СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.А.Заболоцкий (8 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по творчеству Н.А.Заболоцкого.

Просмотр содержимого презентации
«Zabolockij»

Николай Алексеевич Заболоцкий 1903-1958

Николай Алексеевич Заболоцкий

1903-1958

Фотография Заболоцкого в детстве

Фотография Заболоцкого в детстве

Краткий жизненный путь поэта – знакомство по учебнику
  • Краткий жизненный путь поэта – знакомство по учебнику
Поэт мысли, поэт философских раздумий и классической завершённости стиха. Писал он стихи скупо, лишь когда вызревала мысль, и оставил читателям томик своих поэтических произведений и несколько книг переводов («Слово о полку Игореве»), единодушно признанных образцовыми.
  • Поэт мысли, поэт философских раздумий и классической завершённости стиха. Писал он стихи скупо, лишь когда вызревала мысль, и оставил читателям томик своих поэтических произведений и несколько книг переводов («Слово о полку Игореве»), единодушно признанных образцовыми.
Первая книжка стихов – «Столбцы» (1929). В ней поэт сатирически изображает чуждый ему быт дельцов и предпринимателей. Это пошлые, тусклые люди, интересующиеся лишь материальными благами. Склонность к такому образу жизни грозит лишить человека чувства красоты мира.
  • Первая книжка стихов – «Столбцы» (1929). В ней поэт сатирически изображает чуждый ему быт дельцов и предпринимателей. Это пошлые, тусклые люди, интересующиеся лишь материальными благами. Склонность к такому образу жизни грозит лишить человека чувства красоты мира.
В одно время со «Столбцами» поэт пишет поэму «Торжество земледелия» ( 1933), стихотворения «Лицо коня» (1926), «В жилищах наших» (1926), «Прогулка» (1929). В них обращается к философской проблематике, к вопросам жизни и смерти. Поэт противопоставляет жизни людей, живущих «умно и некрасиво», нераскрытую мудрость природы, жизнь и красоту деревьев.
  • В одно время со «Столбцами» поэт пишет поэму «Торжество земледелия» ( 1933), стихотворения «Лицо коня» (1926), «В жилищах наших» (1926), «Прогулка» (1929). В них обращается к философской проблематике, к вопросам жизни и смерти. Поэт противопоставляет жизни людей, живущих «умно и некрасиво», нераскрытую мудрость природы, жизнь и красоту деревьев.
Шишкин. Среди долины ровныя...

Шишкин. Среди долины ровныя...

К циклу поэм о природе принадлежат поэмы Заболоцкого «Безумный волк» (1931), «Деревья», «Птицы». Это философские произведения, в основе которых лежат излюбленные натурфилософские идеи Заболоцкого о разумности природы, превращённые в сказочный миф.
  • К циклу поэм о природе принадлежат поэмы Заболоцкого «Безумный волк» (1931), «Деревья», «Птицы». Это философские произведения, в основе которых лежат излюбленные натурфилософские идеи Заболоцкого о разумности природы, превращённые в сказочный миф.
Второй этап творчества  (40-е года)

Второй этап творчества (40-е года)

  • Обращение Заболоцкого к классической русской поэзии – Пушкина, Тютчева, Баратынского. Тема природы остаётся основной. Это стихотворения «Я не ищу гармонии в природе», «Я воспитан природой суровой», «Журавли». Нов отношении к природе возникает и моральная проблема: природа не понимает добро и зло, равнодушна к человеческому страданию.
Фото Заболоцкого в Переделкино

Фото Заболоцкого в Переделкино

Последний период

Последний период

  • В последние годы жизни в творчестве Заболоцкого заметно обращение к человеку, появление личной темы, интерес к быту. Человек интересует его как образ Человека в его отношении к природе. Он стремится показать в своих стихотворениях личность, характер.
«Я не ищу гармонии в природе ...»  Какой мы видим природу у Заболоцкого?  Природа у Заболоцкого живая, бесконечно изменяющаяся, противоречивая. Она в постоянном стихийном, буйном движении, занята, как и человек, тяжким трудом и «бесплодною игрой». Мир ее одухотворен, и это проявляется во всей системе тропов (находим в словаре, зачитываем): эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений. Идя от частного к общему, поэт создает в финале образ природы-матери, пусть лишенной гармонии и разума, но обретающей их в деяниях человеческих. (Ответы подтвердить цитатами.)

«Я не ищу гармонии в природе ...»

  • Какой мы видим природу у Заболоцкого?

