Слайд 1.Час общения в 8 классе о человеческом достоинстве и самоуважении
Безмерное самолюбие и самомнение не есть признак чувства собственного достоинства.
Ф.М. Достоевский
Достоинство - это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице.
И. Кант
Цели: расширить представление детей о нравственных нормах и ценностях; развивать способность детей к самопознанию, самовоспитанию, формированию адекватной самооценки; развивать культуру межличностных отношений в коллективе; способствовать воспитанию чувства самоуважения, ответственности, долга, формированию активной жизненной позиции.
Подготовительная работа: подготовить двух актеров для дискуссии (Крутой и Высокий). Их задача - высказать противоположные точки зрения, давать пищу для обсуждения. Свои реплики они могут незаметно читать, сидя за столами возле доски.
Оформление:
• выставить изображения денежных купюр;
• написать на доске эпиграфы и 4 предложения:
«Выпущена крупнейшая российская купюра достоинством 5000 рублей».
«У моего друга много достоинств: целеустремленность, сильная воля, доброта».
«Главное - сохранить свое достоинство»;
• написать на доске конец фразы:
«...это ниже моего достоинства».
План классного часа
I. Вступительное слово «Что такое самоуважение?».
II. Словарная работа «Достоинство купюр».
III. Дискуссия «Откуда берется самоуважение?».
IV. Воспитывающая ситуация «Внутренний стержень».
V. Упражнение на воспитание самоуважения.
VI. Заключительная беседа «Закон человечности».
VII. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительное слово «Что такое самоуважение?»
Классный руководитель. С самого детства нам говорят, что нужно уважать старших, уважать других людей, а я хочу задать вам вопрос: а нужно ли уважать себя? И что это такое - самоуважение?
- Может быть так, что самого себя пока не за что уважать?
- Можно ли с первого взгляда определить, уважает себя человек или нет?
(Дети высказываются.)
II. Словарная работа «Достоинство купюр»
Слайд 2. Классный руководитель.
Со словом «самоуважение» связано еще одно понятие. (Читает.)
• «Выпущена крупнейшая российская купюра достоинством 5000 рублей».
- В каком значении употреблено здесь слово «достоинство»? (Ценность, стоимость.)
- Достоинство денежных купюр измеряется в рублях, а в каких единицах измеряются достоинства человека? (в поступках, в качествах характера, в отношениях с людьми)
Прочитаем еще одно предложение:
• «У моего друга много достоинств: целеустремленность, сильная воля, доброта».
- Когда мы говорим о достоинствах человека, какие качества мы имеем в виду?
(Положительные, ценные, хорошие.) А внешность это достоинство?
- Обладаете ли вы какими-нибудь достоинствами?
(Дети высказываются.)
Но и это еще не все. Прочитаем последнее предложение, которое записано на доске:
• «Главное - сохранить свое достоинство».
- В каком же смысле употреблено здесь слово «достоинство»? (Совокупность высоких моральных качеств, их уважение в самом себе; осознание своих прав, своей значимости.)
III. Дискуссия «Откуда берется самоуважение?»
Классный руководитель.
У всех ли есть достоинство, самоуважение? Откуда берутся в человеке это уважение к себе, сознание своей значимости? Проведем дискуссию - предлагаю для обсуждения две точки зрения - господина Крутого и господина Высокого. Слушаем вас, господин Крутой.
Слайд 3. Крутой. Я считаю, что самоуважение, достоинство появляются тогда, когда у человека хорошая одежда, классный мобильник, престижный автомобиль, когда он может позволить себе отдыхать за границей, ездить по миру, путешествовать. А если он трясется над каждой копейкой, никакого самоуважения не будет.
Классный руководитель. Иными словами, самоуважение зависит от материального положения человека: чем богаче, тем больше достоинства и самоуважения, и наоборот.
Кто еще разделяет такую точку зрения?
(Дети высказываются.)
