СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы активизации интеллектуальных способностей на уроках

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы активизации интеллектуальных способностей на уроках»











(из опыта работы учителя географии высшей категории КГУ «ОШ № 2 г. Аксая» Щаповой М.А.)



















Аксай 2018

Оглавление.



Введение

3

1

Методы и приемы активизации интеллектуальных способностей на уроках

4

1.1.

Образовательный квест.

4

1.1.1.

Образовательный квест.

4

1.1.2.

Этапы работы над веб-квестом

9

1.1.3.

Урок с использованием технологии квест

11

1.2

«Перевернутый класс»

14

1.2.1.

Урок с использованием модели смешанного обучения «Перевернутый класс»

19

1.3..

Интеллект-карты

26

1.3.1.

Интеллект-карты

26

1.3.2.

Техника составления ментальных карт

28

1.3.3.

Виды интеллект-карт

30

1.3.4.

Программные средства майндмэппинга

34


Заключение

36


Литература

37


Список использованных Интернет-источников:

42


Введение


Активизация познавательной деятельности учащихся – актуальнейшая проблема современности. Её общей закономерностью является напряжение интеллектуальных сил, вызываемое главным образом, такими вопросами и учебными заданиями, которые требуют самостоятельности в поисках способов их решения, умения выделить существенные и несущественные признаки изучаемых объектов, обобщать и делать самостоятельные выводы из полученных данных. Творческое, активное усвоение новых понятий осуществляется в процессе решения вопросов и учебных заданий, на которые в учебнике нет готового ответа. Учить школьников учиться – важнейшая задача каждого педагога. Во время больших перемен в обществе и переоценке ценностей, в преподавании географии, как и других школьных дисциплин, требуются новые идеи, новые подходы, новая педагогика. Какой она должна быть? Этот вопрос волнует многих учителей. Ясно одно, она может быть только педагогикой творчества и сотрудничества. Она должна впитать в себя принципы гуманизма и демократизации, должна быть направлена на развитие творческой личности, на поиск современных методов, средств и форм обучения. В самом общем плане основная цель обучения – это развитие учащегося. Первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы.

Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество не врожденное и не приобретенное. Она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, друзей, семьи, труда или других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого ученика (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность). По этой причине у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Только подлинное сотрудничество учителя и ученика обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса.

Основные задачи активизации познавательной деятельности обучающихся:

1) возбуждение познавательного интереса учащихся к учению, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства долга и ответственности за учение;

2) формирование и развитие системы знаний как основы учебных успехов;

3) развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся;

4) формирование и развитие системы умений и навыков учащихся, без которых не может быть самоорганизации их деятельности;

5) усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда учеников.

1. Методы и приемы активизации интеллектуальных способностей на уроках.

 

    1. Образовательный квест.


      1. Образовательный квест.


На современном этапе развития образовательной системы появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с обучающимися, в основе которых лежит их активизация и включение в образовательный процесс. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса, реализовать их творческие способности, воплощать имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. К таким формам организации образовательной деятельности относятся интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование и мнонгое другое. Все эти формы могут существовать как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться педагогом при планировании учебных занятий. Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как еще называют образовательный квест, который пользуется популярностью у подростков и взрослых благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.

Квест (англ. Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.

Реформы в сфере образования и модернизация современного общества заставляют педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми и взаимодействии с родителями. Так появился образовательный квест, который стремительно набирает популярность не только у школьников, но и у взрослых (родителей и педагогов), и позволяет индивидуализировать процесс обучения, задействовать все образовательное пространство и создать наилучшие условия для развития и самореализации участников образовательных отношений.

В образовательном процессе квест  - это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр.

Задачи могут быть различными по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т.п. Особенно значимо, что квесты могут проходить как в закрытом пространстве, так и на улице, на природе, охватывая все окружающее пространство. Например, квесты в замкнутом помещении, в классе; квесты в музеях, внутри зданий, в парках; квесты на местности (городское ориентирование - «бегущий город»); квесты на местности с поиском тайников (геокэшинг) и элементами ориентирования (в т.ч. GPS) и краеведения; смешанные варианты, в которых сочетается и перемещение участников, и поиск, и использование информационных технологий, и сюжет, и опережающее задание - легенда.

В зависимости от сюжета квесты могут быть:

  • линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

  • штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

  • кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая категорию участников (дети, родители), то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное - заинтересовать участников. Детей заинтриговать значительно легче, чем взрослых (родителей, педагогов), поэтому очень важно продумать этот момент, чтобы родители стали партнерами и активными участниками, т.к. это является одной из главных задач, которая прописано в «Законе об образовании».

Структура образовательного квеста может быть следующей:

1. Введение (в котором прописывается сюжет, распределяются роли).

2. Задания (этапы, вопросы, ролевые задания).

3. Порядок выполнения (бонусы, штрафы).

4. Оценка (итоги, призы).

Педагогу, разрабатывающему квест, необходимо определить:

    • цели и задачи квеста;

    • целевую аудиторию и количество участников;

    • сюжет и форму квеста, написать сценарий;

    • определить необходимое пространство и ресурсы;

    • количество помощников, организаторов;

    • назначить дату;

    • как заинтриговать участников.

