СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка из опыта работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читательская грамотность является одной из составных частей плнируемых результатов обучения в сооответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка из опыта работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность)»


МБОУ Шарагайская СОШ












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО

ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ)






подготовил: Филистович Светлана Юрьевна,

учитель русского языка и литературы














с.Шарагай, 2025 год


Содержание

  1. Введение

  2. Основная содержательная часть

    1. Компоненты читательской грамотности

    2. Требования к уровню читательской грамотности

    3. Читательские действия, на которых основаны ключевые области читательской

грамотности

    1. Показатели сформированности читательской грамотности

    2. Формы, методы и приемы развития читательской грамотности в урочной

деятельности

  1. Заключение



































ВВЕДЕНИЕ

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит извлечь из мертвой буквы живой смысл.

К.Д. Ушинский

Актуальность и значимость методической разработки

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года определены национальные цели и стратегические задачи развития страны до 2024 года. Для осуществления научно-технического и социально-экономического прорыва в развитии государства необходимо обеспечить вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира и темпы экономического роста выше мировых. Правительству РФ поручено создать условия для обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение страны в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204)

Международные исследования в области образования год за годом подтверждают, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности во время переноса предметных знаний в ситуации, приближенные к жизненным реальностям. Основной причиной невысоких результатов российских учащихся является недостаточная сформированность способности использовать (переносить) имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень овладения общеучебными умениями - поиска новых или альтернативных способов решения задач, проведения исследований или групповых проектов. (Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. Министерство Просвещения РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования». – Москва, 2021г)

Данная причина связана с особенностями организации учебного процесса в российских школах, его ориентации на овладение предметными знаниями и умениями, решение типичных (стандартных задач), как правило, входящих в демоверсии или банки заданий ОГЭ и ЕГЭ. Следует также отметить недостаточную подготовку учителей в области формирования функциональной грамотности, а также отсутствие необходимых учебно-методических материалов (Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. Министерство Просвещения РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования» – М., 2021г)

Необходимость функциональной (читательской) грамотности указана в следующих нормативно-правовых документах федерального уровня:

  • Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО.

  • Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.

  • Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.

  • Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.

Рекомендации по формированию читательской грамотности даны в следующих документах:

  • Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. (Министерство Просвещения РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования». Авторский коллектив: Сидорова Г.А, Ковалева Г.С., Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю., Кошеленко Н.Г.) Под ред. Г.С.Ковалевой, Л.А.Рябининой). – Москва, 2021г.

  • Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Н.П.Забродина, И.Е.Барсуков, А.А.Бурдакова и др.]; [под общ. ред. Р.Ш.Мошниной]. – М.: Академия Минпросвещения России, 2021. – 80 с

Понятие функциональной грамотности включает в себя способность учащихся применять предметные знания и базовые навыки для решения повседневных задач, умение комплексно решать проблемы разной степени сложности в ситуациях, выходящих за рамки учебного пространства (Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 80 с)

Общепринятым сегодня является тезис о том, что обязательными структурными компонентами функциональной грамотности являются читательская, математическая, естественно-научная и финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции. (Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 80 с)

Читательская грамотность -это способность человека понимать, использовать и оценивать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. (Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. Утверждены приказом Минпросвещения РФ и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 № 590/219)

По данным последнего опроса ВЦИОМ (29.09.21-8.10.21), современные российские подростки практически не берут в руки книгу и совершенно не жалеют об этом. Недетскую судьбу детского чтения подтверждает новая статистика. По результатам всероссийского опроса, за прошедшие 15 лет ситуация значительно ухудшилась. Школьники младших классов книги любят, а вот каждый пятый подросток ненавидит читать. 50% делают это только ради получения хорошей оценки. Подобная тенденция влечет за собой риск уже в ближайшем будущем получить нечитающее поколение, и это мнение экспертов. Согласно международному исследованию PISA, по читательской грамотности российские школьники занимают 31 место. 22% читают и не понимают сути – это примерно 250 тысяч учащихся.

Основная причина - информационная загруженность в средствах массовой информации и окружающем мире в целом. Низкий уровень культуры чтения - ключевая проблема в образовании. Именно качественное чтение призвано способствовать личностному росту и конкурентоспособности современного человека, живущего в информационно- культурной среде. (Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на

цифровой платформе. Министерство Просвещения РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования» – М., 2021г)

Поэтому формирование читательской грамотности играет ведущую роль и для образования, и для государства.

