МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОЯРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ № 1 ИМ. М. ГОРЬКОГО»
Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"
Автор: Лапкина Екатерина Сергеевна
Группа 21П-3
«Преподавание в начальных классах»
г. Красноярск, 2024
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Составитель: Лапкина Е.С. – студентка группы 21П-3 отделения «Преподавание в начальных классах».
Красноярск, 2024- 43 стр.
Аннотация
Данные методические рекомендации содержат в себе информацию по проектно-исследовательской деятельности. В ней представлены и раскрыты основные понятия, методические приёмы, структуры организации исследовательской и проектной работы, требования и критерии оценки к ним, типичные ошибки, а также комментарии и советы.
Данная работа признана оказать помощь в упомянутой выше работе учителям начальной школы, а также студентам специальности «Преподавание в начальных классах».
Содержание
Пояснительная записка 5
1. Исследовательская работа 6
1.1 Понятие «Исследовательская деятельность» 6
1. 2 Цель и задачи исследовательской деятельности в начальной школе 7
1.3. Значение исследовательской деятельности для обучающихся 7
1.4 Виды и этапы реализации исследовательских работ 8
1.5. Задача учителя в исследовательской деятельности детей 13
1.7 Выбор темы исследования и возможные ошибки 14
1.8 Критерии оценивания детских исследовательских работ 17
1.9 Паспорт исследовательской работы 21
2. Проектная деятельность 27
2.1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании 27
2.2. Понятие проектной задачи 29
2.3 Пример проектной задачи 32
Список литературы 41
Приложение№1 42
Пояснительная записка
Что такое проектно-исследовательская деятельность? Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на развитие творческих и исследовательских качеств учащихся. Она представляет собой поиск решения какой-то проблемы или вопроса, которые интересуют учащегося, и, где ответ заранее неизвестен. Почему проводить исследовательские работы в начальной школе необходимо? Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Также не стоит забывать об универсальных учебных действиях, формирующихся при реализации исследовательской деятельности. Дети выстраивают общение со сверстниками и со взрослыми, улучшают навыки работы в команде, учатся преподносить и доказывать свою точку зрения, находить нестандартные пути решения задач, а затем выставлять на публику полученный материальный продукт, который может быть представлен в абсолютно любых формах. Школьники учатся работать с информацией, структурировать и анализировать ее, что крайне важно в условиях современного обучения.
1. Исследовательская работа 1.1 Понятие «Исследовательская деятельность» Исследовательская деятельность младшего школьника, осуществляемая как на уроках, так и на внеурочных занятиях, помогает формировать целый комплекс умений, среди которых: умения строить гипотезы, анализировать, наблюдать, проводить эксперименты, собирать информацию, сравнивать, сопоставлять и другие. Эти умения необходимы ребенку в процессе собственного развития, а также способствуют лучшему пониманию учебного материала, освоения основной образовательной программы.
Так, исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности [3].
Детская исследовательская деятельность в ФГОС НОО нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди. Показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Исходя из этого, обучение не должно стать моделью реальной жизни. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности.
1. 2 Цель и задачи исследовательской деятельности в начальной школе Главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.
Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:
знакомство с проведением учебных исследований;
развитие творческой исследовательской активности;
стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
ознакомление с научной картиной мира;
вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс [1].
1.3. Значение исследовательской деятельности для обучающихся
Она даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.
Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.
Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.
Ребенок получает возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.
Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат.
1.4 Виды и этапы реализации исследовательских работ Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.
Долговременные исследования. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь:
ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);
предлагает возможные варианты решения;
собирает материал;
делает обобщение;
готовит проект (доклад, макет и др.);
защищает проект.
Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:
выбор темы;
постановка цели и задач;
гипотеза исследования;
организация исследования;
подготовка к защите и защита работы.
