Разработка урока по ОРКСЭ («Основы светской этики») 4 класс
Тема: «Чувство Родины»
Тип занятия: интегрированный
Цель урока: развитие ценностного отношения к Родине, уважение к ее символам.
Задачи:
способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля — наш общий дом, а человек — часть природы;
совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения; развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят.
способствовать развитию чувства патриотизма, эстетическому восприятию, эмоционально положительного отношения к природе, любви к своей малой родине.
Формирование УУД
Личностные:
уважение к своей Родине, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России; любовь к малой родине.
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
называть правила дружбы, приобрести навыки работы в сотрудничестве.
Регулятивные:
определять цель учебной деятельности, уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников.
Коммуникативные:
уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Познавательные:
уметь анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
извлекать необходимую информацию из текста в учебнике;
умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание.
Основные понятия: «Отчизна», «Отечество», «Россия», «Родина», «Родной край», «Патриотизм», «страна», «город», «семья», «добрые дела».
Методы и приемы, используемые на уроке: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог, игра, фронтальная беседа, работа с иллюстративным материалом, работа со статьей учебника., работа в группах.
Оборудование и наглядный материал: компьютер, наглядный иллюстративный материал, карта России, раздаточный материал, рабочие листы..
Эпиграф: «Любить природу – значит любить Родину» Михаил Пришвин.
Ход урока.
Оргмомент.
-Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
-Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните, какой добрый поступок совершили вы вчера или сегодня. Улыбнитесь ему, порадуйтесь за себя. (Дети закрывают глаза и улыбаются доброму поступку).
-А теперь откройте глаза .Наш класс просто расцвёл от улыбок.У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы оно сохранялось у вас на протяжении всего дня.
Проверка домашнего задания, актуализация знаний.
-Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Я предлагаю вам выполнить задание на слайде. Нужно закончить предложения (устно)
Фронтальная работа.
- Если я бываю на природе, то…(…любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту.)
- Если я прихожу в лес, я помню, что…(…нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту.)
- Если я оказываюсь на лугу, я …(…не рву цветы, а только любуюсь красотой цветов и трав.)
- Если я собираю в лесу ягоды и грибы, то …(…не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку, не обрываю незрелые ягоды, не ломаю ветки.)
-Давайте сделаем вывод: «Природа это …(…волшебные двери к добру и доверию.)
-Скажите, ваша встреча с раскидистым Дубом на прошлом уроке приблизила вас к пониманию того, что значит быть человеком? Как вы это понимаете? ( Это значит, дарить тепло, внимание, добро окружающему миру. Это добро возвращается к нам, усиленное теплом и добротой других людей. Таковы законы добра в этическом смысле.)
-Вспомните, как звучит золотое правило этики? (Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.)
- А теперь, давайте составим в ваших рабочих листах важные правила. Соедините стрелочками половинки правил.
1. Будь всегда со всеми вежлив, потому что…. 2.Доверяй добру, так как… 3.Общаясь, помни… 4.Береги природу, потому что она…. | А. …дарит жизнь и красоту. Б…от улыбки всем становится светлей. В. …добрым жить на белом свете веселей. Г….как аукнется, так и откликнется. |
-Проверим, что у вас получилось. ( Дети читают правила).
-Молодцы, я хочу, чтобы вы пользовались этими правилами всю жизнь. Все, кто выполнил задание без ошибок, закрасьте кружок рядом с заданием красным цветом. (Дети закрашивают кружки в рабочих листах)
-Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.
3.Открытие новых знаний.
-Мы продолжаем говорить о наших чувствах.
-Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы научиться понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, читать ее язык, нужно прививать эти качества с детства. Свою любовь и восхищение родной природой поэты, композиторы, художники выражали в своем творчестве. Отгадайте загадку:
«Что краше солнца, дороже золота?»
- Вы, наверное, догадались, о чем мы будем с вами говорить? ( о Родине)
- О том, что дорого и свято для каждого из нас, о Родине.
Эпиграфом послужат нам слова М. Пришвина: “Любить природу – значит любить Родину”
-Какие задачи вы поставите перед собой на уроке? (Ответы детей)
Мы постараемся сегодня затронуть глубокие чувства в сердце каждого, заглянуть в свой душевный мир, почувствовать отношение к святому понятию Родина.