ЦЕЛЬ методической разработки - создание условий для формирования и развития читательской грамотности ученика 5-11 классов, способного успешно решать образовательные задачи, социализироваться в обществе.

Для реализации данной цели служат следующие ЗАДАЧИ:

  • научить осознанно, правильно, выразительно читать;

  • формировать способность извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

  • развивать умение самостоятельно выбирать книги для чтения;

  • формировать способность работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

  • развивать умение высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Читательская грамотность является одной из составных частей планируемых результатов обучения в соответствии с ФГОС и включает в себя ряд компонентов.

Схема 1.Компоненты читательской грамотности


ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ







Найти и извлечь

(информацию)




извлечь




Интегрировать и интерпретировать (информацию)

ОПОРА НА ВНЕТЕКСТОВОЕ ЗНАНИЕ



Осмыслить и оценить

(сообщение)

(информацию)

сформировать общее понимание

толковать текст



Осмыслить и оценить

содержание текста



Осмыслить и оценить форму текста

Требования к ее уровню представлены в планируемых результатах ФГОС «Чтение: работа с информацией» и результатах освоения основных учебных программ по всем предметам.

Таблица 1.Требования к уровню читательской грамотности

Требования к уровню читательской грамотности

поиск и выделение необходимой

информации

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

извлечение необходимой информации из прослушанных

текстов различных жанров

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов

художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

понимание и адекватная оценка языка средств массовой

информации

Ввиду этого на уроке отводится особая роль тексту и приемам работы с ним.

От того, как ученик понимает информацию и умеет с ней работать, зависит формирование аспектов его читательской грамотности.

Особую роль в успешном формировании читательской грамотности учащихся играют уроки русского языка и литературы. Данные умения и навыки тесно взаимосвязаны друг с другом.

Таблица 2. Читательские действия, на которых основаны ключевые области читательской грамотности

Умение находить и извлекать информацию

Умение интегрировать и интерпретировать информацию

Умение оценивать содержание и форму текста

Умение использовать информацию из текста

Определять место, где содержится необходимая информация

Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

Оценивать содержание текста или его элементы (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.)

без привлечения фоновых знаний

Уточнять поисковый запрос

Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)

Понимать коммуникативное намерение автора, назначение текста

Использовать информацию из текста для решения практической задачи

с привлечением фоновых знаний

Находить и извлекать одну единицу информации

Понимать значение слова или выражения на основе контекста

Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность

использованных автором приемов

Формулировать на основе полученной из текста информации собственную

гипотезу, прогнозировать




события, течение процесса, результаты

эксперимента

Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно- следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис –

пример, сходство – различие и др.)

Понимать назначение структурной единицы текста, использованного автором приема

Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую).

Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

Соотносить графическую и вербальную информацию, делать выводы на основе сравнения данных, на основе интеграции информации из разных частей текста или текстов

Оценивать полноту, достоверность информации, содержащейся в одном или нескольких текстах, объективность, надежность источника

информации

Понимать чувства, мотивы, характеры героев, авторскую позицию по отношению к обсуждаемой проблеме, графическую информацию.

Интерпретировать текст или его фрагмент, учитывая жанр или ситуацию функционирования текста, делать выводы

Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах, высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте, устанавливать взаимосвязи между элементами/частями текста или

текстами

Схема 2. Показатели сформированности читательских действий


ПОКАЗАТЕЛИ

СФОРМИРОВАННОСТИ

ЧИТАТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ



ГИА

(ОГЭ, ЕГЭ,

итоговое собеседование, итоговое сочинение)


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ






КОНКУРСЫ

(международного, федерального, регионального,

муниципального уровней


ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В своей работе и мне пришлось столкнуться с тем, что школьники не желают читать тексты художественных произведений, обладают бедным словарным запасом, не умеют правильно строить устное и письменное высказывание, у них нет мотивации к учебному процессу. Для решения данной проблемы мною была выбрана именно технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКЧМ), которая позволяет активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную точку зрения, подвергать сомнению информацию, анализировать и создавать собственные суждения.

