СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине « Русский язык и литература. Литература»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для выполнения внеаудиторных работ по литературе

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине « Русский язык и литература. Литература»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«РЕЖЕВСКОЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»





Рассмотрено:

на заседании ЦК________________

Протокол №_____

от «_____»_____________20____г.






Методические указания по выполнению

внеаудиторных

самостоятельных работ

по учебной дисциплине « Русский язык и литература. Литература»

для специальностей 09.02.01. « Компьютерные системы и комплексы»

08.02.01. « Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»













г. Реж, 2017г.









Рекомендована экспертной группой ГАПОУ СО «Режевской политехникум»

Протокол № ____ от «___» ____________20_______г.


Председатель экспертной группы __________ ______________








Составитель: Чепчугова Н.В.


































Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Общие рекомендации

3. Алгоритмы выполнения различных видов самостоятельной

работы.

4. Составление опорных конспектов по темам (общие требования).

5. Тематика опорных конспектов, график сдачи.

6 Работа над сочинением.

7. Оценка сочинений.

8. Тематика сочинений, график сдачи.

9. Этапы работы над рефератом, темы рефератов, график сдачи.

10. Работа над презентацией, темы презентаций.

12.Составление кроссвордов по темам.

13. Работа над сообщением.

14. Составление тестов по темам.

15.Приложения.

16. Список литературы.





























Пояснительная записка


Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Быстро развивающимся науке и технике, всему народному хозяйству нашей страны нужны сейчас не просто знающие люди, а люди творческого склада, инициативные и пытливые, способные активно трудиться, развивать науку, технику, культуру. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин, в процессе трудового обучения, а также на основе жизненного опыта. Для решения этих задач необходима целая система работы.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • систематизация и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений;

  • углубление и расширение теоретических знаний;

  • формирование умений использовать справочную и специальную литературу;

  • развития познавательных способностей и активности студентов;

  • формирования самостоятельности мышления.

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы студентов:

– работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);

– подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и Интернет-информация);

– создание мультимедийных презентаций;

– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).

В рамках самостоятельной работы студентами может быть выполнен индивидуальный проект.















В результате изучения учебной дисциплины « Русский язык и литература. Литература» студент должен:

Знать/понимать:

З.1- образную природу словесного искусства;

З.2- содержание изученных литературных произведений;

З.3- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

З.4- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия:

З.4.1- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

З.4.2- основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

У.1- воспроизводить содержание литературного произведения;

У.2- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

У.2.1-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь)

У.2.2- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

У.3- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

У.3.1- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

У.3.2- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

У.3.3- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

У.3.4- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

У.3.5.- выявлять авторскую позицию;

У.4- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

У.5- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

У.6- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

У.7- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

У.7.1- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

У.7.2 - участия в диалоге или дискуссии;

У.7.3- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

У.7.4- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

У.7.5- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.












В результате изучения дисциплины студент должен сформировать следующие общие компетенции:


ОК.1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК.2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК.3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

ОК.4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК.6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

ОК.7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;

ОК.8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК.9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
















1. Общие рекомендации студентам по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ:



  1. Внимательно выслушайте или прочитайте тему, цели и задачи самостоятельной работы.

  2. Обсудите текст задания с преподавателем и группой, задайте вопросы – нельзя оставлять невыясненными или непонятыми ни одного слова или вопроса.

  3. Внимательно прослушайте рекомендации преподавателя по выполнению самостоятельной работы.

  4. Ознакомьтесь с графиком самостоятельных работ обучающихся по предмету, если требуется, уточните время, отводимое на выполнение задания, сроки сдачи и форму отчета у преподавателя.

  5. Внимательно изучите письменные методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы («методичку»).

  6. Ознакомьтесь со списком литературы и источников по заданной теме самостоятельной работы.

  7. Повторите весь теоретический материала по конспектам и другим источникам, предшествовавший самостоятельной работе, ответьте на вопросы самоконтроля по изученному материалу.

  8. Подготовьте все необходимое для выполнения задания, рационально (удобно и правильно) расположите на рабочем месте. Не следует браться за работу, пока не подготовлено рабочее место.

  9. Продумайте ход выполнения работы, составьте план, если это необходимо.

  10. Если вы делаете сообщение или доклад, то обязательно прочтите текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.

  11. Если ваша работа связана с использованием ИКТ, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания.

  12. Если при выполнении самостоятельной работы применяется групповое или коллективное выполнение задания, старайтесь поддерживать в коллективе нормальный психологический климат, грамотно распределить роли и обязанности. Вместе проводите анализ и самоконтроль организации самостоятельной работы микрогруппы.

  13. Не отвлекайтесь во время выполнения задания на посторонние не относящиеся к работе, дела.

  14. При выполнении самостоятельного практического задания соблюдайте правила техники безопасности и охраны труда.

  15. В процессе выполнения самостоятельной работы обращайтесь за консультациями к преподавателю, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения задания.

  16. По окончании выполнения самостоятельной работы составьте письменный или устный отчет в соответствии с темой и методическими указаниями по оформлению отчета, которые вы получили от преподавателя или в методических указаниях.