При реализации исследовательских работ выделяются следующие действия и умения:
Базовые исследовательские действия: | Базовые исследовательские умения: |
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; | умение самостоятельно проводить наблюдения, опыты, приобретаемое в процессе решения исследовательских задач; способность применять различные способы исследования при решении имеющейся проблемы или исследовательской работы; система умственных и физических умений учебного труда, необходимых для автономного выполнения исследования. Автор также выделяет элементы исследовательских умений: работа с первоисточниками; способность видеть явления и факты; - умение анализировать явления и факты; способность находить проблему; умение формулировать гипотезу; - умение разработать и провести эксперимент, обработать и подвести итог; умение обобщить результаты исследования, сделать выводы; умение использовать знания в смежных областях. |
Основные этапы исследовательской работы:
Обобщенные этапы: выбор темы исследования, проведение исследования, подготовка к защите и защита.
Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:
Найти проблему – что надо изучать.
Тема – как это назвать.
Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
Цель исследования – какой результат предполагается получить.
Гипотеза – что не очевидно в объекте.
Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
Методика исследования – как и что исследовали.
Результаты исследования – собственные данные.
Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
Значимость – как влияют результаты на практику.
Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.
В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.
В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана.
Защищаемые положения — это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.
После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.
В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.
Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.
Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.
Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.
Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.
И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.
1.5. Задача учителя в исследовательской деятельности детей
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Необходимо дать им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Они, вместе с детьми могут делать фотографии, выполнять несложные исследования, наблюдения, помогать подбирать информацию для теоретического обоснования исследований, помогать ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
С первого класса учитель должен вовлекать своих учеников в мини-исследования, на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства.
С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
- Что интересует больше всего?
- Чем занимаешься в первую очередь?
- Чем чаще всего занимаешься в свободное время?
- По каким предметам хорошие отметки?
- О чём хочешь узнать больше?
- Чем можешь гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:
- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.
1.7 Выбор темы исследования и возможные ошибки Существует несколько способов выбора темы:
из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов
из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.:
из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности) [3].
Возможные ошибки при выборе темы:
- тема не интересна ребенку;
- тема не должна быть навязана, любое исследование проводится только на добровольной основе;
- выбранная тема является неоригинальной;
- выбранная тема, не решаемая в принципе или не решаемая для ребенка;
- учитель не компетентен в теме. Да, тема в первую очередь должна быть интересна ребенку, но нужно держаться ближе к сфере, которая увлекательна и понятна самому педагогу.
- тема должна быть такой, чтобы исследование можно было провести в относительно короткий промежуток времени, иначе ребенок перестанет концентрировать на ней внимание, и она станет ему просто не интересной.
Выбор методов исследования.
Выделяется два вида методов – наблюдение и эксперимент. Рассмотрим каждый из них подробно.
Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности (Энциклопедический словарь).
Научное наблюдение отличается от обыденного по нескольким параметрам:
• Целенаправленностью (внимание наблюдателя должно фиксироваться только на интересующих объектах);
• Активностью (наблюдатель должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения);
• Планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования);
• Систематичностью (все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках);
• Наличие элементов контроля (информация, полученная путём наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность).
Выделяются следующие этапы планирования наблюдения:
1. Определение задачи и цели (для чего? с какой целью?)
2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?)
3. Выбор способа (вида) наблюдения (как наблюдать?)
4. Выбор способов регистрации наблюдения (как вести записи?)
5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)
Когда все обстоятельства продуманы, составляется план наблюдения (Приложение 1).
Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.
Подготовка проведения эксперимента:
1. Выбор числа экспериментальных объектов (обязательно наличие контрольного объекта).
2. Определение продолжительности эксперимента.
3. Выбор конкретной методики изучения, то есть действия в процессе изучения.
4. Продумывание форм записи результатов эксперимента. Эксперимент требует ведения протокола, в котором с помощью текста, символов, схем заносятся факты экспериментальной деятельности
5. План эксперимента может быть зафиксирован в виде рабочей таблицы.
1.8 Критерии оценивания детских исследовательских работ
Исходя из всего вышенаписанного, возникает вопрос: как объективно оценить детскую исследовательскую работу? Были проанализированы все требования и рекомендации, предъявляемые к данной деятельности, и разработаны критерии оценивания детских исследовательских работ.