Уроки в данной технологии выстраиваю по «особой» структуре. Во-первых, понятие «критическое» говорит не об обычном усвоении информации, а об усвоении осмысленном, когда ученик критически относится к предложенному для изучения материалу: производит его анализ, сравнение, оценку и отбор необходимой информации; к тому же он может обосновать свой выбор и ответственен за него. Во-вторых, ТРКЧМ «не позволяет» учащимся никакой пассивности: они включаются в образовательный процесс на максимальном уровне. Учитель исполняет роль координатора: он может помочь в случае затруднений, дать подсказку для дальнейших действий, но ни в коем случае не выполняет задание за ребят, не предлагает им готовое решение.

Модель урока, выстроенного по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, состоит из трех фаз: фаза вызова, фаза осмысления и фаза рефлексии (размышления). В практике применения данной технологии использую адаптированный методический конструктор урока, где прописаны особенности каждой фазы, деятельность учителя и учащихся, возможные приемы и методы.

Таблица 3. Методический конструктор урока по технологии развития критического

мышления

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

I фаза - «Вызов»

Направлена на

Ученик

Составление списка

Функции:

- Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе)

-Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний);

-Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

«вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

«известной информации»:

  • рассказ-предположение по ключевым словам;

    • систематизация материала (графическая): - кластеры, таблицы;

    • верные и неверные утверждения;

  • перепутанные логические цепочки;

    • мозговая атака;

- проблемные вопросы, -

«толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

II фаза–

«Осмысление»

содержания

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственно й работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания

«старого» к

«новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере

осмысления новой информации

Методы активного чтения:

- «инсерт»;

- «фишбоун»;

- «идеал»;

- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется

индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями

III фаза

«Рефлексия»

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям

; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной

информации

Учащиеся соотносят

«новую» информацию со

«старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

- Заполнение кластеров, таблиц.

- Установление причинно- следственных связей между блоками информации.

- Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

  • Ответы на поставленные вопросы.

    • Организация устных и письменных круглых столов.

    • Организация различных видов дискуссий.

    • Написание творческих




работ.

- Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Выбор методов обучения зависит от большого количества условий: от целей и задач работы, уровня подготовки школьников и их возрастных особенностей, количества часов, отведенных образовательной программой на изучение данной темы. Каждый метод содержит набор приемов, способствующий более продуктивной реализации этого метода на практике.

Таблица 4. Методы и приемы, используемые в моей работе по формированию читательской грамотности, более подробно представлены в «Методическом конструкторе

урока»

Фаза «ВЫЗОВ»

Фазы урока

Методы

Приемы




ВЫЗОВ

(до чтения)

Активные методы обучения (учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик)

Кластер

Мозговой штурм

Толстые и тонкие вопросы

ЗХУ

Свободное письмо

Ключевые слова

Ассоциации

Верные-неверные утверждения

Перепутанные логические

цепочки

Составление списка «известной

информации»

Ромашка Блума

Фаза «ОСМЫСЛЕНИЕ»





ОСМЫСЛЕНИЕ

(во время чтения)

Активные методы обучения (учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик)

Интерактивные методы обучения методы обучения (наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом)

Чтение с остановками, чтение с

пометками

Двухчастный дневник

Толстые и тонкие вопросы

Сводная таблица

Бортовой журнал

Зигзаг

Фишбоун

Верные-неверные утверждения

Чтение в паре

Концептуальная таблица

Диаграмма Венна

Фаза «РЕФЛЕКСИЯ (РАЗМЫШЛЕНИЕ)»




РЕФЛЕКСИЯ

(после чтения)

Активные методы обучения (учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик)

Интерактивные методы обучения методы обучения (наиболее

Кластер

Синквейн

Толстые и тонкие вопросы

Верные-неверные утверждения

Шесть шляп

Дневник читателя

РАФТ


эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом)

Двухрядный круглый стол

Таким образом, применение в процессе урочного занятия разных форм и методов ТРКЧМ позволяет раскрыть свой потенциал каждому школьнику. При выборе формы занятия прежде всего учитываю уровень учебных возможностей классного коллектива, а также их личностные характеристики. Очень важно, чтобы были задействованы все учащиеся класса и каждому было бы комфортно на уроке.

Из личного опыта работы приведу примеры реализации на уроках русского языка и литературы основных этапов «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо», которые способствуют формированию основных читательских действий.

