МБОУ ООШ п.Советского РСО-Алания
МНОГОЛИКАЯ ЗАГАДКА - ПЛЕСЕНЬ
Выполнили учащиеся 4класса
Руководитель:Любимцева Елена Алексадровна
Грибы, что это такое?
При слове «гриб»
мы вспоминаем
знакомые нам белые,
подосиновики,
маслята, сыроежки,
мухоморы, то есть
нечто состоящее
из шляпки и ножки,
которое растет в лесу
и попадает к нам
в корзинку.
Плесень–это тоже гриб
Но грибы это не только те, которые растут в лесу.
Покрылась сероватым налетом корочка хлеба, выросло на стене в сыром помещении зеленоватое и неприятное пятно, испортилось яблоко – все это работа грибов.
Проблема и гипотеза.
- Проблема: мы хотим выяснить, что такое плесень.
- Гипотеза: мы предполагаем, что плесень быстрее развивается в теплой и влажной среде; развитию плесени могут помешать некоторые растения
Цель:
1. Выяснить, что заставляет портиться продукты.
2. Выявить условия развития
плесневых грибов.
3. Определить сорт хлеба, наиболее устойчивый
к плесневым грибам.
Задачи:
1) Познакомиться со строением и жизнедеятельностью плесневых грибов.
2) Выявить условия возникновения плесени.
3) Рассмотреть плесень под микроскопом.
4) Определить вещества, замедляющие процесс появления плесени.
5) Выяснить, как предотвратить порчу продуктов.
Методы исследования:
1. Наблюдение 2. Исследование 3. Изучение литературы
Плесень – одноклеточные
или многоклеточные грибы.
Среди плесневых грибов
наиболее известны и
чаще всего встречаются
в наших домах гриб
мукор и гриб пеницилл.
Они очень малы и их
удается рассмотреть
только под микроскопом.
В целом, на пищевых продуктах встречается около 114 видов плесневых грибов. Из них 65 видов в процессе своей жизнедеятельности образуют микотоксины — грибные яды, даже в микроскопических дозах токсичные для человека и других живых организмов.
Для того, чтобы самим вырастить эти грибки, мы взяли кусочек хлеба, дольку апельсина, кусочек картофеля и завернули в полиэтиленовый пакет.
Положили образцы 1, 2, 3 в холодильник при температуре 5 градусов С,
а 1, 2, 3 в нижнем ряду в теплое, влажное место.
Через 3 дня мы заметили, что на пакетах, с опытными образцами, которые находились в тепле выступили капли воды.
Еще через день стали
образовываться небольшие
пятна плесени.
Результаты опыта № 1
1 (хлеб)
1 день
3 день
-
2 (долька
апельсина)
5 день
-
3 (кусочек картофеля)
-
7 день
-
-
-
1 (хлеб)
-
-
9 день
потемнело
-
2 (долька апельсина)
Плесень не развивается
Небольшие пятна , на пакете нет капель воды
-
Появились капельки жидкости на пакете
3 (кусочек картофеля)
-
-
Небольшие пятна , на пакете нет капель воды
появились капельки жидкости на пакете
Появились капельки жидкости на пакете
Небольшой пушок
Испортился, темные пятна по поверхности, небольшой пушок
Без изменений
Пятна плесени увеличиваются
Потемнело, края покрылись пятнами
Плесень тремя зеленоватыми пятнами, видна невооруженным взглядом
Появился пушок
По всей поверхности небольшие пятна
Пушок увеличился, по всей дольке зеленые пятна, бумага и пакет все мокрые
Пятна увеличиваются
Покрыто бело-серым налетом 1 мм
Еще мы заметили, что
появившаяся плесень
на корочке хлеба
была серого цвета,
а на дольке апельсина –
зеленая. Мы рассмотрели
появившуюся на корочке
хлеба плесень
под микроскопом –
на хлебе образовался
мукор.
Вывод к опыту №1
Плесень может развиваться
только в теплом и влажном
месте, особенно богатом
питательными веществами
Необходимо
провести
опыт № 2
Сухость воздуха и низкая
температура являются главными
препятствиями для
развития плесени
Исходя из опыта мы видим,
что на дольке апельсина плесень
появилась позднее. Почему?
Из литературы мы узнали, что есть такие вещества – фитонциды, образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопических грибов. Они выделяются разными растениями – луком, чесноком, цитрусовыми, а также многими комнатными растениями.
Опыт №2
Для следующего опыта
мы положили рядом с хлебом:
Лист герани, лук,
чеснок, корку
лимона, лист
алоэ. Каждый
объект исследования
мы положили
в полиэтиленовый
пакет.
Для сравнения
взят хлеб
без фитонцидных
растений.
Результаты опыта № 2
Хлеб + лист герани
1 день
3 день
-
Хлеб + лук
Хлеб + чеснок
5
день
-
-
7
день
-
-
-
Хлеб + корка лимона
-
9
день
-
-
-
Хлеб + алоэ
Небольшое пятно
-
-
Хлеб + апельсин
-
-
Небольшое пятнышко
Без изменений
Небольшие пятна
-
Без изменений
Небольшие пятна
Пятна позеленели
Небольшие пятна
Без изменений
Плесень по всей поверхности на корке лимона, на хлебе небольшие зеленые пятна
Пятна увеличились
Небольшая плесень
Плесень по всей поверхности апельсина и на хлебе
Плесень белым пушком с зелеными пятнами
Вывод к опыту № 2
- Там, где находились фитонцидные части растений, плесень появлялась позже.
2. Долька апельсина также первое время выделяла фитонциды, поэтому плесень там появилась позже.
3. Лучшим фитонцидным растением оказалась герань, а также лук и чеснок.
Опыт № 3
- После проведения опытов мы задались вопросом: «Какие сорта хлеба наиболее подвержены плесени? Зависит ли скорость развития плесени от состава хлеба?»
- Мы взяли три сорта хлебобулочных изделий: пшеничный хлеб, хлеб 2 сорта, нарезной батон. Все образцы были завернуты в полиэтиленовые пакеты и поставлены в теплое место.
1 день
Пшеничный хлеб
-
3 день
Хлеб II сорта
Нарезной батон
Капли воды
5
день
-
Белое пятно
-
Капельки воды
7
день
9
день
-
Белые пятна
Пятен стало больше
Пятна позеленели
-
Пятна позеленели
Появился пушок 2 мм
Батон стал подсыхать
Батон стал твердым
Вывод к опыту №3
Наиболее подвержены плесени пшеничный хлеб и хлеб 2 сорта.
От сорта хлеба зависит скорость
развития плесени.
Качество приготовления хлеба тоже влияет
на развитие плесени. На нарезном батоне
не появилась плесень, потому что, возможно,
батон был хорошо пропечен, при его изготовлении
был соблюден весь технологический алгоритм
и все санитарные нормы
приготовления.