Управление образования и воспитания
Администрации г.Стаханова
обучение рассказыванию
по картине
часть 2
Подготовила методист ГБ ДОУ ЛНР ЯСКСТ №6 «Золотой ключик»
Богачук Е.В.
г.Стаханов
2017 г.
Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина — это лишь эффективное средство, а главное на занятии — ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.
Модифицированная методика
Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской. Методика построена на принципах теории решения изобретательских задач ТРИЗ и направлена на формирование у детей умений воспринимать изображение через мнимые возможные ощущения от соприкосновения с различными объектами, воображаемые звуки, вкусы и ароматы и обучения передавать в связном высказывании.
Последовательность упражнений по этой методике может быть такой.
11. Выделение объектов, изображенных на картине: «Как настоящим исследователям вам все нравится изучать, рассматривать, слушать. Если так, то ваша рука может быстро и легко превратиться в зрительную (или слуховую) трубу. ее надо только составить так, чтобы образовалась трубка, и в дырочку можно было бы что-то увидеть (услышать). А теперь попробуем посмотреть в трубу и назвать только один любой предмет на картине, все равно большой он или маленький ».
2 Установление разного уровня взаимозависимостей между объектами: «Как прекрасно, что вы как исследователи уже умеете увидеть даже самую мелкую, самые незначительные вещь и назвать ее. Однако ничто не существует само собой. Все с чем связано. Попробуем соединить два любых предмета на картине между собой, определить их связь, почему они важны друг для друга ».
3. Представление объектов через восприятие их различными анализаторами: «Представьте, что наша картина необычная, которые к ней прилагаются специальные наушники (перчатки), через которые, когда их одеваете, вы можете услышать все звуки (коснуться чего-то ) на картине. Представим, что надели такие наушники, послушаем внимательно и скажем, что, какие звуки, слова вы услышали ».
Приемы обучения рассказыванию многообразны, методика их использования зависит от этапа обучения, от уровня умений детей, степени их активности и самостоятельности.
Этапы обучения рассказыванию по картине
младший дошкольный возраст:
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.
Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).
Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Занятие включает обычно две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ-образец педагога
Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.
Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом). Поэтому к его речи предъявляются особые требования: она должна быть четкой, лаконичной, ясной, выразительной.
После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — после картины «Кошка с котятами»).
В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.
средний дошкольный возраст:
Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.
Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение».
- Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.
• Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …
В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала»,— говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца. Рассказ-образец должен отвечать определенным требованиям (отражать конкретное содержание, быть интересным, коротким, законченным, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно).
Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов), можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.
старший дошкольный возраст:
Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей.
Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской.
Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А. А. Смирновой,
Подготовка к восприятию картины .
Детям предлагается для рассмотрения картины , которую они еще не видели. Картину не вносят в группу за ранние , ее показывают детям только после подготовки к восприятию .
Подготовить к восприятию можно с помощью следующих приемов .
Опора на опыт детей – беседа о том ,что с детьми происходило .
Опора на знание детей – краткая беседа , уточняющая какие либо знания детей , имеющих отношение к сюжету картины .
Использование небольших поэтических произведений , загадок.
Воспитатель может использовать несколько приемов . После подготовки к восприятию воспитатель произносит фразу - связку для плавного перехода к рассматриванию картины.
Рассматривание картины
Начинают рассматривать картину с более крупных персонажей , постепенно переходя на мелкие и не возвращаясь к рассмотренному . Если на картине нет крупных персонажей , то рассматривание начинается с персонажа который несет основную нагрузку , если же смысловая нагрузка персонажей одинакова , то начинают с того кто находится на переднем плане .
Приемы при рассматривании картины .
Вопросы
Работа над названием картины , кличками персонажей .
Типы вопросов для выяснения общего смысла картины.
Что вы видите на картине ? Например (на картине дети )
Что делают дети ? (Играют с матрешками )
Вопросы о главном персонаже с которого рассматривается картина .
Например а как играет М-К. М-К играет с матрешками , расставил чашки . Он хочет их покормить.
Вопросы требующие сопоставление фактов и простейшего вывода – это вопросы поискового характера : откуда, зачем, почему .
Эти вопросы заставляют детей думать ,размышлять, внимательно всматриваться в картину . Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому в большой степени способствуют развитию речи детей.
Вопросы для перехода от одного персонажу к другому . Итак , мы рассмотрели –как мальчик играет , а как девочка играет.
Вопросы для перехода за пределы изображенного – (что было до этого, что будет потом , вопросы о предшествующих и последующих событиях на изображенных на картине задаются в старшем возрасте. В младшей и средней группе такой тип вопросов формируют очень просто .
Как вы думаете , что говорит мальчик ?
Что говорит девочка?
Работа над названием картины .
Она проходит только после вопросов . В младшей и средней название говорит сам воспитатель .
В старшей и подготовительной группе детям предлагается самим придумать название картины или воспитатель предлагает детям из нескольких вариантов один более точный.
Ребята с именами и кличками .
В младшей и средней группе этот прием помогает приблизить персонажи к детям . В старшем дошкольном возрасте этот прием следует использовать редко, как правило дети придумывают имена : клички животных Детей нужно учить рассказывать о персонажах так , чтобы слушатели его сразу узнали . В конце рассматривания воспитатель говорит фразу , которой подводит итог .
Н-р. Сегодня мы узнали ,как Таня и Саша играют .
Рассказ воспитателя .
Это должен быть художественный рассказ а не простое перечисление объекта , поэтому к нему предъявляются следующие требования .
А) рассказ воспитателя должен быть длинным . Мл-ср. возраст –от 7 до 13 предложений . Старшие –подготовительные . 13-18 предложений .
Б) чтобы рассказ получился эмоциональным , в него включают фразы содержащие вопрос, восхищение, прямую речь .
В) предложения в рассказе должны идти в той последовательности , в которой шло рассматривание картины .
Г) если при рассматривании картины детей знакомили с новыми словами , то их желательно включить в рассказ .
Д) в средней группе рассказ должен быть доступен для повторения его детьми, так как через неделю по этой картине детей будут учить составлять рассказ. Вместо своего рассказа воспитатель может прочитать художественное произведение , которое подходит к содержанию картины. В этом случае требование к рассказу не учитывается .