Таблица 5. Читательские действия: ПОИСК И НАХОЖДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

ЗАДАНИЕ 1

Урок литературы в 6 классе. «Повесть временных лет»

Этапы ТРКМ через чтение

и письмо

ВЫЗОВ

Прием

«ВЕРНЫЕ-НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ»

Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Затем

устанавливают, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ.

Задание

Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и выполните задания.

ИСКЛЮЧИТЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ.

  1. В 987 году Владимир на собрании о выборе веры принял «христианство»

  2. Владимир принял решение отправить послов в страны с разными религиями

  3. Византийские обряды и богослужение более всего понравились пм

  4. Болгары в отрывке – мусульмане.

  5. С византийскими церковными обрядами знакомил сам император

  6. Религия евреев показалась послам слишком простой

В год 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев городских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: “Прими закон наш”. Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира. И удивительное рассказывают, будто бы и другой свет есть — и чудно слушать их, — если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то по смерти снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?» И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у кого служба и кто как служит Богу». И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: «Идите сперва к болгарам и испытайте веру их и службу». Они же отправились и, придя к

ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: «Идите еще к немцам, высмотрите и у них все,


а оттуда идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к цесарю. Цесарь же спросил их: «Зачем пришли?» Они же рассказали ему все. Услышав это, цесарь обрадовался и в тот же день оказал им почести великие. На следующий же день послал к патриарху, так говоря ему:

«Пришли русские, разузнать о вере нашей, приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу Бога нашего». Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила зажгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цесари Василий и Константин, и сказали им: «Идите в землю вашу», и отпустили их с дарами

великими и с честью. Они же вернулись в землю свою.

Деятельность учителя

Предлагает учащимся утверждения, среди которых необходимо исключить неверные утверждения. Проверяет, верно ли выполнено задание и дано

обоснование ответу. После знакомства с основной информацией обращает внимание на данные утверждения и просит учащихся оценить их

достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Деятельность учащихся

Учащиеся выбирают верные утверждения из предложенных учителем,

описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Затем устанавливают, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ.

ЗАДАНИЕ 2

Урок литературы в 5 классе. Тема «Рассказ И.А.Бунина «Лапти»

Этапы ТРКМ

через чтение и письмо

ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

Прием

«ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ»

Текст заранее делится на смысловые части, где будет делаться остановка. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к нему.

Задание

Прочитайте смысловые части текста, отвечая на поставленные вопросы

Часть 1

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что делать? Чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть.

1 остановка

  1. Удалось ли вам определить время действия? Почему?

  2. Какой эпитет использует автор для описания лаптей? С чем у вас ассоциируется красный цвет?

  3. Как вы понимаете слова «такая страсть» из последнего предложения отрывка?


  1. Как дальше будут развиваться события? Есть ли шанс на спасение ребенка?

Часть 2

Стукнуло в прихожей. Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

    • Ну что, барыня, как? Не полегчало?

    • Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит…

    • Лапти? Что за лапти такие?

господь его знает. Бредит, весь огнем горит…

Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо:

-Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

-Как добывать?

Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином не хитрое дело.

    • Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти! Еще подумал.

    • Нет, пойду… Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то…

И притворив дверь, ушел… пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

2 остановка

  1. Кто такой Нефед? Какое впечатление он производит?

  2. Почему Нефед принимает решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином? Как он это сам объясняет? Что имеет в виду Нефед, говоря «душа желает»?

  3. Как описывается погода? Какими средствами выразительности Бунин передает нам всю сложность дела, за которое взялся Нефед?

  4. Что же дальше произойдет в произведении? Повышаются ли шансы у больного ребенка на спасение?

Часть 3

Пообедали, стало смеркаться, смерклось – Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все- таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, на отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя ( и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

-Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

- Господи, помоги! Господи, защити!

3 остановка

1. Как Бунин описывает ночь? Какие чувства оно вызывает у вас?


  1. Можно ли предугадать развязку? Будет ли она счастливой?

  2. Каким ваш хочется видеть финал рассказа?

Часть 4

А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего на розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидели торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело – оказывается, знакомый человек…

Тем только и спаслись – поняли, что, значит, это луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье…

За пазухой у Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

4 остановка

  1. Какими словами Бунин в этом отрывке предвосхищает трагическую развязку – смерть Нефеда?

