КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
СТАНИЦЫ КАЛНИБОЛОТСКОЙ
Конспект урока
Класс: 9
Предмет: русский язык
Обобщение по теме «Сложносочинённое предложение»
Образовательная технология: ТРКМ, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающие технологи
Учитель: Ряднова Надежда Алексеевна
Цель: 1) обобщить и систематизировать изученное по теме «Сложносочиненное предложение»;
2) развивать и совершенствовать речь учащихся;
3) воспитание чувства художественного вкуса, уважения и любви к родной природе. Оборудование: раздаточный материал,
Тип урока: ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ (с использов. технологии критического мышления)
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, распечатки текстов.
Ход урока:
I. Оргмомент .
Вступительное слово учителя. ( прослушивание композиции) Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Стою один среди равнины голой, А журавлей уносит вдаль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. (С.Есенин. ) О чем говорится в стихотворении? Какова тематика этого стихотворения? ( Тема: осень) Не каждому человеку дано оценить ту красоту, которая нас окружает. Но для поэта, художника природа - источник радости и вдохновения.
Есть ли в этих строчках сложносочиненные предложения? Найдите их.(синтаксический разбор,составить схемы)
-Ребята, какое это предложение? О чем мы сегодня будем говорить на уроке. Тема урока.
II. Словарно-орфографическая работа(групповая работа)
Дети выполняют с последующей проверкой. Задание: записать и указать виды словосочетаний, указать в них главные и зависимые слова, способ связи слов в словосочетаниях.
а) Примерять платье ( управление), кабинет директора ( управление), умирать от), горя ( управление), усмирённый зверь( согласование), жить дружно ( примыкание разговаривал улыбаясь ( примыкание).
Учитель задаёт вопрос:
- Что такое словосочетание? Чем оно отличается от предложения?
(словосочетание - это сочетание двух или более самостоятельных слов связанных между собой по смыслу и грамматически.)
(Предложение-это основная единица синтаксиса. В предложении оформляется мысль, которую говорящий ( пишущий) хочет сообщить слушающему (читающему).
3. Актуализация изученного материала.
1. «Восстановление схемы» (работа в парах).

СЛОЖНОЕ

… бессоюзное


Сложносочиненное …..
…. …. …….
- Обсудите в парах восстановленную схему. Озвучьте полученные результаты: СЛОЖНОЕ союзное бессоюзное Сложносочиненное Сложноподчиненное Соедин. Противит. Разделит. с о ю з а м и
2.Блиц-опрос: Всегда ли между частями ССП стоит запятая? Обоснуйте свой ответ.:
Какие значения выражаются между частями ССП? Обоснуйте свой ответ.
Можно ли менять местами части ССП? Обоснуйте свой ответ.
3.Работа в группах
Рабочий лист 1 группы..
Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП
Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длится недолго.
Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений
Иску(с/сс)тво может пер..жить врем..на упадка но оно вечно. Подл..жили огонь под г..товый к..стер и пламя з..пылало. Здесь кружились над поляной желтые и синие баб..чки бл..стали стр..козы и (не)умолчно тр..щали кузнечики.
Рабочий лист 2 группы.
Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП
Ветер подхватывает снег, скручивает в тугие, хлесткие спирали. Начинается метель.
Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений
То птица (из)под ног в..порхнет то красн..бокая л..сица в кусты цв..тущие нырнет. Д..рога торная сп..шит встр..чается с подру..ками и елки ч..лки ра..пустив кивают ей в..рхушками. Окунешься в воду и все пр..йдет!
Рабочий лист 3 группы.
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы или-или, то-то, ни-ни . Определите, какие смысловые оттенки они вносят в сложное предложение
… выскочит на поляну рябчик, … выйдет осторожно из чащи лось.
Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений
Со..нце еще раз в..глянуло (ис)подлобья на п..ля и в сиянье пот..нула вся смяте(н/нн)ая з..мля. Вскоре после в..схода наб..жала туча и брызнул к..роткий дождь. Тихо шепчутся б..резы да вет..р в..лнует хл..ба на нивах.
3.Работа с текстом
(1)8 сентября 2006 года. (2)Праздник для всего казачества, день, который яркой страницей войдет в историю Кубани и России.
(3)Казалось, сама природа благословляла людей на это событие: после нескольких пасмурных и неприятно холодных дней в Краснодаре вдруг стало светло и тихо. (4)Яркое безмятежное солнце наполнило теплым светом каждый уголок Екатерининского сквера. (5)Легкий ветерок ласково шелестел зеленой листвой деревьев, дополняя живым звучанием мелодии старинных казачьих маршей, наполнявших сквер. (6)Люди, заполнившие все аллеи и ближайшие к ним улицы, молчали, ожидая торжественного открытия памятника Екатерине Великой, подарившей черноморским казакам Кубань с ее необъятными просторами.
(7) Церемония открытия памятника практически полностью повторила сценарий событий столетней давности. (8)Сначала по центральной улице краевого центра прошли маршем сотни представителей Кубанского казачьего войска и курсанты краснодарских военных училищ.
(9)Затем на площадку перед монументом были торжественно внесены казачьи знамена, а также главные реликвии Краснодарского края и кубанского казачества: войсковое Евангелие XIX века, ларец с освященной землей Таманского полуострова и копия жалованной грамоты императрицы Екатерины II. (11)И так же величаво, как много лет назад, спало покрывало, открыв взорам людей фигуры императрицы и ее верных помощников - князя Потемкина и казачьих старшин.
(12) Фигура Екатерины II со скипетром и державой в руках возвышается на высоком пьедестале. (13)На выступающем карнизе, из-под золоченой короны, ниспадает длинный свиток из белого никеля, на котором золотым выпуклым шрифтом помещен полный текст грамоты от 30 июня 1792 года. (14)У подножия бронзовые фигуры светлейшего князя Г.А. Потемкина, первого кошевого атамана Сидора Белого, войскового судьи Антона Головатого и кошевого атамана Захария Чепеги. (15)Головатый читает грамоту, Белый слушает, а Чепега осеняет себя крестным знамением.
(16)О счастливом возвращении Кубани ее главного символа ровно в полдень все православные храмы края возвестили малиновым перезвоном колоколов.
4. Актуализация знаний, проверяющих языковую и лингвистическую компетенции
6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую в сложном предложении запятую между частями, связанными сочинительной связью.
У подножия бронзовые фигуры светлейшего князя Г.А. Потемкина, (1)первого кошевого атамана Сидора Белого, (2)войскового судьи Антона Головатого и кошевого атамана Захария Чепеги. Головатый читает грамоту, (3)Белый слушает, а (5)Чепега осеняет себя крестным знамением.
8. Замените словосочетание бронзовые фигуры (предложение 14), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
11. Среди предложений 2—5 найдите предложения с обособленным обстоятельством.
13. Среди предложений 12—15 найдите сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной и сочинительной).
7. Итог урока
Учитель выставляет оценки с комментарием.
8. Домашнее задание.
1. Придумать упражнение по теме «Сложносочинённые предложения» с заданием по типу упражнений в учебнике.
2. Составить текст на тему «Осень», используя сложносочинённые предложения.