СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока ОРК и СЭ в 4 классе по теме "Чувство Родины" ( модуль "Основы светской этики")

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Чувство Родины " предметная область "ОРК и СЭ" ( Модуль "ОСЭ") разработан в соответствии с ФГОС второго поколения, в основеурока лежит системно-деятельностный подход. На уроке формируются представление школьников  о своей Родине, уважение и гордость к  малой родине, ответственность за  их поступки на основе представлений о нравственных нормах..

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока ОРК и СЭ в 4 классе по теме "Чувство Родины" ( модуль "Основы светской этики")»


Разработка урока по ОРКСЭ («Основы светской этики») 4 класс

Тема: «Чувство Родины»

Тип занятия: интегрированный

Цель урока: развитие ценностного отношения к Родине, уважение к ее символам.

Задачи:

  1. способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля — наш общий дом, а человек — часть природы;

  2. совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения; развивать самостоятельность и оригинальность мышления;

  3. формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят.

  4. способствовать развитию чувства патриотизма, эстетическому восприятию, эмоционально положительного отношения к природе, любви к своей малой родине.


Формирование УУД


Личностные:

  1. уважение к своей Родине, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России; любовь к малой родине.

  2. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

  3. называть правила дружбы, приобрести навыки работы в сотрудничестве.

Регулятивные:

  1. определять цель учебной деятельности, уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников.

Коммуникативные:

  1. уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Познавательные:

  1. уметь анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;

  2. извлекать необходимую информацию из текста в учебнике;

  3. умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание.


Основные понятия: «Отчизна», «Отечество», «Россия», «Родина», «Родной край», «Патриотизм», «страна», «город», «семья», «добрые дела».

Методы и приемы, используемые на уроке: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог, игра, фронтальная беседа, работа с иллюстративным материалом, работа со статьей учебника., работа в группах.

Оборудование и наглядный материал: компьютер, наглядный иллюстративный материал, карта России, раздаточный материал, рабочие листы..

Эпиграф: «Любить природу – значит любить Родину» Михаил Пришвин.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

-Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

-Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните, какой добрый поступок совершили вы вчера или сегодня. Улыбнитесь ему, порадуйтесь за себя. (Дети закрывают глаза и улыбаются доброму поступку).

-А теперь откройте глаза .Наш класс просто расцвёл от улыбок.У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы оно сохранялось у вас на протяжении всего дня.

  1. Проверка домашнего задания, актуализация знаний.

-Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Я предлагаю вам выполнить задание на слайде. Нужно закончить предложения (устно)

Фронтальная работа.

- Если я бываю на природе, то…(…любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту.)

- Если я прихожу в лес, я помню, что…(…нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту.)

- Если я оказываюсь на лугу, я …(…не рву цветы, а только любуюсь красотой цветов и трав.)

- Если я собираю в лесу ягоды и грибы, то …(…не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку, не обрываю незрелые ягоды, не ломаю ветки.)

-Давайте сделаем вывод: «Природа это …(…волшебные двери к добру и доверию.)

-Скажите, ваша встреча с раскидистым Дубом на прошлом уроке приблизила вас к пониманию того, что значит быть человеком? Как вы это понимаете? ( Это значит, дарить тепло, внимание, добро окружающему миру. Это добро возвращается к нам, усиленное теплом и добротой других людей. Таковы законы добра в этическом смысле.)

-Вспомните, как звучит золотое правило этики? (Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.)

- А теперь, давайте составим в ваших рабочих листах важные правила. Соедините стрелочками половинки правил.

1. Будь всегда со всеми вежлив, потому что….

2.Доверяй добру, так как…

3.Общаясь, помни…

4.Береги природу, потому что она….

А. …дарит жизнь и красоту.

Б…от улыбки всем становится светлей.

В. …добрым жить на белом свете веселей.

Г….как аукнется, так и откликнется.


-Проверим, что у вас получилось. ( Дети читают правила).

-Молодцы, я хочу, чтобы вы пользовались этими правилами всю жизнь. Все, кто выполнил задание без ошибок, закрасьте кружок рядом с заданием красным цветом. (Дети закрашивают кружки в рабочих листах)

-Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.

3.Открытие новых знаний.

-Мы продолжаем говорить о наших чувствах.

-Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы научиться понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, читать ее язык, нужно прививать эти качества с детства. Свою любовь и восхищение родной природой поэты, композиторы, художники выражали в своем творчестве. Отгадайте загадку:

«Что краше солнца, дороже золота?»