  2. Была ли смерть Нефеда вознаграждена?

  3. О чем этот рассказ?

Деятельность учителя

Заранее делит текст на смысловые части, где будет делаться остановка, готовит вопросы и задания к нему. Предлагает учащимся определить по названию текста, о чём пойдёт речь в произведении. Контролирует чтение текста по частям. После чтения каждого фрагмента предлагает высказать предположения о дальнейшем развитии сюжета. Способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или

аргументы оказались неверными.

Деятельность учащихся

Учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. Читают текст по частям. После чтения каждого фрагмента

высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

ЗАДАНИЕ 3

Урок русского языка в 9 классе.

Тема «Комплексный анализ текста Д.С.Лихачева «О памяти»

Этапы ТРКМ через чтение

и письмо

ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

Прием

«ЗИГЗАГ»

Рабочая группа получает один текст и читает его. Группе предлагается несколько вопросов по данному тексту, теме. «Специалисты» объединяются в «экспертные» группы по количеству вопросов. В экспертной группе текст еще раз читается, идет поиск ответа на заданный вопрос. Эксперты

обсуждают вопрос и готовят презентацию ответа для рабочей группы. Вернувшись в рабочие группы, эксперты отвечают на «свои» вопросы. Ответы озвучиваются для всей аудитории.

Задание

Прочитайте текст Д.С. Лихачева «О памяти» и ответьте на предложенные вопросы.

Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…

Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»…

Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д.

На памяти древесины основана точнейшая специальная археологическая дисциплина, произведшая в последнее время переворот в археологических исследованиях, – там, где находят древесину, – дендрохронология («дендрос» по-гречески «дерево»; дендрохронология – наука определять время дерева).

Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту. В объяснении этих перелетов недостаточно изучать только

«навигационные приемы и способы», которыми пользуются птицы. Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья – всегда одни и те же.

А что и говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.

При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…

Память противостоит уничтожающей силе времени.

Вопросы:

«Экспертная» группа №1: Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого… Почему автор называет память «важнейшим свойством»?

Для чего, по вашему мнению, человеку нужно «совестливое отношение к его личным предкам и близким»? Найдите в тексте предложение, раскрывающее авторскую идею.

«Экспертная» группа №2: Только ли человек обладает памятью? Как вы понимаете значение выражения «генетическая память»? Чему автор противопоставляет память? Какое утверждение противоречит содержанию текста?

  1. Память является нашим богатством.

  2. Память не связывает настоящее и прошедшее.

  3. Хранить память, беречь память – это нравственный долг каждого человека.

  4. Память противостоит уничтожающей силе времени.

Деятельность

учителя

Делит класс на 3 группы. Каждой группе предлагает один текст, каждому

участнику - по одному отрывку из текста. Контролирует индивидуальную


работу учащихся, затем - работу экспертных групп. Оценивает их работу.

Деятельность учащихся

Класс разделен на 3 группы. Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста.

Индивидуальная работа: каждый ученик работает со своей частью текста- прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект (кластер, таблицу, схему и т.д.)

Групповая работа: составляются экспертные группы; в одной команде окажутся те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок

№ 2. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.

«Экспертная» группа №1: Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого… Почему автор называет память «важнейшим свойством»?

Для чего, по вашему мнению, человеку нужно «совестливое отношение к его личным предкам и близким»? Найдите в тексте предложение, раскрывающее авторскую идею.

«Экспертная» группа №2: Только ли человек обладает памятью? Как вы понимаете значение выражения «генетическая память»? Чему автор противопоставляет память? Какое утверждение противоречит содержанию текста?

  1. Память является нашим богатством.

  2. Память не связывает настоящее и прошедшее.

  3. Хранить память, беречь память – это нравственный долг каждого человека.

  4. Память противостоит уничтожающей силе времени.

Таблица 6.Читательские действия: ИНТЕГРАЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

ЗАДАНИЕ 1

Урок литературы в 7 классе. Тема «Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Этапы ТРКМ

через чтение и письмо

ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

Прием

«СВОДНАЯ ТАБЛИЦА»

Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Средняя колонка - "линия сравнения". В ней перечислены те категории, по которым предполагается сравнивать явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Задание

Заполните сводную таблицу - сравнение образов Остапа и Андрия из

повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».