Таким образом, образовательный квест, как вид интерактивных технологий, позволяет решить следующие задачи: образовательную - вовлечение каждого ребёнка в активный познавательный процесс (организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по какой-либо теме); развивающую - развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации; воспитательную - воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, краеведению, здоровьесбережение и здоровьесозидание.

Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен летом 1995 года Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего.

Ученый разрабатывал инновационные приложения Internet для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет.

Берни Додж выделяет три принципа классификации веб-квестов:

1. По длительности выполнения.

2. По предметному содержанию.

3. По типу заданий, выполняемых участниками.

По длитильности выполнения различают два типа веб-квестов: кратковременный (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на 1-3 занятия) и длительный (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок).

По предметному содержанию различают монопроекты (охватывают отдельную проблему, тему или учебный предмет) и межпредметные.

По типу заданий, которы выполняют участники веб-квесты делятся:

    • пересказ предполагает демонстрацию понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;

    • планирование и проектирование включает разработку плана или проекта на основе заданных условий;

    • самопознание направлено на исследование любых аспектов личности;

    • компиляция подраземевает трансформацию формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;

    • творческое задание – это творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика;

    • аналитическая задача предполагает поиск и систематизацию информации;

    • детектив, головоломка, таинственная история (тут участники делают выводы на основе противоречивых фактов);

    • достижение консенсуса подразумевает выработку решения по острой проблеме;

    • оценка включает обоснование определенной точки зрения;

    • журналистское расследование – это объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);

    • убеждение заключается в склонении на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;

    • научные исследования основаны на изучении различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.

Рассмотрим возможную структура веб-квеста и требования к его отдельным элементам. Элементами веб-квеста можно назвать:

Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, составлен предварительный план работы, сделан обзор всего квеста.

Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

Список информационных ресурсов необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным. Он может быть в электронном виде на различных носителях, в бумажном виде, в виде ссылок на ресурсы в Интернет, адресов веб-сайтов по данной теме.

Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания.

Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

Руководство к действиям определяет, как организовать и представить собранную информацию. Оно может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением «заготовок» веб-страниц и др.).

В заключении суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие учащихся продолжить свои изыскания.


1.1.2. Этапы работы над веб-квестом


1. Начальный этап (командный)

Участники знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

2. Ролевой этап.

Он предполагает индивидуальную работу в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.

Па данном этапе решаются следующие задачи:

  • поиск информации по конкретной теме;

  • разработка структуры сайта;

  • создание материалов для сайта;

  • доработка материалов для сайта.

3. Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит процесс обучения, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:

  • использование информационных технологий для решения поставленых задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);

  • самообучение и самоорганизация;

  • работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

  • умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

  • навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

Использование урока-квеста как новой информационной технологии в может усовершенствовать процесс преподавания, повысить его эффективность и качество, осуществляя такие педагогическими цели как: развитие личности обучаемого, подготовка ребёнка к комфортной жизни в условиях информационного общества; развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого); эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии Мультимедиа); развитие коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения); развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с компьютером); формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов).


1.2.3. Урок с использованием технологии квест


Тема урока: Население Западного Казахстана .

Цели и задачи урока:

  • Сформировать представление о населении Западного Казахстана

  • Развивать умения работать как индивидуально, так и в группе;

  • Совершенствовать навыки работы с различными источниками информации;

  • Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к людям разных национальностей.

Оборудование: мобильный класс, мультимедиа, книги, атласы, электронные пособия, интернет.

 

Ход урока:

1 Организационный момент (введение)

Ребята сегодня у нас необычный урок, мы должны выполнить просьбу гостей нашего региона. Они хотят изучить особенности местного населения, традиции, обычаи, культуру, историческое прошлое, его особенности развития и освоения региона. А так же они хотели - бы виртуально посетить основные достопримечательности экономического района. Но время для выполнения поручения ограничено, поэтому давайте четко распределим работу и выполним её хорошо.

Порядок работы:

1часть (индивидуальная работа)

Выберите себе одну из предложенных ролей

Роли:

Этнограф - специалист по этнографии, изучает особенности быта, культуры народа.

Демограф – изучает состав населения и его изменения, его характеристики.

Историк – собирает исторические документы, факты связанные   историей округа.

Географ - топограф –специалист, который изучает географическое положение нашего округа, изучает рельеф и др.

Археолог -  изучает по вещественным источникам  историческое прошлое человечества.

Вещественные источники - это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда и др.

Порядок выполнения работы:

Веб-квест.

1.      После того как Вы выбрал роль, Вам необходимо перейти к  досье т.е. к заданиям.

2.     Изучите предложенные задания.

3.     Рассмотрите список информационных ресурсов.

4.     Составьте персональный план поиска информации по своей роли.

5.     Проведите исследование, подготовьте необходимые материалы для защиты (обеспечения) своей роли.

 

2 часть (индивидуально - групповая работа)

1.     После того как каждый член команды (роли) выполнит работу Вы должны собраться вместе, обсудить результаты работы и подвести итоги.

2.     Подготовить отчет.

3.     Представить отчет в требуемой форме.

Задания группам.

Задание этнографам: Вам необходимо выполнить работу по созданию и оформлению всего материала об истории и культуре региона, необходимо отразить коренное население и народы которые сейчас проживают на территории.

