ПАМЯТКА № 2
НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1. ОШИБКИ В ПОСТАНОВКЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
1) ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ.
Суть данной ошибки заключается в том, что в предложениях с обобщающим словом, стоящим перед однородными членами, после которых предложение продолжается (по аналогии с предложением с прямой речью после однородных членов), перед тире ошибочно ставится запятая.
Например: Посаженные заботливыми родственниками деревца: клён, тополь, акация, а также дикорастущий тёрн_ — зеленели приветливо и свежо.
Схема: @: о, о, о, а также о — ...
Такие предложения нужно отличать от предложений с прямой речью:
"В хорошей посуде и чай вкуснее," — гласит пословица.
Схема: "П,"- а.
2) ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ НЕОДНОРОДНЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ, ОДНО ИЗ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ РАСПРОСТРАНЁННЫМ.
Основная причина, по которой в такого рода случаях ученики допускают ошибки, вызвана тем, что, по их мнению, запятую нужно ставить только между однородными определениями.
Например: Зловещие, / бегущие над самой землёй / облака надолго закрыли от нас солнце.
Комментарий: запятая между неоднородными определениями: нераспространённым определением зловещие и распространённым определением, выраженным причастием с зависимыми словами (причастным оборотом), ставится для того, чтобы (в том числе) сделать логическую паузу между ними.
3) А. ПОСТАНОВКА ЗАПЯТОЙ ВМЕСТО ТОЧКИ С ЗАПЯТОЙ ДЛЯ РАЗДЕЛЕНИЯ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ, ЕСЛИ ВНУТРИ НИХ УЖЕ ЕСТЬ ЗАПЯТЫЕ.
Ошибка в этом случае допускается главным образом потому, что пунктуационный знак "точка с запятой" ученики обычно ставят только в сложном предложении (в основном — бессоюзном).
Например: [Она шла тихо, ещё слабая после болезни; сокращала дорогу узкими тропами, еле видимыми в густой траве; глядела на деревню и, улыбаясь, плакала от радости].
Б. ПОСТАНОВКА ЗАПЯТОЙ ВМЕСТО ТОЧКИ С ЗАПЯТОЙ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРИ ОБОБЩАЮЩЕМ СЛОВЕ, ЕСЛИ ВНУТРИ НИХ УЖЕ ЕСТЬ ЗАПЯТЫЕ.
Причина ошибки та же, что и в предыдущем случае (3 А).
Например: На бюро лежало вразброс множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным прессом; какая-то старинная книга в кожаном переплёте; рюмка с какой-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом; два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке; зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, пользовался ещё до нашествия в Москву французов. (Н.В. Гоголь "Мёртвые души".)
4) ОШИБКИ В ПОСТАНОВКЕ ЗАПЯТОЙ ПРИ ПОВТОРЯЮЩИХСЯ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ, СОЕДИНЁННЫХ СОЮЗАМИ.
Чаще всего ошибки допускаются в следующих конструкциях:
а) На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.
Причина ошибки: ребята путают подобные случаи с предложениями с двумя однородными членами, соединёнными неповторяющимся союзом.
Например: Погода стояла пасмурная_ и дождливая.
б) По аналогии с предыдущим случаем запятую ребята ошибочно ставят перед первым союзом и при ряде однородных членов, соединённых повторяющимся союзом.
Например: Далёко гулы повторяют и рёв, и треск, и шум, и гром.
в) По аналогии с предложениями, в которых есть обособление, запятую ошибочно ставят после последнего однородного члена.
Например: (И) поля, (и)луга, (и)леса освещены солнцем. То же относится и к предложениям без союзов при однородных членах.
2. ОБОСОБЛЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1) ОШИБОЧНОЕ ОБОСОБЛЕНИЕ ВМЕСТЕ С ОДИНОЧНЫМ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ ИЛИ ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ ОДНОГО ИЗ СОЮЗОВ.
Союз и частенько по ошибке обосабливают вместе с деепричастным оборотом.
Например: @л /запахи поля вдыхая /, мне радостно будет шагать.
Или же такой случай: Кутузов притянул к себе Багратиона(и), / прощаясь с ним /, поцеловал его в шею.
Исключением является союза, стоящий перед деепричастным оборотом или одиночным деепричастием и относящийся к нему.
Например: / Не отвечая на вопросы /, / а только отдуваясь от жары/, он без всякой цели прошелся по всем комнатам (и)/, дойдя до своей кровати /, повалился на подушку.
В данном случае обособленное обстоятельство с союзом а является единым целым, а союз и соединяет два однородных сказуемых.