Остап

Линия сравнения

Андрий


Из семьи коренного

запорожского казака.

Происхождение.

Из семьи коренного

запорожского казака.

Достаточно суровое

воспитание в бурсе.

Воспитание.

Достаточно суровое

воспитание в бурсе.

Боевая жизнь и

обычаи Запорожской

Отношение к

военной службе

Боевая жизнь и обычаи

Запорожской Сечи были по



Сечи были по нраву.


нраву.


Храбрость, ловкость.

За какие черты характера их

уважали казаки

Храбрость, ловкость.

На вид суровый и мужественный.

Как внешность характеризует

героя

Более нежный и красивый.

Способен к учению, но желания учиться не

имел

Отношение к учебе.

Учился охотно и без напряжения.

Умный, честный, прямодушный, не

умел хитрить, никогда не подводил

товарищей.

Какие черты характера отличали братьев

Более изобретательный, хитрый, умел увертываться от наказания.

Отличался горячей любовью к Родине,

был готов отдать за неё жизнь.

Отношение к Родине

Изменил Родине. Любовь полячки стала ему дороже.

Хладнокровный, рассудительный.


Человек твердой воли и выдержки,

мужественно переносит нечеловеческие

испытания, пытки.

Какие черты характера явились

судьбоносными

Горячий,

неуравновешенный. Не ставит перед собой

определенной цели, а

действует, руководствуясь чувствами. Любовь затмила разум. Не плохо, что не отступился от любимой. Да и в последние минуты

держался достойно.

Непростительно, что пошел против своих, предал

товарищей и Родину.

Деятельность учителя

Предлагает учащимся сформулировать «линии сравнения», помогает

отобрать наиболее важные и просит аргументировать свой ответ. Категории сравнения могут быть сформулированы в форме понятий, ключевых слов, в рисуночной форме, в форме вопросов, восклицаний, цитат. Проверяет

выполненную работу.

Деятельность учащихся

Учащиеся формулируют "линии сравнения" (характеристики, по которым

учащиеся сравнивают различные явления, объекты), отбирают наиболее важные, аргументируют свой выбор. Заполняют таблицу.

ЗАДАНИЕ 2

Урок литературы в 8 классе. Тема «Петр I –первый российский император и царь- реформатор» (анализ стихотворения А.С. Пушкина «Станцы»)

Этапы ТРКМ

через чтение и письмо

ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

Прием

«ДВУХРЯДНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ»


Преподаватель формирует из участников две группы.

Первая группа образует "внутренний" круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. При этом важно чтобы учащиеся не критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение.

Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии касаются сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями.

Преподаватель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга преподаватель предлагает группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или

письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.

Задание

Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Станцы» и ответьте на вопросы.

В надежде славы и добра Не презирал страны родной: Гляжу вперед я без боязни: Он знал ее предназначенье. Начало славных дней Петра То академик, то герой,

Мрачили мятежи и казни. То мореплаватель, то плотник, Но правдой он привлек сердца, Он всеобъемлющей душой

Но нравы укротил наукой, На троне вечный был работник.

И был от буйного стрельца Семейным сходством будь же горд; Пред ним отличен Долгорукой. Во всем будь пращуру подобен: Самодержавною рукой Как он, неутомим и тверд,

Он смело сеял просвещенье, И памятью, как он, незлобен.

Вопросы:

  1. Почему стихотворение А.С.Пушкина называется «Стансы»? Дайте аргументированный ответ.

  2. В какой строфе автор обращается с просьбой к читателю? В чем заключается эта просьба?

  3. Рассмотрите иллюстрации, на которых изображены памятники Петру Первому. Какой из памятников и почему больше соотносится с образом Петра Первого в стихотворении Пушкина?


Деятельность

Формирует из участников две группы. Осуществляет координацию работы

учителя

«внутреннего круга», не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. Предлагает группе, образующей «внешний круг», принять участие в обсуждении. В конце работы просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и

комментарии.

Деятельность учащихся

Учащиеся делятся на две группы. Первая группа образует "внутренний" круг: участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме, коротко и четко высказывают свое собственное мнение. Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников «внутреннего круга», готовя свои комментарии и вопросы, четко и кратко выражают свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями. В конце работы участники сформулируют выводы в

устной или письменной форме.