Этнография – наука о культуре и быте народов мира. Она изучает этнический состав населения, традиции и обычаи народов, их происхождение.

При выполнении работы придерживайтесь плана:

1.     Какое население проживает на территории ?

2.     Какие обычаи существуют у местного населения, Какие праздники отмечаются совместно?

3.     Что объединяет все народы?

(для подготовки  материала используйте дополнительную литературу, карты атласа, электронные пособия.) Результат, вашей работы Вы должны предоставить в форме презентации.

Задание демографам: Необходимо отразит в аналитическом материале основные особенности и  проблемы населения, существующие в округе.

Работу выполните, придерживаясь плана:

1.     Численность населения.

2.     Качество жизни населения .

3.     Демографические проблемы если они существуют.

4.     Дайте прогноз изменения населения .

5.     Предложите пути решения существующих проблем направленных на  улучшение жизни населения округа.

Результат предоставите в виде мультимедийной презентации.

Задание историкам: Проследите, как проходило освоение населением территории.

Работу выполните по плану:

1.     Какие поселения были основаны первыми поселенцами, какие были созданы позднее.

2.     Когда части населенных пунктов были присвоен статус города?

3.     Как развиваются современные населенные пункты на территории.

4.     С чем связано создание крупных населенных пунктов .

Результат представьте в виде карты «Освоение территории Западного Казахстана», где отразите основные этапы формирования  современного распределения населенных пунктов и древних поселений.

Задание географам: Соберите данные и создайте историческую справку, как изменялось во времени территориальная принадлежность современной территории. Обязательно отразите современные границы района. В чем преимущество и недостатки географического положения .

Результат работы текстовый документ.

Задание археологам:

1.     Как вы думаете, существовали ли древние поселения людей на территории?

2.     Какие археологические раскопки проводятся?

3.     Составьте перечень археологических открытий на территории.

Результат работы представить слайд-шоу  по археологическим раскопкам.

Дополнительное творческое задание  для всех групп: изобразить руку Дружбы народов Ресурсы для изучения и подготовки к выполнению заданий :

3 часть (групповая работа)

1.     Выскажите предложения, какие пункты следует включить в маршрут, путешествия гостей района.

2.     Найдите оптимальный маршрут. Обоснуйте свой выбор.

Заключение: (под руководством учителя)

1.     По результатам полученных материалов сформулируйте выводы и предложения.

2.     Проводится выставка выполненных работ, где проходить осмысление и оценивание результата деятельности.

3.     В комментариях по оцениванию могут участвовать все присутствующие

4.     Результат может приниматься голосованием.

Критерии оценивания:

·        Понимание задания;

·        Достоверность информации, её отношение к теме (роли ) задания;

·        Оценивается критический анализ, логичность, структурированность информации, индивидуальность, профессионализм представления.

Подведение итогов урока.



    1. «Перевёрнутый класс»


Для современной школы необходимо создавать новые, совершенно иные образовательные условия. Они должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть нацеленными на развитие у ребят навыков критического анализа информации, планирования своей деятельности и эффективного воплощения идей. Из пассивного поглотителя знаний ребенок должен превратиться в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя, разработчика, для которого любимое утверждение: «Я сам!». И здесь на помощь приходят информационные технологии. Один из путей их применения – смешанное обучение, синтез классно-урочной системы и дистанционного обучения.

   Смешанное обучение - это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. Одной из наиболее удачных моделей смешанного обучения является «Перевернутый класс», где «перевернутым» становится сам процесс обучения.

Родоначальниками модели «Перевернутого класса» считаются два американских педагога – Джонатан Бергман (Jonathan Bergman) и Аарон Сэмс (Aaron Sams), которые в 2007 году сначала придумали, как обеспечить своими лекциями спортсменов, часто пропускающих занятия, а затем развили эту идею в новое образовательное направление.

Суть модели «Перевернутого класса» состоит в том, что с лекционным (теоретическим) материалом и презентациями дети знакомятся дома, просматривая подготовленные педагогом тематические видеоролики в Интернете, а традиционное домашнее задание они выполняют на следующий день в классе, участвуя в индивидуальной и групповой деятельности, общаясь с одноклассниками и педагогом. Другими словами, основные учебные действия поменялись местами: то, что раньше было классной работой, осваивается в домашних условиях, а то, что когда-то было домашним заданием, становится предметом рассмотрения в классе.

Среди популярных форм классной работы в такой модели – выполнение упражнений, дискуссии и презентация проектов. Таким образом, на уроке акцент смещается от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования.

Зачем педагогу «переворачивать» обучение? Что им движет? Любопытство? Эксперимент? Или мотивирующим фактором является наличие проблемы (ряда проблем), с которыми педагогу сталкивается в ежедневной работе с учащимися?

Во-первых, педагоги в своей профессиональной деятельности сталкиваются с рядом проблем, которые невозможно или трудно решить в рамках традиционного урока:

  • пассивность учащихся, их нежелание самостоятельно работать;

  • многие ученики нацелены исключительно на зазубривание учебного материала: вызубрил, ответил и забыл;

  • у педагога практически нет времени для того, чтобы уделить внимание отдельным ученикам, осуществить индивидуальный подход, так как нужно провести опрос, поставить отметки, а потом значительную часть времени посвятить объяснению нового материала;

  • ограниченные возможности использования в качестве средств обучения смартфонов, планшетов, ноутбуков, которые уже есть почти у каждого ученика. Часто их использование запрещается педагогом и др.