Критерии оценки детских исследовательских работ | Кол-во баллов |
1. Актуальность и новизна темы | 2 - выбранная тема мало изучена, прослеживается недостаточность знаний об изученном материале; 1 - выбранная тема уже затрагивалась в каких-либо трудах; 0 - выбранная тема была заявлена во многих трудах, подробно проработана. |
2. Предмет и объект исследования | 2 - предмет и объект исследования сформулированы верно, в ходе исследования прослеживается работа с ними 1 - предмет и объект исследования сформулированы частично верно (объект или предмет сформулирован неверно) 0 - предмет и объект исследования сформулированы неверно, в ходе исследования рассматриваются иные предмет и объект |
3. Обоснование и постановка цели и задач | 3 – цель и задачи обоснованы и грамотно сформулированы, соответствуют результатам 2 – цель и задачи сформулированы, но не обоснованы или нет полного соответствия их с результатами; 1 – при сформулированной цели отсутствуют задачи либо цель сформулирована не очень ясно; соответствие задач с результатами не очевидно; 0 – цель и задачи проекта не сформулированы. |
4. Соответствие выбранных методов | 2 - все методы подобраны в соответствии с представленной работой и отражают пути решения проблемы; 1 - методы частично подобраны в соответствии с представленной работой и частично отражают пути решения проблемы; 0 - методы подобраны не верно, не отражают пути решения проблемы. |
5. Структура работы | 2 - работа структурирована в соответствии с требованиями, 1 - в работе отсутствует один важный структурный элемент (раздел); 0 - структура в работе не прослеживается. |
6. Содержание работы | 2- проблема исследования рассматривается очень глубоко и содержательно, были задействованы различные источники информации; 1- в содержании раскрывается проблема, делаются обобщения; 0 - присутствует лишь информация из других источников, нет обобщений, нет содержательных выводов. |
7. Ход исследования | 2 - Исследование описано подробно, ясно, доступным языком; 1 - В описании исследования имеются некоторые недоработки, которые затрудняют понимание содержания всего исследования 0 - Описание исследования значительно искажено, или описано очень “бедно” Связать с методами |
8. Практическая значимость | 3 - продукт может использоваться на практике без доработок; 2 - продукт может использоваться, но необходимы некоторые доработки; 1 - практическая значимость обоснована в замысле, но в продукте не явлена; 0 - работа не имеет практической значимости. |
9. Креативность | 2 - представлены новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых автор внес нечто новое в контекст современной действительности; 1 - представленные идеи и пути решения интересны, но уже представлены во множестве других работ; 0 - идеи и пути решения не оригинальны, не приносят нового опыта в деятельность. |
10. Соблюдение требований к оформлению | 3 - соблюдены все общие требования к оформлению текста (поля, шрифт, заголовки, цитаты, таблицы, рисунки, формулы, сокращения), списка литературы и иных источников, приложений; 2 - общие требования, в основном, соблюдены, имеются незначительные замечания к оформлению текста, списка литературы и иных источников, приложений; 1 - имеются существенные отклонения от требований к оформлению; 0 - требования не соблюдены. |
11. Наглядность представления | 2 - выступление сопровождается качественной презентацией, текст выступления не совпадает с надписями на слайдах, представлены графики, схемы, таблицы, диаграммы, фотоматериалы, карты и т.д; 1 - маловыразительная, малоинформативная наглядность, выступление дублирует текст слайдов; 0 - презентация неэффективная. +1 - присутствует наглядный материал (макет, проведен опыт) |
1.9 Паспорт исследовательской работы Для проведения исследовательской работы необходимо составить паспорт исследования. Сценарий может быть указан как в этапах работы, так и отдельным документом. Пример паспорта проектно-исследовательской работы, проведенной мною, представлен ниже. Фото с проведения см. Приложение№ 1.