  17. Сдайте готовую работу преподавателю для проверки точно в срок.

  18. Участвуйте в обсуждении и оценке полученных результатов самостоятельной работы (общегрупповой или в микрогруппах).

  19. Участвуйте в обсуждении полученных результатов работы.








































Тематика и формы отчетности по самостоятельному изучению учебного материала

п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

Литература

Форма отчетности

Раздел. Развитие русской литературы культуры первой половины 19 века.

8



Общая характеристика русской литературы и культуры первой половины 19 века.

2

http://lit-helper.com

Обернихина Г.А. «Литература»

конспект

Жизненный и творческий путь

А.С. Пушкина.

2

http://lit-helper.com

Обернихина Г.А. «Литература»

презентация

Жизненный и творческий путь

М.Ю. Лермонтова.

2

Обернихина Г.А. «Литература»

презентация

Жизненный и творческий путь

Н.В. Гоголя.

2

http://lit-helper.com

Обернихина Г.А. «Литература»

тест

Раздел. Особенности развития русская литература второй половины 19 века.

8



Общая характеристика русской литературы второй половины 19 века.

2

Обернихина Г.А. «Литература»

конспект

Жизненный и творческий путь

А.Н. Островского.

2

Обернихина Г.А. «Литература»

презентация

Роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

1

Обернихина Г.А. «Литература»

тест

Роман-эпопея «Война и мир»

Л.Н. Толстого.

2

Обернихина Г.А. «Литература»

кроссворд

А.П. Чехов. Рассказы и повести.

1

http://lit-helper.com

Обернихина Г.А. «Литература»

тест

Раздел. Поэзия второй половины

19 века.

8



Общая характеристика поэзии второй половины 19 века.

2

Обернихина Г.А. «Литература»

конспект

Жизнь и творческий путь

Ф.И. Тютчева.

2

http://lit-helper.com

Обернихина Г.А. «Литература»

реферат

Жизнь и творческий путь А.А. Фета.

2

http://lit-helper.com

Обернихина Г.А. «Литература»

реферат

Жизнь и творческий путь

А.К. Толстого.

2

http://lit-helper.com

Обернихина Г.А. «Литература»

конспект

Раздел. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале 20 века.

18



Общая характеристика литературы начала 20 века.

2

Агеносов В.В. «Русская литература ХХ века»

доклад

Жизнь и творческий путь

А.И. Куприна.

2

http://lit-helper.com

Обернихина Г.А. «Литература»

презентация

Серебряный век русской поэзии.

2

http://slova.org.ru

http://feb-web.ru

конспект

Символизм.

2

http://slova.org.ru

http://feb-web.ru

конспект

Акмеизм.

2

http://slova.org.ru

http://feb-web.ru

конспект

Футуризм.

2

http://slova.org.ru

http://feb-web.ru

конспект

Новокрестьянская поэзия.

2

Агеносов В.В. «Русская литература ХХ века»

презентация

Жизненный и творческий путь

М. Горького.

2

http://lit-helper.com

Обернихина Г.А. «Литература»

презентация

Жизненный и творческий путь

А.А. Блока.

2

Агеносов В.В. «Русская литература ХХ века»,

Обернихина Г.А. «Литература»

кроссворд

Раздел. Особенности развития литературы 1920-х годов.

1



Общая характеристика литературы 1920-х годов.

1

Агеносов В.В. «Русская литература ХХ века»

презентация

Особенности развития литературы 1930 -начала 1940-х годов.

5



Общая характеристика литературы 1930 - начала 1940-х годов.

1

Агеносов В.В. «Русская литература ХХ века»

презентация

М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».

2

http://lit-helper.com

Обернихина Г.А. «Литература»

конспект

М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон».

2

http://lit-helper.com

Обернихина Г.А. «Литература»

конспект

Раздел. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

6



Общая характеристика литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

2

Агеносов В.В. «Русская литература ХХ века»

презентация

Жизненный и творческий путь

А.А. Ахматовой.

2

http://lit-helper.com

Агеносов В.В. «Русская литература ХХ века»

презентация

Жизненный и творческий путь

Б.Л. Пастернака.

2

Агеносов В.В. «Русская литература ХХ века»

конспект

Особенности развития литературы 1950 -начала 1980-х годов.

4



Общая характеристика литературы 1950 -начала 1980-х годов.

2

Агеносов В.В. «Русская литература ХХ века»

доклад

Жизненный и творческий путь

А.И. Солженицына.

2

Агеносов В.В. «Русская литература ХХ века»

тест

Итого

58



























Памятка студенту

«Алгоритмы выполнения различных видов самостоятельной работы»


пп

Вид самостоятельной работы

Методические указания

1.

Проработка конспектов занятий

- ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников;

- прочитайте лекционный материал по своему конспекту, стараясь выделить основные понятия, важные определения чернилами другого цвета, формулы обведите рамкой, связи укажите стрелками;

- найдите ответы на контрольные вопросы в своем конспекте и в рекомендованной литературе;

- найдите в словаре значение незнакомых слов и терминов;

- оформите ответы на вопросы по материалу конспекта;

- проводите самоконтроль.

