МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»
Методическая разработка мероприятия
«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания ребёнка. Сказкотерапия»

Составитель: Бобылева Н.И., преподаватель,
студенты группы 3 Бш
Краснодар, 2016 год
Тема мероприятия: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания ребёнка»
Ответственный организатор: группа 3 Бш
Место проведения мероприятия: ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж».
Цель проведения мероприятия:
Задачи мероприятия:
1)
2)
3)
№ п/п | Структура мероприятия | Содержание мероприятия | Примечания |
1. | Вступительная часть | -Здраствуйте, сегодня мы с вами поговорим о влиянии сказок на детей, на формирование их характера, о том как важна сказка для формирования личности ребёнка. Вводная беседа. | Проводит студентка гр.3Бш Барылко А. (ПРИЛОЖЕНИЕ А) |
2. | Основная часть | 1. Психологический тренинг «Любимые и нелюбимые сказки» И.В. Вачков Цель: развитие творческого мышления, формирование навыков эффективной коммуникации, развитие эмпатии. Время: 15 минут. Инструкция: участники сидят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить свою любимую детскую сказку. Сообщения участников фиксируются на доске. Затем вспоминаем нелюбимую по какой-либо причине сказку, записываем. Затем проводим анализ сказок. Выясняем, по какой причине нравилась / не нравилась эта сказка. Ведущий организует обсуждение, предлагая участникам тренинга вопросы. 2. Мини-лекция «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания ребёнка» 3. Упражнение «Постановка любимой-нелюбимой сказки » Цель: развитие творческого мышления, формирование навыков эффективной коммуникации, развитие эмпатии. Время: 15 минут. Инструкция: В ситуации наличия сказки, оказавшейся любимой одним участником и нелюбимой другим, ведущий объявляет их двоих руководителями, имеющими право набрать себе команды. Затем они готовятся в течении 5 минут. По истечении отведённого времени команды поочерёдно представляют подготовленные спектакли. 4.Заключительная беседа За сегодняшнее мероприятие мы постарались вам рассказать о влиянии сказок на детей младшего школьного возраста на вашем личном примере. Вы сами убедились, что сказки способствуют развитию воображение речи, а при использовании различных приёмов работы со сказкой, способствует развитию артистизма, сплоченности коллектива и множеству других качеств. | Проводит студентка гр.3Бш Верлупова Д. (ПРИЛОЖЕНИЕ Б) Проводит студентка гр.3Бш Барылко А. (ПРИЛОЖЕНИЕ В) Проводит студентка гр.3Бш Верлупова Д. (ПРИЛОЖЕНИЕ Д) Проводит студентка гр.3Бш Барылко А. (ПРИЛОЖЕНИЕ Е) |
3. | Рефлексия | Анализ «От себя» Время проведения: 5-7 минут Цель: вызвать стремление перечитать сказку, переосмыслить ее содержание. Инструкция: На этом этапе каждый рассказывает о своих переживаниях, возникших во время исполнения роли и анализа их ролей, о появившихся мыслях. Самое главное здесь - дать возможность каждому полностью высказаться. | Самоанализ, самооценка |
4. | Итог мероприятия | Коллективное обсуждение мероприятия. Что было самым интересным? Какие были недостатки? | |
Приложение А
Презентация «Сказкотерапия»
Приложение Б
Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает всем назвать свою любимую детскую сказку. Сообщения участников фиксируются на доске или планшете. Следует заметить, что довольно часто кто-нибудь из участников уточняет — идет ли речь о сказке, которая нравилась в детстве, или о той, которая нравится сейчас? Думается, что для «чистоты» упражнения лучше называть именно сказки своего детства. Бывает, что участникам трудно вспомнить названия сказок или вспоминается не одна какая-то сказка, а сборник. В таких случаях можно записать, например, так: «татарские народные сказки» или «сборник английских сказок». Не возбраняется называние двух и более сказок.
После того, как список любимых сказок исчерпывается, ведущий обращается к участникам с просьбой вспомнить такую сказку из детства, которая по каким-то причинам не нравилась. Хотя некоторым участникам оказывается чрезвычайно трудно вспомнить нелюбимую сказку (они полагают, что в детстве им нравились абсолютно все сказки), большинство людей с готовностью называют такие сказки — порой значительно активней, чем в случае любимых. Последний факт наводит на размышления о необходимости специальной психологической работы с нелюбимыми сказками. Если влияние любимых сказок детства на проблемы, актуализировавшиеся во взрослом возрасте, на развитие личности и в целом на формирование жизненного сценария довольно подробно описано в специальной литературе (см. работы Э. Берна, Х. Дикманна и других), то значение нелюбимых сказок для психического развития изучено пока явно недостаточно.
Список нелюбимых, не нравящихся участникам сказок желательно фиксировать на том же листе планшета (или на доске) напротив первого списка. Эти списки могут быть разделены вертикальной чертой. Так удобней сравнивать наборы сказок.
— анализ причин любви-нелюбви к некоторым сказкам. Ведущий организует обсуждение, предлагая участникам тренинга следующие вопросы:
-Почему вам нравится именно эта сказка?
-Что в ней казалось вам особенно привлекательным?
-Примерно в каком возрасте вы познакомились с этой сказкой?
-Перечитывали ли вы эту сказку, став старше?
-Изменилось ли ваше отношение к сказке с возрастом?