Компоненты паспорта | Описание исследования |
Тема исследования | «Что за явление радуга?» |
Актуальность исследования | Иногда на небе можно наблюдать яркие полосы, окрашенные в разные цвета. Это интересное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идет дождь. Это явление называется радуга. Огромная в полнеба арка из переходящих друг в друга семи цветов: от красного до фиолетового - одно из самых красивых явлений в природе. Откуда берётся радуга? Почему она разноцветная? А можно ли получить радугу дома? Вы можете ответить на этот вопрос? Какая проблема у нас возникла? Все эти вопросы обусловили актуальность данного проекта, который поможет найти ответы на них и расширить наши знания о данном природном явлении. |
Проблема исследования | Недостаток знаний о природном явлении – радуге. |
Объект исследования | Радуга. |
Цель исследования | Формирование знаний о природном явлении радуге и проверка гипотезы о получении радуги в домашних условиях. |
Задачи исследования | - узнать, что такое радуга, как природное явление; - узнать, как получается радуга; - узнать, почему у радуги 7 цветов; - попробовать в ходе опытов получить радугу в домашних условиях; - сделать выводы. |
Гипотеза исследования | Предположим, что радугу можно получить, если заменить солнечные лучи искусственным источником света. |
Методы исследования | Анализ литературы, практический (опыт). |
Тип исследования (по продолжительности) | Исследовательский, краткосрочный (1 день). |
Этапы реализации исследования, краткое их описание | 1. Просматривают фрагмент мультфильма Г. Бардина «Радуга» и обсуждают тему, актуальность, проблему, цель и гипотезу исследования. Планируют исследование, используя приём «Перепутанный план». 2. Работают с понятием «радуга». Каждому ребёнку достаётся свой информационный источник («Толковый словарь» Ожегова, «Большой энциклопедический словарь», «Естествознание. Энциклопедический словарь», «Символы, знаки, эмблемы», «Глобальная экономика. Энциклопедия», «Словарь эпитетов»), с помощью которого ему необходимо найти определение радуге. После нахождения всеми определений, они озвучиваются, обсуждаются и сравниваются. Выделяются только те понятия, которые подходят к природному явлению. На основе данных понятий дети выводят своё, которое в полной мере раскрывает смысл данного природного явления и является понятным для детей. Данное понятие вписывается в рабочий лист. 3. Работают в группах с текстами. Первая группа работает с тексом, отвечая на вопрос «Как получается радуга?», вторая группа работает с текстом, отвечая на вопрос, «Почему у радуги 7 цветов?». Выделяют важную информацию, подбирают к ней подходящие иллюстрации и представляют ответы на вопросы с объяснением другой группе. После представлений, в рабочий лист вклеиваются подходящие иллюстрации. Текст 1: Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом на небе появляется радуга Чтобы увидеть радугу нужно находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должно быть перед вами). Если солнце высоко в небе, радугу увидеть невозможно (т.к. солнце, глаза и центр радуги должны находиться на одной прямой). Поэтому радугу можно видеть чаще всего утром или вечером. Текст 2: Причина тому что радуга разноцветная это солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма. Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом и получается радуга. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами. Если смотреть на радугу с земли, она будет казаться дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом. 4. Проверяем гипотезу, что радугу можно получить, если заменить солнечные лучи искусственным источником света. Проводим первый опыт. «Искусственная радуга». В ёмкость наливаем воду и опускаем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный луч света нужно «поймать» на бумагу. Из-за преломления луча на листе появляется радуга. Делаем вывод и записываем его в рабочий лист: пучок света, отражённый зеркалом на выходе из воды, преломляется. Цвета, составляющие белый цвет, имеют разные углы преломления, поэтому они падают в разные точки и становятся видимыми. Проводим второй опыт. «Радуга с помощью CD-диска». Возьмём диск. Направим на его зеркальную поверхность луч фонарика. Изменяя наклон диска, направляем отраженный свет на белую бумагу, на ней мы увидим «радужные» узоры. Делаем вывод и записываем его в рабочий лист: поверхность диска изготавливается из пластика, который покрыт миниатюрными бороздками, которые выполняют функцию призм, что влечёт за собой преломление света и появление радуги. Проводим третий опыт. «Радуга в пузырях». Берем приспособление, окунаем в ёмкость с мыльной пеной и выдуваем пузыри. На летящих в небе пузырях можно увидеть семицветную радугу. Делаем вывод и записываем его в рабочий лист: лучи света, попадая на пузырь, преломляются и дают радужные цветные кольца. 5. Обсуждаем эксперименты и полученные теоретические знания, делаем общий вывод о природном явлении - радуге. |
Оборудование для проведения исследования | ПК, проектор, раздаточный материал, вода, зеркало, чаша, мыльная основа, сахар, фонарик, белый лист картона, диск. |
Продукт исследования | Заполненный рабочий лист. |
Перспектива исследования | Изучение видов радуги: https://infourok.ru/proekt-po-fizike-poluchenie-radugi-v-domashnih-usloviyah-3068403.html |
Используемые источники | Интернет источники: https://infourok.ru/raduga-issledovatelskaya-rabota-klass-3349008.html https://multiurok.ru/files/issledovatelskaia-rabota-raduga-1.html |
2. Проектная деятельность 2.1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании Виды учебных проектов:
1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Также учебные проекты разделяются по комплексности (монопредметные, межпредметные), характеру контактов между участниками (внутриклассные, внутришкольные, региональные …), а также по продолжительности.