Во-вторых, на обычном уроке трудно достичь высокого уровня владения учащимися материалом. Американский психолог Б.Блум в своей пирамиде целей выделил 6 уровней: знание (перечисляет, воссоздает, показывает, представляет, демонстрирует, вспоминает); понимание (объясняет, описывает своими словами, обосновывает, приводит примеры); применение (использует, решает, экспериментирует, делает прогноз); анализ (анализирует, находит связь, классифицирует, упорядочивает, сравнивает, группирует, систематизирует); синтез (обобщает, конструирует, комбинирует, интегрирует, создает, выражает гипотезу); оценка (критически оценивает, выбирает, тестирует, делает выводы, принимает решения).

Какого уровня пирамиды достигают ученики, которых учат традиционно? В большинстве - второго. Фокус внимания учителя и учеников сосредоточены на более низких ступенях. Главное для педагога на уроке - чтобы ученики запомнили и поняли. На большее не хватает времени. Если же учитель пытается поднять учеников выше с помощью домашних заданий, то самое сложное (применение, анализ, синтез и оценка) им приходится делать самостоятельно. Нужно ли в этом случае удивляться, что многие учащиеся просто не могут выполнить домашние задания, списывают, если есть у кого, ограничиваются только тем, что вызубрили содержание параграфа, чтобы ответить на репродуктивные вопросы после него. В результате демонстрируют низкое качество знаний.

В-третьих, традиционное обучение ограничивает возможности реализации компетентностного подхода, потому что слабо справляется с формированием и развитием у учащихся актуальных в XXI веке компетенций, которые необходимы для успешной учебы и работы:

  • творческий подход и новаторство;

  • критическое мышление;

  • способность решать проблемы;

  • коммуникабельность и сотрудничество;

  • информационная и медиаграмотность;

  • гибкость и способность к адаптации;

  • инициативность и самостоятельность;

  • способность делать выбор и ответственность;

  • лидерство и др.

Исходя из вышесказанного, педагоги подошли к тому, что обучение стоит «перевернуть».

Обучение в рамках модели «Перевернутого класса» происходит следующим образом:

1. Педагоги готовят несколько видеолекций в неделю (это могут быть и готовые материалы из сети Интернет).

2. Обучающиеся смотрят данные видеолекции дома. Особенности просмотра видеолекций заключаются в следующем:

  • ученик осваивает материал в индивидуальном темпе;

  • отсутствуют временные ограничения;

  • возможность общаться со сверстниками и педагогом, используя систему онлайновых дискуссий.

3. Урочное время используется для выполнения практических работ или другой учебной деятельности.

Обучающиеся могут делиться на мини-группы не только по уровню подготовленности, но тех, кто больше любит смотреть, читать или писать. Сначала нужно использовать те навыки, которые у них наиболее развиты: условных «читателей» садят вместе читать книги, «писатели» будут делать какие-то пометки, а предпочитающие визуальный контент — смотреть видео. Затем следует пробовать развивать и другие способности: группы можно перемешать, таким образом у детей откроются иные перспективы мышления и восприятия информации.

Возможно ли такое в рамках традиционного урока? Конечно, но с определенными ограничениями.

Преимуществами модели «Перевёрнутого класса» является то, что:

  • педагоги располагают большим временем, чтобы помочь обучающимся, объяснить разделы, вызвавшие затруднение;

  • ученики, как это часто бывает в традиционной системе, не игнорируют выполнение домашнего задания, потому что не поняли объяснение нового материала на уроке, так как традиционное домашнее задание делается в классе, при поддержке и помощи учителя;

  • обучающиеся не испытывают неловкости или смущения, просматривая один и тот же материал несколько раз, пока не поймут его, после просмотра видеоматериала дети записывают возникшие вопросы, и педагог разбирает эти вопросы отдельно,

  • педагог на уроке имеет возможность качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса;

  • использование образовательных возможностей Интернет пространства, общения между учащимися способствуют формированию у детей критического мышления, ответственности за собственное обучение, других интеллектуальных способностей и ключевых компетенций.

Вместе с тем есть препятствия и ограничения по применению модели «Перевернутого класса». Самое главное - это стереотипы, которые сложились у педагогов и руководителей относительно того, как надо учить детей. Перейти на новый метод обучения не так просто. Нужна определенная смелость и мужество, чтобы сказать себе: «Я могу учить по-другому, более эффективно». Ограничение заключается ещё и в том, что пока не все обучающиеся имеют технические возможности для изучения теории посредством Интернет, но эта проблема постепенно решается.

Безусловно, обучение в рамках модели «Перевернутого класса» требует от педагога дополнительной подготовки, особенно на первых порах. Когда учитель только начинает организовывать подобную работу, необходимо учесть, что:

  • каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы следует сопровождать четкими учебными целями и поэтапной инструкцией;

  • обязательно нужно сопровождать каждое учебное видео заданием (если видео не содержит задания, то следует предложить ученикам составить несколько вопросов к видео, это могут быть вопросы общего характера и специальные вопросы к отдельным фрагментам видео);

  • нужно привлекать учеников к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео.

