Муниципальное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей
Вяземская детская школа искусств
имени А.С. Даргомыжского.
Методическое сообщение.
«Формирование устойчивого и позитивного отнощения к учёбе на народном отделении в ДШИ в современных условиях»
Выполнила: Ченникова Н.Г.
ВВЕДЕНИЕ Сущность мотивации. Актуальность проблемы Мотивация обучения в школе искусств является важной задачей, которую вынуждены решать и преподаватели, и родители учащихся. Ведь если эта задача решена, то ребѐнка уже не надо заставлять, он сам ищет возможность позаниматься, и никогда не придѐтся уговаривать его не бросать музыку. Для достижения успеха в учебе необходим высокий уровень мотивации учения, который иногда восполняет недостаток специальных способностей. Учитель должен научиться управлять деятельностью ученика в процессе обучения, а для этого – сформировать у него мотивацию к учебной деятельности. Актуальность данной проблемы заключается в снижении мотивации к игре на баяне и аккордеоне, снижении общего интереса родителей к обучению детей в музыкальной школе. Что же это за причины, которые приводят к снижению мотивации к обучению. Само отношение общества к интеллектуальной собственности, научно- технический прогресс, телевидение и интернет, пропаганда гламурного образа жизни, - это все напрямую действует на подрастающее поколение. Демотивирует учащихся и принятый в семье стиль воспитания. В основном, родители занимаются зарабатыванием денег, находясь далеко от проблем ребенка, предоставляя ему свободу выбора и действий. Многие дети бросают музыкальную школу, проучившись в ней 2-3 года. Именно поэтому в настоящее время возникла острая необходимость в поиске новых подходов, методик преподавания для увеличения интереса учащихся к обучению, повышения их уровня мотивации. Для этого нам, преподавателям, нужно знать и владеть различными формами и методами обучения, искать различные формы развития музыкальных способностей, искать способы заинтересовать детей музыкальным искусством, чтобы удержать их в музыкальной школе. Дети, рождѐнные в XXI веке, как правило, ожидают мгновенного результата от своей деятельности, в том числе и в обучении игре на музыкальном инструменте. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках! Применение современных образовательных технологий на уроках специальности в классе аккордеона и баяна способствуют формированию мотивации (интереса) к учебной деятельности.
I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.1. Начальный период обучения Игровые технологии А все начинается с начального периода, который является важным вводным этапом в обучении, позволяет окунуть детей в музыкальное искусство, увидеть цель, к которой они должны стремиться с помощью инструмента. В настоящее время проблема начального обучения на баяне и аккордеоне стоит особенно остро в связи с новыми условиями, в которых работают преподаватели, ведь период, когда аккордеон и баян пользовались всенародной любовью, были самыми популярными инструментами, когда конкурс в музыкальную школу давал возможность отобрать самых одаренных детей для обучения, к сожалению, прошел. Раньше средний возраст поступающего по классу аккордеона и баяна ученика составлял 9-11 лет. Сегодня ситуация изменилась. Основная возрастная категория детей, поступающих в детскую школу искусств, и желающих обучаться игре на аккордеоне и баяне, это дошкольный и младший школьный возраст. Имеющиеся методические пособия и школы игры на аккордеоне и баяне рассчитаны в основном для детей 9-11 лет, и предполагают обучение игры на аккордеоне и баяне сразу по нотам. Но такие методики не приемлемы для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как их физиологические особенности предполагают усвоение любого познавательного материала в условиях игровой деятельности, Сама жизнь диктует нам, преподавателям, искать и внедрять новые формы в обучении, то есть использовать в своей работе инновации. Именно поэтому, в отличие от ранее предлагаемых методик мы начинаем именно с упражнений в игровой форме. Сначала выполняем упражнения без инструмента, потом - упражнения на аккордеоне и баяне. С первых уроков ребѐнок держит инструмент, но не общается напрямую с нотами.На начальном этапе обучение ребѐнка с рук. Наша преподавательская задача - постоянно мотивировать ребѐнка к занятиям музыкой, к обучению музыке. А лучшая мотивация - когда у ребѐнка получается сразу. И всѐ. Поэтому нельзя обходить стороной этот метод обучения. Цель такой методики заключается в том, чтобы методы и формы ведения урока были направлены на раскрепощение ребѐнка, придание ему веры в свои возможности. Занятия строятся с учѐтом возрастных особенностей детей, их музыкальных данных, возможностей развития, приобретѐнных знаний. То есть применяется технология индивидуального подхода.
1.2. Значение технологии коллективного (ансамблевого) музицирования С первых шагов обучения происходит освоение первоначальных навыков игры в ансамбле. Педагогический опыт показывает, что игра в ансамбле учитель-ученик пробуждает любознательность ребѐнка, повышает его интерес к занятиям. Чередование сольного исполнительства и игры в ансамбле позволяет увлечь детей в прекрасный мир музыки и не даѐт им скучать на уроке. Cоздавая ансамбль, учитывается совместимость характеров учеников, близость друг друга по возрасту, по уровню развития, интересам, степень их технической подготовки владения инструментом. Кроме игры в дуэте и трио на аккордеоне и баяне, мы практикуем игру с использованием шумовых инструментов, синтезатора. Помимо малых форм коллективного музицирования (дуэтов, трио), на нашем отделении широко развито оркестровое музицирование: уже более 50 лет существует оркестр баянов и аккордеонов. Ребят всегда увлекает ансамблевый вид деятельности. Занятия ансамблем и оркестром приносят им большую радость совместного творчества, развивают у них целый ряд совершенно необходимых моральных качеств: это, прежде всего, чувство ответственности за исполняемую партию, чувство товарищества, взаимовыручка, поддержка. Что способствует повышению мотивации к успешному обучению в ДШИ.