Основные требования к детским учебным проектам:
Проблема должна быть социально-значимой – исследовательской, информационной, практической.
Планирование дальнейшей деятельности, в том числе планирование вида продукта и формы презентации.
Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся.
Результатом является продукт, который является средством для решения поставленной проблемы.
Подготовленный продукт должен быть представлен.
Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:
1) дневник путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и по СССР конца 1980-х гг. (видеомонтаж с собственным комментарием);
2) популярное пособие «Право на каждый день» (брошюра с рекомендациями и видеофильм);
3) частотный словарь английского молодежного сленга;
4) главы из учебника будущего «Биология и экология»;
5) Манифест Николая II «О даровании народу России Конституции», каким он мог бы быть;
6) экологические программы мониторинга и лабораторного анализа питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушное среды в микрорайоне (по заказу Управы района);
7) сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса «Как принимали гостей в Средневековье»;
8) коллекция софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел.
2.2. Понятие проектной задачи
Проектная задача – задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер и является подготовкой к более серьезной проектной и исследовательской деятельности. Структура проектной задачи наглядно отображена в Приложении 3.
Проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания - они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность опробовать их в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе.
Основание для сравнения | Проект | Проектная задача |
Педагогическая цель | формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. | Подготовить младших школьников к проектной деятельности, развитие УУД. |
Цель детская | решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата | Решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата |
Продолжительность | от урочных до годичных | 1-2 урока |
Форма организации | индивидуальные или групповые | Только работа в группе. |
Структура | 1.Проблема (целеполагание) 2. Проектирование (планирование) 3.Поиск информации 4.Продукт 5.Презентация. | Проблема (целеполагание) Решение системы заданий Продукт Презентация Рефлексия |
Деятельность учащихся | Разрабатывают замысел, ищут пути реализации, | Замысел дает учитель, пути решения указаны. Учащиеся находят решение проблемы, выполнив систему заданий. |
воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт | + |
Результат | Должно происходить качественное изменение учащегося | + |
не предсказуем | Предсказуем |
реальный продукт, который можно представить другим | Реальный детский «продукт», который можно представить другим |
Формируемые универсальные умения | 1. Рефлексивные 2. Поисковые (исследовательские) 3. Навыки оценочной самостоятельности. 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве 5. Менеджерские умения и навыки 6. Коммуникативные 7. Презентационные умения и навыки | - рефлексивные - целеполагать - планировать - моделировать - проявлять инициативу при поиске способа решения задачи - вступать в коммуникацию |
Средства | Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств | Большой объем разнородного материала предоставляет учитель. |
Возраст участников | Старшеклассники (подростковая школа) | Начальная школа |
2.3 Пример проектной задачи Паспорт проектной задачи
Название проектной задачи | ЗОЖ |
Тип проектной задачи | Метапредметная (окружающий мир, чтение) |
Место проектной задачи в образовательном процессе | 3 класс, 3 четверть (2 урока) |
Дидактические задачи | Создание условий для комплексного использования освоенных математических и читательских, естественнонаучных умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации (проявление читательской и естественнонаучной грамотности). Отработка навыков сотрудничества в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач. |
Формируемые умения | Читательская грамотность - определяют место, где содержится искомая информация; - находят и извлекают одну и несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста; - понимают значение неизвестного слова или выражения на основе контекста; - понимают фактологическую информацию; - используют информацию из текста для решения практической задачи. Естественнонаучная грамотность: - анализируют, интерпретируют данные и делают соответствующие выводы; - преобразовывают одну форму представления данных в другую; - используют и создают объяснительные модели. |
| Метапредметные результаты: Регулятивные УУД - принимают цель деятельности и сохраняют её до конца работы, - умеют планировать деятельность - умеют осуществлять самооценку, взаимооценку по предложенным критериям и оценку работы группы. Коммуникативные УУД: - умеют договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач; - строят речевое высказывания в письменной и устной форме. |
Здравствуйте, дорогие ребята!