2.

Подготовка сообщений

- ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников;

- изучите материал, касающийся темы сообщения не менее чем по двум рекомендованным источникам;

- составьте план сообщения, запишите его;

- проработайте найденный материал, выбирая только то, что раскрывает пункты плана;

- составьте список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал суть содержания;

- составьте окончательный текст сообщения;

- оформите материал сообщения;

- прочтите текст сообщения вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию;

- ответьте после чтения на вопросы и задания к текстам источников;

- перескажите сообщение еще раз;

- проводите анализ и самоконтроль работы над сообщением.

3.

Составление кроссвордов

- ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.

- повторите теоретический материал, соответствующий теме кроссворда, воспользовавшись материалов учебника, справочной литературой, конспектом лекции;

- продумайте вопросы по вертикали и горизонтали, соблюдая правила составления кроссвордов;

- составьте сетку-эталон кроссворда, сразу вписывая в сетку слова-ответы; составление кроссворда начинают с самых длинных слов; слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа;

- запишите определения к словам по горизонтали и вертикали;

- проведите анализ и самоконтроль составленного кроссворда, проверьте орфографию;

- оформите второй вариант кроссворда с пустой сеткой

4.

Работа с таблицами

- ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников;

- повторите лекционный материал и учебный материал, касающейся выбранной темы;

- внимательно изучите разделы таблицы, названия строк и столбцов;

- продумайте ход заполнения таблицы;

- заполните ячейки таблицы;

- оформите таблицу в соответствии с требованиями к оформлению таблиц;

- проведите анализ и самоконтроль таблицы.

5.

Поиск информации в Интернете

- внимательно изучите тему и формулировку задания;

- выпишите ключевые слова, чтобы определить объект поиска, сформулировать, какую информацию необходимо найти;

-правильно будет дать в запрос одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой;

- откройте браузер и воспользуйтесь наиболее распространенными поисковыми машинами (Яндекс, Google, Rambler, Mail или Nigma);

- введите запрос и проверьте орфографию запроса;

- выберите в результатах поиска тот документ, содержание которого ближе к искомой теме, чем остальные, и нажмите на ссылку «найти похожие документы»;

- изучите несколько (до 10-ти) документов, соответствующих запросу, критически осмысливая, сравнивая и анализируя найденную информацию;

- заполните форму отчета (можно копировать фрагменты информации с сайтов);

- обязательно скопируйте адреса сайтов, информацией которых воспользовались, чтобы дать ссылку на авторство в своем отчете.





























Составление опорных конспектов по темам


Преподавателем обозначается тема написания опорного конспекта.

Опорный конспект (ОК) – это развернутый план предстоящего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь последовательно изложить тему.

Правильно составленный опорный конспект должен содержать все то, что в процессе ответа необходимо озвучить. Это могут быть чертежи, графики, формулы (если требуется, с выводом), формулировки основных законов, определения.


Основные требования к содержанию опорного конспекта:


  1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

  2. Логически обоснованная последовательность изложения.


Основные требования к форме записи опорного конспекта:


  1. Лаконичность. ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было воспроизвести за 6-8 минут. По объёму он должен составлять примерно один полный лист.

  2. Структурность. Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или строчными пробелами.

  3. Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по вертикали, по диагонали).

  4. Автономия. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).

  5. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он должен быть наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю.

  6. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом учебника, что так же влияет на усвоение материала.









Примерный порядок составления опорного конспекта:


  1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе.

  2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.

  3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, графиков, рисунков.

  4. Составление опорного конспекта.


Конспект – это работа с другим источником.

Цель – зафиксировать, переработать тот или иной научный текст.

Конспект представляет собой дословные выписки из текста источника. При этом конспект – это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике.

План-конспект представляет собой детальную проработку источника: составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы источника, но и частные. К каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.

Общую последовательность действий при составлении текстуального конспекта можно определить таким образом:

  1. Уяснить цели и задачи конспектирования.

  2. Ознакомиться с произведением в целом: прочитать предисловие, введение, оглавление и выделить информационно значимые разделы текста.

  3. Внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места.

  4. Составить конспект.

Опорный конспект – это развернутый план вашего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь последовательно изложить тему, а преподавателю лучше понять и следить за логикой ответа.

Опорный конспект должен содержать все то, что вы собираетесь предъявить преподавателю в письменном виде. Это могут быть чертежи, графики, формулы, формулировки законов, определения, структурные схемы.

Основные требования к содержанию опорного конспекта.

Полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса.

Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта.

Опорный конспект должен быть понятен не только вам, но и преподавателю. По объёму он должен составлять примерно один – два листа, в зависимости от объёма содержания вопроса.

Должен содержать, если это необходимо, несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или пробелами.

Не должен содержать сплошного текста.

Должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).


Методика составления опорного конспекта:

- разбить текст на отдельные смысловые пункты;

- выделить пункт, который будет главным содержанием ответа;

- придать плану законченный вид (в случае необходимости вставить дополнительные пункты, изменить последовательность расположения пунктов);

- записать получившийся план в тетради в виде опорного конспекта, вставив в него все то, что должно быть написано – определения, формулы, выводы, формулировки, выводы формул, формулировки законов и т.д.