Классный руководитель. Слушаем другую точку зрения, просим Вас, господин Высокий.
Высокий. Я хочу зачитать понятие из словаря: Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств. Уважать – относиться с уважением к кому-либо, чему-нибудь. Человека можно уважать за хорошие поступки, которые он проявляет по отношению окружающей природе. Человека можно уважать за хорошие поступки, которые он проявляет по отношению окружающей природе. Человека можно уважать за знания и умения. Самоуважение – уважение к самому себе. За что можно себя уважать? За то, что выполнил сложную работу, например, проект к конференции или победил в конкурсе. Можно себя уважать за то, что помог кому-нибудь: другу, маме, а может быть незнакомому человеку.
Классный руководитель. Таким образом, в каждом человеке изначально заложена некая ценность – моральный образ, и именно эту ценность в себе человек уважает и боится потерять. Кто хочет выступить в защиту этой точки зрения?
(Дети высказываются.)
Классный руководитель. Что значит - потерять самоуважение, уронить свое достоинство?
Крутой. Уронить себя - значит занизить свой уровень, например, носить только фирменную дорогую одежду и вдруг перейти на китайский ширпотреб или ездить на БМВ, а потом вдруг пересесть на трамвай. Или рядом с тобой вдруг появится кто-то круче тебя и станет тебя презирать за то, что у тебя нет иномарки.
Классный руководитель. Что к этому добавят сторонники господина Крутого?
(Дети высказываются.)
Итак, достоинство - это очень хрупкое и ненадежное качество: всегда рядом может оказаться кто-то, кто богаче и успешнее тебя, и от твоего достоинства не остается и следа.
А как считает господин Высокий? Что значит для человека уронить свое достоинство?
Высокий. И снова я хочу обратиться к энциклопедии: Уронить свое достоинство - значит потерять в себе человеческий облик, потерять ощущение этой ценности внутри себя. Без этого образа внутри человек становится безобразным. Он осознает только себя, теряет идеал, и тогда совершает плохие поступки: врёт, обижает слабых, пытается себя выгораживать любой ценой.
Классный руководитель. Хотят ли высказаться сторонники господина Высокого?
(Дети высказываются.)
Продолжаем дискуссию. Что значит сохранить свое достоинство?
Крутой. Всегда быть самым крутым.
Высокий. Не нарушать законов морали даже в мелочах: не воровать, когда все вокруг воруют, не сквернословить, когда все вокруг это делают, не курить, не пить, не употреблять наркотики, стараться не быть наглым, грубым, бесстыжим.
Классный руководитель. Предлагаю высказаться всем сторонникам и противникам этих двух точек зрения: Что есть достоинство человека?
(Дети высказываются.)
Еще один поворот темы - как соотносятся достоинство и самоуважение и уважение к другим людям?
Крутой. Если ты крутой, то и уважать будешь только таких, как ты, или тех, кто круче тебя. А других людей - за что их уважать, если они ничего не смогли в жизни добиться?
Высокий. Если ты уважаешь в себе моральные ценности, то сможешь это увидеть и в других людях, и через моральные ценности будешь судить о человеке, то есть будешь видеть в человеке то хорошее, что, может быть, он сам в себе не видит.
Классный руководитель. Какая точка зрения кажется вам правильной? Предлагаю высказаться всем желающим. Кто прав Крутой или высокий?
(Дети высказываются.)
Таким образом, есть правильное и неправильное самоуважение. Правильное основано на том, что человек осознает в себе высокую нравственную ценность и старается вести себя так, чтобы соответствовать этому образу, не оскорбить его в себе. Человек с правильным самоуважением способен по-настоящему уважать других людей, потому что и в них видит эту высокую ценность.
А неправильное самоуважение - когда человек видит только себя, хочет быть выше всех. Для него внешние атрибуты красивой жизни важнее, чем сам человек. При этом не может испытывать настоящего уважения к другим людям. Об этом говорил и Ф.М. Достоевский: «Безмерное самолюбие и самомнение не есть признак чувства собственного достоинства».