2) ОШИБКИ В ОБОСОБЛЕНИИ ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ОДНОМУ ИЛИ РАЗНЫМ ГЛАГОЛАМ-СКАЗУЕМЫМ.
а)Макар сидел на дровнях, / слегка покачиваясь /(и)/ продолжая свою_ песню /. Море играло маленькими волнами, /рождая их , / украшая бахромой пены /, / сталкивая друг с другом/ и / разбивая в мелкую пыль.
Комментарий к данным предложениям: обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями с зависимыми словами, в обоих случаях относятся к одному и тому же глаголу-сказуемому, поэтому знаки препинания ставятся так же, как и при обычных однородных членах предложения.
б) Старик угрюмо сидел на облучке, / отворотясъ от меня/, и молчал, / изредка_толъко_ покрякивая /.
Комментарий: деепричастные обороты относятся к разным глаголам-сказуемым, поэтому каждый из них обособляется отдельно.
3) ОШИБКИ ПРИ ОБОСОБЛЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ.
Несформированный навык обособления дополнений, по-видимому, объясняется в первую очередь тем, что об этой пунктограмме в школьной программе практически ничего не говорится.
Крайне необходимо поэтому познакомить ребят с этими синтаксическими конструкциями и предложить запомнить те предлоги, которые, как правило, являются своеобразными "сигнальными маяками" обособленных дополнений: кроме, вместо, помимо, за исключением, исключая, сверх.
Очень важно также поговорить с ребятами о том, что обособленные дополнения имеют значения включения, исключения, замещения, то есть, иными словами, ограничивают или расширяют смысловое поле предложения.
Например: Толпа разошлась, исключая немногих любопытных и мальчишек, а Гаврила вернулся домой. На охоте дядя Ерошка питался по суткам одним куском хлеба и ничего не пил, кроме воды.
4) ОШИБКИ В ОБОСОБЛЕНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ МЕСТА И ВРЕМЕНИ.
Ошибка обычно вызвана тем, что по аналогии с обособлением однородных уточняющих обстоятельств выделяются запятыми и обстоятельства неоднородные (места и времени).
Например: Рано утром в городе наблюдалось необычайное оживление. (Рано утром — обстоятельство времени, в городе — обстоятельство места).
Неподалёку от железнодорожной плажформы с самого утра прогуливался весьма странный субъект.
5) ОШИБКИ В ОБОСОБЛЕНИИ ВВОДНЫХ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.
а) Например: Цель путешествия кажется нам совершенно недостижимой. Цель путешествия,_ кажется _ совершенно недостижима. Он,_ может быть, не совсем уверен в моей искренности? Он может_бытъ не совсем уверен в моей искренности.
Комментарий: Суть ошибки состоит в том, что вводные слова и словосочетания ребята часто путают со сказуемыми.
6) Особую сложность представляет собой также слово однако, стоящее в начале и не в начале предложения. Как известно, в начале предложения однако не обособляется: Однако дело до сих пор не сдвинулось с места. Во всех остальных случаях оно обособляется: Дело, однако, до сих пор не сдвинулось с места. Дело до сих пор, однако, не сдвинулось с места.
в) Ещё одна трудность этой пунктограммы состоит в том, что если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота (причастного, деепричастного или сравнительного), то между ними никакого знака не ставится. Если же вводное слово стоит в середине обособленного оборота, то оно выделяется запятыми.
Например: Ветер, /давший, к несчастью, нам в лицо /, всё усиливался. Ветер, / к несчастью дувший в лицо /, всё усиливался.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
1. ОШИБКИ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ (ССП)
Типичной для старшеклассников ошибкой является разделение запятыми частей ССП, у которых есть общий второстепенный член. Объективно сложны также и те случаи, когда части ССП имеют общее придаточное предложение (то есть в этом случае мы по сути имеем дело со сложной синтаксической конструкцией — ССК) — см. 3-е предложение.
Примеры: 1. [Наутро дождь, непрерывно ливший весь предыдущий день, прекратился] и [небо расчистилось]. 2. [У нас от долгой и утомительной ходьбы совершенно онемели ноги] и [слипались от усталости глаза]. 3. (Когда на уставшую от долгой жары землю опустилась ночь), [земля вздохнула всей грудью] и [повсюду стал раздаваться неумолчный стрекот цикад].
Схема 3-го предложения: (Когда ), [ ] и [ ].
2. ОШИБКИ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ (СПП)
По аналогии с предыдущим пунктом проблемы в СПП возникают в тех случаях, когда запятая не ставится между однородными придаточными предложениями, связанными неповторяющимися соединительными или разделительными сочинительными союзами. Это — те же ССК, поскольку в этих предложениях имеется и подчинительная, и сочинительная связь.
