СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сергей Штильман.Наиболее часто встречающиеся пунктуационные ошибки

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сергей Штильман. Как научить писать грамотно.НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ.

Просмотр содержимого документа
«Сергей Штильман.Наиболее часто встречающиеся пунктуационные ошибки»

ПАМЯТКА № 2

НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1. ОШИБКИ В ПОСТАНОВКЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

1) ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОБОБ­ЩАЮЩИМ СЛОВОМ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ.

Суть данной ошибки заключается в том, что в предложени­ях с обобщающим словом, стоящим перед однородными члена­ми, после которых предложение продолжается (по аналогии с предложением с прямой речью после однородных членов), перед тире ошибочно ставится запятая.

Например: Посаженные заботливыми родственниками де­ревца: клён, тополь, акация, а также дикорастущий тёрн_ зеленели приветливо и свежо.

Схема: @: о, о, о, а также о — ...

Такие предложения нужно отличать от предложений с пря­мой речью:

"В хорошей посуде и чай вкуснее," гласит пословица.

Схема: "П,"- а.

2) ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ НЕОДНОРОДНЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ, ОДНО ИЗ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ РАСПРОСТРАНЁННЫМ.

Основная причина, по которой в такого рода случаях учени­ки допускают ошибки, вызвана тем, что, по их мнению, запятую нужно ставить только между однородными определениями.

Например: Зловещие, / бегущие над самой землёй / облака надолго закрыли от нас солнце.

Комментарий: запятая между неоднородными определени­ями: нераспространённым определением зловещие и распрост­ранённым определением, выраженным причастием с зависимы­ми словами (причастным оборотом), ставится для того, чтобы (в том числе) сделать логическую паузу между ними.

3) А. ПОСТАНОВКА ЗАПЯТОЙ ВМЕСТО ТОЧКИ С ЗАПЯТОЙ ДЛЯ РАЗДЕЛЕНИЯ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ, ЕСЛИ ВНУТРИ НИХ УЖЕ ЕСТЬ ЗАПЯТЫЕ.

Ошибка в этом случае допускается главным образом пото­му, что пунктуационный знак "точка с запятой" ученики обыч­но ставят только в сложном предложении (в основном — бессо­юзном).

Например: [Она шла тихо, ещё слабая после болезни; сокращала дорогу узкими тропами, еле видимыми в густой траве; глядела на деревню и, улыбаясь, плакала от радости].

Б. ПОСТАНОВКА ЗАПЯТОЙ ВМЕСТО ТОЧКИ С ЗАПЯТОЙ В ПРЕД­ЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРИ ОБОБЩАЮЩЕМ СЛО­ВЕ, ЕСЛИ ВНУТРИ НИХ УЖЕ ЕСТЬ ЗАПЯТЫЕ.

Причина ошибки та же, что и в предыдущем случае (3 А).

Например: На бюро лежало вразброс множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мрамор­ным прессом; какая-то старинная книга в кожаном переплё­те; рюмка с какой-то жидкостью и тремя мухами, накры­тая письмом; два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке; зубочистка, совершенно пожелтевшая, кото­рою хозяин, может быть, пользовался ещё до нашествия в Москву французов. (Н.В. Гоголь "Мёртвые души".)

4) ОШИБКИ В ПОСТАНОВКЕ ЗАПЯТОЙ ПРИ ПОВТОРЯЮЩИХСЯ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ, СОЕДИНЁННЫХ СОЮЗАМИ.

Чаще всего ошибки допускаются в следующих конструк­циях:

а) На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.

Причина ошибки: ребята путают подобные случаи с пред­ложениями с двумя однородными членами, соединёнными не­повторяющимся союзом.

Например: Погода стояла пасмурная_ и дождливая.

б) По аналогии с предыдущим случаем запятую ребята оши­бочно ставят перед первым союзом и при ряде однородных членов, соединённых повторяющимся союзом.

Например: Далёко гулы повторяют и рёв, и треск, и шум, и гром.

в) По аналогии с предложениями, в которых есть обособление, запятую ошибочно ставят после последнего однородного члена.

Например: (И) поля, (и)луга, (и)леса освещены солнцем. То же относится и к предложениям без союзов при однород­ных членах.

2. ОБОСОБЛЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕД­ЛОЖЕНИЯ.

1) ОШИБОЧНОЕ ОБОСОБЛЕНИЕ ВМЕСТЕ С ОДИНОЧНЫМ ДЕЕП­РИЧАСТИЕМ ИЛИ ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ ОДНОГО ИЗ СО­ЮЗОВ.

Союз и частенько по ошибке обосабливают вместе с деепри­частным оборотом.

Например: @л /запахи поля вдыхая /, мне радостно бу­дет шагать.

Или же такой случай: Кутузов притянул к себе Багратиона(и), / прощаясь с ним /, поцеловал его в шею.

Исключением является союза, стоящий перед деепричастным оборотом или одиночным деепричастием и относящийся к нему.