Где взять видеолекции? Учебное видео по теме можно сделать самим или найти в Интернете. Например, существует некоммерческий проект Академия Хана, созданный американцем Салманом Ханом с коллекцией из более чем 4200 бесплатных лекций, которые переведены на разные языки, в том числе и на русский.

Следует помнить, что изменения, происходящие во всех сферах жизни, бросают вызов системе образования, требуя от нее «шагать в ногу». Для ответа на этот вызов нужно понять, каким требованиям должны соответствовать участники образовательного процесса – и те, кто учит, и те, кто учится.


1.2.1. Урок с использованием Модели смешанного обучения: «Перевёрнутый класс».


Предмет, класс: география, 6 класс.

Учебная тема: Атмосфера

Тип урока: изучение нового материала

Форма занятия: индивидуальная работа, работа в парах.

Цель урока: познакомиться с составом воздуха атмосферы, её строением и значением.

Прогнозируемые результаты:

- Предметные: знать о составе воздуха атмосферы, её строении и значении, уметь составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли», объяснять значение атмосферы, высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера — кухня погоды».

- Метапредметные: умение выделять объекты по существенным признакам, проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, иллюстративной и графической форме, излагать собственное мнение, сформированное на основе результатов индивидуальной деятельности, трансформировать информацию из одного вида в другой, использовать источники информации для её поиска и извлечения (в том числе Интернет), интерпретировать географическую информацию; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; развитие ИКТ – компетенции.

- Личностные: умение организовать самостоятельную работу; развитие коммуникативной компетентности; освоение норм, правил поведения в онлайн-среде.

  1. Используемые средства и сервисы ИКТ, ресурсы сети Интернет

        1. Ролик https://www.youtube.com/watch?v=lM3NeWCfsNs

        2. Для визуализации абстрактного материала гугл - форма https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScdRqd-OZ0bjRgOdiBBFDjolQkVCZIQ-OZS14x1uH53sIHIOg/viewform .

        3. Рабочие листы 1, 2.

        4. Тест в сервисе Online Test Pad .

        5. Учебник А.А. Лобжанидзе «Планета Земля», атласы.

        6. Компьютерный класс с выходом в Интернет.

Домашняя работа

Описание задания

Вид деятельности

Ресурсное обеспечение

(учебник, электронные образовательные ресурсы,

ИКТ-сервисы )

Учитель заранее готовит для учеников учебный материал (домашнее задание), ссылки рассылает в электронном дневнике, через электронную почту. При этом дети должны быть мотивированы к данной работе (и родители).

Учебно – познавательная, учебно – аналитическая

Ролик - https://www.youtube.com/watch?v=lM3NeWCfsNs, который встроен в

гугл – форму, здесь же даны задания для самоконтроля, чтобы учащиеся могли проверить, насколько успешно они справились с изучением материала


Работа в классе

Этап урока

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Мотивация к деятельности

Анализируют, рассуждают и формулируют вопросы 1) Почему с подъемом вверх тролль замерзал?

2) Как называется земная оболочка, в пределах которой тролль строил дом?

- Атмосфера -


Ребята! Давайте послушаем отрывок из сказочной повести «Чудесное Путешествие Нильса с дикими с гусями».

«…Построю дом поближе к солнцу - пусть оно меня греет. И тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора камней поднялась чуть не до самых туч. И тролль полез на гору. Только, что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. Ну – думает отсюда до солнца рукой подать!» А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Какие у Вас возникают вопросы?

Постановка учебной проблемы

Формулируют проблему: Что называют атмосферой, из чего она состоит, ее строение и значение для Земли.


Что именно мы должны будем узнать об атмосфере?

Сформулируйте проблему, над которой мы будем работать, чтобы ответить на вопрос тролля.

Исследование проблемной ситуации

Индивидуальная работа в рабочих листах

Кто слабо справился с домашним заданием, садится за 1 вариант, кто хорошо за 2 вариант. Учащиеся работают индивидуально с таблицами по вариантам: 1 вариант – «Состав атмосферы», 2 вариант – «Строение атмосферы»


Предварительно учитель знает, как справились ученики с тестами в домашнем задании. Какие затруднения Вы испытали при подготовке домашнего задания? Учитель организует работу по вариантам с рабочими листами, в которых дано первое задание дифференцированное – заполнить таблицу по вариантам: 1 вариант - «Состав атмосферы», 2 вариант – «Строение атмосферы». Учитель консультирует и подсказывает в случае необходимости.

Взаимопроверка

Обмениваются работами, проводят взаимопроверку, обсуждают выполненные задания таблицы, дорабатывают в случае необходимости, выявляют недочеты домашнего задания.

Учитель модерирует взаимопроверку

Работа в парах

В парной работе составляют схему «Значение атмосферы», проверяют на доске.

Учитель организует работу в парах в рабочем листе – составить схему «Значение атмосферы», проверка на доске.

Ответ на проблемный вопрос

Отвечают на проблемный вопрос урока.

Сможете ли вы сейчас ответить на вопрос о доме тролля? На какой высоте ему надо было строить дом?

Рефлексивная деятельность

Самооценивание по заданным критериям

Ученики выполняют итоговый тест в Online Test Pad и получают за работу оценку и сертификат.

