СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межпредметный урок по теме «Компьютерное моделирование» с применением кластеров

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Межпредметный урок по теме «Компьютерное моделирование» с применением кластеров

Просмотр содержимого документа
«Межпредметный урок по теме «Компьютерное моделирование» с применением кластеров»

Межпредметный урок по теме «Компьютерное моделирование» с применением кластеров

Тип урока: метапредметный.

Раздел: информационные модели.

Цели: ознакомить с понятием и характеристикой компьютерного моделирования, основными видами компьютерных моделей; способствовать формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:

личностные: умение ориентироваться в межличностных отношениях, установление связи между целью и мотивом деятельности;

регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности действий, коррекция, оценка результата;

познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, моделирование, умения структурировать знания, осознанно и про-извольно строить речевое высказывание в устной форме;

коммуникативные: умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами русского языка.

Задачи:

образовательная – познакомить обучающихся с основными видами компьютерных моделей; продолжить формирование практических умений в разработке компьютерных моделей; систематизировать знания по теме «Моделирование как метод познания»;

развивающая – способствовать развитию логического мышления (умения сравнивать, делать выводы и классифицировать), познавательной активности, умения работать в парах, группах;

воспитывающая – прививать навыки самостоятельной работы; воспитывать умение высказывать личное мнение и прислушиваться к мнению другого.

Используемые технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо; коллективный способ обучения.

Оборудование: интерактивная доска, рабочие карты, задания на карточках, задания для работы в группах, фигурки человека, листы с изображением спирали развития, ноутбук.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Оформление доски

I. Организационный момент.

Демонстрируют готовность к уроку


II. Актуализация опорных знаний.

Включает видеоряд.

– В книге известного педагога я прочитала одну притчу.

Зачитывает притчу (см. Приложение 1 к уроку).






Слушают притчу.

Иллюстративный видеоряд: книга, храм, страницы книги, мудрец, люди, ангел, камень, мальчик, молодой человек.

– Что вы можете сказать об этой притче?

– Притча о жизни, о развитии человека.

– Как представляли себе мир люди до того, как появился ангел? И после?

– Вначале мир был прекрасен, люди развивались благодаря тем знаниям, которые получали из Книги жизни. А после того, как появился ангел…

– Оказывается, каждый человек представляет себе мир по-разному. Какой вывод можно сделать?

– Жизнь многолика. А Книгу жизни каждый пишет для себя самостоятельно.

– Посмотрите видеофрагмент.

Смотрят видеофрагмент.

Видеофрагмент «Родник жизни».

– Что вы можете сказать об увиденном?

– Здесь показано развитие жизни.


– Как происходит развитие жизни? Поделитесь своими впечатлениями.

– Оно происходит по определенным стадиям, и каждый раз эта стадия повторяется на новом уровне.


– Можно ли представить это схематично? Предложите свои варианты.

– Чаще всего развитие представляют в виде спирали жизни:

Предлагают варианты


Индивидуальное задание по карточкам.

– Сейчас я раздам трем ученикам карточки, в которых написано задание. Время для подготовки – 2 минуты. Мы должны будем угадать задуманный предмет.


Выполняют индивидуальное задание.

Отгадывают предметы.


– Какое общее название можно дать действиям?

– Мы создавали модели.


– Что такое модель?

– Модель – это прототип оригинала, отражающий некоторые его существенные признаки.


– Назовите тему сегодняшнего урока

– Компьютерное моделирование

Запись темы урока

III. Формирование новых знаний.



– Как называется процесс создания модели?

– Моделирование.


– Назовите основные виды моделей.

– Материальные, информационные модели.


– Какие модели вы создавали?

– Информационные.


– Предлагаю поработать самостоятельно с текстами и рабочими картами-кластерами (см. Приложение 2 к уроку). Итогом вашей работы будут кластеры, заполненные согласно той информации, которую вы получите, прочитав текст. В текстах можно делать пометки. Время для выполнения этой работы – 5 минут.






Самостоятельно работают с текстами.

На магнитную доску вывешивают листы А3.

Вызывает к доске одного из учеников с просьбой собрать кластер так, как он это сделал в рабочей карте.

Ученик выполняет работу у доски.

Представлены кластеры.

– Что для вас было новым в этом тексте?

– Узнали еще один вид моделей – компьютерные, их классификацию – расчетные, графические, имитационные.

На интерактивной доске виды компьютерных моделей.

– Дайте им краткую характеристику.

– Расчетные выполняются при помощи математических формул в компьютерной программе. Графические представляют собой наглядное изображение предмета, созданного в программе. Имитационные создают имитацию предмета или процесса, также в специальной компьютерной программе.

На магнитную доску вывешивают листы А3

– Предлагаю поработать в группах и создать модели «Биоритмы человека», используя справочный материал (см. Приложение 3 к уроку).
1-й группе необходимо собрать из предложенных вариантов формулу для расчета биоритмов человека.

2-й группе необходимо в программе Excel построить график биоритмов человека. 3-й группе необходимо из предложенных вариантов смайликов выстроить настроение вчерашнего дня. В результате работы у нас получатся три модели – расчетная, графическая и имитационная. Время для выполнения – 5 минут.

Организует выступления групп с отчетом о проделанной работе (см. Приложение 3 к уроку).







Выполняют задание.

1-я группа вывешивает результаты на доску.

2-я группа показывает результат работы на компьютере.

3-я группа вывешивает результаты на доску.


– Какой вывод вы можете сделать?

