СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта по теме "Разработка и использование межпредметных заданий "Математика-СБО" для подготовки обучающихся к самостоятельной жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме "Разработка и использование межпредметных заданий "Математика-СБО" для подготовки обучающихся к самостоятельной жизни"»





























1. Программа V образовательного форума, в рамках которого проводилась научно-практическая конференция «Пермский университет и пермская школа – 100 лет вместе»































2.Благодарственное письмо за выступление на региональной научно-практической конференции «Пермский университет и пермская школа – 100 лет вместе»







3. Текст выступления «Разработка и использование межпредметных заданий «Математика-СБО» для подготовки обучающихся к самостоятельной жизни»

В настоящее время возрос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Современное общество признает уникальность каждой личности и право индивидуума на сохранение и развитие своей уникальности. В том числе это относится и к детям с интеллектуальными нарушениями. В связи с этим остро стоит проблема с интеграцией таких детей в общество.

Социальная адаптация, т.е. приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия цели, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии не в состоянии сам выделить, усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности успешно реализовывать свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения детей с ОВЗ, но и средством компенсации первичного дефекта. Дети испытывают определенные трудности в процессе социализации и социальной адаптации.

О собо важную роль в процессе социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями играет предмет Социально-бытовая ориентировка. Особенно важно научить применять сформированные способности в повседневной жизни, учить рассуждать, делать умозаключения, а также развивать межличностные отношения.

Наши дети на уроках математики ежедневно решают примеры и математические задачи, но на уроках СБО прочесть десятичную или простую дробь в инструкции по использованию моющего средства, рассчитать, сколько надо этого средства, например, на 5 литров воды, если известно, сколько надо на литр, затрудняются. Для социальной адаптации очень важно скомпенсировать этот дефект. Без математики невозможно сосчитать стоимость покупки, приготовить блюдо по рецепту, рассчитать бюджет, оплатить коммунальные расходы.

Многолетняя практика подсказала необходимость составления задач, основанных на жизненном опыте и практической значимости, что позволяет повышать мотивацию познавательной деятельности, смысл их учебной работы становится понятнее.

Анализируя программу социально-бытовой ориентировки было решено идти через:

-установление четкой связи с окружающей действительностью для повышения интереса и мотивации;

- определение приоритетности учебных предметов с точки зрения их значимости в решении вопросов социальной адаптации;

-усиление межпредметных связей и создание интегрированных заданий

В коррекционной школе интегрирование решает следующие задачи:

- многократное обращение к одной и той же теме на разных уроках для более прочного усвоения полученного материала;

- для компенсации дефектов у детей с ОВЗ;

-повышение уровня социальной адаптации выпускников и лучшая подготовка их к самостоятельной жизни.

К роме того, с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов в практику обучения вводятся комплексные контрольные работы.

В нашей школе итоговая комплексная работа - это система заданий по СБО, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ПИСЬМУ, МАТЕМАТИКИ. Работа направлена на выявление уровня сформированности базовых учебных действий школьника. В комплексной контрольной работе планируется использование разнообразных форм заданий.

Разработанные и используемые в нашей работе межпредметные задания СБО - МАТЕМАТИКА являются одним из этапов подготовки к выполненению комплексных проверочных работ.

Мы в школе, 2 учителя СБО совместно с учителем математики разработали межпредметные задания, которые сейчас используем при подготовке к комплексным проверочным работам. Каждое задание показывает, как именно использовать знания в конкретной жизненной ситуации, в быту, при общении со знакомыми и незнакомыми людьми.















Сборник состоит из двух частей. Первая – само пособие по 13 темам согласно программе по СБО. Вторая часть – методические рекомендации для учителя и ответы и советы, что облегчает использование данного пособия. Сборник составлен в тесной связи с тематикой СБО, а содержание задач определяется содержанием жизненных ситуаций, которые рассматриваются программой СБО. Задания направлены на освоение вычислительных навыков, которые приходится использовать учащимся для усвоения социальных знаний, включают приемы работы с калькулятором, бытовыми весами, мерной посудой, календарем, часами, денежными знаками. Задания составлены с учетом умственного и психологического развития по уровням усвоения.

Основные задачи:

- дать такие доступные знания, умения и навыки, которые будут применяться в жизненных ситуациях;

- учить применять математические знания в решении конкретных практических задач, которые будут встречаться в дальнейшей жизни;

- использовать задания для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств учащихся с ОВЗ.

В зависимости от того, какие знания, умения и навыки будут отрабатывать с учащимися на уроках СБО, учитель математики при подготовке к уроку параллельно формулирует и задачи социальной адаптации. Вашему вниманию представляем задания по двум темам. «Жилище» - задачи социальной адаптации при изучении этой темы: повторить и закрепить математические знания, которые дадут возможность комфортно жить в домашних условиях, бережно относиться к собственности, пользоваться услугами различных жилищно-бытовых служб.

«Торговля» - повторить и закрепить математические знания, которые дадут возможность делать покупки, вступать в социальные взаимодействия, уметь вести хозяйство, делать выбор и видеть выгоду, обосновывать свой выбор.



10-11 сл. Вот пример заданий. Курсивом мы выделяли вопрос, который относится к предмету СБО. Эти задания можно использовать и на уроках математики и СБО.



Некоторые темы СБО почти не несут в себе необходимости математических знаний. Другие, напротив, требуют значительно большей работы на уроках математики. Мы уверены, что разработанные нами межпредметные задания помогут выпускникам нашей школы в самостоятельной жизни.







4.Рефлексивный отзыв