Учитель организует рефлексию и самооценку результатов работы учащихся. Выставляет оценки по итогам теста

Домашнее задание

Посмотреть видеоролик, выполнить задания и быть готовыми к уроку - практикуму.

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScaPxScoxrxeyg6coloGIGrJM2BHjCuEyC2HDAM49V1Fu8B4w/viewform


Рабочий лист 1.

              1. «Состав атмосферы» - 1 вариант

                Название оболочки Земли


                Размеры оболочки


                Причина существования около поверхности Земли


                Вещество, составляющее основу оболочки


                Состав вещества


                Основные газы и их доля в составе вещества атмосферы


                Особенность соотношения газов в составе вещества вблизи поверхности Земли



              2. Работа в парах

Составить схему «Значение атмосферы»

Значение атмосферы





Среда жизни

Защита







Рабочий лист 2.

1. «Строение атмосферы» - 2 вариант

Названия слоёв

Тропосфера

Стратосфера

Верхние слои атмосферы

Особенность положения





Особенность массовой доли воздуха






Наличие водяного

пара






Движение воздуха





Формирование

условий для выпадения осадков







Распределение

температуры





Влияние на жизнь

Человека




Какой слой атмосферы называют фабрикой погоды? Где расположен этот слой? Почему его так называют? Приведите два-три доказательства, что это действительно верное утверждение





    1. Интеллект-карты


1.3.1 Интеллект-карты


Школьное обучение требует от детей хранения в памяти огромного объема информации. Это продиктовано разнообразием учебных предметов и ежегодным накоплением знаний. «Поместить» и удерживать все в своей голове поможет интеллект-карта.

Интеллектуальная (ментальная) карта, известная так же как диаграмма связей, интеллект-карта, карта мыслей, ассоциативная карта – это способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.

Автор этой методики английский писатель и популяризатор науки Тони Бьюзен. Будучи студентом, он обратил внимание, что традиционные методы запоминания и конспектирования (по порядку) малоэффективны. Они требуют много времени, усилий, скучны и монотонны, к тому же не приносят желаемых результатов. Это побудило его серьезно заняться изучением мышления и процессов запоминания информации. Он не открыл ничего нового, только систематизировал уже имеющиеся в психологии знания о законах мышления.

Наиболее эффективное и плодотворное мышление имеет нелинейный характер. Оно начинается с возникновения центрального образа, идеи и распространяется в разные стороны за счет активизации нейронов головного мозга. Процесс возбуждения распространяется от одной нервной клетки к другой, захватывая все новые отделы головного мозга, и активизируя различную информацию, хранящуюся в памяти. Такое мышление Бьюзен назвал радиантным мышлением («радианта» - точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоритов одного потока). В основе этого мышления – ассоциации (связи, возникающие между очагами возбуждения в коре головного мозга).

Радиантное мышление позволяет человеку подключить к решению проблемы информацию из совершенно разных областей и избежать столь распространенного явления, когда мысль мечется в рамках одного ассоциативного пространства, и человек не в состоянии посмотреть на проблему по-новому, увидеть нестандартное решение. Т. Бьюзен разработал очень интересный и во многих отношениях полезный способ активизации радиантного мышления – составление интеллект-карт.

Интеллект-карта всегда строится вокруг центрального объекта. Каждое слово и графическое изображение становятся по определению центром очередной ассоциации, а весь процесс построения карты представляет собой потенциально бесконечную цепь ответвляющихся ассоциаций, исходящих из общего центра или сходящихся к нему. Хотя интеллект-карта строится на плоскости, например, листе бумаги, она представляет собой трехмерную реальность – в пространстве, времени и цвете.

Интеллект-карта (mind map) – это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. Это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге. Метод интеллект-карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности или решать разнообразные интеллектуальные задачи.

Тони Бьюзен специально подчеркивал, что при рисовании интеллект-карт существенно включается в работу правое полушарие мозга, отвечающее за эстетику и целостный подход. На основе рисунка легко сделать вывод, что за ведение классических записей отвечает левое полушарие, а правое при этом отдыхает. А поскольку интеллект-карты интегрируют изображения, цвета и символы, можно говорить о них как о методе «целостного» мышления. Исследовав мыслительные системы античности и Ренессанса Тони Бьюзен установил, что они опирались на фантазию и ассоциации. Великие мыслители древности использовали рисунки, коды и соединительные линии.

Интеллект-карта имеет четыре существенные отличительные черты:

а) объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе;

б) основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

в) ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д.;

г) ветви формируют связанную узловую систему.

Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками. То есть, рисуя интеллект-карту по какой-то проблеме, мы обдумываем ее другой частью мозга. Всегда полезно рассмотреть проблему с разных сторон. Это сильная графическая техника, которая предоставляет универсальный ключ для открытия потенциала мозга.


1.3.2. Техника составления ментальных карт


При составлении ментальных карт автор методики предлагает действовать следующим образом:

1. Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

2. Записывать не все подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

3. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими.

Начало работы с картами (первый этап) представляет собой режим свободных ассоциаций или «мозговой штурм». Необходимо взять лист бумаги и начать обдумывать свою идею или проект. Автор советует записывать абсолютно все мысли, связанные с проектом — не критиковать и не огранивать себя.

