Тема урока: Товар и деньги. 8 класс.
Цель урока: подвести учащихся к пониманию товара в обществе людей; роли денег как средства обращения, накопления и меры стоимости.
Задачи урока:
формирование следующих понятий: товар, его свойства, их функции. Познакомить с основным законом бизнеса.
Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы; работать в группах, работать с текстом учебника.
Способствовать воспитанию у учащихся умения свободно ориентироваться в условиях рыночной экономики.
Ожидаемые учебные результаты.
После изучения темы учащиеся должны:
- знать, что такое товар, и какими свойствами он обладает;
- понимать, какую роль выполняют деньги в человеческом обществе и каковы их функции;
- уметь пояснить основной закон бизнеса, иллюстрируя ответ конкретными примерами, знакомыми ученику из реальной жизни;
- раскрывать сущность таких понятий как товар, деньги, покупательная способность.
Формы работы учащихся – объяснение, выступление учащихся, , групповая работа, самостоятельная работа.
Необходимое техническое оборудование
Компьютер, проектор, экран, набор ЦОРов из Единой коллекции ЦОР/
План урока.
Что такое товар, и какими свойствами он обладает?
Деньги и их функции.
а) деньги как средство обращения;
б) деньги как мера стоимости;
в) деньги как средство накопления.
3. Товарно-денежные отношения между людьми и их объединениями.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока.
Организационный момент.
Повторение домашнего задания (10 мин.)
Вопросы и задания учащимся | Предполагаемый ответ |
1 Что такое экономика? | Экономика – наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределению, обмена и потребления |
2. Что ресурсы | Ресурсы- денежные средства, ценности, запасы, возможности., источники средств, доходов. |
3. Можно ли назвать экономикой ведение домашнего хозяйства? | Да, можно. |
4. Назовите 4 основных ресурса (факторы производства) | Это земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность. |
Изучение нового материала.
Отгадайте загадку:
Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат. (Деньги)
Звучит песня « Мани» в исполнении группа» Абба»
Учитель объявляет тему урока, записывает её на доске, формулирует цель и задачи урока, знакомит с планом урока:
- Наша задача на уроке: узнать, что такое товар, какими свойствами он обладает; понять какую роль выполняют деньги, каковы их функции, в чём суть бизнеса и торговли.
Организуя изучение новой темы, учитель предлагает ребятам прочитать слова, записанные на слайде и попытаться определить, какие из них могут рассматриваться как товар.
Работа с со слайдом
Учитель повторяет вопрос:
- Какие из этих слов могут рассматриваться как товар?
Выслушав выступления учеников, учитель просит пояснить, какие критерии были положены в основу отбора слов.
Дети вместе с учителем дают определение товару:
- Товар – продукт труда, произведённый для продажи.
«Свойства товара»
Свойства товара.
Удовлетворяет потребность людей в чём-либо | Имеет определённое соотношение с другими товарами, в соответствии с которыми товары могут обмениваться |
Учащимся предлагается конкретизировать эти свойства товара на примере таких товаров, как телевизор или автомобиль. Необходимо пояснить, что в современном обществе большую роль играют услуги. Это особая деятельность, которая удовлетворяет наши потребности. Например, за деньги стоматолог, имеющий лицензию, предоставляет услуги – лечит зубы, а другой специалист – юрист – консультирует своего клиента по сложному вопросу.
Чтобы приобрести товар и получить услугу, необходимо заплатить деньги – мудрое изобретение человечества. Учитель предлагает заслушать
сообщение «О происхождении денег».
Учитель на слайде схему «Функции денег».
Работа в группах.
Учитель делит класс на три группы.
Задание: познакомиться с основными функциями денег по тексту учебника стр. 71-72, ответить на вопросы.
1 группа: Какова роль денег как средства обращения? Привести примеры.
2 группа: Какова роль денег как меры стоимости? Привести примеры.
3 группа: Какова роль денег как средства накопления? Привести примеры.
Время – 5 мин.
Учитель выслушивает ответы ребят, корректируя их и обобщая.
Вывод: Деньги, реализуя функцию средства обращения, делают удобным и простым товарообмен; как мера стоимости они позволяют выразить в денежной единице стоимость любого товара, а как средство накопления позволяют сосредоточить у себя богатства, делать сбережения.
С функциями денег тесно связано такое понятие как покупательная способность – количество товаров и услуг, которые мы можем купить на наши деньги.
С этим мы сталкиваемся на рынке, в магазинах. (Учащиеся приводят примеры из реальной жизни).
Учитель предлагает для обсуждения две проблемы:
Что будет, если в стране много денег, но мало товаров?
К чему может привести обратный процесс, когда денег мало, а товаров много?
Учащиеся знакомятся с таким понятием как:
инфляция – переполнение сферы обращения бумажными деньгами из-за чрезмерного их выпуска по сравнению с потребностями в действительных деньгах – золоте.
Инфляция выражается в обесценивании денег по отношению к золоту, сопровождается ростом цен и падением реальной зарплаты, а другая ситуация характеризуется девальвацией.
Учитель предлагает познакомиться с основным законом бизнеса.
Товар и деньги в экономике связаны формулой: деньги – товар – деньги, которая записывается так: Д – Т – Д. Она выражает суть бизнеса и торговли.
Учитель предлагает смоделировать ситуацию, представив, что у ребят есть деньги, посредством которых они решают организовать производство товаров. А произведя товар – продавать их, получив большую сумму денег.
Закрепление изученного на уроке.
Составление синквейна. Напоминаем правила написания:
1 строка – имя существительное /говорит учитель/,
2 строка – 2 прилагательных,
3 строка – 3 глагола,
4 строка – краткое утвердительное предложение,
5 строка – синоним первой строки.
тесты
5 Рефлексия
Для этого используем метод рефлексии. У каждого на парте лежат карточки красного, желтого и коричневого цвета. Учащимся предлагается определить, насколько важную для себя информацию они получили на уроке, пригодится ли им она в будущей жизни. Для этого необходимо взять нужную карточку и положить ее на стол учителя. «Да» - красная; «Не знаю» - желтая; «Нет» - коричневая.
Подведение итогов урока, выставление оценок за урок.
Домашнее задание.
Параграф 10, ответить на вопросы к параграфу , Выполнить практикум на стр.75.