ТРИЗ
Образовательная технология
Руководитель МО учителей начальных классов: Тарасова Е.И.
2021 год
Теория
Решения
Изобретательских
Задач
Т
Р
И
З
Одной из первостепенных задач воспитания и обучения детей является воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.
Суть данного положения заключается не столько в поиске одарённых детей, сколько в целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения, нового мышления у детей.
Как показывает практика, нельзя в полной мере решить эту проблему с помощью традиционных форм работы. Необходимым становится поиск и применение новых педагогических методов и технологий.
Технология ТРИЗ возникла в СССР в 50-е годы усилиями российского ученого, изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера.
ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, а также является доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
ТРИЗ остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией.
Генрих Саулович Альтшуллер
Целью использования технологии ТРИЗ является не просто развитие фантазии у детей, а научение мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Цель ТРИЗ – дать в руки инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качества творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Задачи использования технологии ТРИЗ:
развитие мышления (нестандартного, гибкого, широкомасштабного, раскованного);
развитие умения отслеживать причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих событий и явлений;
воспитание интереса к поисковой деятельности;
развитие речи, внимания, творческого воображения.
ТРИЗ для учащихся – это система коллективных игр, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск, что сближает эту технологию с развивающим обучением.
Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен её находить, он предлагает инструменты для их решения, что ведет к достижению успешности в решении задач.
Достоинствами использования ТРИЗ являются следующие характеристики:
- позволяет раскрыть индивидуальность ребенка;
- является универсальным инструментарием во время занятий;
- стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;
- стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;
- развивает детскую фантазию;
- помогает другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.
Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления, оказывают влияние на развитие других психических процессов и личности в целом.
Развитие творческого мышления позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас.
Советы по использованию ТРИЗ:
- нежелательно долго объяснять заданную ситуацию;
- не давить на ребенка такими словами как «давай скорее», «думай сам», «это неправильно»;
- любое мнение и версия достойны рассмотрения;
- задача педагога – помочь, а не заставить (ребенок учится мыслить постепенно);
- не забывать про похвалу (искреннюю и конкретную);
- опираться на знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет.
Вывод:
Приёмы ТРИЗ не требуют специально отведенного времени – это вопрос мышления и подхода к детям.
Главное, не принимать решение вместо ребенка, а постепенно учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности.
Сначала научить находить и различать противоречия, затем учить фантазировать, изобретать, далее придумывать, и, наконец, применять полученные знания в различных ситуациях, что требует наше общество как результат образования.
Таким образом, технология ТРИЗ – это один из самых эффективных методов, позволяющих получить новые идеи для решения проблем в любой области человеческой деятельности. Принципиальное отличие от других технологий состоит в том, что это не сборник отдельных приёмов, действий и навыков, не их формализация, а попытка создать метод, посредством которого можно решать многие задачи, в том числе педагогические, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве.
Анкета
- Была ли информация для вас полезной и актуальной?
- Будете ли вы использовать приемы технологии ТРИЗ в своей практике?
- Какие приемы вы будете применять в учебном процессе?
- Пожалуйста, оцените нашу работу любым высказыванием.
Благодарим за сотрудничество и внимание!