Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 7»
Выступление на заседании МО
учителя математики
Пак Валентины Николаевны
На тему:
Межпредметный подход при организации и проведении проектно – исследовательской работы по предметам МО.
Основная цель школьного образования
В современных условиях проектно-исследовательские работы становятся важной частью образовательного процесса в средней общеобразовательной школе. Это объясняется тем, что данный вид деятельности обладает большим потенциалом для реализации индивидуального и личностно ориентированного подходов к каждому ученику. Существующий образовательный стандарт ориентирует учителя на организацию такого учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Интеграция проектно-исследовательской деятельности в учебный процесс помогает готовить выпускников, способных:
- быть социально ответственными;
- конструктивно сотрудничать с другими людьми;
- генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- самостоятельно добывать новые знания.
Основной задачей проекта в школе является получение знаний и осуществление межпредметных связей .
Проектная работа расширяет представления молодых людей о предметных областях, дает возможность увидеть и осмыслить межпредметные связи. Участие в такой деятельности, основанной на взаимодействии учителей, школьников, родителей, представителей различных учреждений, дает реальный жизненный опыт и способствует серьезным, осознанным и ответственным решениям в выборе будущей профессиональной деятельности. Работа над проектами дает возможность учащимся проявить себя и добиться успеха в различных видах деятельности, а не только учебной, и тем самым способствует формированию у детей позитивной самооценки. Ощущение успешности в проектной работе, в свою очередь, положительно влияет на результаты учебной деятельности.
Сущность межпредметной проектной деятельности
Межпредметные связи - это эрудиция учителя, его всесторонние знания
№ п/п
ФИО ученика
1.
Класс
Липин Юрий
2.
Демидова Наталия
Год
7
3.
Гусарова Алина
7
2006
4.
Тема проекта
«Мир многогранников»
2006
9
Королёв Игорь
5.
9
«В числовой бесконечной степи жило всеми любимое Пи»
2008
Липин Юрий
6.
«Ромбододекаэдр»
2008
9
Демидова Наталия
7.
«Замечательные точки и отрезки треугольника»
Тычинина Алена
2008
8.
9
Санжеева Мария
9
2008
9.
«Волшебные превращения полоски бумаги»
«Константа гармонии и красоты»
2008
Смирнов Денис
9
10.
11.
Корнилова Алена
«Невозможные фигуры»
9
2008
«Симметрия в живой природе»
8
Юрасова Елизавета
2008
12.
Торопова Алина
«Связь творчества Мориса Эшера с математикой»
2012
13.
9
Матвеева Мария
9
14.
2013
«Симметрия и асимметрия в архитектуре города Костромы»
Князева Олеся
2013
5
15.
«Симметрия вышивки Костромского края»
Шалыгина Анна
5
«Деревянное кружево на окнах: симметрия и своеобразие костромских наличников»
2014
«История Костромы в задачах по математике»
2015
6
«Костромской вундеркинд»
2016
«Задания курса математики 5 - 6 классов в КИМах ОГЭ и ЕГЭ»
Мой личный опыт по организации и проведению проектно – исследовательской 2006 работы 2016
Первым направлением в реализации межпредметных связей для меня стал предмет - информатика
Вывод:
Информатика, как прикладная наука, может быть связана с любым школьным предметом и это один из основных инструментов представления результатов проектной или проектно – исследовательской работы.
Вторым направлением в реализации межпредметных связей стала тема краеведения и истории Костромской области
Вывод:
Краеведение и история родного края – неисчерпаемый пласт для тем проектно - исследовательских работ по любому предмету, увлекательный и познавательный материал не только для учеников, но и для учителя .
Направление: «Краеведение и история родного края»
В моей копилке 5 проектно – исследовательских работ по этой теме
Торопова Алина
Корнилова Алёна
Юрасова Лиза
Князева Олеся
Матвеева Мария
Выводы о необходимости проектно – исследовательской работы
- Увеличение числа школьников, вовлечённых в проектно - исследовательскую деятельность способствует лучшему усвоению учебного материала в области изучаемого предмета.
- Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.
- Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.
- Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.
- Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению.
- Расширяется кругозор как учеников, так и педагогов.
- Развиваются универсальные учебные действия.
- Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.
- Ребята учатся анализировать полученные знания, систематизировать их, проводить классификацию, делать выводы, отстаивать свою точку зрения, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников, а ещё учатся себя презентовать.
- Развивается эстетический вкус.
- Растёт квалификация педагогов.
Итак,
подводя итоги своего опыта работы по организации проектной и исследовательской деятельности школьников я могу с уверенностью сказать, что в настоящее время очень трудно найти что - нибудь новенькое в отдельно взятом предмете. В отдельно взятой математике, отдельно взятой физике или отдельно взятой астрономии. Фундаментальные науки изучены предыдущими поколениями основательно и белых пятен там не осталось или почти не осталось. Поэтому я нахожу интересные темы на стыке наук, используя межпредметные связи. При таком подходе творческие работы перестают носить реферативный характер, становятся актуальными и носят элементы новизны.
И проектно – исследовательская работа, которую мы начали готовить в этом году с учениками 8 класса снова будет связана с краеведением и историей нашего родного города Костромы.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью собственными силами, собственным напряжением».
А. Дистервег
Спасибо за внимание.
- http://www.anypics.ru/pic/201301/1280x1024/anypics.ru-57647.jpg -синий фон с чертежом
- http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/l/line/rulla009.png - линейка, транспортир
- http://icons.iconarchive.com/icons/shlyapnikova/application/512/Compasses-icon.png - циркуль на голубом листе