– Что у одной задачи несколько вариантов решения, которые можно выразить разными моделями


IV. Итог урока.

– Вернемся к той притче, с которой начали урок. Какую модель мы построили согласно этой притче?

– Каждый человек в своей жизни проходит по спирали личностного развития, выстраивая ее самостоятельно, и если человек где-то останавливается, то причина кроется в нем самом. Перед вами фигурки человека и листы со спиралью личностного развития. Развитие всегда начинается снизу вверх, то есть от момента рождения. Предлагаю каждому взять фигурку и прикрепить ее на спираль там, где, как вам кажется, вы находитесь в своем развитии. И расскажите, почему именно так вы решили.




– Желаю, чтобы вы не останавливались в своем личностном развитии ни перед какими трудностями, всегда шли вперед, преодолевая их с улыбкой. И чтобы ваша спираль развития росла с каждым днем




– Спираль развития.












Прикрепляют фигурку человека и объясняют, на каком этапе развития находятся



На интерактивной доске спираль развития

Приложения к уроку «Компьютерное моделирование»

Приложение 1

Притча о книге жизни

Была у людей дарованная Богом Книга жизни. Она покоилась в Храме знаний. Книга была чудотворная: каждый день в полночь в ней появлялась новая страница, на которой были записаны новые знания.

И был у людей Мудрец, которому были доверены Храм и Книга.

С наступлением полночи он с трепетом ждал мгновения, когда появится новая страница, потом до утра изучал новые знания. И с восходом солнца на главной площади передавал их людям.

Люди, воодушевленные Мудрецом, в тот же день претворяли эти знания в жизнь, становясь при этом краше, умнее, сильнее.

Но вот однажды, когда Мудрец изучал очередную страницу книги, перед ним возник лукавый в образе ангела, который запретил Мудрецу давать людям новые знания и положил камень на новую страницу.

Мудрец, удивленный произошедшим, спросил у ангела: «А что же я буду рассказывать людям?». На что ангел ответил: «Говори то, что записано на страницах книги до сегодняшнего дня. И так до тех пор, пока не будет снят запрет». Мудрец не стал перечить. Шло время. Страниц под камнем становилось все больше и больше. Но Мудрец не нарушал запрета. Постепенно жизнь людей стала приобретать серые краски. Люди начали быстро стареть и рано умирать, а дети либо были скучными, как старики, либо недоумками. И о Книге жизни и Храме знаний люди забыли.

И вот однажды, войдя в Храм знаний, Мудрец увидел маленького мальчика. Сбросив камень с Книги, он с упоением вчитывался в запретные страницы.

И пока он читал, с него сходила преждевременная старость, и после того как им была дочитана последняя страница, перед Мудрецом стоял двадцатилетний одухотворенный молодой человек. Молодой человек обратился к Мудрецу: «Я слушал тебя десять лет и, слушая, старел, а не рос. Мне нужна была свежая пища для духа, а ты давал негодную. Почему ты положил камень?». И Мудрец рассказал, что с ним произошло. «Запрет от лукавого, и он в тебе самом!..», – сказал молодой человек и тихо ушел.

Приложение 2

Текст для составления кластера
по теме «Компьютерное моделирование»

Человечество в своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной и др.) постоянно создает и использует модели объектов окружающего мира. Строгие правила построения моделей сформулировать невозможно, однако человечество накопило богатый опыт моделирования различных объектов и процессов.

Модели играют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных технических устройств, машин и механизмов, зданий, электрических цепей и т. д.

Развитие науки невозможно без создания теоретических моделей (теорий, знаний, гипотез и т. д.), отражающих строение, свойства и поведение реальных объектов. Создание новых теоретических моделей иногда коренным образом меняет представления человечества об окружающем мире.

Все модели можно разбить на три больших класса: модели материальные, модели информационные и модели компьютерные.

Материальные модели позволяют представить в материальной, наглядной форме объекты, недоступные для непосредственного исследования.

Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме, а также в форме таблиц, блок-схем, графов.

Компьютерные модели можно разделить на 3 группы:

1) расчетные – это программы, реализующие расчеты состояния моделируемой системы по ее математической модели;

2) графические – это визуальное представление объектов, которые настолько сложны, что их описание иными способами не дает человеку ясного понимания. Здесь наглядность модели выходит на первый план;

3) имитационные – воспроизводят поведение сложных систем, элементы которых могут вести себя случайным образом, иначе говоря, поведение которых заранее предсказать нельзя.

Рабочая карта-кластер
«Компьютерное моделирование»



Приложение 3

Справочный материал к проблеме «Биоритмы человека».

Считается, что биоритмы человека включают в себя три циклических процесса, описывающих три стороны самочувствия человека: физическую, эмоциональную, интеллектуальную. Биоритмы характеризуют подъемы и спады нашего состояния.

За точку отсчета всех трех биоритмов берется день рождения человека. Все три биоритма в этот день пересекают ось абсцисс.

Физический биоритм характеризует жизненные силы человека. Периодичность физического биоритма – 23 дня.

Эмоциональный биоритм характеризует внутренний настрой человека. Его продолжительность – 28 дней.

Интеллектуальный биоритм характеризует мыслительные способности. Цикличность его – 33 дня.

Повсеместно используется формула:

B = (sin (2pi  (t – f)/P))  100 %, где P = {23, 28, 33},

B – состояние биоритма в % (может выражаться как состояние относительно нуля, а также как состояния нарастания или спада),

pi – число π,

t – количество дней относительно нуля единиц измерения до текущего момента,

f – количество дней от нуля единиц измерения времени до даты рождения,

P – фаза биоритма.

Модель «Биоритмы человека»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!