СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: «Освоение педализации в фортепианном классе ДШИ».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе над выразительным исполнением сочинений для фортепиано педаль является ярким колористическим средством. Среди многочисленных фортепианных пьес встречаются произведения, в которых педаль решает все. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: «Освоение педализации в фортепианном классе ДШИ».»

ОБОУ ДО «Хомутовская детская школа искусств»











Методическая разработка на тему:

«Освоение педализации в фортепианном классе ДШИ».










Преподаватель: Гаврилюк Е.И.






2025 г.

В работе над выразительным исполнением сочинений для фортепиано педаль является ярким колористическим средством. Среди многочисленных фортепианных пьес встречаются произведения, в которых «педаль решает все».

Уже с первых лет занятий ученик должен осознать, что педаль является одним из средств выразительности, что в певучих пьесах нужна иная педализация, (скажем более продолжительная, или более густая) чем в танцевальных.

В процессе обучение педагогу надо заботиться одновременно о нескольких компонентах художественного исполнения – о качестве звука, фразировке, о пальцевой беглости, ритме и многом другом, так что вопросы педализации отводятся иногда на второй план.

Некоторые педагоги убежденно считают, что учить педализации незачем. Педаль, якобы, настолько «слышна», а нажатие педали столь простое движение, что нет никакой необходимости указывать, где и как ее надо брать.

Педагог, дескать, должен только направлять отдельные неправильности, создающие грязное звучание. Если ограничиваться указаниями подобного рода, то это, во-первых, обеднит звуковую палитру учащегося, лишит его многих исполнительских средств, а «во-вторых, навредит воспитанию музыканта, так как не направит в дальнейшим его мысли на раскрытие всех выразительных возможностей педали.

Очень важно с детских лет создать привычку постоянного слухового контроля, научить правильным приемам педализации, развить инициативу в поисках звуковых красок с помощью педали, то есть специально заниматься вопросами педализации наряду со всеми основными задачами развития техники исполнительства.

Начинать обучение педализации с простейших случаев можно уже на раннем этапе – на втором году обучения, после первоначального налаживания рук и освоения нот в басовом ключе.

Показывая педаль, нет необходимости объяснять ребенку устройство педального механизма, гораздо важнее отметить, что звук на педели продолжается и после подъема клавиши и что он делается «красивее» и «гуще».

Начинать обучение педализации целесообразно с приема запаздывающей педали, как сочетание слабых и сильных долей. Ученик слушает чистое, обогащенное обертонами звучание, и у него автоматизируется необходимая координация движений (рука вниз, нога вверх). Стоит выбрать такие произведения, в которых педаль встречается лишь в отдельных местах. Это заставит ребенка насторожить свой слух в определенный момент, он яснее услышит появление нового звучания в результате нажима педали и исчезновение его в момент опускания педали.

Подобно тому как используются упражнения для овладения первыми навыками звукоизвлечения и преодоления различных технических трудностей, можно применить упражнения и для обучения педализации.

Необходимо сразу требовать от ученика бесшумности нажатия и, особенно, отпускания педали, слитности ноги и педалью; надо следить, чтобы ученик накрывал ногой только расширенные педалью полки.

Если в пьесе педаль применяется хотя бы один раз, то нога должна находиться на педали с самого начала исполнения. Этим достигается две цели: во-первых, не приходится искать ногой педаль непосредственно перед нажатием, а во-вторых, создается привычка держать спокойно ногу на педали.

На ранних этапах обучения полезно сравнить звучание пьес без педали и с педалью. В процессе работы ученик прежде выучит полный текст без педали. Когда же включается педаль, то ребенок в своем исполнении услышит новый звуковой колорит. Сравнение беспедального и педального звучания направит слух ребенка на восприятие гармонии.

На пьесах с такой фактурой, где на педали происходит собирание звуков в один аккорд, ученик услышит, как обогащается гармония благодаря постепенному появлению новых аккордовых звуков разной громкости, как исчезает прежняя гармония в момент смены педали (Пр. Чайковский «Болезнь куклы»).

Прямая педаль употребляется главным образом в пьесах с острым, четким и танцевальным ритмом. Она подчеркивает сильные доли или создает ритмическую опору фразы.

В пьесе Шумана «Смелый наездник» при легком staccato в довольно быстром темпе предполагается короткий и неглубокий нажим педали, исполняющий упругость ритма.

Короткая педаль на сильную долю в пьесах танцевального характера дает ученику возможность лучше почувствовать ритм, «педальное дыхание», прелесть педального звучания между педалями.

Во многих танцевальных пьесах, ритмическая педаль на сильную долю является также и связующей, так как соединяет отдаленный бас с аккордом.