Природа у Заболоцкого живая, бесконечно изменяющаяся, противоречивая. Она в постоянном стихийном, буйном движении, занята, как и человек, тяжким трудом и «бесплодною игрой». Мир ее одухотворен, и это проявляется во всей системе тропов (находим в словаре, зачитываем): эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений. Идя от частного к общему, поэт создает в финале образ природы-матери, пусть лишенной гармонии и разума, но обретающей их в деяниях человеческих. (Ответы подтвердить цитатами.)

«О красоте человеческих лиц». 1.  Заболоцкий очень внимательно относился к живой человеческой душе. Это привело его к наблюдениям над тем, как душа и судьба отражаются во внешности человека. В лирике поэта ставятся проблемы истинной и ложной красоты. 2.  Важную роль в композиции стихотворения «О красоте человеческих лиц» играют сравнения. 3.  Одни лица подобны ……………………………………………………………………….. 4.  Другие ……………………………………………………………………… 5.  Здесь мы видим нищету не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту. 6.  Обратим внимание на эпитеты «холодные, мертвые лица» и метафору-сравнение «закрыты решетками, словно темницы». Такие люди, по мнению автора, замкнуты в себе, закрыты для мира и жизни. 7.  Другие – как башни, в которых давно

«О красоте человеческих лиц».

  • 1. Заболоцкий очень внимательно относился к живой человеческой душе. Это привело его к наблюдениям над тем, как душа и судьба отражаются во внешности человека. В лирике поэта ставятся проблемы истинной и ложной красоты.
  • 2. Важную роль в композиции стихотворения «О красоте человеческих лиц» играют сравнения.
  • 3. Одни лица подобны ………………………………………………………………………..
  • 4. Другие ………………………………………………………………………
  • 5. Здесь мы видим нищету не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту.
  • 6. Обратим внимание на эпитеты «холодные, мертвые лица» и метафору-сравнение «закрыты решетками, словно темницы». Такие люди, по мнению автора, замкнуты в себе, закрыты для мира и жизни.

7. Другие – как башни, в которых давно

  • Никто не живет и не смотрит в окно.
  • 8. Такое сравнение подчеркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему.
  • 9. Вторая часть стихотворения противопоставлена первой в эмоциональном плане. Союз «но» подчеркивает антитезу. Яркие эпитеты «весенний день», «ликующие песни», «сияющие ноты» меняют настроение стихотворения, оно становится солнечным, радостным.
  • 10. Поэтическая мысль развивается дальше, мы видим другого человека, его внешность неказиста, скромна, но она излучает свет.
  • ………………………………………………………………………………
  • 11. И в последнем четверостишии поэт говорит об удивительных людях, их лица - ………………………………………….
  • 12. В этих строках выражена идея стихотворения: ………………………………………………………………………
  • 13. Трехсложный размер, амфибрахий, придает особую мелодику, напевность стихам. Необычно то, что здесь нет деления на строфы: стихотворение представляет собой одну строфу из четырех четверостиший. Заболоцкий не делит стихотворение на строфы и части, так как его объединяет общая мысль, идея.
  • 14. Мне нравится это стихотворение, ведь теперь мы глядим на мир другими глазами, а мысли и чувства поэта продолжают жить в нашем сердце.
«Где-то в поле возле Магадана»

«Где-то в поле возле Магадана»

