Математика во 2 классе
Тема. Деление (урок 2, с. 59)
Цели: продолжать знакомство обучающихся с арифметическим действием – деление, с задачами, которые решаются делением.
Задачи: учить решать задачи на деление по содержанию, составлять верные равенства и неравенства; развивать умения решать задачи и примеры изученных видов.
Планируемые результаты
Предметные. Познакомятся с новым арифметическим действием; научатся решать задачи на деление по содержанию, отработают умения составлять верные равенства и неравенства; развивать умения решать задачи и примеры изученных видов.
УУД. Регулятивные :
контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий.
Познавательные :
использовать общие приёмы решения задач (выполнять задания с применением материальных объектов); строить объяснения в устной форме по предложенному плану
Коммуникативные : задавать вопросы; строить монологическое высказывание.
Личностные результаты. Приобретают начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности.
II. Каллиграфическая минутка.
7 7 7 7 7 7 8 8 8 8 8 8
III. Устный счет.
1.«Цепочка».
2. Задание 8 (с. 59 учебника, часть 2).
Учащиеся составляют по таблице, записанной на доске, выражения и находят устно их значения.
IV. Решение примеров и задач действием деления.
Пропедевтика темы «Деление с остатком».
1. Практическая работа.
Учитель предлагает учащимся с помощью фигурок наборного полотна выполнить деление, записать и решить выражения : учитель выставляет на наборное полотно 12 яблок.
– Как можно 12 яблок разделить между 3 детьми поровну? (Один из учащихся выполняет работу у доски.)
– Как записать то, что вы сейчас выполнили?
– Запись с комментированием: 12: 3 = 4
– Как можно 12 яблок разделить между 4 детьми поровну?
– Запишите то, что выполняли.
Запись с комментированием. 12 : 4 = 3
– Как можно 12 яблок разделить между 2 (6) детьми поровну?
– Запишите это.
Запись с комментированием: 12 : 2 = 6 12 : 6 = 2
Аналогичная работа проводится по рисункам с. 51 учебника (часть 2, задание 1).
2. Работа с учебником.
1). К задаче 2 (с. 59 учебника, часть 2) учащиеся выполняют рисунок и записывают решение задачи действием деления.
2). Работа над задачей 3 - работа к изучению темы «Деление с остатком».
Учащиеся прочитали задачу, учитель беседует с ними.
– Сколько дощечек идет на один скворечник? (Семь.)
– Сколько дощечек имеется? (Пятнадцать.)
– Можно из пятнадцати дощечек сделать один скворечник?
– Докажите это. (Если из пятнадцати дощечек взять семь на изготовление скворечника, то восемь дощечек останется.)
– Можно ли из пятнадцати дощечек сделать два скворечника?
– Как это узнать? (На один скворечник идёт 7 дощечек. Чтобы узнать, сколько дощечек идёт на 2 скворечника, надо 7 умножить на 2 или к 7 прибавить 7, получится 14. Из 15 дощечек возьмём 14 на изготовление скворечника, и 1 дощечка останется.)
– Можно ли из пятнадцати дощечек сделать три скворечника?
– Как это узнать? (На один скворечник идет 7 дощечек, а на 2 – 14. Чтобы узнать, сколько дощечек идет на 3 скворечника, надо к 14 прибавить ещё 7, получится 21. 21 больше 15, значит, 3 скворечника сделать нельзя.)
– Сколько же можно сделать скворечников из 15 дощечек? (Один, два.)
3). При работе над задачей 4 (с. 59 учебника, часть 2) учитель показывает учащимся краткую запись задачи, которая решается умножением.
– Прочитайте задачу.
– Выделите условие (вопрос).
– Какие слова используем в краткой записи?
– Что известно про Ваню?
– Что известно про Нину?
З а п и с ь:
Решение задачи выполняется по действиям с объяснением.
– Можем сразу ответить на вопрос задачи?
– Почему?
– Как узнать: сколько денег у Вани?
– Запишите. (3 · 5 = 15 (руб.) у Вани.)
– Можем теперь ответить на вопрос задачи?
– Какое действие следует для этого выполнить?
– Запишите. (20 – 15 = 5 (руб.).)
– Сформулируйте ответ и запишите его.
V. Решение и сравнение выражений.
1. С комментированием выполняется задание 6 (с. 59 учебника, часть 2). Особое внимание - выражениям первого столбика.
2. Устно, с объяснением выполняется задание 5 (с. 59 учебника, часть 2): учащиеся сравнивают выражения.
3. Внимательно рассмотреть выражения, записанные на доске (учитель использует выражения из задания на полях (с. 59 учебника, часть 2).
– Что заметили?
– На какие группы можно разделить данные выражения? (Высказывания детей.)
– Найдите значения выражений. (Работа выполняется устно, с объяснением.)
– Разделите выражения на группы по их значениям.
VI. Домашнее задание.
Выполнить задание 7 (с. 59 учебника, часть 2).
VII. Итог урока. Рефлексия.
– Что узнали сегодня на уроке?
– Всё ли было понятно?
– Оцените свою работу.