Ритмическая педаль в танцевальных пьесах в большинстве случаев бывает неглубокая, но не всегда абсолютно прямая. Если мелодия начинается с затакта, то педаль надо брать не одновременно, а почти одновременно со звуком на сильной доли такта, как бы «следом за звуком», так, чтобы педалью не прихватывался последний затактовый звук (Пр. Чайковский «Детский альбом «Вальс»). Это требует специальной работы и обострения слухового внимания ученика. Полезно учить, останавливаясь на сильной доле, взяв педаль и слушать, - что звучит в педали.

Педализация певучих пьес.

Легкие певучие пьесы на ранних этапах обучения следует сначала выучить без педали, чтобы красивый звук, плавное legato и выразительность фразировки достигалась прежде всего пальцами, а затем начинать работу над педалью. Обычно педализация мелодии неизбежно связана с педализацией гармонии сопровождения. Поэтому слушать надо одновременно весь комплекс педального звучания.

Как один из первых шагов можно предложить педализацию кульминационных звуков музыкальных фраз, или просто относительно более долгих звуков мелодии.

В пьесе Чайковского «Старинная французская песенка» звук «ре» второй октавы на педали оттеняет его оборотами басового звука «соль» малой октавы и поможет создать непрерывное звучание органного пункта в басу (5-й палец левой руки должен подняться, чтобы взять новый звук соль не раньше, чем произошло нажатие педали.

В пьесе Шумана «Первая утрата» (первые 8 тактов) педаль на опорные звуки мелодии освобождает струны от демпферов, аккордовые звуки гармонии, поддерживающей мелодию, появляются уже при раскрытой педали (это поможет ученику исполнить их очень мягко).

В результате мелодический звук обогащается обертонами не сразу, а постепенно с появлением каждого нового аккордового звука, и это создает впечатление, что мелодический звук вибрирует, как на струнном инструменте.

В тех местах, где педаль нужна для достижения legato, в мелодии ученику придется брать ее очень легким нажимом, только слегка «тронуть», а главное, услышать – не прозвучало ли это несколько громоздко в общем колорите данной фразы.

Следует указать, что, возможно, (а иногда необходимо) исполнение на одной педали неаккордовых звуков (проходящих, вспомогательных и предъемов), если сразу после них происходит слип педали, очищающая эту мимолетную «грязь». Общая окраска от этого становится более насыщенной, произведение звучит интереснее. (Пр. Чайковский «Сладкая греза»)

Большинство полифонических произведений в ДШИ исполняются, как правило, без педали. Этим достигается важная педагогическая цель – ясное слушание учеником 2-х или 3-х относительно самостоятельных мелодических линий одновременно. Возможно применение педали в полифонических произведениях русских авторов, но только в тех местах, где она абсолютно необходима. В некоторых 3-х голосных произведениях иногда возникают затруднения при исполнении legato. Короткий легкий нажим педали может помочь этому.

В репертуарах ДШИ встречаются и такие произведения, звучание которых требует применения уже довольно тонких приемов педализации: полупедали и постепенного снятия педали. Музыкально-одаренных детей, от которых можно ожидать тонкого исполнения лирических и эмоционально-насыщенных пьес, надо ознакомить с указанным приемом. Под полупедалью следует понимать быструю смену педали, при котором происходит кратковременное заглушение звука, в основном, в верхнем регистре.  Колебание же толстой беговой струны от короткого прикосновения демпферов не прекращается, а лишь уменьшает свою амплитуду.

Прием полупедали можно объяснить за инструментом следующим способом: взяв басовый звук с педалью и сняв руку с клавиши, показать ученику, что при быстрой смене педали звук не исчезает; затем так же показать, как при этом исчезают звуки верхнего регистра.

Освоение приема полупедали требует особого слухового внимания, непрестанного активного слушания, и, если можно так выразиться, чуткого осязания ногой педали.

Обучение педализации должно проходить в определенной последовательности. Но нельзя всех учеников вести одинаковым путем. Музыкального, хорошо слушающего себя ребенка можно быстрее научить основным приемам педализации.









Используемая литературы:

  1. Б. Милич. Воспитание ученика – пианиста, 1997.

  2. Н. Голубовская. «Искусство педализации», М., «Музыка»,1974.

  3. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры», М., «Музыка», 1987.

  4. «В классе А.Б. Гольденвейзера», М, «Музыка» 1986.

  5. Яков Зак. «Статьи, материалы, воспоминания». Сост., ред. М.Г. Соколова, М., «Советский композитор», 1980.

  6. Д. Благой «Еще из «Пестрых листков»»// «Вопросы музыкальной педагогики», вып.1, М, «Музыка», 1979.

  7. Н. Светозарова «Обучение педализации в детской музыкальной школе», М, «Классика-XXI», 2001.