Критерии оценивания опорного конспекта


пп

Критерии оценивания

Баллы

1.


2.



3.


4.

5.



6.


7.

Полнота использования учебного материала


Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями)

Понимание сущности и социальной значимости изучаемого вопроса

Правильность проведения анализа

Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость ОК).

Грамотность (терминологическая и орфографическая)

Самостоятельность при составлении

0 баллов –

признак отсутствует




1 балл – выполнено частично


2 балла – выполнено правильно, полностью


Оценка:

«5» - 7 баллов

«4» - 6 баллов

«3» - 5-4 балла

«2» - меньше 4 баллов








Тематика конспектов


пп

Тема

Кол-во часов

Срок отчёта

1.

Общая характеристика русской литературы и культуры первой половины 19в.

2


2.

Общая характеристика русской литературы второй половины 19 в.

2


3.

Общая характеристика поэзии второй половины 19 .

2


4.

Жизнь и творческий путь А.К. Толстого.

2


5.

Серебряный век русской поэзии

2


6.

Символизм

2


7.

Акмеизм

2


8.

Футуризм

2


9.

М.А.Булгаков Роман « Мастер и Маргарита»

2


10.

М.А.Шолохов. Роман « Тихий Дон»

2


11.

Жизненный и творческий путь Б.Л. Пастернака.

2

































Работа над сочинением


Цель работы над сочинением – выработать умение доказательно, логично и образно, красиво и грамотно излагать свои мысли.

Задачи: - правильно понимать предложенную тему;

- придать теме направление созвучное духовным исканиям автора;

- четко формулировать мысли;

- располагать материал сочинения последовательно, логично;

- аргументировать свои мысли;

- уметь делать выводы и обобщения;

- выражать свои мысли грамотно.


1. Выбор темы:

1. Знание материала

2. Интерес к теме

3. Понимание темы

4.Опыт в написании подобных тем.


2. Обдумывание темы:

Обдумать тему – взвесить, проанализировать каждое слово в формулировке темы, определить, какое из них содержит в себе основное зерно темы.

Отсутствие такого анализа ведет к смещению акцентов, а иногда и к искажению темы.


3. Определение идеи сочинения:

Идея – это основная мысль сочинения. Смысл сочинения, цель его написания и должны состоять в доказательстве этой мысли.

1. Связь идеи с названием темы.


4. Подбор материала

1. Чтение художественного произведения в соответствии с темой.

2. Подбор эпизодов, относящихся к теме.

3. Чтение учебника.

4. Чтение критических статей по данному художественному произведению.

План должен быть таким, чтобы по нему было ясно, о чем сочинение, какова его основная мысль, какова система доказательств этой мысли, к каким выводам приходит автор сочинения.

1. Введение.

Привлекаемый во введении материал должен подводить фундамент под тему, помогать создать определенный угол зрения на тему. Это могут быть сведения об эпохе, факты из биографии писателя или какие-то общие рассуждения по поводу темы:

а) историческое введение,

б) аналитическое введение,

в) биографическое введение,

г) сравнительное введение.


2. Заголовок основной части сочинения (формулировка 2 пункта плана).

Функция заголовка основной части состоит в том, чтобы показать главную мысль, т.е. идею сочинения.

Второй пункт плана надо так сформулировать, чтобы было ясно, что именно будет доказывать автор в сочинении.


3. Доказательство идеи сочинения (нахождение формулировок для пунктов основной части, формулировки аргументов, доказательств в пользу высказанной идеи, основной мысли). Оптимально 3-4 пункта.


4. Заголовок заключения:

а) заключение – выводы из имеющихся в сочинении мыслей, т.е. из аргументов,

б) заключение – следствие.

Следствие выходит за рамки темы, за рамки всего изложенного в сочинении. Вследствие, можно использовать знания сверх данного произведения.


6. Написание сочинения

1. Не отклониться от темы (план все время перед глазами).

2. Самостоятельность.

а) По-моему мнению

б) Я думаю…

в) Я считаю…

3. Цитаты из произведения.


7. Редактирование и переписывание.

«Писать хорошо – это вычеркивать плохо написанное». А.П.Чехов

















ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЯ


Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкции, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет и содержание и 1-2 речевых недочета.

Допускается:

1 орфографическая, или

1 пунктуационная, или

1 грамматическая ошибка

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и

2 пунктуационные ошибки, или

1 орфографическая и

3 пунктуационные ошибки, или

4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также

2 грамматические ошибки

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки, или

3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок,

или 7 пунктуационных

при отсутствии орфографических ошибок (в 6 классе –

5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также

4 грамматические ошибки

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орфографических и

7 пунктуационных ошибок, или

6 орфографических и

8 пунктуационных ошибок, или

5 орфографических и

9 пунктуационных ошибок, или

8 орфографических и

6 пунктуационных ошибок, а также

7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов

Имеется более

7 орфографических,

7 пунктуационных и

7 грамматических ошибок



















ТЕМАТИКА СОЧИНЕНИЯ


пп

Тема

Кол-во часов

Срок отчёта

Вольнолюбивая лирика А.Пушкина

А. Пушкин о поэзии.


