ЗАДАНИЕ 15 ЕГЭ. НЕРАВЕНСТВА С МОДУЛЕМ.
Модулем (абсолютной величиной) называется функция, которая каждому числу ставит в соответствие число
То есть, другими словами, модуль х – это расстояние от 0 (начало координат) до точки х. Т.к. расстояние – величина неотрицательная, то модуль х не может быть отрицательным: . Более общее понятие модуля: – это расстояние от точки х до точки а.
Свойства модуля:
Геометрический смысл модуля:
Рассмотрим на примерах.
. Решениями такого неравенства являются все числа, которые удалены от начала координат на расстояние, меньшее 8.
или
. Решением такого неравенства являются все числа, которые удалены от точки 5 на расстояние, не больше 3.
или
или
. Решением этого неравенства являются все числа, которые удалены от начала координат на расстояние, не меньшее 2.
. Решением этого неравенства являются все числа, которые удалены от точки на расстояние, большее 5.
. Данное неравенство решений не имеет, т.к. расстояние не может быть отрицательным. Аналогично, решений не имеет.
. Это неравенство имеет единственное решение .
. Данное неравенство имеет бесконечно много решений, т.к. расстояние от точки х до нуля всегда больше отрицательного числа. .
Виды неравенств, содержащих модуль:
Неравенство содержит некоторое выражение под модулем и число вне модуля:, где а – некоторое число.
Например, .
Неравенство, содержит выражение с переменной под знаком модуля и вне его: .
Например, .
Неравенство, которое содержит несколько модулей:
Например, .
Неравенства вида , где
Например, .
Неравенства, решаемые заменой переменной.
Например, .
Способы решения неравенств, содержащих модуль:
Решение неравенств с помощью геометрического свойства модуля.
Пример 1.
Решением исходного неравенства будут все значения х, которые удовлетворяют хотя бы одному неравенству из совокупности и каждому неравенству из системы.
Ответ: .
Пример 2.
Решением исходного неравенства будут все значения х, которые удовлетворяют и совокупности, и двойному неравенству.
Ответ:
Решение неравенств, используя определение модуля.
Пример.
Воспользуемся определением модуля:
Ответ:
Решение неравенств методом возведения в квадрат.
Пример 1.
Левая и правая части данного неравенства являются положительными выражениями, поэтому их можно возвести в квадрат:
Так как 2 – чётный показатель степени, то по свойству 6 получаем:
Применяем формулу разности квадратов:
Значит,
Ответ:
Пример 2.
Применяем формулу разности квадратов:
Умножаем обе части неравенства на 400 (каждую скобку на 20):
Ответ:
Метод перебора вариантов (метод интервалов).
Так как этот метод достаточно сложный, приведём алгоритм его применения.
Выписать все подмодульные выражения, приравнять их к нулю и решить уравнения.
Найденные корни отметить на одной числовой прямой и на каждом получившемся участке определить знаки каждого подмодульного выражения.
Раскрыть модули согласно знакам на каждом участке и решить получившиеся неравенства.
Результаты объединить.
Пример.
Решим согласно алгоритму.
Раскроем модули на каждом участке.
Учитывая, условие , получаем:
Учитывая условие ,
Учитывая условие ,
Объединяя решения всех трёх неравенств, получим решение исходного неравенства:
Ответ:
Решение неравенств методом замены переменной.
Пример 1.
Сделаем замену переменной: . Тогда, согласно свойству 6 и неравенство примет вид:
Значит, . Возвращаемся в замену:
Ответ:
Пример 2.
Сделаем замену переменной: . Тогда неравенство принимает вид:
Значит, . Возвращаемся в замену переменной:
Ответ:
Графический способ решения неравенств.
Пример.
Решим это неравенство графически. Справа у нас линейная функция, графиком является прямая, проходящая через точки . Слева под знаком модуля квадратичная функция, графиком является парабола с вершиной в точке , ветви направлены вверх. Т.к. квадратичная функция стоит под знаком модуля, то её отрицательная часть (там, где у отрицателен) отображается относительно оси Ох. Строим графики.
Графики пересекаются в точках А и В. Для того, чтобы выполнялось исходное неравенство, необходимо, чтобы прямая располагалась выше параболы. Это заштрихованный участок. Ему соответствует . Сами точки пересечения не включаются в промежуток, т.к. исходное неравенство строгое.
Ответ:
Приведённые ниже задания взяты из базы данных ЕГЭ.
Решить неравенство:
Решение. Упростим неравенство:
ОДЗ:
Левая и правая части полученного неравенства имеют одинаковые знаменатели, причём положительные при всех х из области допустимых значений.
Умножая обе части неравенства на знаменатель (он положителен!!!), получаем неравенство:
Воспользуемся первым способом решения неравенств, содержащих модуль (с помощью геометрического свойства модуля).
Учитывая ОДЗ, получаем:
Ответ:
Решить неравенство:
Решение.
Упростим неравенство:
Это неравенство удобно решать методом замены переменной:
. Тогда, учитывая 6 свойство модуля, . Значит, неравенство принимает вид:
Отмечаем на числовой прямой нули левой части неравенства:
Значит, . Возвращаемся в замену переменной, т.е. вместо ставим . Получаем двойное неравенство, которое решаем в виде системы неравенств:
Ответ:
Решить неравенство:
Решение.
Упростим неравенство:
Воспользуемся методом перебора вариантов (методом интервалов):
Приравняем к нулю подмодульные выражения и найдём корни:
Отметим корни на числовой прямой и определим знаки подмодульных выражений на получившихся промежутках:
Раскроем модули на каждом промежутке.
Учитывая условие, что , получаем:
Учитывая условие, что , получаем:
Учитывая условие, что , получаем:
Объединяем решения всех трёх вариантов:
Ответ:
Решить неравенство:
Решение.
Воспользуемся первым способом решения неравенств, содержащих модуль (с помощью геометрического свойства модуля):
Ответ:
Решить неравенство:
Решение.
Преобразуем неравенство:
Воспользуемся методом замены переменной:
. Тогда неравенство примет вид:
Значит, . Учитывая условие , сделанное при замене переменной, делаем вывод, что данное неравенство имеет решения только при . Вернёмся к замене переменной:
Это уравнение имеет корни только в двух случаях:
Ответ:
Решить неравенство:
Решение.
Воспользуемся методом перебора вариантов. Так как под модулем у нас только х, то вариантов всего два:
Объединяя решения обоих случаев, получаем решение исходного неравенства:
Ответ:
Решить неравенство:
Решение.
Воспользуемся методом замены переменной:
. Тогда неравенство принимает вид:
Значит, учитывая условие , сделанное при замене переменной, получаем:
Вернёмся в замену переменной:
Значит, решение исходной системы имеет вид:
Ответ:
Задания для самостоятельного решения.
Решить неравенства:
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Ответы на задания для самостоятельного решения.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
8