. Сколько их?
Ответ ребенка
-Да, правильно, две.
-А теперь мы с вами запишем эту задачу с помощью цифр и знаков
-Сколько сидело птиц?
Ответ ребенка 4
-Найдите цифру 4 и положите перед собой.
-А сколько птиц улетело?
Ответ ребенка 2
-Да две, положите это число чуть дальше от числа 4, справа.
-Какой знак мы поставим между ними?
Ответ ребенка
-Почему минус?
Ответ ребенка
-Потому что птицы улетели, значит их стало меньше.
-А сколько птиц осталось?
Ответ ребенка 2
-Правильно 2, куда мы поставим это число?
Ответ ребенка
-Да справа от 2
-Какого знака не хватает
Ответ ребенка
-Знака равенства
-Что мы сегодня научились с вами делать?
Ответ ребенка
-Молодцы!
Ход занятия
Этапы деятельности | Методы обучения | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивация на совместную деятельность Задача: | Беседа Демонстрация | Воспитатель приглашает детей подойти к себе. Воспитатель показывает письмо -Ребята, посмотрите, что я принесла, это письмо давайте прочитаем от кого? -Пишет нам Незнайка он совсем скоро пойдет в школу, как и вы, но у него не получается решить задачу, которая подготовит его к школе. А вы умеете решать арифметические задачи? Как вы думаете, мы сможем ему помочь? Я предлагаю вам помочь Незнайки вы согласны? И что нужно сделать, чтобы помочь Незнайке? Ответы детей | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. | Дети смотивированы на предстоящую совместную деятельность. |
2.Основная часть. 2.1. Составление схемы задачи» Задача: Учить детей составлять арифметическую задачу по сюжетной картине Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение. | Беседа Инструкция Упражнение Демонстрация Поощрение | Воспитатель просит детей встать возле мольберта - Ребята, что же такое арифметическая задача? Ответы детей - Правильно, это текст, в котором есть условие и вопрос. -Ребята, а вы знаете, что не все тексты являются задачами. Что обязательно должно быть в каждой задачи? Ответы детей -Правильно условие и вопрос. Я предлагаю вам поиграть. Я буду читать тексты, а вы называть задача это или нет. -На поляне играли 4белочки две прибежало. Сколько всего белочек стало на поляне? -Как вы думаете это задача и почему? Ответы детей -Слушайте следующую -В вазе стояло 5 роз и 2 ромашки. -А это является задачей? Ответы детей -Почему нет? Ответы детей -Правильно нет вопроса. -Слушайте еще одну. -На столе лежало 3 груши и 3 яблока. Сколько всего птиц летело в небе? Ответы детей -Почему это не задача? Ведь есть и условие, и вопрос. Ответы детей -Правильно условие и вопрос не совпадают Воспитатель приглашает детей подойти к мольберту -Посмотрите, что здесь изображено? Ответы детей -Правильно цыплята, а что они делают? Ответы детей -А сколько цыплят? Ответы детей -Что делают цыплята справа? Ответы детей -Почему вам кажется, что они приходят, а не отходят от остальных? Ответы детей -Давайте подумаем и составим задачу по этой картинке -Как вы думаете, она будет звучать? Ответы детей (На полянке 4 цыпленка клевали зерна, двое прибежали к ним. Сколько всего цыплят на поляне?) -Где условие в этой задачи? Ответы детей на полянке 4 цыпленка клевали зерна, двое прибежали к ним. -А какой вопрос задачи? Ответы детей сколько всего цыплят на поляне? -Давайте составим схему нашей задачи. -Сколько цыплят было на поляне? (рисуем круг с 4 точками) -Сколько цыплят пришло? (рисуем круг с 2 точками) -А сколько всего цыплят на полянке? (Рисуем круг вокруг двух предыдущих) -Что неизвестно: целое или часть? Ответы детей Куда поставим знак вопроса? Ответы детей -Правильно, молодцы ребята! | Дети слушают, отвечают на вопросы воспитателя, составляют задачу | Дети умеют составлять арифметическую задачу по сюжетной картине У детей проявляются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение. |
Физминутка Задачи: Способствовать снятию мышечного напряжения, переключению внимания | Показ воспитателя. Чтение художественного слова | Я предлагаю вам пройти на ковер и немного поиграть. Сейчас мы с вами станем цыплятами. Озорной цыпленок жил, Головой весь день кружил: Влево, вправо повернул, (дети потихоньку поворачивают голову влево и вправо) Ножку левую согнул, (Дети сгибают левую ногу, опускают) Потом правую поднял (дети поднимают правую ногу, опускают) И на обе снова встал. Начал крыльями махать: Поднимать и опускать Вверх, вниз, вверх, вниз! (Дети поднимают руки вверх вниз) Повернулся влево, вправо (дети поворачивают туловище влево вправо) -Хорошо на свете, право! А потом гулять пошел- Червячка себе нашел! (Дети маршируют на месте) -Ребята, мы с вами побыли цыплятами, а теперь опять стали ребятами | Дети выполняют движения | Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной деятельности |