2

5 неделя

Тема Родины в лирике М. Лермонтова.

М.Лермонтов о любви и дружбе.


2

10 неделя

«Тёмное царство» в пьесах А. Островского

2

12 неделя

Конфликт 2-х поколений в романе «Отцы и дети»

Нигилист Базаров.

2

14 неделя

Преступление и наказание Р.Раскольникова.

2

16 неделя

Теория Раскольникова и ее антигуманный характер



Кутузов и Наполеон в романе « Война и мир»

2

18 неделя

Образ Наташи Ростовой в романе « Война и мир»



Смешное и трагическое в рассказах А.П.Чехова.


2

20 неделя

Прославление подвига в ранних рассказах М.Горького

Смысл названия пьесы «На дне».

Спор о человеке в пьесе «На дне».

2

3 неделя

Тема Родины в лирике С.Есенина

А.Блок о России.

В.Маяковский – поэт революции

2

6 неделя

М.Шолохов о революции и гражданской войне

Коллективизация в романе «Поднятая целина».

Красота души русского человека.

2

10 неделя

Подвиг русского народа в Великой Отечественной войне.

Размышления о прочитанном.

Один день из практики.

2

14 неделя











2.3. РЕФЕРАТ


Реферат (от лат. referee докладываю, сообщаю) – это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы по изложенной теме, отражающее точку зрения автора на данную проблему, способности осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний и включающее критический обзор документов. Подготовка реферата требует творческой активности, самостоятельности в обобщении, способности стройно изложить материал, сопоставить и оценить различные точки зрения и, наконец, высказать собственное мнение.

Технология подготовки реферата и является темой данной разработки. Предназначена она, в первую очередь, преподавателям, применяющим эту форму самостоятельной работы. Работа над рефератом позволяет студентам расширить и углубить теоретические знания, сформировать ценностное отношение к научным знаниям, ознакомиться с практическим опытом и изучить его.


ЭТАПЫ РАБОТЫ


Как правило, реферат состоит из четырех частей – введения, основной части, заключения и списка литературы.

Введение включает название темы и обоснование выбора. Автор объясняет актуальность и значимость темы (почему эта проблема представляет научный или практический интерес), раскрывает цели и задачи работы, определяет объект и предмет исследования (они соотносятся с формулировкой темы) и приводит краткий обзор источников информации, в котором указывает авторов и из мнение по данной проблеме.

Основная часть передаёт содержание изученных источников информации. Материал структурируется в смысловые блоки. Автор должен раскрыть суть проблемы, обосновать свою точку зрения на возникающие вопросы, дать критический обзор источников, а также может привести собственные версии и оценки по данной теме.

Заключение вытекает из содержания основной части, составляется кратко и включает итоги проделанной работы. В заключении автор делает выводы, подтверждает актуальность и перспективность темы.

Список литературы содержит перечень всех источников информации, которые помогли автору раскрыть тему. В некоторых рефератах положения подкрепляют фактами из реальной жизни, например, краеведческого характера в работах по истории, биологии, экологии и т.п. Дополнительный материал указывается в качестве приложений.

Объём студенческого реферата обычно составляет 12-20 страниц.

Подготовка реферата осуществляется в той последовательности, которая представляется автору наиболее рациональной. Вместе с тем существует определённая логическая схема, которую успешно применяют при решении задачи – научить студентов технологии написания рефератов.

В процессе работы над рефератом выделяют четыре основных этапа:

- вводный – выбор темы, изучение информации, составление плана, работа над введением;

- основной – работа над содержанием и заключением;

- заключительный – оформление реферата;

- защита реферата.

Критерии оценки реферата:

  • Актуальность темы исследования

  • Соответствие содержания теме реферата

  • Глубина проработки материала, правильность и полнота использования источников

  • Соответствие оформления реферата стандартам

  • Устная защита реферата, правильные ответы на вопросы.



ТЕМЫ РЕФЕРАТА


пп

Тема

Кол-во часов

Срок отчёта


1.

Жизненный и творческий путь Ф.И.Тютчева

2


2.

Жизненный и творческий путь А.А.Фета

2


3.




4.




5.




6.




7.




8.




9.




10.



















Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности студентов (учебное исследование или учебный проект). Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность студента, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени.  Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Методические рекомендации к подготовке мультимедийных презентаций и докладов

Мультимедийные презентации - это вид само­стоятельной работы студентов по созданию наглядных инфор­мационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (приложение)

2). Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систе­матизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание мате­риалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft Power Point. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной рабо­ты, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степе­ни трудности материала по теме, его объёма, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Требование к студентам по подготовке и презентации доклада на занятиях. 1.Доклад-это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.

2.Тема доклада должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме занятия.

3.Материалы при его подготовке, должны соответствовать научно-методическим требованиям СУЗа и быть указанны в докладе.

4.Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.