Таблица 7. Читательские действия: ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ ТЕКСТА

ЗАДАНИЕ 1

Урок литературы в 5 классе. Тема «И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Этапы ТРКМ через чтение

и письмо

ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

Прием

«СИНКВЕЙН»

Это стихотворение, состоящее из пяти строк: 1 строка – тема или предмет; 2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия); 3 строка – действие предмета (три глагола, характеризующих этот предмет); 4 строка – отношение автора к предмету (предложение, состоящее из четырёх

самостоятельных слов); 5 строка – синоним темы (предмета) или слово- вывод.

Задание

Составьте синквейн, характеризующий Ворону из басни Крылова И.А.

«Ворона и Лисица». Пример ответа:

Ворона

Доверчивая, глупая.

Нашла, взгромоздилась, уронила. Она поверила хитрой лисе.

Простофиля.

Деятельность учителя

Учителю продумывает четкую систему логически взаимосвязанных

элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета. Напоминает особенности составления синквейна. Осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в

содержание высказываний. Задает наводящие вопросы. Проверяет работы детей, представляет свои замечания и комментарии.

Деятельность

учащихся

Выполняют работу. В случае затруднений обращаются за помощью к

учителю.

ЗАДАНИЕ 2

Урок литературы в 5 классе. Тема «Сказка «Царевна-лягушка»

Этапы ТРКМ

через чтение и письмо

РЕФЛЕКСИЯ

Прием

«ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ»

Прием помогает осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, памяти и умение логически мыслить.

Задание

Расставьте события в нужном порядке, выявив ошибки и исправив их, аргументируйте свой выбор.

  1. Отец отправляет сыновей на поиски жены.

  2. Иван-царевич сжигает лягушачью кожу.

  3. Василиса лучше всех танцует на пиру.

  4. Василиса отправляется в царство Кощея.

  5. Братья смеются над невестой Ивана.

  6. Василиса утешает Ивана-царевича и выполняет задания.

  7. Иван-царевич отправляется на поиски Василисы.

  8. Кощей умирает

Деятельность учителя

Предлагает ряд понятий, в котором нарушена логическая последовательность. Задача учеников: выявить ошибку и исправить ее,

аргументируя свой выбор.

Деятельность учащихся

Ученикам предлагается набор фактов, последовательность которых

нарушена. Они расставляют события в нужном порядке, выявив ошибки и исправив их, аргументируют свой выбор.

Таблица 8.Читательские действия: УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ТЕКСТА

ЗАДАНИЕ 1

Урок русского языка в 9 классе.

Тема «Подготовка к сочинению-рассуждению»

Этапы ТРКМ через чтение

и письмо

ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

Прием

«РАБОТА С ВОПРОСНИКОМ»

Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причём вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная

проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего

Задание

Неумение выстраивать отношения часто становится проблемой в межличностном взаимодействии. Если личность боится или не умеет налаживать контакты, развитие связей вряд ли будет успешным. Иногда

складываются ситуации, когда человек не может подобрать необходимых слов или выражений для конструктивного диалога. Из-за этого в

отношениях возникает недопонимание. Быстрее научиться общаться с окружающими помогут следующие советы психологов:

 Необходимо уметь слушать собеседника и интересоваться тем, что он говорит.

 Человеку нужно следить за своей мимикой и чаще улыбаться.

 При общении партнёра чаще надо называть по имени, при

произношении которого его обладатель испытывает положительные эмоции.


 Речь приятна на слух, если в ней нет слов-паразитов.

 Человеку надо следить за интонацией.

 Равнодушный тон отбивает желание продолжать общение.

 Личность, которая говорит чётко и красиво, приятно слушать.

 Когда человек ясно излагает свои мысли, они будут понятны собеседнику.

 Людям нужно регулярно пополнять свой словарный запас, чтобы правильно выстраивать свою речь и понимать чужую.

 Если индивид чувствует страх при контакте с окружающими, ему нужно проявить силу воли и поработать над своими

коммуникативными навыками.

Любой человек появляется на свет и находится в обществе на протяжении всей жизни. Изолировать себя от всех невозможно, хотя личность может сократить виды межличностных связей и оставить лишь необходимые для неё типы отношений. Однако только удачное создание коммуникативного взаимодействия способствует гармоничному личностному росту.

