СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Направления и формы работы по духовно-нравственному воспитанию с обучающимися

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.

Просмотр содержимого документа
«Направления и формы работы по духовно-нравственному воспитанию с обучающимися»

Направления и формы работы по духовно-нравственному воспитанию с обучающимися.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?»

В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы.

Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал:

«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»

Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы школы. Поэтому в лицее с 2010 года введен курс основ православной культуры, а с 2012 года в начальной школе проводятся занятия по ОРКСЭ Вариативная модульная часть курса «Основы религиозных культур и светской этики» организуется в соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающихся. Занятия проводятся по учебникам Н.Ф. Виноградовой «Основы религиозных культур и светской этики». Содержание курса позволяет раскрыть различные грани многонациональной российской культуры как сплава традиций , нравственных ценностей. Норм светской и религиозной морали. Неотъемлемой и важнейшей составляющей образовательно-воспитательного процесса является внеурочная деятельность школьника. В нее включена программа внеурочной деятельности «Круг светлых дней».Занятия проводятся на базе зала народоведения, для образовательного процесса используются экспонаты зала народоведения, проекты, экспозиции.

Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма педагогов, работающих с детьми: преподавателей предметов гуманитарно-эстетического цикла, учителей ОПК, педагогов дополнительного образования. Это высококвалифицированные педагоги , имеющие 1 и высшую категорию и своевременно проходящие курсы повышения квалификации.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах и предметных олимпиадах православной направленности.Результатом работы в данном направлении являются призеры всероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры. Результатом участия является призеры олимпиады школьников по основам православной культуры в 2017году, 2019году, победители городской конкурсно-познавательной игры «Пламенный Серафим» в номинации «Славны наследники заветов Серафима», победители городской конкурсно - познавательной игры «Святитель Лука-врач духовный и телесный» в 2018 году, победители 2019годаконкурсно-познавательной игры «Обитель края моегоКурская Коренная пустынь» в номинации «Культурный и духовный источник Курского края – пустынь Коренная»

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки и реализации программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями   всех педагогов образовательного учреждения.

Система классных часов и коллективно-творческих дел воспитывает терпимость по отношению к людям, позволяет ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в лицее, но и за ее пределами.Учитывая возрастные особенности своих учеников классные руководители в течение учебного года проводят коллективные дела, которые помогли каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, с которыми они знакомы уже не первый год, найти новых друзей. Тематика классных часов : «Традиции моей семьи», «Мои увлечения», «Традиции моего народа», «Народные праздники». Поскольку для учащихся очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, мы опираемся на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекаем родителей ктд. Уже традицией стало «Благотворительная ярмарка», которую мы проводим в период празднования народного праздника «Масленицы» и активно помогают ее организовывать родители лицеистов. Все вырученные от благотворительной ярмарки средства мы распределяем между семьями наших обучающихся, которые являются инвалидами.(видео)



В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире неспокойная, очень много людей – мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Воспитательной системой лицея определены мероприятия направленные на формирование толерантных отношений между детьми, с какими-либо различиями (национальными, религиозными) Такие как «Культура мира. Человек среди людей», «Стремись делать добро», «Мы – команда одного корабля», беседа «Знакомство с русской национальной культурой», фольклорный праздники «Русские посиделки», «Масленица», познавательной экскурсии краеведческий музей на тему «История национального костюма». Данные мероприятия учат становиться лучше, самосовершенствоваться, формируют стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать, воспитывают у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.

Лицей сотрудничает с центром духовно-нравственного воспитания «Истоки» Центра детского творчества. Обучающиеся лицея посещаю зал православия, где для них проводят экскурсии, мастер-классы, лектории, духовно-нравственные беседы, интеллектуально- познавательные игры по истории Курского края, участвуют и посещают выставки декоративно-прикладного творчества «Русь православная», «Рождественская открытка», «Наследники традиций».

В 20 сентября 2018 году был заключен договор о сотрудничестве в сфере образовательной деятельности и духовно-нравственного и патриотического воспитания между МОУ «Лицей №12» и Железногорской епархией Курской митрополией Русской Православной Церкви. Составлен план совместных мероприятий, поставлены цели и задачи сотрудничества.

Вся система работы по духовно-нравственному воспитания лицеистов открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствуют развитию творческих способностей ребёнка.




















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!