- Вы, наверное, догадались, о чем мы будем с вами говорить? ( о Родине)

- О том, что дорого и свято для каждого из нас, о Родине.

Эпиграфом послужат нам слова М. Пришвина: “Любить природу – значит любить Родину”

-Какие задачи вы поставите перед собой на уроке? (Ответы детей)

Мы постараемся сегодня затронуть глубокие чувства в сердце каждого, заглянуть в свой душевный мир, почувствовать отношение к святому понятию Родина.

- Скажите, ребята, а что значит для вас понятие «Родина»? (Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.)

- Как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»? ( корень –род-).

. Попробуйте подобрать к слову Родина однокоренные слова. Запишите их в рабочих листах.

- Что у вас получилось? (родители, род, родной, родиться, родня, рождение, Рождество, родимый, родник, безродный, природа, зародыш, урожай, недород, родство и многие другие).

-Слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами. Поэтому Родина так дорога людям.

- А какие синонимы подойдут к слову «Родина»? (Если дети затрудняются, вспомнить, что синонимы это слова, которые отличаются по написанию и звучанию, но при этом имеющие сходный смысл-родной край, Отечество, Отчизна)

- Послушайте, что такое Родина для русского писателя и педагога К. Д. Ушинского:

«Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

Выборочное чтение текста из рабочих листов. Ответьте словами текста.

– Почему автор называет Россию Отечеством?

– Почему автор называет Россию Родиной?

– Почему автор называет Россию матерью? Найдите слова, которыми автор описывает действия Родины, сравнивая её с матерью.

Составление кластера в рабочих листах

Отечество

Родина

мать

Жили отцы и деды

Родились здесь, говорим на родном языке

Земля кормит и поит


-Вот какие хорошие и добрые слова нашел Ушинский, чтобы сказать о Родине, как о маме.

- Что делает для своего ребёнка мама?

-Как мамочка своего ребенка кормит, поит, учит, защищает и бережет, так и Родина наша каждого человека вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережет.

-Мамы похожи друг на друга или они все разные? Чем они похожи?(Все мамы похожи чем-то, но и все разные.)

-А может быть, обменяться мамами, выбрать получше, покрасивее, подобрее?

( Нет. Каждому дорога своя мама.)

-А есть ли на Земле другие государства? (Да, есть другие страны.)

-А может быть у человека 3 Родины или 4?(Родина у нас одна. В русском языке слово Родина употребляется только в единственном числе).

- Определите главную мысль текста. (Одна у человека родная мать - одна у него и Родина.)

- И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться?

(Её надо любить, беречь, защищать, охранять). (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).

- Много поэтов, писателей, композиторов, художников посвятили свои произведения нашей большой Родине. Народ слагал о ней пословицы, поговорки, песни, придумывал сказки.

Работа по группам.

Задание каждой группе, из разрозненных слов собрать пословицу о Родине и объяснить ее значение (Каждой группе выдаётся конверт с разрезанной пословицей)

1. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

2. Человек без родины, что соловей без песни.

3. Родная земля и в горсти мила.

4. Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что своя.

5. Где кто родился, там и пригодился.

6. На чужой стороне и весна не красна.

- Какую главную мысль выражают эти пословицы? ( Они говорят о чувстве Родины, о той незримой, но крепкой связи, которая есть у любого человека.)

Как называется единства чувства Родины и собственной судьбы?

Ответить на этот вопрос вам поможет учебник с.57 (Такое единство чувства Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом.)

Записываем в рабочем листе, что такое патриотизм.

Физкультминутка «Наша Родина – Россия»

В нашей стране горы - высокие (Встать на носочки, тянуться руками вверх)

Реки глубокие (Наклониться вниз, руками достать пола)

Просторы широкие (Расставить широко руки)

Леса большие, (Показать руками обхват)

А мы - ребята вот такие (Большим пальцем знак хорошо)

-У вас в учебнике на с. 57-58 расположено два стихотворения . Послушайте их (выразительно читают подготовленные учащиеся) .Объясните, как каждый поэт выразил свою любовь к Родине. (Стихотворение Е. Евтушенко

- Если в мире что-то вечно, то это

Родина моя.

- Без Родины жить невозможно.

- Если я умру за что-то, то это Родина моя.

Стихотворение С. Васильева

-Люблю тебя, моя Россия

-Люблю свет твоих очей, подвиги святые...