Итак,
Клик.
IV. Воспитывающая ситуация «Внутренний стержень»
Классный руководитель. Итак, Достоинство - совокупность высоких моральных качеств в самом себе - это внутреннее чувство человека, которое основано на самоуважении. О таких людях говорят, что у них крепкий внутренний стержень.
Вам было дано задание – найти ситуации, которые показывают достоинство человека...Ради того, чтобы не потерять это чувство, человек иногда идет на смерть.
Слайд 4.
Ситуация 1. - Должикова
Статья из интернета.….Позиции боевиков превратились в огненный ад. Радиоразведка ИГИЛ (запрещенная в России группировка «Исламское государство») вычислила одного из корректировщиков. К развалинам устремились толпы людей под черным флагом и окружили со всех сторон. Вдруг в открытом эфире зазвучала русская речь. Это произнес Александр Прохоренко, невысокий паренек с Южного Урала. Отличник-курсант, перспективный офицер и любящий муж. Он — тот самый корректировщик, о котором в американских и европейских газетах написали: русский герой стоял насмерть в Пальмире.
24 марта российские военные в Сирии официально заявили о гибели офицера сил специальных операций в боях под Пальмирой. По словам представителей Минобороны, спецназовец занимался наведением авиации и, оказавшись в окружении, вызвал огонь на себя. Позже стало известно, что погибший — 25-летний уроженец Оренбургской области Александр Прохоренко, выпускник Военной академии противовоздушной обороны.
«Александр вызвал огонь на себя, как это делали герои Великой Отечественной войны, отдал свою жизнь», — напоминает губернатор Юрий Берг. По мнению главы региона, помимо помощи семье необходимо назвать именем Александра Прохоренко улицу в Оренбурге.
Классный руководитель:
Как вы считаете, обладал ли Александр достоинством? Почему он так поступил?
Внутренний стрежень, чувство собственного достоинства обнаруживаются, когда человек стоит перед выбором - как поступить. И наша повседневная жизнь постоянно ставит нас в ситуации, когда нужно сделать такой выбор. (Читает.)
Ситуация 2. Скрипник
Была в 7 «А» девочка Катя Петрова - тихая, забитая, к тому же растяпа - вечно забывала то словарь, то ручку, то учебник.
Такая растяпа - самый подходящий объект для насмешек и издевательств. Больше всех в этом преуспели два друга - Димка и Серега. Каких только пакостей они для этой Кати не придумывали!
Однажды после урока физкультуры они закрыли ее в раздевалке, ехидно пожелав спокойной ночи и выключив свет.
Этот урок был последним, и ребята пошли домой. После обеда встретились во дворе и, давясь от смеха, представляли себе, как эта раззява колотится в дверь (окон в раздевалке не было), как уборщица или сторож ее выпускают, как плетется она домой. Но оказалось, что они многого не учли - спортзал находился в полуподвале, и никто туда до самого вечера не заходил. А сторож делал обход в 12 часов ночи, к этому времени родители Кати подняли на ноги всю полицию. Так что сторож, освободивший пленницу, сдал ее на руки участковому, который и проводил несчастную домой.
Утром в класс пришел директор вместе с классным руководителем. Они поставили Катю перед всем классом и потребовали, чтобы она назвала имена своих обидчиков - ими займется участковый полицейский.
Катя долго смотрела под ноги. Серега с Димкой сидели как на углях. Потом она подняла голову, на минуту встретилась глазами с Серегой и перевела взгляд на Димку. Друзья затаили дыхание.
- Я... не знаю, наверное, дверь сама захлопнулась, - тихо сказала она и, опустив голову, пошла к своей парте.
Серега и Димка сидели, не смея поднять глаза, но встать и признаться во всем у них не было сил...
