Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы работы по совершенствованию техники чтения.»
Нетрадиционные формы работы по совершенствованию техники чтения.
Начальная школа первая начинает реализовывать общую основную цель обучения – формирование личности учащихся.
Поэтому важно именно в этот период научить ребёнка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно-познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.
Нельзя быть счастливым, не умея читать. Дети, читающие ниже нормы, уходя в среднее звено, не в силах освоить программу. Они тратят много времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителем.
Поэтому, нужно научить учащихся начальной школы быстро и правильно читать. Для того чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, пользуюсь нетрадиционными методами обучения чтению.
Эту работу начинаю с начала учебного года. Единственное условие – работать каждый день. Что мешает быстрому чтению?
Регрессия – возвратные движения глаз, особенно в 1 классе.
Малое поле зрения, т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков.
Неумение найти главное в тексте.
Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки).
Артикуляция (слова при медленном чтении мысленно проговариваются, в процессе чтения участвуют слуховой аппарат).
Работу начала с развития зрительной памяти, внимания. Этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за 1 секунду должны запомнить все, что изображено на картинке – «сфотографировать».
Даю такие задания:
Найди лишнюю букву: а, о, в, у, и.
Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко.
Найди лишнее слово:
а) река б) слон в) мала
речка лев моль
ручей мак мела
ручка тигр мила
ручеек
Раздели слова на две группы:
а) корова б) заяц в) ленивый
соловей горох смелый
коза ежик честный
ворона медведь жадный
овца капуста добрый
сорока волк трусливый
огурец
Из какого произведения слова? Кто автор?
«Братец мой, - отвечает месяц ясный, - не видал я девы красной».
Замяукали котята: «Надоело нам мяукать…!»
6. Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте.
1 | 14 | 9 | 6 |
15 | 18 | 2 | 11 |
7 | 3 | 16 | 20 |
12 | 5 | 19 | 17 |
10 | 13 | 8 | 4 |
Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке многие ребята считывают их за 5 секунд. Таблицы есть у всех детей. Пока работаем с числовыми таблицами. Во 2 классе начнем работать с буквенными (алфавит).
Со 2 полугодия при работе с текстами на уроках чтения использую такие упражнения:
Чтение – спринт. Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем вопросы по тексту. Во время чтения – поторапливаю.
Чтение – разведка. Учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на поставленные вопросы. Дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.
Упражнение «Финиш». Методика такая же как и в спринте, только читаем до указанного слова.
Одновременно с работой по динамическому чтению работаю над развитием памяти, воображения учащихся, используя следующие упражнения:
Пересказ раннее изученных текстов без предупреждения. Упражнение хорошо развивает долговременную память.
Игра «Синонимы» («Антонимы») хорошо развивает как память, так и воображение: н-р, грустить – горевать, печалиться – огорчаться, расстраиваться, тужить, кручиниться, а также антонимы: веселый – грустный.
Со 2 класса будем проводить игру «Буду поэтом». Предлагается сочинить стихотворение по данной рифме:
… не обижаю
… приглашаю
… угощаю
… играю.
или закончить стихотворение: «В зоопарке бегемот проглотил ежа и вот …»
Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Этому уделяю много внимания. Помогают в этом методики И.Т. Федоренко и В.Н. Зайцева. На каждом уроке использую такие приемы и методы как:
Чтение за учителем (за лидером).
Чтение в парах, групповое чтение.
Чтение с отрывом взгляда от текста.
Чтение с убыстрением темпа.
Чтение с переходом на незнакомый текст.
Жужжащее чтение.
Чтение в темпе скороговорки.
Зрительные диктанты (по Федоренко).
Очень часто на уроках заучиваем четверостишия, провожу с начала четверти замер скорости чтения, а затем провожу раз в 1 – 2 недели промежуточные проверки, а в конце четверти итоговая проверка.
Для развития фонематического слуха и использую следующие упражнения:
Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам – пушистая, рыжая, хитрая.
Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (лето, неделя, осень).
Добавление нужного слова. (пальто, шапка, шарф - …)
Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусеница, гусыня, гусак.
Подбор к данному слову родственных слов: снег – снежок. Снежный, снежинка, снегозадержание, снегоход, снеговик.
Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора., нора, гора.
Игра «Кто быстрее, кто больше?» Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик – оса, слон, лось, ива, иволга, корова.
Игра «Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?»
Игра « Сложи словечко». Какие два слова спрятались в одном? (самолет, листопад, пылесос).
Таким образом, использование в учебном процессе игр, упражнений, разных заданий, создание игровых ситуаций приводят к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.