Аналогичный набор вопросов задается и при обсуждении нелюбимых сказок; разница, как вполне очевидно, состоит только в добавлении частицы «не» в первом вопросе и замене слова «привлекательным» на слово «отталкивающим» во втором. Любопытно, что среди причин привлекательности сказок называются яркость возникавших образов, позитивная эмоциональная насыщенность, увлекательность сюжета, красота иллюстраций в книжке и т.п., а причинами нелюбви к определенным сказкам являются пугающие образы, трагичность событий, нарушения нравственных норм героями и «плохой» конец сказочной истории.
Приложение В
Мини-лекция
Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на освоение социальной действительности, повышает познавательную активность школьников.
Период школьного детства наиболее благоприятен для нравственного воспитания ребёнка, поскольку впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
Именно ввиду своей высокой значимости, проблема нравственного воспитания школьников всегда находилась в центре внимания выдающихся педагогов, среди них В.А. Сухомлинский, А.М. Виноградова, В.И. Логинова, Б.Т. Лихачёв и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления нравственного воспитания в школьном образовательном учреждении.
На наш взгляд, одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в школе является сказка. Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют становлению нравственных представлений. В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа. На каждом возрастном этапе усваиваются более сложные нравственные понятия. Обогащение содержания речи, правильный выбор речевых средств определяют эффективность воспитательного процесса. На формирование нравственных представлений в школьном возрасте направлены воспитательные возможности сказки. Известно, что сказка – древнейший жанр народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Этим определяется огромное воспитательное значение сказочной фантастики. С древнейших времён русские народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. Для сказок характерен наглядный и убедительный показ хорошего и плохого, доброго и злого на основе контрастных противопоставлений: резко и определенно выраженные добро, красота, правдивость, честность показаны рядом с безобразием, злом, несправедливостью. Например, Крошечка-Хаврошечка в одноименной сказке — олицетворение доброты и трудолюбия, а ее мачеха — жестокости и коварства; противопоставляются нравственные качества дочери и падчерицы в сказке «Морозко»; кота и лисы в сказке «Кот, петух и лиса» и т.д. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок почти всегда отождествляет себя с положительным героем, а значит, сказка прививает добро, формирует навыки эмпатии у ребёнка.
Работа, проводимая нами с детьми по сказкам, включает нетрадиционные приемы при её организации развивает сферу чувств, будит соучастие, сострадание, формирует нравственные представления, развивает различные способности детей.
Воспитательное значение сказки огромно, и поэтому особенно в школьном, сензитивном для формирования различных свойств и качеств в человеческой личности возрасте, важно использовать её как сильное, и в тоже время не навязчивое педагогическое средство.
В тоже время формирование нравственных представлений младших школьников через сказку – результат длительной и глубокой творческой работы. В системе воспитательно-образовательного процесса в ОУ нравственное воспитание занимает важное место, поскольку за ним стоит не только формирование нравственных качеств человека, но всей гармонично развитой личности в целом: её духовных потребностей, нравственных идеалов, умственных способностей.
Анализ проблемы в психолого-педагогического литературе показал, что в последнее время произошло осознание и актуализация осуществления нравственного воспитания в ОУ и в тоже время понимание воспитательных возможностей сказки позволяет педагогам практикам все чаще обращаться к поиску наиболее эффективных приёмов работы со сказкой, чтобы она являлась средством формирования нравственных представлений .
Данные факты свидетельствуют об актуальности изучения этого вопроса. Изучая проблему в литературе, мы сделали вывод, что сказка, при её правильном использовании в педагогическом процессе ОУ может являться эффективным средством формирования нравственных представлений младших школьников.
Исследование, проведённое нами на практике в школе, показало, что при использовании в работе с детьми сказок с ярко выраженными нравственными понятиями и нетрадиционных приёмов работы со сказкой у детей легко формируются нравственные представления, являющиеся основой нравственного воспитания.
Это свидетельствует о том, что гипотеза, заявленная нами в начале работы, подтвердилась. Действительно, сказка является эффективным средством формирования нравственных представлений детей младшего школьного возраста при её правильном и систематическом использовании, то есть если в процессе работы со сказкой воспитатель способствует переводу наглядных образов в обобщённые нравственные представления у детей.
Формируя нравственные представления у ребёнка в младшем школьном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Приложение Г
Упражнение постановка «любимой-нелюбимой» сказки. Почти всегда обнаруживается сказка, которая попадает в оба списка. Вот с ней-то и предстоит дальнейшая работа. Если никаких совпадений в списках нет (в моей практике такого ни разу не случалось) или совпадений оказалось несколько, то ведущий может предложить участникам группы сказку по своему усмотрению.
В ситуации наличия сказки, оказавшейся любимой одним участником и нелюбимой другим, ведущий объявляет их двоих руководителями, имеющими право набрать свои команды. Они получают право по очереди называть имя человека, которого они берут в свою команду. Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. Ему самому дается право выбора команды.
Ведущий предлагает командам выбрать из сказки сценку или ряд сцен по своему усмотрению и подготовить маленький драматический спектакль. Главное условие — чтобы в спектакле были заняты все участники команды. По истечении отведенного времени команды поочередно представляют подготовленные спектакли.
Приложение Д
Каждый из участников рассказывает о своих переживаниях, возникших во время исполнения роли и анализа из ролей, о появившихся мыслях. Самое главное здесь — дать возможность каждому полностью высказаться.
Такая работа вызывает стремление перечитать сказки, переосмыслить их содержание. Часто на следующем занятии происходит возвращение к событиям предыдущего. Участники выражают желание сообщить о том, как эта процедура повлияла на их поведение.