Второй этап — это непосредственно составление карты:

1. На листе бумаги следует нарисовать в центре главную тему карты. Лучше всего использовать яркий, запоминающийся образ изучаемой или рассматриваемой темы.

2. От главной темы проводятся несколько ветвей. На каждой из них нужно написать одну идею (мысль, образ, понятие), связанную с главной темой из тех, которые сгенерировали во время мозгового штурма.

3. К основным идеям также подведите несколько ветвей, который связаны с ними.

Третий этап. Отложить карту на период от 2 часов до двух дней. Таким образом карта «устоится» в сознании.

Четвертый этап. «Оживление» карты. Рекомендуется задействовать как можно больше ассоциативных изображений и форм для предания карте эмоциональной выразительности с использованием различных цветов: например, что-то важное или опасное (то, на что обратить особое внимание) можно выделить красным цветом; яркую идею, радостное событие — желтым цветом. Строгих рекомендаций к использованию цветов и изображений нет, так как ассоциативные связи у каждого человека разняться. Главное условие — чтобы созданный собственный язык образов четко передавал информацию с карты. Яркие образы карты дадут возможность ее хорошо запомнить и натолкнут на творческие мысли. Очень часто в период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей, вспоминаются упущенные фрагменты.

Пятый этап. Отложить карту на период от двух часов до двух дней. Этот повторный «закрепительный» этап даст возможность что-либо дополнить или изменить в карте. После этого этапа карта готова. С течением времени возможно совершенствовать ее, усложнять или упрощать, дополнять каким-либо новыми идеями.

Рекомендации Тони Бьюзена по составлению карт

1. Важно помещать слова на ветках. Ветки должны быть «живыми», гибкими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее ментальных карт. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних, одинаковых, монотонных объектов.

2. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание» слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

3. Длина линии должна быть равна длине слова. Это экономнее и «чище».

4. Пишите печатными буквами как можно яснее и четче.

5. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

6. Обязательно используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе, ментальная карта может вообще целиком состоять из рисунков.

7. Старайтесь организовывать пространство, не оставляя пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой карты используйте лист А4, для большой темы — А3.

8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

9. Располагайте лист и слова горизонтально («альбомная ориентация»). Такую карту удобнее читать и нет необходимости крутить.


1.3.3.Виды интеллект-карт

В зависимости от объема или применения Тони Бьюзен различает следующие виды интеллект-карт:

- стандартные карты (standard maps) ― это множество классических интеллект-карт, служащих для усвоения знаний, записи идей и раскрытия собственной индивидуальности;

- скоростные карты, или карты-молнии (speed maps) ― данный вид интеллект-карты стимулирует умственные процессы (что я знаю по этой теме; что я скажу в процессе выступления); картой может стать краткий одноцветный конспект, сделанный перед выступлением или ответом;

- мастер-карты (master maps) ― это весьма объемные карты к целой области знаний, например, по материалам одного раздела или темы; они часто составляются непрерывно и предназначены для общего обзора темы;

- мегакарты (mega maps) ― связанные друг с другом карты, где центральная карта с относительно малым количеством уровней связана с последующими картами, в которых представлены детали или дополнительные аспекты.

Автор советует на первых порах особо пристальное внимание уделять:

  • переформулированию ветвей с большим количеством слов в одно слово или переделке их в основные и второстепенные ветви;

  • анализу результатов от разбивки сложных слов;

  • контролю за повторениями;

  • периодическим проверкам возможности отображения проблемы при помощи символов и цвета;

  • использованию символов, которые можно добавлять позднее к уже имеющемуся ключевому понятию;

  • высвобождению своих идей и ассоциаций из «клетки» рационального мышления;

  • предупреждению загруженности слишком сложными темами;

  • получению удовольствия от составления карт.

Области применения интеллект-карт очень разнообразны:

  • запоминание материала;

  • упорядочивание и систематизация информации, в том числе конспектирование лекций, конспектирование книг;

  • планирование деятельности, подготовка к выступлениям, подготовка материала по определенной теме;

  • решение творческих задач;

  • мозговой штурм;

  • презентации;

  • планирование и разработка проектов разной сложности;

  • составление списков дел;

  • общение;

  • проведение тренингов;

  • развитие интеллектуальных способностей;

  • поиск решений в сложной ситуации;

  • рассмотрение различных вариантов решения задач;

  • решение личных проблем.

Многолетняя практика педагогов показывает, что диаграммы связей – наилучший способ конспектирования новой информации и великолепный инструмент в опытных руках специалистов и школьников, который позволит:

  • быстро и эффективно работать с любым объемом информации;

  • развивать логическое, ассоциативное, творческое мышление, фантазию;

  • использовать графические презентации для объяснения собеседникам личной позиции;

  • принимать решения, планировать, разрабатывать проекты.

Интеллект-карта – пример легкого и эффективного приема в образовательном процессе, который требует минимум усилий и времени, но дает максимально положительный результат.


1.3.4. Программные средства майндмэппинга


Майндмэппинг – это способ визуального отображения мыслей и идей и того, как они связаны друг с другом. Представьте себе диаграмму, в которой идеи, задачи или другие понятия связаны ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи, – это и будет ваша карта мыслей.

