СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять ее написание

Просмотр содержимого документа
«Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»

Тема: Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

Работа в тетради. Запись числа. Классная работа.

  1. Словарная работа. Слайд

Составление и запись словарных слов с обозначением орфограмм

Аккорд, терраса, хоккей, группа, шасси, аппетит, профессия.

Вывод: в русском языке есть слова, в корне которого пишется удвоенная буква согласного.

Написание удвоенной буквы согласного звука – это орфограмма.

- Какие еще орфограммы русского языка связаны с буквами согласного звука.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

- Как вы думаете есть ли еще трудности, связанные с правильностью написания буквы согласного звука?

Прочитайте девиз нашего урока: Ужас.но интерес.но все то, что неизвес.но.

Сможете ли вы объяснить правильность написания слов с пропущенными буквами?

Попробуем раскрыть эту тайну русского языка.

- Прочитайте слова. Как они называются?

весть – [в,э ́с,т,]

вестник – [в,э ́с,н,ик]

известный – [изв,э ́сный,]

Сравните произношение и написание этих слов. Какое противоречие вы заметили?

(В корнях некоторых однокоренных слов буква т пишется, но звук, обозначенный этой буквой, не произносится.)

– Сформулируйте проблемный вопрос. (Какой вопрос возникает?)

Почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других не произносится? (Почему в однокоренных словах звук [т] не произносится, а буква пишется? Как называется новая орфограмма?)

– Сравните свои формулировки вопроса с авторской в учебнике.

III. Открытие новых знаний

1. На слайде (доске) записаны слова:

весть, вестник, известие, известный, весточка, известно.

Задание. Прочитайте слова. Разбейте их на группы.

По какому признаку вы их разделите?

Вывод: Если рядом стоят 3 согласных звука, то звук [т] не произносится (выпадает).

2. Проверка предварительных выводов при наблюдении за другими однокоренными словами.

Упр. 76.

– Назовите слова, в которых согласный звук не произносится.

– Как можно назвать этот согласный? (Непроизносимый.)

– Подтвердились ли ваши предположения?

Сделайте общий вывод: какие звуки могут быть непроизносимыми и почему?

Сравните ваши выводы с текстом в рамке на с. 72.

3. Работа над текстом в рамке.

– Прочитайте про себя.

Вопросы после чтения:

– Когда в словах появляются непроизносимые согласные звуки?

– Непроизносимые согласные – это буквы или звуки? (Звуки.)

– Это правило письма или закон языка? (Закон языка.)

– Прочитайте текст в рамке вслух. Приведите примеры.

ΙV. Развитие умений – применение знания.

Работа в парах

Развиваем умение находить непроизносимые согласные в словах, определять, почему следует писать буквы непроизносимых согласных.

- Напишите слова с непроизносимыми согласными.

Звезда, сердечко, грусть, капуста, место, честь.

- определите, чем являются слова первого столбика.

- А второго столбика.

– Почему они являются проверочными? (После согласного стоит гласный звук.)

Сделайте вывод: как обнаружить непроизносимый гласный и правильно написать слова, в которых он встречается.

- Спишите данные пары слов, обозначьте орфограмму.

Вывод: Непроизносимый согласный встречается в сочетании со звуками [с(т)н] и [з(д)н]. Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук.

Определение алгоритма работы.

  1. Произношу слово. Слушаю, есть ли рядом несколько согласных звуков.

  2. Проверяю, есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук.

  3. Пишу слово.

  4. Проверяю написание, обозначаю орфограмму.

Применение правила на практике.

Работа с группой слов: местность, интересный, устный, окрестность, сердце, вкусный, чудесный, властный, известный, грустный.

Самостоятельная работа

Запись предложения : Ужасно интересно все то, что неизвестно.

Обозначьте орфограммы данного предложения.

V. Итог урока.

– С какой новой орфограммой вы познакомились?

– Когда в словах появляется непроизносимый согласный звук? (Если рядом находятся 3 согласных звука: [стн] и [здн].)

– Как его можно обнаружить? (Слово нужно изменить или подобрать однокоренное, чтобы этот звук слышался отчётливо.)


VI. Домашнее задание.

1. Упр. 1, с. 86.

2. Уметь объяснить, опираясь на тексты в рамках на с. 72 и 73, что такое непроизносимые согласные и как можно определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!