1.3. Значение исполнительской практики Некоторым ученикам нравится чувствовать себя артистами: показывать свои умения зрителям и получать одобрение публики. Выступления и участие в концертах открывают перед учеником дополнительную возможность практиковаться в игре. Привлекаются к участию в различных концертах, как в школе, так и за еѐ пределами, например, в детских садах и общеобразовательных школах. На таких концертах могут выступать все дети, независимо от способностей. И это тоже является ещѐ одним фактором для мотивации детей к дальнейшему обучению.
1.4. Роль музыкальных конкурсов Часто стимулом для работы является возможность участия в исполнительских конкурсах разных уровней. Если перед учеником поставлена определѐнная цель - то для еѐ достижения необходимо найти силы и время, побороть лень. Участие в конкурсах соответствует детской потребности к соревнованиям, а также расширяет репертуар, укрепляет сценическую выносливость, становится праздником. После конкурса часто появляется желание заниматься, наблюдается прогресс, улучшаются результаты работы.
1.5. Роль семьи в музыкальном воспитании Роль семьи в мотивации детей к успешному обучению играет Немаловажное значение, а может даже и основополагающее. Для более эффективной работы необходимо поддерживать заинтересованность родителей в обучении ребѐнка и по возможности создаѐм прочные партнерские отношения в команде «учитель-родитель-ученик». Доводить до сознания родителей, что их ребенок начал заниматься серьѐзным делом, требующим способностей, внимания, терпения, трудолюбия. Знакомим родителей со всеми особенностями системы обучения в ДШИ. Проводить тематические родительские собрания, индивидуальные беседы, на которых объясняем, как правильно и эффективно помочь ребѐнку в организации домашних занятий. Ребѐнок работает с большим желанием, если видит, что к его труду родители проявляют интерес и заинтересованы в его обучении в музыкальной школе, что для них очень важно. Одним из первых шагов к установлению партнерских отношений может считаться помощь в поиске и выборе приобретаемого инструмента, которую способен оказать учитель родителям ученика. Родителям учащихся 6-8-летнего возраста, а иногда и родителям более взрослых детей, считаем, целесообразным предлагать присутствовать на уроках. Ведь взрослый человек запоминает материал урока лучше ребѐнка и в случае необходимости может помочь учащемуся при выполнении домашних заданий. Видя результат и относясь с пониманием к процессу становления музыканта, родители, как правило, больше заинтересовываются обучением ребѐнка и побуждают юного музыканта заниматься усерднее.
1.6. Использование ИКТ технологий Ни для кого не секрет, что Интернет-технологии активно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся. В работе с учащимися в классе баяна и аккордеона активно используются цифровые и электронные ресурсы (аудио, видеоматериалы, всевозможные графические, текстовые и др. документы, возможности Интернет). Данная работа организуется и контролируется нами как педагогами (даѐм ссылки на конкретные, изученные сайты). Это создает эффект вовлечения в современные мировые процессы и таким образом стимулирует интерес учащихся к процессу обучения в ДШИ, понимание важности и необходимости собственной образованности. Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, мы даем такие задания, как: прослушать с помощью Интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников – учащихся ДШИ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах, с последующей беседой-сравнением. Просматривая фрагменты выступлений профессиональных исполнителей, учащиеся учатся сценической культуре. Связь музыки с другими видами искусства, такими как живопись, литература, интересно может быть представлена в совместном творчестве преподавателя и учащихся. Например, на нашем отделении мы регулярно практикуем проведение мероприятий (отчетные концерты, школьный конкурс «Бирюлька», родительские собрания, классные мероприятия т.п.). Применять игру под фонограмму Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования. Такая работа позволяет развивать самостоятельность, т.к. есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом, а также является хорошей формой для домашнего музицирования, ведь всегда можно удивить «живым» исполнением аккордеона или баяна под аккомпанемент целого оркестра. Игра под фонограмму доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу: раскрепощает их, снимает зажатость, страх публичных выступлений, позволяет ощутить себя настоящими артистами, играющими в сопровождении целого коллектива. Использование ИКТ технологий становится мощным фактором повышения учебной мотивации. Между педагогом и учеником возникает некая доверительность, налаживается особый контакт, ребѐнок раскрепощается, уходят психологическая скованность и зажатость. Ученик осознает, что учитель проявляет особую заинтересованность конкретно к нему, к его индивидуальности, к его творческому потенциалу. И вот юный музыкант уже готов к качественно другому восприятию музыки, к плодотворной работе над музыкальным произведением. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итоги, следует отметить, что: · Процесс мотивации - постоянно развивающееся явление. По мере усложнения задач обучения происходит и повышение мотивации к обучению, оказывается несомненное влияние на развитие личностных качеств учащихся, умение находить в музыкальном искусстве средство гармонизации своего внутреннего мира. · Использование современных образовательных технологий в классе баян (аккордеон) создаѐт ситуацию успеха для учащихся и стимулирует к дальнейшему их развитию. · Особое внимание уделяем: - Игровым технологиям на начальном эта