Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Левженская средняя общеобразовательная школа»
Рузаевского муниципального района.
«Утверждено» Решение педсовета от «__»_____20___ г. Протокол № ___ Приказ № ____ От «___»______20___г. Директор школы __________ /Ф.И.О./ | «Утверждено» Заседание Метод.совета Протокол № ___ От «___»_______20___ г. Зам. директора по УВР _________ /Ф.И.О. / | «Согласовано» на заседании МО Протокол № _____ от «___»________ 20____г. ________ /Ф.И.О./ |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО геометрии(индивидуальное обучение)
на 2017__ - 2018__ учебный год
в __8____ -ом классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 8 класса разработана на 34 учебных часа ( 1 час в неделю).
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Стандарт основного общего образования по математике.
Стандарт основного общего образования по математике //Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов, Москва: «Вентана-Граф», 2008.
2. Геометрия. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы/Сост. Т.А. Бурмистрова – Москва: «Просвещение», 2014.
Рабочая программа соответствует базовому уровню подготовки школьников по Стандарту основного общего образования, конкретизирует содержание тем и даёт распределение часов по разделам курса.
Программа соответствует учебнику «Геометрия 7-9» для образовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. – М.: Просвещение, 2014 г.
Раздел I.Планируемые результаты освоения учебного материала
Программа обеспечивает достижение следующих результатов
освоения образовательной программы:
личностные:
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- Умение ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
-Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач;
- Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления
родовидовых связей;
- Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы;
- Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- Умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
- Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представления об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
-Умение работать с геометрическим текстом ( анализировать, извлекать необходимую информацию) , точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить
классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- Овладение навыками устных, письменных вычислений;
- Овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развивать пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- Усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- Умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
- Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Раздел II. Содержание тем учебного предмета
Повторение 1час
Основная цель- повторить материал 7 класса.
Тема 1. Четырехугольники 6 часов
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Основная цель - изучить наиболее важные виды четырехугольников – параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
· знать определения рассматриваемых четырехугольников; формулировки и доказательства теорем, выражающих признаки и свойства этих четырехугольников; определения симметричных точек
и фигур относительно прямой и точки;
· уметь: распознавать на рисунке и по определению четырехугольники; применять признаки в решении задач; строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией
Тема 2. Площадь 6 часов
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Основная цель - расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления
учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей
прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных
теорем геометрии - теорему Пифагора.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
· знать основные свойства площади, формулы площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировки теоремы Пифагора и обратной к ней теоремы;
· уметь применять их в решении задач.
Тема 3. Подобные треугольники 9 часов
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Основная цель - ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия
треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
· знать определения пропорциональных отрезков, подобных треугольников, формулировки и доказательства теорем, выражающих признаки и свойства подобных треугольников; определения синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника;
· уметь воспроизводить доказательства признаков подобия треугольников, доказывать основное тригонометрическое тождество, применять их в решении задач.
Тема 4. Окружность 7 часов
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак.
Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Основная цель - расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
· знать случаи расположения прямой и окружности; определение, свойство и признак касательной; определения центрального, вписанного углов, теорему о вписанном угле и следствия из нее;
какая окружность называется вписанной, описанной, теоремы о свойствах окружностей.
· уметь доказывать и применять их в решении задач.
Тема 5. Повторение 6 часов
Основная цель – повторить и систематизировать знания по курсу геометрии 8 класса
\
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса геометрии 8-го класса учащиеся должны уметь:
· пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
· распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
· изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
· вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур,
составленных из них;
· решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, изображения симметрии;
· проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
· решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Целью изучения курса геометрии в 8 классе является решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов, теорема
о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, давать обоснования выполняемых действий.
Программа направлена на достижение следующих целей:
_ овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
_ интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления,
интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
_ формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Специфика учебного предмета
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач, систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников.
Место в учебном плане
Поурочное планирование разработано в соответствии с учебным планом МБОУ «Левженская СОШ» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и на изучение геометрии также отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Учебно — методическое обеспечение (УМК)
.Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.
Геометрия: Рабочая тетрадь:8 кл./Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков, И.И.Юдина.- М.:Просвещение,2011
3.Зив Б.Г. Геометрия:дидакт.материалы:8 кл./Б.Г.Зив, В.М.Мейлер.- М.:Просвещение,2011
4.Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2011
Раздел III. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них |
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Проектная работа | Самостоятельная работа, ч. |
| Повторение | 1 | 1 | - | - | - | - | - |
| Четырехугольники | 6 | 4 | | 1 | | | 1 |
| Площадь | 6 | 4 | | 1 | | | 1 |
| Подобие треугольников | 9 | 6 | | 1 | | | 2 |
| Окружность | 7 | 5 | | 1 | | | 1 |
| Повторение | 5 | 3 | | 1 | | | 1 |
| Итого | 34 | | | | | | |
Раздел IV Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока |
по плану | фактически |
1 | Повторение | 1 | | |
| Четырёхугольники | 6 | | |
2 | Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Сумма внутренних углов многоугольника | 1 | | |
3 | Четырёхугольник. Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. | 1 | | |
4 | Трапеция. | 1 | | |
5 | Прямоугольник. Ромб, квадрат | 1 | | |
6 | Осевая и центральная симметрия | 1 | | |
7 | Контрольная работа №1 «Четырёхугольники» | 1 | | |
| Площадь | 6 | | |
8 | Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма | 1 | | |
9 | Площадь треугольника. | 1 | | |
10 | Площадь трапеции. | 1 | | |
11 | Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора. | 1 | | |
12 | Формула Герона. | 1 | | |
13 | Контрольная работа №2 «Площадь» | 1 | | |
| Подобные треугольники | 9 | | |
14 | Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. | 1 | | |
15 | Отношение площадей подобных треугольников. | 1 | | |
16 | Признаки подобия треугольников. | 1 | | |
17 | Средняя линия треугольника. | 1 | | |
18 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 1 | | |
19-20 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | 2 | | |
21 | Значения синуса, косинуса и тангенса стандартных углов. | 1 | | |
22 | Контрольная работа №3 Подобие треугольников» «Решение прямоугольных треугольников» | 1 | | |
| Окружность | 7 | | |
23 | Взаимное расположение прямой и окружности Касательная к окружности. | 1 | | |
24 | Градусная мера дуги окружности. Теорема о вписанном угле. | 1 | | |
25-26 | Четыре замечательные точки треугольника. | 2 | | |
27-28 | Вписанная и описанная окружности. | 2 | | |
29 | Контрольная работа №4 «Окружность » | 1 | | |
| Повторение | 5 | | |
30-32 | Повторение изученного в 8 классе | 3 | | |
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
34 | Итоговый урок | 1 | | |