- Скажите, ребята, а что значит для вас понятие «Родина»? (Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.)
- Как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»? ( корень –род-).
. Попробуйте подобрать к слову Родина однокоренные слова. Запишите их в рабочих листах.
- Что у вас получилось? (родители, род, родной, родиться, родня, рождение, Рождество, родимый, родник, безродный, природа, зародыш, урожай, недород, родство и многие другие).
-Слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами. Поэтому Родина так дорога людям.
- А какие синонимы подойдут к слову «Родина»? (Если дети затрудняются, вспомнить, что синонимы это слова, которые отличаются по написанию и звучанию, но при этом имеющие сходный смысл-родной край, Отечество, Отчизна)
- Послушайте, что такое Родина для русского писателя и педагога К. Д. Ушинского:
«Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
Выборочное чтение текста из рабочих листов. Ответьте словами текста.
– Почему автор называет Россию Отечеством?
– Почему автор называет Россию Родиной?
– Почему автор называет Россию матерью? Найдите слова, которыми автор описывает действия Родины, сравнивая её с матерью.
Составление кластера в рабочих листах
Отечество | Родина | мать |
Жили отцы и деды | Родились здесь, говорим на родном языке | Земля кормит и поит |
-Вот какие хорошие и добрые слова нашел Ушинский, чтобы сказать о Родине, как о маме.
- Что делает для своего ребёнка мама?
-Как мамочка своего ребенка кормит, поит, учит, защищает и бережет, так и Родина наша каждого человека вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережет.
-Мамы похожи друг на друга или они все разные? Чем они похожи?(Все мамы похожи чем-то, но и все разные.)
-А может быть, обменяться мамами, выбрать получше, покрасивее, подобрее?
( Нет. Каждому дорога своя мама.)
-А есть ли на Земле другие государства? (Да, есть другие страны.)
-А может быть у человека 3 Родины или 4?(Родина у нас одна. В русском языке слово Родина употребляется только в единственном числе).
- Определите главную мысль текста. (Одна у человека родная мать - одна у него и Родина.)
- И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться?
(Её надо любить, беречь, защищать, охранять). (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).
- Много поэтов, писателей, композиторов, художников посвятили свои произведения нашей большой Родине. Народ слагал о ней пословицы, поговорки, песни, придумывал сказки.
Работа по группам.
Задание каждой группе, из разрозненных слов собрать пословицу о Родине и объяснить ее значение (Каждой группе выдаётся конверт с разрезанной пословицей)
1. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
2. Человек без родины, что соловей без песни.
3. Родная земля и в горсти мила.
4. Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
5. Где кто родился, там и пригодился.
6. На чужой стороне и весна не красна.
- Какую главную мысль выражают эти пословицы? ( Они говорят о чувстве Родины, о той незримой, но крепкой связи, которая есть у любого человека.)
Как называется единства чувства Родины и собственной судьбы?
Ответить на этот вопрос вам поможет учебник с.57 (Такое единство чувства Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом.)
Записываем в рабочем листе, что такое патриотизм.
Физкультминутка «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы - высокие (Встать на носочки, тянуться руками вверх)
Реки глубокие (Наклониться вниз, руками достать пола)
Просторы широкие (Расставить широко руки)
Леса большие, (Показать руками обхват)
А мы - ребята вот такие (Большим пальцем знак хорошо)
-У вас в учебнике на с. 57-58 расположено два стихотворения . Послушайте их (выразительно читают подготовленные учащиеся) .Объясните, как каждый поэт выразил свою любовь к Родине. (Стихотворение Е. Евтушенко
- Если в мире что-то вечно, то это
Родина моя.
- Без Родины жить невозможно.
- Если я умру за что-то, то это Родина моя.
Стихотворение С. Васильева
-Люблю тебя, моя Россия
-Люблю свет твоих очей, подвиги святые...
- Люблю луга и нивы, твою тайгу...
-Люблю твои реки, звонкий голос, как ручей...
- Люблю всё то, что называю
Одним широким словом: Русь.)