Вопросы:

-В каких ситуациях возникают недопонимания между людьми? Приведите примеры.

-Какие советы психолога вы считаете самыми главными в общении с окружающими? Почему?

-Согласны ли вы с мнением автора, что «…только удачное создание коммуникативного взаимодействия способствует гармоничному личностному росту». Приведите аргументы «за» или «против».

Деятельность

учителя

Предлагает ряд вопросов к тексту. Проводит фронтальную проверку

точности и правильности найденных ответов, отсеивает лишнее

Деятельность учащихся

Самостоятельно работают с учебником: находят ответы на ряд вопросов, предложенный к тексту. Участвуют в обсуждении ответов, приводя

аргументы «за» и «против».

ЗАДАНИЕ 2

Урок родного (русского) языка в 8 классе. Тема «Текст как единица языка и речи.

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации»

Этапы ТРКМ через чтение

и письмо

РЕФЛЕКСИЯ

Прием

«ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ»

«Тонкие» вопросы- вопросы, требующие простого, односложного ответа.

«Толстые» вопросы - вопросы, требующие подробного развернутого ответа.

Задание

Прочитайте текст и составьте 5 «толстых» и 5 «тонких» вопросов.

Современную эпоху все чаще определяют как «век образования», в которой само - образование – главная гарантия будущего человека. Что было вчера – уже не вернется, что будет завтра – мы можем только предполагать. Изменения все более приобретают глобальный характер: изменяется цивилизация, развивается техника и технология, меняется природа, появляются новые формы взаимодействия людей. Это требует от человека новых черт характера, менталитета, универсальных знаний,

связанных не только с его профессиональной деятельностью.


В условиях рыночной экономики, развития демократических ценностей, формирования гражданского общества человек выступает активным субъектом экономической и политической жизни. Поэтому необходимо учитывать то, что сегодняшнее образование должно вооружать молодых людей, выпускников умением учиться и получать образование на протяжении всей жизни, умением определять четкую жизненную позицию. Им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, быть гибкими, предприимчивыми, обладать коммуникативными навыками, мыслить творчески, делать осознанный выбор и нести за него ответственность.

Мы пришли к пониманию, что от образования зависят перспективы развития общества, социальный и экономический прогресс, что важнейшей ценностью общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию порой нестандартных решений. Но очень важно не растерять способность чувствовать, размышлять, сопереживать, видеть и оценивать красоту окружающего мира, красоту человеческих отношений. Поэтому необходимо обеспечить и общекультурное, личностное развитие человека.

Образование в современном мире играет интегративную роль при формировании социальных институтов общества, взаимодействующей личности. Оно выступает ведущим мотивом деятельности человека, обусловливает взаимодействие, интеграцию в обществе.

Образование должно быть инновационным, формирующим в человеке ответственность, веру в себя и свои способности, умение влиять на это будущее.

Деятельность учителя

Организует работу учащихся по составлению вопросов и обсуждению их содержания, акцентируя внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.

При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам.

Деятельность

учащихся

Составляют «толстые» и «тонкие» вопросы, участвуют в обсуждении

ответов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, читательская грамотность - ключ ко всем видам функциональной грамотности. Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Поэтому именно читательская грамотность является одной из составных частей планируемых результатов обучения в соответствии с ФГОС и включает в себя ряд компонентов:

  • поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально- делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации Показателями сформированности читательских действий являются результаты ГИА,

итоги Всероссийской олимпиады школьников и конкурсов различных уровней, исследовательских и социальных проектов.

Инновационность данной разработки заключается в практической реализации технологии развития критического мышления через чтение и письмо для повышения читательской грамотности через пробуждение интереса к осознанному чтению литературы.

Элемент новизны заключается в использовании «особых» методических приемов, способствующих формированию умения находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать ее, оценивать содержание и форму текста и использовать его информацию.

Данная методическая разработка предназначена не только для учителей русского языка и литературы. Разработки уроков, предлагаемые в рамках «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо», могут быть адаптированы к разным предметам и к разным классам как в процессе обучения, так и на индивидуально-групповых занятиях, элективных курсах. Диссеминация опыта проводится в разных формах и на разных уровнях: муниципальном, региональном, через интернет-ресурсы.

2