Говорят, что после этого авторитет обоих друзей в классе пошатнулся, да и дружба их распалась. А вот Катю, наоборот, все стали очень уважать...
Классный руководитель. Что можно сказать о трех главных героях этого рассказа?
- Кто из них показал, что у него есть чувство собственного достоинства, уважение к себе и другим?
- Почему же Катя не выдала ребят? (Может быть, пожалела)
- Что она увидела в их глазах? (Страх, слабость.)
- Почему ребята не смели поднять глаз? (Не хватило мужества признаться, стыдно было перед Катей.)
- С каким чувством они в этот день пошли домой?
- Как им восстановить свой авторитет? (Признаться во всём в присутствии Кати, попросить у нее прощения.)
(Дети высказываются.)
Ситуация 3. Горноскуль
Молодой человек и девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
- Подожди, давай спросим что случилось. Может, ему нужна помощь? – сказала девушка.
-Не вздумай! Он грязный, подцепишь какую-нибудь заразу, ответил молодой человек, держа девушку за руку.
Отпусти, видишь у него кровь на брюках. Видимо, нога сломана!
- А нам- то что? Сам виноват. Наверное, работать не хочет. Ворует или попрошайничает. Зачем ему помогать.
- А я всё-равно подойду. – девушка вырвала свою руку.
-Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со всякими. Пойдём отсюда, - он попытался её увести.
- Да как ты можешь ему же больно.
Девушка подошла к мужчине.
-Что с вами?
-Я неудачно упал, и по-моему нога сломана, но я в городе недавно, поэтому не знаю где больница и к кому обратиться.
- Потерпите, я сейчас вызову скорую помощь.
- Дай мобильник я позвоню в «скорую», - обратилась она к парню. Тот промолчал.
Девушка вопросительно посмотрела на парня и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила от всей его позы и взгляда.
- Иди отсюда! И никогда мне больше не звони и не приходи. Я не хочу тебя знать!
-Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и пошла к телефонному аппарату. Мужчина окликнул её:
- Спасибо вам! Вы обязательно найдёте своё счастье.
Классный руководитель:
-Почему молодой человек отказался помочь?
-Как бы вы поступили в этом случае?
-Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Классный руководитель: Итак, давайте подведём итог нашего разговора. Три разные ситуации, что их объединяет? У каждого человека есть выбор как поступить.
А добавляет ли человеку достоинства сквернословие? - мой вопрос к крутому: Сквернословие повышает статус человека или понижает?
Ответ Высокого: Сегодня нередко можно встретить людей, которые уже не ругаются, а разговаривают матом. . Я порылся в интернете и выяснил, что эта вредная привычка - сквернословие – очень опасна для здоровья человека. Причём вредно не, только говорить, но и слушать матерные слова. Учёные провели такой эксперимент: возле семян растения арабидопсис они долгое время произносили матерные слова. В результате почти все растения погибли, а те, которые выжили, стали генетическими уродами. Влияние матерных слов учёные сравнили с радиоактивным облучением в тысячи рентген. Учёные установили, что матерные слова поражают гены человека, уничтожая его детей и внуков. То есть мат - это программа самоликвидации всего потомства этого человека.
Классный руководитель
Закончить обсуждение ситуаций я хочу стихотворением Б.Окуджавы.
Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент:
Созидается он столетиями, а утрачивается в момент,
Под гармошку ли, под бомбёжку ли, под красивую ль болтовню,
Иссушается, разрушается, сокрушается на корню.
Чувство собственного достоинства – вот загадочная стезя,
На которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,
Потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,
Растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.
Чувство собственного достоинства – это просто портрет любви.
Я люблю вас, мои товарищи, - боль и нежность в моей крови.
Что б там тьма и зло не пророчили. Кроме этого ничего
Не придумало человечество для спасения своего.
Классный руководитель: А теперь я предлагаю вам задание: Объясните значение выражений
Слайд 5.