Например: / Не отвечая на вопросы /, / а только отдува­ясь от жары/, он без всякой цели прошелся по всем комнатам (и)/, дойдя до своей кровати /, повалился на подушку.

В данном случае обособленное обстоятельство с союзом а является единым целым, а союз и соединяет два однородных ска­зуемых.

2) ОШИБКИ В ОБОСОБЛЕНИИ ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ДЕ­ЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ОДНОМУ ИЛИ РАЗ­НЫМ ГЛАГОЛАМ-СКАЗУЕМЫМ.

а)Макар сидел на дровнях, / слегка покачиваясь /(и)/ продолжая свою_ песню /. Море играло маленькими волнами, /рождая их , / украшая бахромой пены /, / сталкивая друг с другом/ и / разбивая в мелкую пыль.

Комментарий к данным предложениям: обособленные об­стоятельства, выраженные деепричастиями с зависимыми сло­вами, в обоих случаях относятся к одному и тому же глаголу-сказуемому, поэтому знаки препинания ставятся так же, как и при обычных однородных членах предложения.

б) Старик угрюмо сидел на облучке, / отворотясъ от меня/, и молчал, / изредка_толъко_ покрякивая /.

Комментарий: деепричастные обороты относятся к разным глаголам-сказуемым, поэтому каждый из них обособляется от­дельно.

3) ОШИБКИ ПРИ ОБОСОБЛЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ.

Несформированный навык обособления дополнений, по-ви­димому, объясняется в первую очередь тем, что об этой пунктограмме в школьной программе практически ничего не говорится.

Крайне необходимо поэтому познакомить ребят с этими син­таксическими конструкциями и предложить запомнить те пред­логи, которые, как правило, являются своеобразными "сигналь­ными маяками" обособленных дополнений: кроме, вместо, по­мимо, за исключением, исключая, сверх.

Очень важно также поговорить с ребятами о том, что обособ­ленные дополнения имеют значения включения, исключения, замещения, то есть, иными словами, ограничивают или расши­ряют смысловое поле предложения.

Например: Толпа разошлась, исключая немногих любопыт­ных и мальчишек, а Гаврила вернулся домой. На охоте дядя Ерошка питался по суткам одним куском хлеба и ничего не пил, кроме воды.

4) ОШИБКИ В ОБОСОБЛЕНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ МЕСТА И ВРЕ­МЕНИ.

Ошибка обычно вызвана тем, что по аналогии с обособлени­ем однородных уточняющих обстоятельств выделяются запяты­ми и обстоятельства неоднородные (места и времени).

Например: Рано утром в городе наблюдалось необычайное оживление. (Рано утром обстоятельство времени, в го­роде — обстоятельство места).

Неподалёку от железнодорожной плажформы с самого утра прогуливался весьма странный субъект.

5) ОШИБКИ В ОБОСОБЛЕНИИ ВВОДНЫХ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

а) Например: Цель путешествия кажется нам совершенно недостижимой. Цель путешествия,_ кажется _ совершенно недостижима. Он,_ может быть, не совсем уверен в моей искрен­ности? Он может_бытъ не совсем уверен в моей искренности.

Комментарий: Суть ошибки состоит в том, что вводные слова и словосочетания ребята часто путают со сказуемыми.

6) Особую сложность представляет собой также слово одна­ко, стоящее в начале и не в начале предложения. Как известно, в начале предложения однако не обособляется: Однако дело до сих пор не сдвинулось с места. Во всех остальных случаях оно обо­собляется: Дело, однако, до сих пор не сдвинулось с места. Дело до сих пор, однако, не сдвинулось с места.

в) Ещё одна трудность этой пунктограммы состоит в том, что если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного обо­рота (причастного, деепричастного или сравнительного), то между ними никакого знака не ставится. Если же вводное слово стоит в середине обособленного оборота, то оно выделяется запятыми.

Например: Ветер, /давший, к несчастью, нам в лицо /, всё усиливался. Ветер, / к несчастью дувший в лицо /, всё усиливался.


ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

1. ОШИБКИ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ (ССП)

Типичной для старшеклассников ошибкой является разде­ление запятыми частей ССП, у которых есть общий второстепен­ный член. Объективно сложны также и те случаи, когда части ССП имеют общее придаточное предложение (то есть в этом слу­чае мы по сути имеем дело со сложной синтаксической конст­рукцией — ССК) — см. 3-е предложение.

Примеры: 1. [Наутро дождь, непрерывно ливший весь пре­дыдущий день, прекратился] и [небо расчистилось]. 2. [У нас от долгой и утомительной ходьбы совершенно онемели ноги] и [сли­пались от усталости глаза]. 3. (Когда на уставшую от долгой жары землю опустилась ночь), [земля вздохнула всей грудью] и [повсюду стал раздаваться неумолчный стрекот цикад].

Схема 3-го предложения: (Когда ), [ ] и [ ].

