СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные формы работы по совершенствованию техники чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционные формы работы по совершенствованию техники чтения.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы работы по совершенствованию техники чтения.»

Нетрадиционные формы работы по совершенствованию техники чтения.

Начальная школа первая начинает реализовывать общую основную цель обучения – формирование личности учащихся.

Поэтому важно именно в этот период научить ребёнка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно-познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.

Нельзя быть счастливым, не умея читать. Дети, читающие ниже нормы, уходя в среднее звено, не в силах освоить программу. Они тратят много времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителем.

Поэтому, нужно научить учащихся начальной школы быстро и правильно читать. Для того чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, пользуюсь нетрадиционными методами обучения чтению.

Эту работу начинаю с начала учебного года. Единственное условие – работать каждый день. Что мешает быстрому чтению?

  1. Регрессия – возвратные движения глаз, особенно в 1 классе.

  2. Малое поле зрения, т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков.

  3. Неумение найти главное в тексте.

  4. Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки).

  5. Артикуляция (слова при медленном чтении мысленно проговариваются, в процессе чтения участвуют слуховой аппарат).


Работу начала с развития зрительной памяти, внимания. Этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за 1 секунду должны запомнить все, что изображено на картинке – «сфотографировать».

Даю такие задания:

  1. Найди лишнюю букву: а, о, в, у, и.

  2. Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко.

  3. Найди лишнее слово:

а) река б) слон в) мала

речка лев моль

ручей мак мела

ручка тигр мила

ручеек

  1. Раздели слова на две группы:

а) корова б) заяц в) ленивый

соловей горох смелый

коза ежик честный

ворона медведь жадный

овца капуста добрый

сорока волк трусливый

огурец

  1. Из какого произведения слова? Кто автор?

    • «Братец мой, - отвечает месяц ясный, - не видал я девы красной».

    • Замяукали котята: «Надоело нам мяукать…!»

6. Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте.


1

14

9

6

15

18

2

11

7

3

16

20

12

5

19

17

10

13

8

4

Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке многие ребята считывают их за 5 секунд. Таблицы есть у всех детей. Пока работаем с числовыми таблицами. Во 2 классе начнем работать с буквенными (алфавит).


Со 2 полугодия при работе с текстами на уроках чтения использую такие упражнения:

  1. Чтение – спринт. Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем вопросы по тексту. Во время чтения – поторапливаю.

  2. Чтение – разведка. Учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на поставленные вопросы. Дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.

  3. Упражнение «Финиш». Методика такая же как и в спринте, только читаем до указанного слова.


Одновременно с работой по динамическому чтению работаю над развитием памяти, воображения учащихся, используя следующие упражнения:

  1. Пересказ раннее изученных текстов без предупреждения. Упражнение хорошо развивает долговременную память.

  2. Игра «Синонимы» («Антонимы») хорошо развивает как память, так и воображение: н-р, грустить – горевать, печалиться – огорчаться, расстраиваться, тужить, кручиниться, а также антонимы: веселый – грустный.

  3. Со 2 класса будем проводить игру «Буду поэтом». Предлагается сочинить стихотворение по данной рифме:

… не обижаю

… приглашаю

… угощаю

… играю.

или закончить стихотворение: «В зоопарке бегемот проглотил ежа и вот …»

Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Этому уделяю много внимания. Помогают в этом методики И.Т. Федоренко и В.Н. Зайцева. На каждом уроке использую такие приемы и методы как:

  1. Чтение за учителем (за лидером).

  2. Чтение в парах, групповое чтение.

  3. Чтение с отрывом взгляда от текста.

  4. Чтение с убыстрением темпа.

  5. Чтение с переходом на незнакомый текст.

  6. Жужжащее чтение.

  7. Чтение в темпе скороговорки.

  8. Зрительные диктанты (по Федоренко).

Очень часто на уроках заучиваем четверостишия, провожу с начала четверти замер скорости чтения, а затем провожу раз в 1 – 2 недели промежуточные проверки, а в конце четверти итоговая проверка.

Для развития фонематического слуха и использую следующие упражнения:

  1. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам – пушистая, рыжая, хитрая.

  2. Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (лето, неделя, осень).

  3. Добавление нужного слова. (пальто, шапка, шарф - …)

  4. Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусеница, гусыня, гусак.

  5. Подбор к данному слову родственных слов: снег – снежок. Снежный, снежинка, снегозадержание, снегоход, снеговик.

  6. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора., нора, гора.

  7. Игра «Кто быстрее, кто больше?» Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик – оса, слон, лось, ива, иволга, корова.

  8. Игра «Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?»

  9. Игра « Сложи словечко». Какие два слова спрятались в одном? (самолет, листопад, пылесос).

Таким образом, использование в учебном процессе игр, упражнений, разных заданий, создание игровых ситуаций приводят к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.