1 Честь семьи (доброе имя)
2.Сражаться за честь (отстаивать человеческое достоинство)
3. Честное имя (незапятнанное)
4. Человек чести (гражданское достоинство)
5. Дело чести (дело, которое обязательно необходимо сделать)
6. Честь мундира, белого халата (репутация военного человека, врача).
7. Выйти с честью из затруднительного положения (то это означает, что вы поступаете мудро, сохраняя своё и чужое достоинство, находите достойный выход из трудного положения).
8. Суд чести (разбирательство чьей-либо вины, проступка не судебными органами, а членами какой-либо группы людей).
9. Пора или надо и честь знать ( то это означает, что ваш визит в какое-то место подошёл к концу и вам следует уходить).
10. Честь – это ( называют целомудрие, непорочность, девственность).(Честью называют почёт, уважение. Большая честь. Воздать, оказать честь кому-либо. Честь и слава героям).
11. Если вы говорите о ком-либо или о чём-либо невелика честь (то это означает, что вы считаете этого человека или объект не достойным уважения, не стоящим усилий, внимания и т. п.)
12. Если вы говорите (слишком) много чести кому-либо (значит, вы считаете, что этот человек не достоин, не заслуживает чего-либо).
13. Если военный человек отдаёт честь(то это означает, что он приветствует кого-либо по-военному, приложив руку к головному убору).
Клик. Так что же такое честь для каждого из нас?
Честь - моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение к самому себе или со стороны окружающих.
V. Упражнение на воспитание самоуважения
Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека в ситуацию выбора, когда нужно сделать что-то недостойное: думать или не думать, говорить или не говорить, делать или не делать. И принять правильное решение помогает очень простая фраза: «Это ниже моего достоинства!»
Пока вы не оказались в ситуации выбора, давайте потренируемся. Назовем это упражнением на воспитание самоуважения. Кто хочет испытать себя? Кто не побоится выполнить это упражнение?
Слайд 6. Ребята, я буду читать начало предложения, вы должны его закончить только одной фразой: «Это ниже моего достоинства!» Произнести эту фразу нужно тихо, но твердо и убедительно, чтобы вы сами себе поверили. (Обращаясь к детям по очереди, читает.)
• Хвастаться своими успехами...
• Выпячивать себя, превозносить себя...
• Отвечать оскорблением на оскорбление...
• Разглашать чужие тайны...
• Сплетничать, ябедничать
• Обсуждать отсутствующих...
• Воевать со стариками...
• Обижать слабых...
• Льстить сильному...
• Навязывать свою дружбу...
• Завидовать кому-то...
• Мстить за что-то...
• Отвечать злом на зло...
• Обижаться на критику...
• Принимать подачки...
• Пользоваться чужим трудом...
• Присваивать себе чужие заслуги...
• Слушать клевету на другого человека...
• Оскорблять девочек...
• Обижаться на слабого...
Спасибо, ребята, мне кажется, вы справились с заданием. Надеюсь, что в трудную минуту ваше достоинство поможет вам сделать правильный выбор.
VI. Заключительная беседа «Закон человечности»
Классный руководитель. Вы познакомились с разными проявлениями человеческого достоинства. Прочитайте, пожалуйста, слова немецкого философа Иммануила Канта, написанные на доске. (Читает.) «Достоинство - это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице».Жить по законам человечности - значит жить по правде, по совести. Только на основании этого закона могут появиться у человека и чувство собственного достоинства, и самоуважение.
Закончим наше общение стихотворением Ю.Левитанского «Каждый выбирает для себя»
Каждый выбирает для себя женщину, религию. Дорогу.
Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы – каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе шит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты – каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя.
VII. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Какие моменты классного часа произвели на вас наиболее сильное впечатление?
- Какая информация помогла укрепить уверенность в себе?
- Какие факты заставили задуматься? (Дети высказываются.)