5.Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.

6. Работа студента над докладом-презентацией включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут.

7.Студент в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.

8.Студент в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении.

9.Докладом также может стать презентация реферата студента, соответствующая теме занятия.

10.Студент обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное время преподавателем, и в срок.

Инструкция докладчикам и содокладчикам

Докладчики и содокладчики - основные действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность в том, что докладчики и содокладчики должны знать и уметь очень многое:

  • сообщать новую информацию;

  • использовать технические средства;

  • знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации (семинара);

  • уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы;

  • четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин.; содокладчик - 5 мин.; дискуссия - 10 мин.;

  • иметь представление о композиционной структуре доклада.

Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:

  • название презентации (доклада);

  • сообщение основной идеи;

  • современную оценку предмета изложения;

  • краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

  • живую интересную форму изложения ;

  • акцентирование оригинальности подхода .

Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио - визуальных и визуальных материалов.

Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.

Роль студента:

  • изучить материалы темы, выделяя главное и второсте­пенное;

  • установить логическую связь между элементами темы;

  • представить характеристику элементов в краткой форме;

  • выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;

  • оформить работу и предоставить к установленному сроку.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • правильная структурированность информации;

  • наличие логической связи изложенной информации;

  • эстетичность оформления, его соответствие требова­ниям;

  • работа представлена в срок.

Оценка «5» (отлично) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 10-13 слайдов информации; эстетически оформлена; имеет иллюстрации; содержание соответствует теме; правильная структурированность информации; в презентации прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент представляет свою презентацию.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 10 слайдов информации; эстетически оформлена; не имеет иллюстрации; содержание соответствует теме; правильная структурированность информации; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент не представляет свою презентацию.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если студент не сам создал презентацию; презентация содержит менее 10 слайдов; оформлена не эстетически, не имеет иллюстрации; содержание не соответствует теме; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент не представляет свою презентацию.


ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ


пп

Тема

Кол-во часов

Срок отчёта


Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка.


2


А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.


2


Жизненный и творческий путь

А.Н. Островского.

2


Жизнь и творческий путь

А.И. Куприна.

2


Жизненный и творческий путь М.Горького

2


Новокрестьянская поэзия.

2


Общая характеристика литературы 1920-х годов.

2


Общая характеристика литературы 1930 - начала 1940-х годов.

2


Общая характеристика литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

2


Жизненный и творческий путь

А.А. Ахматовой.

2
























Методические рекомендации по составлению кроссвордов

Составление кроссвордов – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоя­тельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.

Составление кроссвордов рассматривается как вид внеауди­торной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объёма информации, её сложности и определяются преподава­телем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссвор­да объёмом не менее 10 слов – 1 ч.

Роль студента:

  • изучить информацию по теме;

• создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;

  • представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • грамотная формулировка вопросов;

  • кроссворд выполнен без ошибок;

работа представлена на контроль в срок.

Оценка «5» (отлично) выставляется, если кроссворд содержит не менее 9-10 слов информации; эстетически оформлен; содержание соответствует теме; грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен без ошибок; представлен на контроль в срок.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, если кроссворд содержит не менее 9-10 слов информации; эстетически оформлен; содержание соответствует теме; не достаточно грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с незначительными ошибками; представлен на контроль в срок.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если кроссворд содержит менее 9-10 слов информации; оформлен небрежно; содержание не соответствует теме; не грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с ошибками; не представлен на контроль в срок.





ТЕМЫ КРОССВОРДОВ


пп

Тема

Кол-во часов

Срок отчёта


1.

Роман-эпопея « Война и мир» Л.Н.Толстого

2


2.

Жизненный и творческий путь М.Горького

2












Методические указания по подготовке к написанию и оформлению информационного сообщения

Информационное сообщение – это вид вне­аудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современ­ный взгляд по определённым проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополня­ют изучаемый вопрос фактическими или статистическими мате­риалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Затраты времени на подготовку сообщения зависят от труд­ности сбора информации, сложности материала по теме, инди­видуальных особенностей студента и определяются преподава­телем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1час.

Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.

Требования к выполнению

  • собрать и изучить литературу по теме;

  • составить план или графическую структуру сообщения;

  • выделить основные понятия;

  • ввести в текст дополнительные данные, характеризую­щие объект изучения;

  • оформить текст письменно;

  • сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

  • актуальность темы;

  • соответствие содержания теме;

  • глубина проработки материала;

  • грамотность и полнота использования источников;

  • наличие элементов наглядности.

Оценка «5» (отлично) выставляется, при актуальности темы; соответствии содержания теме; глубокой проработки материала; грамотность и полнота использования источников; наличие элементов наглядности. Студент четко и ясно озвучивает сообщение, а не зачитывает.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, при актуальности темы; соответствие содержания теме; грамотность и полнота использования источников; отсутствия элементов наглядности. Студент монотонно зачитывает сообщение.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если сообщение не соответствует содержания теме; отсутствуют элементы наглядности. Студент монотонно зачитывает сообщение


























Методические рекомендации по составлению тестов

Составление тестов и эталонов ответов к ним – это вид самостоятельной работы студента по закреплению изучен­ной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа) ( см.приложение ). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свобо­ду выбора, главное, чтобы они были в рамках темы.

Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсу­ждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно.

Затраты времени на составление тестов зависит от объема информации, сложности ее структурирования и определяют­ся преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного тестового задания – 0,1 ч.

Роль студента:

  • изучить информацию по теме;

  • провести ее системный анализ;

  • создать тесты;

  • создать эталоны ответов к ним;

  • представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания тестовых заданий теме;

  • включение в тестовые задания наиболее важной информации;

  • разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;

  • наличие правильных эталонов ответов;

  • тесты представлены на контроль в срок.













Оценка «5» (отлично) выставляется, если тестовые задания содержат не менее 19-20 слов информации; эстетически оформлены; содержание соответствует теме; грамотная формулировка вопросов; тестовые задания выполнены без ошибок; представлены на контроль в срок.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, если тестовые задания содержит не менее 19-20 слов информации; эстетически оформлены; содержание соответствует теме; не достаточно грамотная формулировка вопросов; тестовые задания выполнены с незначительными ошибками; представлены на контроль в срок.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если тестовые задания содержат менее 15 слов информации; оформлены небрежно; содержание не соответствует теме; не грамотная формулировка вопросов; тестовые задания выполнены с ошибками; не представлены на контроль в срок.

ТЕМЫ ТЕСТОВ


пп

Тема

Кол-во часов

Срок отчёта


1.

Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя.

2


2.

Роман « Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.

2


3

А.П.Чехов. Рассказы и повести.

2


4

Жизненный и творческий путь А.И.Солженицына.

2


























Приложение 1


Правила оформления текстовых материалов


Текстовый материал набирается компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4.

Поля документа:

- верхнее, нижнее, левое – 2 см;

- правое – 1 см.

Гарнитура шрифта: Times New Roman

Высота шрифта (кегль): 14 пт.

Цвет шрифта: черный.

Абзацный отступ: 1,25 см.

Межстрочный интервал: 1,5 строки.

Отступ между абзацами: 0 пт.

Нумерация страниц: внизу страницы по центру; титульный лист не нумеруется (особый колонтитул для первой страницы).

Допускается выделение главного по тексту полужирным начертанием или курсивом.

Таблицы допустимо заполнять текстом с высотой шрифта 10-14 пт. Названия столбцов таблицы выделяются полужирным начертанием и расположением по центру ячейки. Названия строк таблицы выделяются полужирным начертанием и расположением по левому краю ячейки. Остальные ячейки таблицы заполняются шрифтом с нормальным начертанием. Текстовое содержание ячеек может располагаться как по центру ячейки, так и по левому краю и по ширине. Цифровое содержание ячеек таблицы располагается только по центру ячейки. Не допускается заливка ячеек таблицы цветом, а также цветной текст.

Название таблицы оформляется вверху перед таблицей в виде: Таблица – Название таблицы. Форматируется название по ширине с абзацным отступом.














Приложение 2



АНАЛИЗ

ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ


  1. Дата написания.

  2. Реально-биографический и фактический комментарий.

  3. Жанровое содержание.

  4. Идейное содержание:

    • ведущая тема;

    • основная мысль;

    • эмоциональная окраска;

    • преобладающая интонация.

  5. Структура стихотворения.

    1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:

  • по сходству;

  • по контрасту;

  • по смежности;

  • ассоциативно;

  • по умозаключению и т.п.

    1. Основные изобразительные средства (метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония, сарказм, перифраза и т.д.);

    2. Речевые, интонационно-синтаксические особенности (эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипсис, параллелизм, риторический вопрос, обращение, восклицание и т.п.);

    3. Основные ритмические особенности (ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест);

    4. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная и т.д.);

    5. Способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая);

    6. Строфика:

  • 1-2-3 (до 8)- стишие;

  • сонет;

  • «Онегинская строфа»;

  • прозаическая строфа и т.д.

    1. инструментовка:

  • благозвучие;

  • звукопись (аллитерация, ассонанс и т.д.);

  1. Черты лирического героя.

  2. Ваше восприятие произведения.





Приложение 3




АНАЛИЗ

ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ


  • Время создания и публикации пьесы

  • Место, занимаемое в творчестве драматурга

  • Тема пьесы и отражение в ней определенного жизненного материала

  • Действующие лица и их группировка

  • Конфликт драматического произведения, его своеобразие, степень новизны и остроты, его углубление

  • Развитие драматического действия, его фазы. Экспозиция, завязка, кульминация, развязка

  • Композиция пьесы. Роль и значение каждого акта

  • Драматические характеры и их связь с действием

  • Речевая характеристика персонажей. Связь характера и слова

  • Роль диалогов и монологов в пьесе. Слово и действие

  • Выявление авторской позиции. Роль ремарок в драме

  • Жанровое своеобразие (драмы) пьесы. Соответствие жанра авторским пристрастиям и предпочтениям

  • Комедийные средства (если это комедия)

  • Трагический колорит (в случае анализа трагедии)

  • Соотнесенность пьесы с эстетическими позициями автора и его взглядами на театр. Предназначенность пьесы для определенной сцены

  • Театральная интерпретация драмы в пору её создания и в последующее время. Лучшие актерские ансамбли, выдающиеся режиссерские решения, памятные воплощения отдельных ролей

  • Пьеса и её драматургические традиции














Приложение 4





ПЛАН

АНАЛИЗА ЭПИЗОДА ТЕКСТА


  1. Установите границы эпизода.