  • Магаданская область, располагающаяся на северном побережье Охотского моря, — один из крупных центров ГУЛАГа в сталинское время. Область расположена в основном на Колымском нагорье, имеет резко континентальный климат. Температуры января — от -38 до -19 градусов. В июле — от 3 до 16 градусов. Большое количество осадков, многолетняя мерзлота, скудные почвы, на которых располагаются тундры и лесотундры, — все это делает Магаданскую область почти непригодной дня жизни человека. Именно она была излюбленным местом ссылки неугодных власти.
  • Герои стихотворения — «два несчастных русских старика», которые в 30-е годы были посажены как кулаки. Кулакам давали десять лет тюрьмы, а затем, уже в начале войны, всем было добавлено еще по десять лет. Чтобы не возиться... Да и дармовая рабочая сила была нужна... За это время люди, посаженные молодыми или в зрелом возрасте, превратились в стариков. Они уже без надежды на освобождение вспоминали «о родимых хатах»:
  • Вся душа у них перегорела
  • Вдалеке от близких и родных...
  • Тем, кто был осужден как кулак, в лагерях жилось особенно трудно. Ведь они находились в одних лагерях с преступниками («бандиты шайки воровской»), которые считались классово более близким элементом к рабочим. Соответственно, отношение со стороны охранников-солдат было мягче, чем к политическим заключенным, которые подвергались унизительным издевательствам со стороны и тех и других. Спастись от мучений политические заключенные могли, только оказавшись во внутрилагерной тюрьме, в страшных условиях или отправившись в город, в наряд за мукой. Сани с мукой везла лошадь, а люди должны были идти пешком.
  • Физические и нравственные мучения приводят к тому, что люди теряют волю к жизни:
  • ...И усталость, сгорбившая тело,
  • В эту ночь снедала души их.
  • Старики решили добровольно уйти из жизни. Они, «не глядя друг на друга», словно стыдясь охватившей их душу слабости, сели на стоявшие у дороги пни, чтобы замерзнуть без движения. Может быть, будучи религиозными людьми, они помнили, что самоубийство — смертный грех, но не могли больше выносить неизвестность, физические и душевные муки.
  • Заболоцкий включает в повествование рассказ о «дивной мистерии вселенной» в «театре северных светил».
  • Зачем автор вводит в стихотворение высокий образ звездного неба?
  • Звезды — «символы свободы» — не смотрели на людей, когда они покорно шли рядом с розвальнями. Когда же старики решили уйти из жизни, то «созвездья Магадана» засверкали, «став над головой», — образ почетного караула у гроба.
  • Почему звезды вернулись к погибшим людям?
  • Важная художественная особенность стихотворения — пятистопный хорей, который придает стиху интонацию протяжной народной песни-плача. Антитеза земное — звездное исчезает в конце стихотворения, когда происходит объединение звезд и людей в выборе свободы-смерти.
«Можжевеловый куст».

«Можжевеловый куст».

  • 2. В 1956 году от Заболоцкого уходит жена, Екатерина Васильевна ...женщина тише воды ниже травы ...Чуковский вспоминал: " Если бы она проглотила автобус, то Заболоцкий удивился бы меньше ". В основе написания стихотворения - личная драма поэта... ревность...ссора с женой, ее уход.... Она вернулась - но всего лишь за несколько дней до его смерти....
  • 3.
  • Он не любил женщин, и только эта женщина одна была для него хороша ...Ее уход был для него трагедией ...так родился цикл " Последняя любовь". В этом цикле лирика слилась с философией. Произведения в нем, помимо общего трагического звучания, объединены душевной теплотой, нежностью и просветленностью человека с большим сердцем.
  • 4. Повторы придают стихотворению особую музыкальность. Надолго запоминается проникновенный образ-воспоминание об ушедшем счастье в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Можжевеловый куст», где повторяющаяся строка овевает его грустью и очарованием.
  • то есть мелодия грустная, трагическая, но нежная при этом и полная очарования....
  • Крайне неожиданная, какая-то удивительная метафора любви, появляющаяся из сна - можжевеловый куст, почему-то металлические ягоды, их звон - и все воспринимается, как должное и даже единственно возможное....
«Завещание».

«Завещание».

  • Элегия была написана в 1947 г. Образ природы воплощен в живом и целостном, субъективно окрашенном лирическом переживании. В этих элегических стихах использован отвечающий жанру размер — 5- и 6-стопный ямб.
  • При всей глубине и серьезности стихотворение отмечено живой интонацией разговора с современником и потомком о главных, жизненно важных вопросах. Это своего рода итог эволюции философской лирики поэта, его многолетних размышлений о человеке и мире, о личном бессмертии.
  • — В чем же видит смысл жизни автор? Какая философская мысль определяет содержание этого лирического стихотворения? (Лейтмотив стихотворения — утверждение вечно живого, прекрасного, многоцветного, сияющего мира. Именно в нем сохраняются «живая душа», ум, мысли, сознание человека, который остается в природе, «как медленная птица», «как летний дождь».)
  • Николай Заболоцкий писал в одном из стихотворений: «Два мира есть у человека: / Один, который нас творил, / Другой, который мы от века творим по мере наших сил».
  • Этот другой, творимый мир был для поэта не менее важен, чем первый,
  • Мысли о человеческом бессмертии, воплощённом в процессе превращения материальной оболочки человека в другие формы материи, развивается и стихотворении «Завещание»: «Я не умру, мой друг. Дыханием цветов // Себя я в этом мире обнаружу».
  • В этом поэте поражает удивительная преданность творчеству, упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, целеустремленное развитие собственной философии жизни.