«Использование нетрадиционных технологий в художественно-эстетическом развитии с детьми дошкольного возраста»
Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством её решения. И решить её возможно, используя в работе с воспитанниками нетрадиционных техник в рисовании. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приёмы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции отличаются скудностью содержания, штампами. Поэтому чтобы работы детей были творческими, колоритными, необходимо было научить их использовать в рисовании нетрадиционные техники. Так как при их использовании уточняются и углубляются представления детей об окружающем; в процессе работы ребёнок начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. В самом начале работы по художественно-эстетическому направлению, а именно по изобразительной деятельности мною была поставлена цель: формирование художественных навыков детей путём использования нетрадиционной техники рисования. Определены задачи:
-формировать умение детей выбирать материал для рисования и умело его использовать;
-помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками;
- развивать эстетическое восприятие; развивать умение видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов;
- развивать образное мышление;
- развивать воображение,
- развивать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера;
-развивать чувство коллективизма, товарищества, стремление прийти на помощь друг другу;
- развивать мелкую моторику рук.
В работе с детьми применяю многие нетрадиционные техники:
Поролоновые рисунки,кляксография,точечный рисунок,разрисовка фигурок,метод монотопии,метод пальцевой живописи,метод ниткографии,рисование на мокрой бумаге,коллаж.
В работе с воспитанниками при обучении нетрадиционному рисованию я применяю следующие методы и приёмы:
1.Создание игровой ситуации.
2.Показ воспитателя.
3.Использование движение руки.
4.Сравнение двух техник.
5.Проговаривание последовательности работы.
6.Педагогическая диагностика.
На специально организованных занятиях и в совместной деятельности с детьми по рисованию широко используются стихи, загадки, а также игры.
Очень важно соблюдение психолого-педагогических условий:
- просветительская работа с родителями;
- учёт социально-психологических условий, позволяющих развивать интерес к самостоятельной изобразительной деятельности.
Центр изобразительной деятельности «Юные художники» создан при соблюдении следующих условий:
1. Доступность, эстетичность, подвижность центра и его оборудования.
2. Использование детского дизайна в оформлении.
3. Наличие произведений искусства. Соблюдение возрастных требований.
4. Оборудование для рисования, лепки, аппликации.
5. Наличие наглядного материала
6. Наличие образцов, выполненных в нетрадиционных техниках рисования
7. Наглядный материал по развитию композиционных умений.
8.Наличие материала по народно-прикладному искусству
9. Образцы из глины (игрушки, предметы народного промысла).
Залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:
1.Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изобразительной деятельности, общения и взаимодействия с ребёнком.
2.Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.
3.Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребёнка.
4.Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности.
Нетрадиционные техники рисования оказывают положительное влияние на развитие ребёнка, поэтому необходимо использование их в детском творчестве.