  1. Определите основную мысль эпизода, дайте ему название.


  1. Через какие образцы выражена главная мысль?


  1. Проследите смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков.


  1. Какие художественные приемы использует автор для раскрытия основной мысли? (авторскую характеристику, взаимохарактеристики, портрет, пейзаж, мысли, дела, поступки героев).


  1. Какие выразительные средства помогают автору наиболее ярко и убедительно раскрыть основную мысль эпизода?


  1. Какова роль эпизода в произведении?




ПЛАН

РЕЦЕНЗИИ НА УСТНЫЙ ОТВЕТ



  1. Содержание ответа

    1. Раскрыта ли тема выступления?

    2. Рационально ли отобран материал?

    3. Выделена ли мысль в выступлении главная мысль?

    4. Заметно ли отношение выступающего к тому, о чем он говорит?

  2. Форма ответа.

    1. Удачно ли построено выступление?

    2. Соблюдены ли такие требования как логичность, последовательность изложения материала?

    3. Достаточно ли богат словарь выступающего?

    4. Что вы можете сказать о темпе речи, её эмоциональной окраске?

    5. Какие недостатки речи вы заметили? Что посоветуете товарищу?










Приложение 5

Образец титульного листа реферата



ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«РЕЖЕВСКОЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»







РЕФЕРАТ

Тема: «……………………………………..»

По дисциплине «………………………………..»








Выполнил: студент … курса

группы …..

Специальность:

Проверил: преподаватель…









г. Реж





Приложение 6

Образец оформления презентации

Первый слайд:

Тема :

___________________________________________________

Подготовил: Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность

Руководитель: Ф.И.О. преподавателя


Второй слайд:

Цели и задачи:


Третий слайд:

Лаконично раскрывает содержание информации, можно включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы и другие способы наглядного отображения информации и т.д


Четвертый слайд.

Список используемой литературы























Приложение 7



Типы тестовых заданий

По способу ответа, тестовые задания могут быть следующих основных типов:

1. Закрытые тесты с одним правильным ответом, в которых необходимо выбрать из предложенных вариантов только один правильный ответ.

Например: Самое быстрое животное в мире:

А. Черепаха; Б. Гепард; В. Лось; Г. Муравей.

Правильный ответ: Б

2. Закрытые тесты с двумя и более правильными ответами, в которых из предложенных вариантов необходимо отметить не менее двух правильных ответов.

Например: Кто из животных относится к насекомым:

А. Черепаха; Б. Стрекоза; В. Лось; Г. Муравей.

Правильный ответ: БГ

3. Закрытые тесты на нахождение соответствия, где в каждом варианте ответа необходимо проставить идентификатор (букву или номер) соответствующего ему понятия или описания.

Например: Найдите соответствие между названием животного и его описанием:

А

Заяц

____ Серый, злой

Б

Лиса

____ Шустрый, трусливый

В

Медведь

____ Рыжая, хитрая

Г

Волк

____ Бурый, косолапый

Правильный ответ: ГАБВ

















4. Закрытые тесты на нахождение последовательности, где предложенные варианты событий, явлений, понятий требуется разместить в оговоренной в условии теста последовательности.

Например: Расположите следующих животных по мере уменьшения их размеров:

А

Заяц

Б

Слон

В

Медведь

Г

Волк

Правильный ответ: БВГА

5. Открытые тесты, в которых отсутствуют варианты правильных ответов, студент должен дать единственно правильный ответ самостоятельно.

Например: Два умножить на два – равно ___.

Правильный ответ: 4


































Список использованной литературы

  1. Алханов,А. Самостоятельная работа студентов / А.Алханов // Высшее образование в России. – 2005. – №11. – С.86-89.

  2. Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методическое по­собие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Даш­ков и К°», 2008. – 64 с.

  3. Плотникова,О. Самостоятельная работа студентов: деятельностный подход / О.Плотникова // Высшее образование в России. – 2005. – №1.

  4. Портных,В. О воспитании самостоятельности студентов / В.Портных // Высшее образование в России. – 2006. –№7. – С.155-157.

  5. Росина,Н. Организация СРС в контексте инновационного образования / Н.Росина // Высшее образование в России. – 2006. – №7. – С.109-114.

  6. Рубаник,А. Самостоятельная работа студентов / А.Рубаник, Г.Большаков, Н.Тельных // Высшее образование в России. – 2005. – №6. – С.120-124.

  7. Сенашенко,В. Самостоятельная работа студентов, актуальные проблемы /В.Сенашенко, Н.Жалнина // Высшее образование в России. – 2006. –№7. – С.103-109.


45