Существует специальное программное обеспечение для помощи людям, которые испытывают трудности в создании ментальных карт, например, программы «XMind», «FreeMind», «MindMapping». В добавок к ним, всегда можно воспользоваться помощью online-сервисов, таких как SpiderScribe.net.

Рассмотрим некоторые программы.

Интернет-сервисы:

bubbl.us

– можно составить бесплатно только 3 карты; 
– англоязычный интерфейс;
– сохранение карты как изображения; 
– можно поделиться картой, отправить по почте;
– возможно без авторизации создать карту без онлайн-сохранения

cacoo.com

– бесплатный сервис;
– русскоязычный интерфейс реализован частично (после авторизации можно установить русский язык, но не все элементы будут на русском);
– сохранение карты как изображения; 
– можно поделиться картой, отправить по почте, встроить карту в свой интернет-ресурс;
– возможна совместная работа с картой нескольких человек.

mindmeister.com

– можно составить бесплатно только 3 карты; 
– русскоязычный интерфейс;
– расширенные по сравнению с bubbl.us возможности редактирования;
– сохранение карты как изображения; 
– можно поделиться картой, отправить по почте, встроить карту в свой интернет-ресурс;
– возможно без авторизации создать карту без онлайн-сохранения.

Р ассмотрим более подробно некоторые программы для установки на персональном компьютере.

Freemind — одна из самых распространенных бесплатных  программ по построению ментальных карт:

– интуитивно понятное управление;

– наличие основных функциональных возможностей для построения Mind maps;

– возможность сохранять карту в различных форматах (jpeg, pdf, html и др.);
– необходимо перед инсталляцией программы установить Java;
– невозможно прикреплять документы и файлы к веткам;
– графические элементы достаточно низкого качества, однако можно прикреплять собственные.


XMind — бесплатная программа по созданию ментальных карт, для регистрации достаточно заполнить небольшую форму на сайте. Данное программное обеспечение позволит организовывать сложную информацию и управлять ей, а также проводить совместные могзовые штурмы.

  • после регистрации на сайте можно выкладывать свои карты на одноименном интернет-ресурсе;

– за небольшую плату можно получить дополнительные возможности: аудиозаметки, совместное использование карты, информацию о задачах, фильтрацию, режим презентации;

– в бесплатной версии отсутствует конвертация файлов в pdf, текстовый документ, PowerPoint, MindManager.


E draw Mind Map (Free Version) — бесплатная программа для рисования ментальных карт, отличается от своих аналогов тем, что построена на векторной графике. Построение ментальных карт в данной программе напоминает сборку конструктора:

  • в любую часть рабочего пространства можно добавить картинку, стрелку, топик; 

  • много вариантов дизайна графических элементов (стрелки, топики, линии, фон);

  • большой простор для творчества, т.к. элементы можно добавлять в любую часть рабочего пространства;

  • можно при помощи «карандаша» рисовать линии любой формы и размера и подписывать их;

  • любой векторный редактор отличается от привычной работы с растровыми изображениями;

  • если нет опыта работы с векторной графикой, какое-то время нужно будет потратить на то, чтобы привыкнуть.

При работе с интеллект-картами следует помнить об указаниях, которые образно можно назвать «три «П»:

«Принимай» означает, что на первом этапе следует забыть какие бы то ни было предубеждения относительно ограниченности своих ментальных возможностей и строго следовать законам интеллект-карт и рекомендациям по их составлению.

«Применяй» относится ко второму этапу. Рекомендуется, чтобы на этом этапе составлялось не менее 100 интеллект-карт, применяя законы и рекомендации, вырабатывая и оттачивая собственный стиль и экспериментируя с интеллект-картами различных видов. Если требуется излагать информацию, применять интеллект-карты необходимо до тех пор, пока не почувствуется, что они стали естественным способом организации мыслей.

«Приспосабливай» относится к последующему непрерывному совершенствованию навыков работы с интеллект-картами.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем.















Заключение.


Одной из главных задач преподавателя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у детей сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение учащихся к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет – это учебный предмет, ставший «сферой целей» учеников в связи с тем или иным побуждающим его мотивом.

Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ребенка занятии, когда ему интересен предмет изучения.

Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учащихся, не давать остановиться в своем развитии более способным ученикам. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.











Литература:


1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004

  1. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99".

  2. Крылова А. С. Формирование ИКТ-компетентности в процессе реализации образовательной модели «Перевернутое обучение»// Academy 2016, № 1(4).

4. Мюллер Х. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей / Пер. с нем. В.В. Мартыновой, М.М. Демина. – М.: Омега-Л, 2007. – 126 с.

5. Формирование познавательных интересов школьников.// Под ред. Щукиной Г.И. Л., 2000.


Список использованных Интернет-источников:

  1. http://www.mnemonica.ru/mindmap/intellektualnye-karty-ot-toni-byuzena

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Карты_памяти

  3. http://en.mayer-team.ru/netcat_files/234/148/102010_02.pdf

  4. http://www.timesaver.ru/articles/a1223.php

  5. http://infobos.ru/str/305.html

  6. Николаева Н. В. http://mir-nauki.com/PDF/45PDMN315.pdf2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07

  7. 4. Василенко А. В. https://www.predmetnik.ru/conference_notes/69























25