- Люблю луга и нивы, твою тайгу...

-Люблю твои реки, звонкий голос, как ручей...

- Люблю всё то, что называю

Одним широким словом: Русь.)

-У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он ни жил на этой огромной планете. Место это называется “малой Родиной”. У кого-то малая Родина – большой промышленный город, а у кого-то – маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу медленно текущей реки. И где бы ни жил человек потом, его все время тянет в родные места. Здесь живут его родители, друзья, родственники, здесь его корни. Наша малая Родина – поселок Буланаш. Послушаем сообщения учащихся и посмотрим презентацию о поселке Буланаш.(выступление детей)

1 .Есть на земле родной большие города, Но полюбился мне один лишь навсегда. Под небом ясным он стоит, И здесь моя счастливая звезда горит.

2.Уральские края, здесь Родина моя, Мне дали свет и жизнь широкие поля, Умыла речка тихая своей живой водой, И ты, чудесный городок,— мой дом родной.

3.Небольшой уральский город Что глубинкою зовут

С детства он мне очень дорог

Здесь друзья мои живут.

4. Мой посёлок, над Бобровкою рекой

Ты, навеки самый близкий и родной.

Здесь родился, вырос я, Прикипел душой и сердцем - это Родина моя.

5. Припомни, припомни, Бобровка - река,

Как шахты росли на твоих берегах,

Как люди селились, и лес отступал, Как посёлок на крепкие ноги вставал.

- Наш родной поселок - частичка Родины, каждый из нас-гражданин своей страны. Мы - россияне. Мы обязаны любить свою Родину. Вы должны уже сейчас учиться контролировать свои поступки, научиться ценить чужой труд, уважать и любить не только себя, но и окружающих вас людей, по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы - будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства. А если понадобится, то и охранять.

4. Рефлексия.

- Как вы понимаете слова Вольтера: «Отчизна – это край, где пленница душа»?( Душа всегда связана с чувствами. Здесь говорится о сильных и глубоких чувствах, которые человек питает к Родине, Отчизне. Это чувства принадлежности к родному, любимому месту на Земле, к дорогим людям, окружающей природе.)

-В заключении мы попробуем написать стихотворение из 5 строк, которые строятся по правилам. ( Правила создания синквейна показаны на слайде)

В первой строчке тема задаётся одним словом.

- Как вы думаете, какое это будет слово? (Родина)

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действий тремя словами.

Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строчка – это синоним, выраженный одним словом, повторяющий суть темы. Учащиеся по группам работают над синквейном, затем каждая группа читает то, что получилось.

-У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я буду стараться для своей Родины…».

Например, я напишу: «Я буду стараться для своей Родины беречь природу». В ваших возможностях написать, а затем стараться дарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д. (Ответы детей).

(«Cердечки» учитель прикрепляет на доску в виде большого сердца)

• Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»

• Какая тема нашего урока?

• Ребята, что вы узнали нового?

• Что бы вы хотели узнать?

• Какие цели и задачи мы ставили на уроке?

• Оцените свою работу на уроке, покажите цветные смайлики настроения. (Красный цвет – «У меня все получилось»; Синий цвет – «Узнал новое, но не все получалось»; Зеленый цвет – «Ничего не понял».)

5. Итог урока

- Завершить урок хочется пожеланием всем добра, радости и стихотворением о Родине.

Холмы, перелески, луга и поля —

Родная, зелёная наша земля.

Земля, где я сделал свой первый шажок,

Где вышел когда-то к развилке дорог.

И понял, что это раздолье полей —

Частица великой Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)

6.Домашнее задание.

Задание по выбору

Найди пословицу, созвучную твоему чувству, которое ты испытываешь

Запиши в тетрадь стихотворный или прозаический текст о Родине, который нашёл отклик в твоей душе.

Вместе с одноклассниками организуй конкурс на лучшую фотографию о родных местах.





Список литературы и интернет-ресурсов:

  1. https://lit-ra.su/stihi-o-rodine-2/4-klass/

  2. https://posloviz.ru/category/rodina/

  3. Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики» 4: учебник для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014.

  4. Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики» 4: Рабочая тетрадь для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014.






















Приложение 1.

Приложение 2.

Родимая сторона – мать,

Человек без родины,

Родная земля

Любят Родину не за то, что она велика,

Где кто родился,

На чужой стороне

чужая – мачеха.

что соловей без песни.


и в горсти мила.

а за то, что своя.


там и пригодился.

и весна не красна.



10