СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Новые подходы в обучении иностранным языкам»

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление учителя немецкого языка на заседании РМО по теме: «Новые подходы в обучении иностранным языкам»

Просмотр содержимого документа
««Новые подходы в обучении иностранным языкам»»

Выступление учителя немецкого языка Фенинского филиала

МБОУ Павловской СШ Шевченко Ирины Александровны

на заседании РМО 06.10.2016 г.

(г. Ельня, Ельнинская СШ № 1 им. М.И. Глинки)


Тема выступления: «Новые подходы в обучении иностранным языкам»

Развитие международных контактов во всех сферах, изменение общественно-политической обстановки и ряд других не менее значимых факторов современности неизбежно приводят к росту роли и значения навыков и умений иноязычного общения. Требования к качеству преподавания иностранного языка в учебных заведениях, безусловно, меняются, как, впрочем, естественным является процесс изменения самих языков. Необходимыми, таким образом, являются существенные изменения в подготовке учащихся к изучению языков. Важно формировать у учащихся ключевые компетенции. При компетентностном подходе эта задача может решаться наиболее полно. Умение работать, к примеру, с оригинальной литературой по специальности включает в себя получение информации, содержащейся в тексте, ее критическое осмысление, обобщение, анализ и оценку достоверности. Иноязычная компетентность обеспечивает готовность учащегося реально использовать полученные знания в условиях профессиональной среды. Само слово «компетенция» происходит от латинского слова compete, которое означает подходить, соответствовать. Это соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в определенных областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией.

Стоит, однако, различать два понятия: компетентность и компетенция. Компетентность - личностная категория, это комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области. Под компетентностным подходом в образовании понимают метод обучения, направленный на развитие у учащихся способностей решать определенного класса профессиональные задачи в соответствии с требованиями к личностным профессиональным качествам: способность искать, анализировать, отбирать и обрабатывать полученные сведения, передавать необходимую информацию; владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе; владение механизмами планирования, анализа, самооценки собственной деятельности в нестандартных ситуациях или в условиях неопределенности; владение методами и приемами решения возникших проблем.. Компетентностный подход предъявляет определенные требования к учащимся и уровню владения ими иностранного языка, в связи с чем различают базовые и продвинутые компетенции. На базовом уровне предполагается владение языком как средством общения (определенный словарный запас, владение основными грамматическими структурами, знание закономерностей функционирования языка, знакомство с культурной средой и т. д.). Овладев продвинутым уровнем, учащимся под силу будут решения практических задач (поиск необходимой информации по профилю своей специальности, умение анализировать, высказывать своё мнение и т.д.). Оценивание знаний тогда уместно определять по достигаемому результату, а не только по правильности употребления определенных грамматических конструкций и необходимой лексики.

Как же учитель может добиться формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка? Непростая задача… Различные технологии, формы и методы обучения, думаю, всё же способны помочь нам в этом. В число таких форм и методов входят: монолог учителя; фронтально-индивидуальный опрос; информирующие беседы; самостоятельные работы с учебником по заданиям учителя; демонстрация фильма; традиционная контрольная работа. При компетентностном подходе к обучению надо учесть несколько классификаций ключевых компетенций:

- ценностно-смысловая,

- общекультурная,

- учебно-познавательная,

- информационная,

- коммуникативная,

- социально-трудовая,

- личностного совершенствования,

каждая из которых включает большой комплекс знаний, умений, навыков и ценностей.

Ценностно-смысловая компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Она показывает, каковы его ценностные ориентиры, способен ли он понимать свою роль и предназначение в мире, может ли выбирать установки для своих решений и поступков, ответственно ли ученик относится к выбору решения. Ученики овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.

Общекультурная компетенция позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, выяснить культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, в т.ч.: насколько ученик компетентен в бытовой и культурно-досуговой сфере (например, при организации свободного времени). В плане изучения иностранных языков речь идёт о формировании социокультурной компетенции, а это, как известно, и способность находить общее и специфическое в моделях развития изучаемого и родного языков, и сравнение и обобщение культуроведческой информацию, и строение речи в соответствии с нормами, принятыми в той или иной культуре, с учетом речевой специфики.

Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, учебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами (знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности). При работе над ошибками, к примеру, грамматического теста, сочинения, учитель и учащиеся подробно обсуждает причины появления ошибок и неточностей, далее выполняется еще ряд упражнений, направленных на лучшее усвоение материала. Выполняется повторная работа с учетом всех предыдущих замечаний.

Информационная компетенция помогает детям приобрести навыки деятельности по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Это залог успешной реализации в различных сферах общения, в том числе и профессиональной. Поиск нужной информации в различных источниках как на бумажных, так и на электронных носителях на разных языках, подбор необходимой информации с выделением главного и второстепенного, определение степень достоверности информации путем сравнения с информацией из других источников, эффективное использование полученной информации, сохранение информации.

Коммуникативная компетентность включает знание языков, способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе (ролевые игры, написание анкет и писем и т.д.)

Социально-трудовая компетенция тесно связана с коммуникативной компетенцией. Умение владения различными социальными ролями необходимы в сфере гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности, подготовка к будущим социальным ролям.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Здесь, конечно, особую роль играет сам учитель, его стиль общения с людьми, его духовные ценности и приоритеты.

Компетентностный подход к обучению иностранному языку требует творческого подхода к организации и построению учебного процесса, созданию условий для формирования и развития практических навыков и умений владения иноязычной речью. И создавая на занятиях таких условий, когда усвоение учащимися языкового материла происходит в процессе общения преподавателя с учащимися между собой в моделируемых различными способами жизненных ситуациях. Активность педагога ведёт к активности обучаемых, усиливается практическая направленность, приобретается опыт деятельности, оттачивается умение на практике реализовать знания. Таким образом, самоопределение, самоактуализация и развитие индивидуальности учащихся проходит более органично, с меньшими усилиями и сомнениями. Обучение в компетентностно-ориентированном образовании приобретает деятельностный характер, где формирование знаний и умений осуществляется в практической деятельности учащихся, организуется их совместная деятельность в группах, используются активные формы и методы обучения, инновационные технологии продуктивного характера; выстраивается индивидуальная образовательная траектория. В процессе обучения активно реализуются межпредметные связи, развиваются важнейшие качества личности обучаемого: самостоятельность, креативность, инициативность, ответственность.

Для формирования учебно-познавательной компетенции (формирования навыков учебной деятельности, умений анализировать свою деятельность) активно используются самоконтроль и взаимоконтроль. В этом помогают игровые технологии, дискуссии. Неотъемлемым условием при этом являются электронные мультимедийные технологии, т.к. необходимо слышать речь носителей языка и видеть их стиль поведения в той или иной ситуации общения. В определении социальных ролей, ведении диалогов на различные темы, практиковании устной речи и речевых клише социокультурной направленности проявляется креативность мышления учащихся.

Запас знаний обучающихся, владение способами решения проблем и опыт достижения цели напрямую зависят от наличия основных компетенций: умения работать с текстом, анализирования информации, умения обобщать и делать выводы, умения работать с разнообразным справочным материалом, а также умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплять ее вескими аргументами, способности идти на компромисс с собеседником. Парная, групповая, командная работа, где требуется четкое распределение ролей, активно вводится на уроках и даёт реальные результаты.

Высокое качество изучения иностранного языка способствует в дальнейшем повышении конкурентоспособности и профессиональной мобильности в сфере профессионального будущего человека.





Источники: Мишенева Ю. И. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 08.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!