2.2 Запись задачи с помощью знаков и цифр Задача Закреплять умение детей записывать решение задачи с помощью цифр и знаков Закрепить у детей навыки вычислительной деятельности. | Упражнение Демонстрация Беседа Объяснение | Воспитатель предлагает детям пройти к мольберту -Что нам неизвестно целое или часть? -А что нужно сделать чтобы найти целое? Воспитатель показывает две половины круга. На слова «найти целое» воспитатель соединяет половины круга, образуя целый круг Ответы детей («сложить») -Арифметическое действие, которое помогает найти неизвестное целое, так и называется «сложение». -А как называется знак сложения? Ответы детей -Правильно плюс. Настя подойди, поставь знак сложения. Воспитатель помещает на доску половины круга, а между ними знак «+». -Представляете этот знак очень дружелюбен он увеличивает всех, с кем дружит. Он состоит из двух черточек и обозначает увеличение. Что же получится, когда мы сложим две половинки круга? Ответы детей -Целый круг! -Куда мы его поместим? (Справа от 2, на небольшом расстоянии) Ответы детей -Какого знака не хватает? Ответы детей -Знак равно. Этот знак похож на сытую ровную рыбку, он говорит о том, что выражения справа и слева равны. Ответы детей -Правильно равно -Предлагаю вам записать задачу с помощью цифр -Сколько цыплят клевали зерна на полянке? (4) Ответы детей Воспитатель прикрепляет число 4 на мольберт рядом с картинкой -Сколько цыплят пришло? (2) -Саша куда мы прикрепим карточку с изображением числа два? Прикрепи, пожалуйста. -Если цыплята приходят, значит, цыплят станет больше или меньше? -А какой знак обозначает больше? Ответы детей -Правильно Даша, плюс, возьми и прикрепи, пожалуйста. -Сколько всего цыплята на поляне стало? Чтобы ответить на этот вопрос, сосчитайте все точки на схеме. (6) -Куда надо прикрепить карточку с изображением числа 6? -Какого знака не хватает? Ответы детей -Правильно равно -А что обозначает знак равенства? -Он обозначает, что правая и левая часть равенства одинаковы – сумма частей составляет целое. | Дети выполняют задания и отвечают на вопросы | Дети умеют записывать задачу с помощью знаков и цифр У детей проявляются навыки вычислительной деятельности. У детей продолжает развиваться умение составлять арифметические задачи |
2.3 Отражение задач на числовом луче Задача: | Упражнение Беседа Показ Демонстрация | Воспитатель просит детей сесть на стульчики -Присаживайтесь на стульчики. Пожалуйста Давайте попробуем отразить нашу задачу на числовом луче. -Сколько цыплят было на поляне? (4) Ответы детей -Давайте проведем дугу от 0 до 4. Дети проводят дугу -А сколько цыплят прибежали на полянку? (2) Ответы детей -А в какую сторону проводить дугу вправо или влево от 4? Ответы детей - Проведём стрелку от 4 на 2 шага вправо. В какое число пришла стрелка? -Сколько стало всего цыплят на поляне? (6) Ответы детей -Дальше проведем стрелку от 0 до последнего названного нами числа. - В какое число пришла дуга? Так сколько всего цыплят на поляне? -Смотрите на числовом луче появилось три дуги: две из них обозначают части, а одна – целое. А что нам нужно было найти? Ответы детей целое -Куда нам нужно поставить знак вопроса? Ответы детей -Правильно в третью дугу. Дети размещают знак вопроса | Дети слушают воспитателя, выполняют упражнение | У детей развиты навыки работы с числовым лучом |
3.Подведение итогов ОД. Задача: Формировать у детей умение анализировать процесс и результат образовательной деятельности, формулировать вывод | Беседа | Воспитатель предлагает пройти детям на ковер -Ребята, мы помогли Незнайке решить задачу? Ответы детей -Для с чем мы помогали Незнайке? Ответы детей -Что вам понравилось больше всего? Ответы детей -А что запомнилось больше всего? Ответы детей -Я отправлю решение задач Незнайки и он будет знать как ее решать. | Дети выполняют задание, отвечают на вопросы. | Дети осуществляют элементарный анализ процесса и результата образовательной деятельности, формулируют вывод |
4.Открытость. Задача: | Демонстрация | Вы сегодня были очень внимательными правильно решали задачу и я дарю вам книжечку с заданиями в картинках, когда вы захотите, сможете взять их посмотреть и попробовать их решить. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. | Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах |
6