Например: [Нетрудно было догадаться о том], ( что нас здесь никто не ждал) и (что никаких приготовлений к нашему приезду сделано не было). 2. [Мне всегда приятно слушать], (как плещется у низких берегов реки речная волна) (цли) (шепчет о чём-то своём задумчиво склонившаяся к самой воде осока).
Схемы: 1. [ о том], (что ) и (что ). 2. [ ], (как ) или ( ).
Но, конечно, особого разговора заслуживают предложения, в которых рядом оказываются два подчинительных или сочинительный и подчинительный союзы.
Например: [Я думаю], (что, (когда заключённые увидят лестницу), многие захотят бежать). [Горничная была сирота], (которая, (чтобы кормиться), должна была поступить в услужение). [Мы сможем с вами договориться], и (если вы мне верите), [то я наверняка смогу вам помочь].
Особую роль в постановке этой мудрёной пунктограммы играет умение обнаруживать наличие или отсутствие в продолжении предложения слов — то, так, но (при наличии то, так, но запятая между двумя подчинительными, сочинительным и подчинительным союзами не ставится).
3. ОШИБКИ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Первая наиболее типичная ошибка в БСП состоит в том, что ребята путают, какой знак (запятую или точку с запятой) нужно ставить между частями БСП, если по значению оно сходно с ССП.
Наиболее часто встречающийся и самый бесспорный случай постановки точки с запятой между частями БСП - тот, когда части БСП достаточно распространены и имеют внутри себя запятые.
Например: [В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь прохаживающиеся по комнатам] ; [в погребах, в подвалах такие же люди хозяйничали с провизией]; [на дворах такие же люди отпирали или отбивали ворота сараев и конюшен]; [в кухнях раскладывали огни, с засученными руками пекли, месили и варили, пугали, смеялись и ласкали женщин и детей].
Кроме того, своеобразной "притчей во языцех" стало то, что двоеточие в бессоюзных сложных предложениях, по значению напоминающих сложноподчинённые предложения, ребята постоянно путают с тире и даже с запятой (точкой с запятой). Основным при выборе двоеточия или тире в подобном предложении я предлагаю следующее правило: отталкиваться от определения того, в какой из частей БСП содержится главное, общее, а где - частное, второстепенное. Кроме того, если подобное БСП, преобразованное в союзное (сложноподчинённое) предложение, состоит из двух частей, где первая часть - главное, а вторая - придаточное предложение, поэтому союз (союзное слово) стоит во второй части СПП, в БСП такого типа мы ставим двоеточие. Разумеется, при обратном порядке предложений в БСП ставим тире.
Например: [За двумя зайцами погонишься] - [ни одного не поймаешь]. (Если за двумя зайцами погонишься), [то ни одного не поймаешь].
[Отец любил говорить]: [ нет музыки слаще шума дождя и шума реки]. [Отец любил говорить], (что нет музыки слаще...).
4. ОШИБКИ В ПОСТАНОВКЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
Кроме всех прочих, наибольшее число ошибок ребята делают в предложениях, в которых прямая речь разрывается словами автора. Причём если в случае, когда слова автора следуют после восклицательного или вопросительного предложения, ошибок обычно бывает немного, то в повествовательном предложении, входящем в состав прямой речи, погрешностей на порядок больше.
Например: "Поверьте, - говорил князь Долгорукий, обращаясь к Багратиону, - что это больше ничего, как хитрость". Схема: "П, - а, - п".
"Хорошо поёшь, брат, хорошо, - ласково заметил Николай Иваныч. - А теперь за тобой очередь, Яша". Схема: "П, - а. - П".
Комментарий: Суть ошибки заключается в том, что при внешнем сходстве знаки препинания перед второй частью разорванной словами автора прямой речи ставятся разные, да и прямая речь в первом случае продолжается со строчной буквы, а во втором — с прописной.
Таковы наиболее примечательные и характерные ошибки, которые в течение ряда лет мне удалось выявить в письменных работах моих учеников. Разумеется, эта памятка вовсе не претендует на то, чтобы дать исчерпывающий свод всевозможных пунктуационных трудностей. Но, как мне кажется, многие словесники согласятся с тем, что именно эти ошибки из года в год встречаются в большинстве ученических и абитуриентских работ.
Принцип, по которому составлена "Пунктуационная памятка", понятен и является традиционным для учебных пособий. Сначала - все наиболее одиозные случаи в простом предложении, затем - в сложных (сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных) и, наконец, - в предложениях с прямой речью.