-У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он ни жил на этой огромной планете. Место это называется “малой Родиной”. У кого-то малая Родина – большой промышленный город, а у кого-то – маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу медленно текущей реки. И где бы ни жил человек потом, его все время тянет в родные места. Здесь живут его родители, друзья, родственники, здесь его корни. Наша малая Родина – поселок Буланаш. Послушаем сообщения учащихся и посмотрим презентацию о поселке Буланаш.(выступление детей)
1 .Есть на земле родной большие города, Но полюбился мне один лишь навсегда. Под небом ясным он стоит, И здесь моя счастливая звезда горит.
2.Уральские края, здесь Родина моя, Мне дали свет и жизнь широкие поля, Умыла речка тихая своей живой водой, И ты, чудесный городок,— мой дом родной.
3.Небольшой уральский город Что глубинкою зовут
С детства он мне очень дорог
Здесь друзья мои живут.
4. Мой посёлок, над Бобровкою рекой
Ты, навеки самый близкий и родной.
Здесь родился, вырос я, Прикипел душой и сердцем - это Родина моя.
5. Припомни, припомни, Бобровка - река,
Как шахты росли на твоих берегах,
Как люди селились, и лес отступал, Как посёлок на крепкие ноги вставал.
- Наш родной поселок - частичка Родины, каждый из нас-гражданин своей страны. Мы - россияне. Мы обязаны любить свою Родину. Вы должны уже сейчас учиться контролировать свои поступки, научиться ценить чужой труд, уважать и любить не только себя, но и окружающих вас людей, по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы - будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства. А если понадобится, то и охранять.
4. Рефлексия.
- Как вы понимаете слова Вольтера: «Отчизна – это край, где пленница душа»?( Душа всегда связана с чувствами. Здесь говорится о сильных и глубоких чувствах, которые человек питает к Родине, Отчизне. Это чувства принадлежности к родному, любимому месту на Земле, к дорогим людям, окружающей природе.)
-В заключении мы попробуем написать стихотворение из 5 строк, которые строятся по правилам. ( Правила создания синквейна показаны на слайде)
В первой строчке тема задаётся одним словом.
- Как вы думаете, какое это будет слово? (Родина)
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действий тремя словами.
Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строчка – это синоним, выраженный одним словом, повторяющий суть темы. Учащиеся по группам работают над синквейном, затем каждая группа читает то, что получилось.
-У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я буду стараться для своей Родины…».
Например, я напишу: «Я буду стараться для своей Родины беречь природу». В ваших возможностях написать, а затем стараться дарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д. (Ответы детей).
(«Cердечки» учитель прикрепляет на доску в виде большого сердца)
• Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»
• Какая тема нашего урока?
• Ребята, что вы узнали нового?
• Что бы вы хотели узнать?
• Какие цели и задачи мы ставили на уроке?
• Оцените свою работу на уроке, покажите цветные смайлики настроения. (Красный цвет – «У меня все получилось»; Синий цвет – «Узнал новое, но не все получалось»; Зеленый цвет – «Ничего не понял».)
5. Итог урока
- Завершить урок хочется пожеланием всем добра, радости и стихотворением о Родине.
Холмы, перелески, луга и поля —
Родная, зелёная наша земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог.
И понял, что это раздолье полей —
Частица великой Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)
6.Домашнее задание.
Задание по выбору
Найди пословицу, созвучную твоему чувству, которое ты испытываешь
Запиши в тетрадь стихотворный или прозаический текст о Родине, который нашёл отклик в твоей душе.
Вместе с одноклассниками организуй конкурс на лучшую фотографию о родных местах.
Список литературы и интернет-ресурсов:
https://lit-ra.su/stihi-o-rodine-2/4-klass/
https://posloviz.ru/category/rodina/
Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики» 4: учебник для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014.
Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики» 4: Рабочая тетрадь для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014.
Приложение 1.
Приложение 2.
Родимая сторона – мать, | Человек без родины, | Родная земля | Любят Родину не за то, что она велика, | Где кто родился, | На чужой стороне |
чужая – мачеха. | что соловей без песни. | и в горсти мила. | а за то, что своя. | там и пригодился. | и весна не красна. |
10