2. ОШИБКИ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ (СПП)

По аналогии с предыдущим пунктом проблемы в СПП воз­никают в тех случаях, когда запятая не ставится между однород­ными придаточными предложениями, связанными неповторяю­щимися соединительными или разделительными сочинительны­ми союзами. Это — те же ССК, поскольку в этих предложениях имеется и подчинительная, и сочинительная связь.

Например: [Нетрудно было догадаться о том], ( что нас здесь никто не ждал) и (что никаких приготовлений к нашему приезду сделано не было). 2. [Мне всегда приятно слушать], (как плещется у низких берегов реки речная волна) (цли) (шепчет о чём-то своём задумчиво склонившаяся к самой воде осока).

Схемы: 1. [ о том], (что ) и (что ). 2. [ ], (как ) или ( ).

Но, конечно, особого разговора заслуживают предложения, в которых рядом оказываются два подчинительных или сочини­тельный и подчинительный союзы.

Например: [Я думаю], (что, (когда заключённые увидят лестницу), многие захотят бежать). [Горничная была сиро­та], (которая, (чтобы кормиться), должна была поступить в услужение). [Мы сможем с вами договориться], и (если вы мне верите), [то я наверняка смогу вам помочь].

Особую роль в постановке этой мудрёной пунктограммы иг­рает умение обнаруживать наличие или отсутствие в продолже­нии предложения слов — то, так, но (при наличии то, так, но запятая между двумя подчинительными, сочинительным и под­чинительным союзами не ставится).

3. ОШИБКИ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Первая наиболее типичная ошибка в БСП состоит в том, что ребята путают, какой знак (запятую или точку с запятой) нужно ставить между частями БСП, если по значению оно сходно с ССП.

Наиболее часто встречающийся и самый бесспорный случай постановки точки с запятой между частями БСП - тот, когда час­ти БСП достаточно распространены и имеют внутри себя запятые.

Например: [В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь прохаживающиеся по комнатам] ; [в погре­бах, в подвалах такие же люди хозяйничали с провизией]; [на дво­рах такие же люди отпирали или отбивали ворота сараев и коню­шен]; [в кухнях раскладывали огни, с засученными руками пекли, месили и варили, пугали, смеялись и ласкали женщин и детей].

Кроме того, своеобразной "притчей во языцех" стало то, что двоеточие в бессоюзных сложных предложениях, по значению напоминающих сложноподчинённые предложения, ребята посто­янно путают с тире и даже с запятой (точкой с запятой). Основ­ным при выборе двоеточия или тире в подобном предложении я предлагаю следующее правило: отталкиваться от определения того, в какой из частей БСП содержится главное, общее, а где - частное, второстепенное. Кроме того, если подобное БСП, преоб­разованное в союзное (сложноподчинённое) предложение, состо­ит из двух частей, где первая часть - главное, а вторая - прида­точное предложение, поэтому союз (союзное слово) стоит во вто­рой части СПП, в БСП такого типа мы ставим двоеточие. Разуме­ется, при обратном порядке предложений в БСП ставим тире.

Например: [За двумя зайцами погонишься] - [ни одного не поймаешь]. (Если за двумя зайцами погонишься), [то ни одного не поймаешь].

[Отец любил говорить]: [ нет музыки слаще шума дож­дя и шума реки]. [Отец любил говорить], (что нет музыки слаще...).

4. ОШИБКИ В ПОСТАНОВКЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

Кроме всех прочих, наибольшее число ошибок ребята дела­ют в предложениях, в которых прямая речь разрывается слова­ми автора. Причём если в случае, когда слова автора следуют после восклицательного или вопросительного предложения, ошибок обычно бывает немного, то в повествовательном предло­жении, входящем в состав прямой речи, погрешностей на поря­док больше.

Например: "Поверьте, - говорил князь Долгорукий, обра­щаясь к Багратиону, - что это больше ничего, как хитрость". Схема: "П, - а, - п".

"Хорошо поёшь, брат, хорошо, - ласково заметил Нико­лай Иваныч. - А теперь за тобой очередь, Яша". Схема: "П, - а. - П".

Комментарий: Суть ошибки заключается в том, что при внешнем сходстве знаки препинания перед второй частью разор­ванной словами автора прямой речи ставятся разные, да и пря­мая речь в первом случае продолжается со строчной буквы, а во втором — с прописной.

Таковы наиболее примечательные и характерные ошибки, которые в течение ряда лет мне удалось выявить в письменных работах моих учеников. Разумеется, эта памятка вовсе не претен­дует на то, чтобы дать исчерпывающий свод всевозможных пунк­туационных трудностей. Но, как мне кажется, многие словесники согласятся с тем, что именно эти ошибки из года в год встречаются в большинстве ученических и абитуриентских работ.

Принцип, по которому составлена "Пунктуационная па­мятка", понятен и является традиционным для учебных по­собий. Сначала - все наиболее одиозные случаи в простом предложении, затем - в сложных (сложносочинённых, слож­ноподчинённых и бессоюзных) и, наконец, - в предложени­ях с прямой речью.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!