Все люди проходят медицинскую комиссию, но для чего это делают? Не у всех людей приходят хорошие результаты медицинского обследования, как вы думаете, с чем это связанно? Как же сделать так, чтобы все в организме работало как надо?
А
где нам можно зафиксировать все то, что мы сегодня узнаем про наше здоровье? Верно, памятка, в ней можно увидеть всю информацию кратко и понятно для человека разного возраста.
Задание 1.
Обсудите в группе, как должна выглядеть памятка.
Задание 2.
Обсудите в группе, что должно быть размещено в памятке.
Задание 3. Прочитайте текст.
По оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 50-55% от образа жизни, на 20% — от окружающей среды, на 18-20% —от генетической предрасположенности и лишь на 8-10% — от здравоохранения.
Опираясь на информацию из текста, подпишите на круговой диаграмме факторы, влияющие на здоровье человека. Вырежьте диаграмму и наклейте её на свою памятку.
Задание 4
Прочитайте текст. Рассмотрите «Пирамиду здорового питания».
Еда необходима человеку в течение всей жизни. Рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) построены по принципу светофора. Зелёный цвет — еда без ограничений — это хлеб грубого помола, цельные крупы и не менее 400 г в сутки овощей и фруктов. Желтый цвет — мясо, рыба, молочные продукты, яйца — в меньшем количестве, чем продукты из зелёного сектора. Красный цвет — это продукты, которых нужно остерегаться: сахар, масло, кондитерские изделия, газировка. Чем реже вы употребляете такие продукты, тем лучше.
Разделите продукты на вредные и полезные, оформите результаты в своей памятке.
Задание 5
Рассмотрите картинки. Сформулируйте правила личной гигиены и напишите их рядом с картинками.
Оформите свои результаты в памятку.
Задание 5
Ни о каком абсолютном здоровье не может идти речь при отсутствии физической активности.
Движение – это жизнь! Физическая активность просто необходима для каждого из нас.
Создайте кластер: выберите из предложенного перечня дел те, которые относятся к понятию «физическая активность», впишите их в прямоугольники. Если хотите, допишите в пустой прямоугольник свой вариант. Поместите свой кластер в памятку.
просмотр фильма, плавание, танцы, йога и гимнастика, работа за компьютером, езда на машине, бег трусцой, спортивные игры.
З
адание 6
Нарисуйте вместе иллюстрацию, которая будет описывать здоровый образ жизни.
Рисунок оформите в памятку. Подпишите свою работу в левом нижнем углу.
Задание 7
Обсудите и запишите критерии для оценки памяток в группе. После обсудите получившиеся критерии с другими группами и выделите общие единые критерии. Представьте свою работу классу и оцените памятки ваших одноклассников.
Рефлексивная анкета. (Для каждого участника группы)
Поставь галочку на оценочной шкале.
1. Оцени, на сколько интересной тебе показалась проектная задача «ЗОЖ».
2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).
4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе?
(Обведи.) Да Нет
Почему? _______________________________________________________
Список литературы Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021№ 64100)
Зубова О. А. Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО (из опыта работы) [Электронный ресурс]. https://urok.1sept.ru/articles/511559 (дата обращения 22.01.2024)
Островская И. Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/kak-izbezhat-tipichnyh-oshibok-pri-organizatsii-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov (дата обращения 22.01.2024)
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: учебное пособие для работников общеобразовательных учреждений – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005
6.Улитко, В. В. Проектные задачи в начальной школе:
Методические материалы для учителя / Авт-сост. В.В. Улитко. -
Тирасполь: ПГИРО, 2014. - 64 с
Приложение№1